Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №55 (март) 2018
Разделы: Экономика
Размещена 19.03.2018. Последняя правка: 21.03.2018.
Просмотров - 2061

Проблемы финансирования социальной сферы в Республике Беларусь

Малахова Мария Андреевна

студент

УО "Полесский государственный университет"

студент

Левкович Вероника Михайловна, студент. Бухтик Марина Игоревна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье рассмотрены особенности финансирования социальной сферы в Республике Беларусь, а также применения зарубежного опыта к действующей практике.


Abstract:
In this article have been studed the features of financing the social sphere in the Republic of Belarus, as well as the application of foreign experience to the current practice.


Ключевые слова:
социальная сфера; медицинское страхование; зарубежный опыт; краудфандинг

Keywords:
social sphere; medical care insurance; foreign experience; craudfunding


УДК 336.572

Введение. Социальная сфера является одной из основных подсистем обще­ства, сложный, интегрированный объект, требующий правиль­ного понимания и представления. Она связана с человеком, его жизнедеятель­ностью, удовлетворением его разнообразных и разнонаправлен­ных интересов и потребностей.

Актуальность. Высокая значимость социальной сферы Республики Беларусь, отличительной чертой которой является социальная ориентированность, закрепленная на конституционном уровне. Именно поэтому необходимо уделять достаточное внимание расходам на  социальную сферу при составлении консолидированного бюджета, а также разработке и поиску новых возможных путей финансирования. Работа должна проводится с учётом требований современной экономики, как на национальном так и международном уровнях.

Целью исследования является рассмотрение проблем финансирования социальной сферы в Республике Беларусь.

Основная часть.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь главной целью развития страны на 2016-2020 гг. является повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, привлечения инвестиций и инновационного развития, следовательно необходимо отразить значимость финансирования социальной сферы, а также особенностей инновационного развития [1].

Консолидированный бюджет Республики Беларусь характеризуется высоким уровнем расходов на финансирование социальной сферы. Их доля в общем объеме расходов бюджета Республики Беларусь за последние 10 лет колеблется в пределах 40-50 %, данные приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Доля расходов на социальную сферу в общем объеме расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь и в объеме ВВП, за 2007 – 2016 гг., %

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [2, с. 385]

Исходя из данных таблицы 1 можно заметить, что в период 2007 – 2016 гг., расходы на финансирование социальной сферы Республики Беларусь имели тенденцию как к снижению, так и к увеличению. Так, в 2016 году по сравнению с 2007 годом, расходы на социальную сферу снизились на 7,1 процентных пункта. Однако, за последние 5 лет наблюдается увеличение финансирование социальной сферы в Республике Беларусь, что свидетельствует о повышении ее значимости.

Что касается расходов на социальную сферу по отношению к  ВВП, то их удельный вес за рассматриваемый период колеблется в пределах 11-25 %.

Расходы на социальную сферу в Республике Беларусь включают в себя:

- расходы на здравоохранение;

- расходы на образование;

- расходы на физическую культуру, спорт, культуру и СМИ;

- расходы на проведение социальной политики.

Далее, в соответствии с вышеприведенной классификацией, необходимо рассмотреть структуру расходов на социальную сферу в разрезе ее составных элементов. Структура расходов по таким направлениям, как здравоохранение, образование, физическая культура, спорт, культура, СМИ и социальная политика, в процентном соотношении к общему числу расходов на социальную сферу представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь на социальную сферу за 2012 – 2016 гг., в %


Примечание – Источник: собственная разработка на основе [2, с.390]

В соответствии с данными таблицы 2, наибольший удельный вес расходования бюджета в социальной сфере замечен в области образования, расходы на которое в 2016 году по сравнению с 2012 г. увеличились на 1 996,3 млн. рублей или на 76,9 %. Также расходы консолидированного бюджета увеличились на здравоохранение 94,1 % и составили 3 953,9 млн.рублей на конец 2016 года. А также увеличились расходы на социальную политику на  1 127,6 млн.рублей в 2016 году по сравнению с 2012 годом и составили 2 428,7 млн.рублей [3, с. 59]. С учётом проделанного анализа можно сказать, что расходы на образование в общих расходах консолидированного бюджета – один из самых крупных разделов расходов государственного бюджета, что является положительным моментом.

Хотя развитие социальной сферы в Республике Беларусь идет в соответствии с целями и задачами, которые были поставлены Президентом Республики Беларусь и Правительством нашего государства, однако существуют ряд проблем, которые не могут сразу решиться только с помощью принятия какого-
либо законодательного документа или дополнительным финансированием.

Что касается здравоохранения, то основной проблемой в этой сфере является недостаточное финансирование. Здесь стоило бы внедрить обязательную систему медицинского страхования в Республике Беларусь, как, например, в Германии. Ее стоило бы применить как минимум к трудоспособному населению, а для уязвимых слоев населения оставить бесплатной, например, для пенсионеров, инвалидов и детей. Отчисления было бы логичным производить с заработной платы в размере, установленном государством на законодательном уровне. Целесообразно было заключать данные страховки в государственных страховых компаниях, так как они  представляют систему государственных гарантий в области предоставления медицинской помощи гражданам.

Благодаря обязательному медицинскому страхованию трудоспособного населения вносимые страхователем суммы покрывали бы расходы  и, тем самым, стали бы одним из источников финансирования, что, в свою очередь, снизило бы нагрузку расходов бюджета в данной сфере. Средства, сэкономленные на здравоохранении, за счет внедрения обязательных медицинских страховок, могли бы быть  перенаправление на другие сферы. Вместе с ОМС в нашей стране следует развивать ДМС, которое является не обязательным, но, более полным. Оно предполагает дополнительные медицинские услуги, которые не включены в программы ОМС. Одной из главных причин недоступности добровольно страхования в Беларуси является стоимость полиса. Так как в цену полиса закладывается помимо стоимости услуг клиник ещё и процент страховой компании [4, с. 329].

Такая же ситуация в Республике Беларусь наблюдается и в области финансирования образования.

Если рассматривать опыт конкретных стран, то в области образования опыт Австрии может быть довольно полезным для Беларуси. Уровень австрийского образования ценится высоко. Эта страна является одним из лидеров в Европе по уровню образования, наилучшим образом удовлетворяющим требования предпринимателей, т.е. подготовка специалистов опирается на требования рынка в тех или иных профессиях. Поэтому главным ресурсом страны является ее высококвалифицированные рабочие [5]. При внедрении такой практики в нашей стране можно было бы сэкономить значительные бюджетные средства. Это происходит посредством значительного сокращения бюджетных мест на определённые невостребованные специальности. Несмотря на то, что постепенно в Беларуси сокращается набор на бюджетные места по таким специальностям, значительной экономии не наблюдается.

В настоящее время, когда средства бюджета ограничены, и для решения всех социальных проблем не хватает средств, появляется необходимость в аккумулировании ресурсов различных социальных групп для решения различных проблем, в т.ч. и социальных. Такое аккумулирование ресурсов получило название краудфандинг. Он представляет собой коллективное финансирование или участие в каком-либо проекте. Аккумулирование средств проводится через интернет на крауд-площадках. Существуют разные виды краудфандинговых площадок, в т.ч. благотворительной и социальной направленности [6]. Так, во многих странах краудфандинг призван решать такие социальные проблемы, как улучшение условий жизни инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей, поддержка ветеранов и пенсионеров. Такие платформы очень распространены в США, Европе, где необходимая сумма собирается за несколько часов, такая же ситуация наблюдается и  в России. В Беларуси есть крудфандинговые платформы, однако, среди населения еще не получили  широкого распространения. Это связано с рядом проблем:

1.  Финансовая неграмотностью населения;

2. Отсутствие необходимой законодательной базы, регулирующей работу в сфере краудфандинга;

3. Риск неверной идентификации (так как в основном площадкой для краудфандинга является Интернет,  то есть риск столкнуться с виртуальными мошенниками ,  которые могут использовать информацию о третьих лицах, без уведомления последних);

4. Качество проверки бизнес-проекта (проверка документов осуществляется исключительно краудфандинговой площадкой, инвесторы не вовлечены в данный процесс, соответственно, здесь могут возникнуть недопонимания и несоответствие ожиданиям инвесторов).

Также следует отметить, что составной частью социально-экономической политики является инновационная политика. Таким образом, наиболее перспективными направлениями в области развития экономики станут прорывные научные исследования и развитие сектора информационных технологий.

Белорусская экономика будет основываться на интеллекте. Такая модель предполагает наличие трех компонентов: полноформатное внедрение цифровых технологий, развитый неоиндустриальный комплекс и высокоинтеллектуальное общество.

Достижение запланированного уровня развития планируется в три стадии. На первой (2018—2020 годы) пройдет актуализация научно-технического потенциала Беларуси, на второй (2021—2030 годы) будут созданы условия для цифровой модернизации традиционных отраслей и определение точек роста наукоемкой экономики Беларуси.

Завершающий третий этап, который будет реализован в 2031—2040 годы, посвящен наращиванию компетенции в целевых сегментах интеллектуальной экономики и выходу на ведущие позиции в мире по этим направлениям [7].

Заключение.  Развитие социальной инфраструктуры повышает качество жизни населения, что является, в конечном счете, основой роста национальной экономики, а также укрепления социальной стабильности в обществе.

Библиографический список:

1. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 гг.
2. Статистический ежегодник: Статистический справочник / Нац. стат. Комитет Республики Беларусь. – Минск. - 2017, - 506 с.
3. Беларусь в цифрах: статистический справочник / Медведева, И.В. [и др.]; под общ. ред. И.В. Мадведевой – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2017 – 72 с.
4. Омарова, Э.А. Обязательное медицинское страхование (ОМС) и добровольное медицинское страхование (ДМС): сравнительный анализ, проблемы и перспективы развития/ Э.А. Омарова// Материалы конференции актуальные проблемы функционирования финансового механизма регионов Махачкала, 15 декабря 2016 г. - Дагестанский государственный университет, 2016.- С. 326-330.
5. Atlasmap [Электронный ресурс]/Австрия: социальное развитие страны. - Режим доступа: http://atlasmap.ru/index.php/spr/145212. - Дата доступа: 17.03.2018.
6. Myfin [Электронный ресурс] / Краудфандинг в Беларуси: площадки, перспективы, мировой опыт.-Режим доступа: https://myfin.by/stati/view/5478- kraudfanding-v-belarusi-ploshhadki-perspektivy-mirovoj-opyt.- Дата доступа: 17.03.2018.
7. Onliner [Электронный ресурс] / Технологии. – Режим доступа: https://tech.onliner.by/2017/12/05/belarus-18. – Дата доступа: 17.03.2018.




Рецензии:

19.03.2018, 19:57 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Бухтик М.И., Малаховой М.А. и Левкович В.М. сделана попытка рассмотреть особенности финансирования социальной сферы в Республике Беларусь. Заявлены также предложения по адаптации зарубежного опыта в действующей практике. Но цели исследования в целом не выполнены: 1) не выявлены особенности финансирования социальной сферы (для этого нужно сравнить соответствующий порядок в РБ и, допустим, в Финляндии); 2) не описан адекватно соответствующий зарубежный опыт (почему именно Германии и Австрии, а не той же Финляндии). А как его адаптировать и с каким ожидаемым финансовым эффектом вообще осталось за пределами статьи. Поэтому данная статья не рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.

20.03.2018 14:14 Ответ на рецензию автора Малахова Мария Андреевна:
Здравствуйте, то есть данную статью опубликовать будет невозможно?

19.03.2018, 21:39 Орлова Дазмира Васильевна
Рецензия: статья оформлена в соответствии с требованиями, иллюстрирована таблицами. может быть опубликована

20.03.2018, 16:22 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: Мария Андреевна! Считаю, что статью можно будет опубликовать, если изменить название (Например, «Проблемы финансирования социальной сферы в Республике Беларусь») и соответственно переформулировать цель – убрать «адаптация зарубежного опыта». С уважением, Яцкий С.А.
20.03.2018 20:20 Ответ на рецензию автора Малахова Мария Андреевна:
То есть просто отредактировать данную статью или прислать новую?

21.03.2018, 7:16 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: Мария Андреевна! Нужно просто отредактировать данную статью. С уважением, Яцкий С.А.
21.03.2018 22:22 Ответ на рецензию автора Малахова Мария Андреевна:
Спасибо. Отредактировано

22.03.2018, 15:58 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: Авторы переработали статью в соответствие со сделанными замечаниями. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх