УО "Полесский государственный университет"
студент
Самоховец Мария Павловна, доцент, кафедра финансов, Полесский государственный университет
УДК 336.5
Введение. Государственный бюджет играет важнейшую роль в функционировании всей страны и помогает решать серьёзные экономические и социальные проблемы. Актуальность данной темы в том, что изучение проблем расходования средств государственного бюджета имеет большое значение для экономики государства, так как с помощью расходов бюджета государство имеет возможность перераспределять национальный доход между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.
Консолидированный бюджет РБ за 2014 – 2016 год был исполнен с профицитом. В 2016 году его размер составил 1 204,3 млн. руб., или 1,3% к ВВП (за 2015 год – 1 594, 5 млн.руб. или 1,8% к ВВП). Сумма профицита государственного бюджета Республики Беларусь сравнима с профицитом бюджета стран .Евросоюза. В Дании этот показатель достиг значения 1,5% ВВП, Люксембурге –1,4%ВВП.[1] С каждым годом наблюдается тенденция увеличения расходов государственного бюджета (рисунок 1) .
Рисунок 1– Динамика расходов консолидированного бюджета 2013-2016 год, млн. руб.
Примечание – Источник: Собственная разработка на основании [1]Изучив данные рисунка 1 можно сделать вывод, что в период с 2013 – 2016 гг. расходы консолидированного бюджета возросли на 45% с 18 780 млн. руб. (в 2013 году) до 27 322 млн. руб. (в 2016 году). Расходы консолидированного бюджета в 2016 году профинансированы на 9,1% выше уровня 2015 года в номинальном выражении. Относительно ВВП расходы бюджета за 2016 год увеличились на 0,2 п.п. по сравнению с 2015 годом и составили 29,0%.
Рисунок 2 – Структура расходов консолидированного бюджета по функциональной классификации в 2016 г., %
Примечание – Источник: Собственная разработка на основании [1]
Рассматривая структуру расходов консолидированного бюджета по функциональной классификации (рис. 2), можно сделать вывод о том, что наибольший удельный вес в структуре расходов занимают расходы на общегосударственную деятельность и составляют 25,3% от общей суммы расходов консолидированного бюджета, образование (17%) и национальную экономику (16%).
Примечание – Источник: Собственная разработка на основании [1]
Изучив динамику расходов по функциональной классификации по рис. 3, можно отметить, что в течение периода 2014-2016 гг. увеличились расходы на общегосударственную деятельность, национальную оборону, судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, национальную экономику, здравоохранение, физическую культуру, спорт, культуру, средства массовой информации, образование и социальную политику. В 2016 году расходы на общегосударственную деятельность увеличились по сравнению с 2014 годом на 45 %, на национальную экономику – на 26% и на здравоохранение – на 33%, что нельзя сказать об охране окружающей среды и жилищно-коммунальных услугах и жилищном строительстве. В течение периода с 2014-2016 гг. заметно наблюдается уменьшение финансирования за счет средств консолидированного бюджета.
В необходимых объемах из государственного бюджета государством осуществляется финансирование государственных программ и мероприятий. Это более 16 млрд. рублей бюджетных средств, которые направлены на реализацию принятых на пятилетку программ в области здравоохранения и демографической безопасности, образования и молодежной политики, на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, развитие аграрного бизнеса, строительство жилья и иные. Из государственного бюджета в 2016-2020 году запланировано выделение средств на проведение следующих государственных программ:
1..Государственная программа о социальной защите и
содействии занятости населения на 2016 – 2020 годы;
2. Государственная программа ”Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь“ на 2016 – 2020 годы и т.д.[2]
Финансирование в рамках государственных программ позволяет обеспечивать увязку расходов бюджета с конкретными программными мероприятиями, а также дает возможность оценить достижение целей, задач и запланированных результатов реализации госпрограмм.
Рисунок 4 - Экономическая классификация расходов консолидированного бюджета, в % к итогу
Примечание – Источник: Собственная разработка на основании [1]
Изучая экономическую классификацию (рис. 4), можно отметить, что в период с 2013-2016 гг. значительная часть бюджетных средств была направлена на выплату заработной платы и взносов (отчислений) на социальное страхование работников бюджетного сектора. В 2016 году было направлено на заработную плату и взносов (отчислений) на социальное страхование8 323,3 млн. руб., что в номинальном выражении на 6,4% больше по сравнению с прошлым годом и на 25% с позапрошлым. На капитальные расходы было направлено в 2016 году 12,7% всех расходов. По сравнению с 2015 годом капитальные расходы уменьшились на 4,2% в номинальном выражении, с 2014 годом – на 20,5%. Платежи по погашению и обслуживанию государственного долга в 2016 году осуществлены в эквиваленте на сумму 7,1 млрд. рублей, из которых основная часть – 3,2 млрд. долларов США пришлась на выплаты по валютному госдолгу. Источниками рефинансирования долга стали два транша кредита Евразийского фонда стабилизации и развития в общей сумме 800 млн. долларов США, а также средства, привлеченные на внутреннем финансовом рынке, в эквиваленте 3,0 млрд. рублей.
В целях дальнейшего стабильного развития экономики Республики Беларусь следует придерживаться политики профицита государственного бюджета. Для оптимизации бюджетных расходов на перспективу Республики Беларусь государством определено:
Таким образом, в ближайшей перспективе определены такие направления оптимизации расходов государственного бюджета, при котором достигается наилучшая ситуация в социальной и экологической сфере, а также экономики Республики Беларусь в целом.
Рецензии:
25.03.2018, 18:08 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Самоховец М.П и Логвинович А.Э. на основе соответствующих данных рассмотрено современное состояние расходов бюджета Республики Беларусь. Сделан некоторый анализ их состава, структуры и динамики в период 2013-2016 гг. Авторы сделали ряд предложений, которые могут усилить положительное влияние расходов республиканского бюджета на макроэкономическую стабилизацию Республики Беларусь. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий