студент
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
студент, кафедра Инженерного предпринимательства
Селевич Т.С., кандидат экономических наук, доцент кафедры Инженерного предпринимательства Национального исследовательского Томского политехнического университета
УДК 339.138
В последние годы спорт стал для нас не просто желанной необходимостью, в настоящее время – это неотъемлемая часть нашей жизни. Культивирование здорового образа жизни вышло на качественно новый уровень: сегодня стало модно «прокачивать» свое тело, а желание выглядеть спортивно и чувствовать себя подтянутым и здоровым занимает лидирующие позиции в списке приоритетов.
В связи с этим с каждым годом количество фитнес-клубов и тренажерных залов растет с геометрической прогрессией, ведь люди готовы платить деньги за то, чтобы выглядеть идеально. Открытие фитнес-центра сегодня – популярное и весьма прибыльное дело. Однако по этой же причине возникает вопрос: как привлечь большее число клиентов, не затратив при этом огромные суммы на рекламу и продвижение клуба? Как повысить свою конкурентоспособность на рынке услуг?
В данной статье мы попытаемся ответить на этот вопрос и познакомим вас с несколькими эффективными способами увеличения числа клиентов и повышения качества рекламы любого фитнес-клуба без лишних затрат.
Актуальность данного вопроса состоит в том, что фитнес-индустрия в настоящий момент находится на пике своей популярности (рис. 1). Для успешного развития фитнес-центра нужно учитывать не только внутреннее содержание оного, но и то, как его видят потенциальные клиенты. Именно поэтому грамотно разработанная маркетинговая программа является ключевым фактором, влияющим на продвижение фитнес-центра.
Целью данной статьи является анализ тенденций развития фитнес-индустрии в России, а также выявление некоторых малобюджетных способов продвижения центра фитнес-услуг.
Методологической основой исследования являются статьи и публикации по смежным темам. Так, например, в статье М. В. Ефремовой «Анализ российского рынка фитнес-услуг» рассматривается проблема эффективного развития фитнес-услуг в России и за рубежом. Также мы будем обращаться к статистическим данным, составленным авторами вышеуказанной статьи. Помимо этого, мы обратимся к статье Осокиной М. Н. «Современное состояние культуры здорового образа жизни…», в котором подробным образом расписаны тенденции развития фитнеса и здорового образа жизни вообще. В статье также были использованы данные О. Киселевой, директора по развитию «World Gym» в России, в одном из ее интервью.
Общие тенденции развития фитнеса в России.
На данный момент в России наиболее развит сегмент «премиум» фитнес-центров, в то время как на Западе преобладает эконом-сегмент. Какие существуют перспективы развития у различных фитнес-сегментов?
В России индустрия фитнеса начала свое развитие в премиальном сегменте. Спорт в середине 1990-х был самым модным трендом, неотъемлемой частью жизни человека, который стремился к самоидентификации. Люди за подобный способ самоопределения готовы были платить любые деньги. Именно поэтому изначально потенциал продвижения фитнес-индустрии был сосредоточен в платежеспособном сегменте. Когда же он себя исчерпывает, фитнес-индустрия «опускается» в сегменты «средний» и «эконом». На сегодняшний день наиболее иллюстративными являются показатели процентного соотношения сегментов фитнес-рынка в Москве и Московской области:
Эконом: 34%;
Low-cost: 22%;
Комфорт: 21%;
Бизнес: 16%;
Премиум и люкс: 7%.
Немаловажным будет также указать на принципы ценообразования в сфере фитнес-услуг, причины появления «разовых» клиентов, а также объяснить популярность приобретения годового абонемента.
Такая система членства в клубе (годовой абонемент) впервые возникла в фитнес-сфере на западном рынке. В России она остается пока наиболее актуальной, в то время как на Западе в настоящий момент преобладает система автоматических ежемесячных платежей.
Модель ежегодной оплаты имеет под собой веские основания для существования и реализации: для компании – это простота и удобство прогнозов продаж и управления ими, для клиентов – комфортный способ оплаты и дополнительная мотивация.
В фитнес-индустрии есть такой показатель – процент продлений. Его величина, в первую очередь, зависит от сегмента, в котором работает проект: в премиальном сегменте этот показатель выше, в экономичном – ниже. В среднем он колеблется от 40 до 70%. Этот показатель демонстрирует количество людей, возобновивших членство на следующий год. Естественно, у клуба есть костяк приверженцев – лояльных клиентов, занимающихся в клубе много лет.
Можно выделить следующие тенденции индустрии фитнес-услуг в России в настоящий момент:
- активный рост индустрии за счет регионов;
- фитнес становится массовым, перестает быть услугой для платежеспособных;
- фитнес перестал быть демонстрацией статуса, стал образом жизни;
- активное развитие в сторону «low cost» сегмента;
- развитие студийного формата: студии йоги, бега, танцев и др.;
- фитнес «вышел на улицу»: большое количество программ проводят на свежем воздухе, бег стал одной из форм ЗОЖ;
- в фитнес пришли пожилые люди: 10-15% клиентов фитнес-центров – люди старше 50 лет.
Экономичные способы продвижения фитнес-центра
Существует множество способов рассказать потенциальным клиентам о себе, привлечь их внимание и сделать так, чтобы из «разовых» посетителей они превратились в постоянных. Многие фитнес-клубы тратят большую часть своей прибыли на рекламу в СМИ и сотрудничество с другими компаниями, однако в данном случае принцип «дороже – значит, лучше» не совсем актуален. Привлечь новые лица в фитнес-центр можно и более бюджетными способами.
Самое главное в этом деле – не переусердствовать. Слишком много информации будет перегружать рекламу и станет причиной скорее неприятия, чем симпатии. Достаточно нескольких мотивирующих установок на обратной стороне листовок. Также в качестве полезной информации как для специалистов, так и для новичков подойдут интересные факты по теме правильного питания, таблицы соотношений параметров и многое другое.
Таким образом, мы рассмотрели тенденции фитнес-индустрии в России, а также ознакомились с процессом развития данной сферы в нашей стране с 1990х годов. Также мы рассмотрели несколько способов продвинуть свой фитнес-центр на рынке услуг, не затрачивая при этом большие суммы денег на рекламодателей и печать баннеров. Самое главное – заинтересовать клиента, дать ему полезную и емкую информацию о вас, не прибегая при этом к вирусной рекламе.
Рецензии:
8.04.2018, 9:39 Безпалова Анна Григорьевна
Рецензия: Статья "Фитнес-индустрия в России: тенденции и способы продвижения"
Орловского Р.Е. выдержана по структуре изложения, соответствует поставленной цели, имеет некоторый аналитический (исследовательский) материал, но, тем не менее, недостаточно полно раскрывает суть проблемы, заявленной в контексте самой работы. Даже на уровне студенческого исследования этого мало, особенно смущает библиографический список, самым поздним источником 2013 года. Возникает вопрос, неужели с 2013 года в фитнес-индустрии ничего не изменилось? Как можно ориентироваться на "Обзор российского рынка фитнес-услуг" в 2009 году?
Рекомендация: дополнить и обобщить результаты исследования Орловского Р.Е. и его научного руководителя Селевич Т.С. в соответствии с текущими исследованиями и обзором рынка фитнес-индустрии, расширив тем самым библиографический список статьи современными источниками, например, https://www.openbusiness.ru/biz/business/obzor-rynka-fitnes-uslug/
Статья не рекомендуется к публикации, так как отсутствует ее научная новизна и практическое применение. Используемые результаты исследований устаревшие и не соответствуют реальному состоянию фитнес-индустрии.
Безпалова Анна Григорьевна, доцент кафедры Маркетинга и рекламы РГЭУ (РИНХ).
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий