Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №55 (март) 2018
Разделы: Экономика
Размещена 24.03.2018. Последняя правка: 25.03.2018.
Просмотров - 2124

Тенденции расходования бюджетных средств в Республике Беларусь

Будник Карина Ивановна

УО "Полесский государственный университет"

студент

Самоховец Мария Павловна, доцент, кафедра финансов, Полесский государственный университет


Аннотация:
В данной научной статье на основе исследования тенденций расходов государственного бюджета в Республике Беларусь рассмотрены основные направления расходования средств государственного бюджета, а также их экономическая и функциональная классификация. В результате проведения исследования определены основные пути увеличения профицита государственного бюджета Республики Беларусь ,т.к. это один из наиболее оптимальных способов повышения экономического роста и достижения стабильного развития страны.


Abstract:
In this scientific article, based on the study of trends in state budget expenditures in the Republic of Belarus, the main directions of spending the state budget funds, as well as their economic and functional classification, are considered. As a result of the study, the main ways to increase the surplus of the state budget of the Republic of Belarus are identified, because. this is one of the most optimal ways to increase economic growth and achieve stable development of the country.


Ключевые слова:
расходы; государственный бюджет; государственная программа; государственный долг; профицит; дефицит

Keywords:
expenditures; state budget; state program; state debt; surplus; deficit


УДК 336.5

Введение. Государственный бюджет играет важнейшую роль в функционировании всей страны и помогает решать серьёзные экономические и социальные проблемы. Актуальность данной темы в том, что изучение проблем расходования средств государственного бюджета имеет большое значение для экономики государства, так как с помощью расходов бюджета государство имеет возможность перераспределять национальный доход между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

Консолидированный бюджет РБ за 2014 – 2016 год был исполнен с профицитом. В 2016 году его размер составил 1 204,3 млн. руб., или 1,3% к ВВП (за 2015 год – 1 594, 5 млн.руб. или 1,8% к ВВП). Сумма профицита государственного бюджета Республики Беларусь сравнима с профицитом бюджета стран .Евросоюза. В Дании этот показатель достиг значения 1,5% ВВП, Люксембурге –1,4%ВВП.[1] С каждым годом наблюдается тенденция увеличения расходов государственного бюджета (рисунок 1) .


Рисунок 1– Динамика расходов консолидированного бюджета 2013-2016 год, млн. руб.

Примечание – Источник: Собственная разработка на основании [1]Изучив данные рисунка 1 можно сделать вывод, что в период с 2013 – 2016 гг. расходы консолидированного бюджета возросли на 45% с 18 780 млн. руб. (в 2013 году) до 27 322 млн. руб. (в 2016 году). Расходы консолидированного бюджета в 2016 году профинансированы на 9,1% выше уровня 2015 года в номинальном выражении. Относительно ВВП расходы бюджета за 2016 год увеличились на 0,2 п.п. по сравнению с 2015 годом и составили 29,0%.

Рисунок 2 – Структура расходов консолидированного бюджета по функциональной классификации в 2016 г., %

Примечание – Источник: Собственная разработка на основании [1]

Рассматривая структуру расходов консолидированного бюджета по функциональной классификации (рис. 2), можно сделать вывод о том, что наибольший удельный вес в структуре расходов занимают расходы на общегосударственную деятельность и составляют 25,3% от общей суммы расходов консолидированного бюджета, образование (17%) и национальную экономику (16%).


Рисунок 3 ­- Динамика расходов консолидированного бюджета по функциональной классификации в 2014 -2016гг., млн. руб.

Примечание – Источник: Собственная разработка на основании [1]

Изучив динамику расходов по функциональной классификации по рис. 3, можно отметить, что в течение периода 2014-2016 гг. увеличились расходы на общегосударственную деятельность, национальную оборону, судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, национальную экономику, здравоохранение, физическую культуру, спорт, культуру, средства массовой информации, образование и социальную политику. В 2016 году расходы на общегосударственную деятельность увеличились по сравнению с 2014 годом на 45 %, на национальную экономику – на 26% и на здравоохранение – на 33%, что нельзя сказать об охране окружающей среды и жилищно-коммунальных услугах и жилищном строительстве. В течение периода с 2014-2016 гг. заметно наблюдается уменьшение финансирования за счет средств консолидированного бюджета.

В необходимых объемах из государственного бюджета государством осуществляется  финансирование государственных программ и мероприятий. Это более 16 млрд. рублей бюджетных средств, которые направлены на реализацию принятых на пятилетку программ в области здравоохранения и демографической безопасности, образования и молодежной политики, на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, развитие аграрного бизнеса, строительство жилья и иные. Из государственного бюджета в 2016-2020 году запланировано выделение средств на проведение следующих государственных программ:

1..Государственная программа о социальной защите и 
содействии занятости населения на 2016 – 2020 годы;

2. Государственная программа ”Здоровье народа и   демографическая  безопасность Республики Беларусь“ на 2016 – 2020 годы и т.д.[2]

Финансирование в рамках государственных программ позволяет обеспечивать увязку расходов бюджета с конкретными программными мероприятиями, а также дает возможность оценить достижение целей, задач и запланированных результатов реализации госпрограмм.

Рисунок 4 ­- Экономическая классификация расходов консолидированного бюджета, в % к итогу

Примечание – Источник: Собственная разработка на основании [1]

Изучая экономическую классификацию (рис. 4), можно отметить, что в период с 2013-2016 гг.  значительная часть бюджетных средств была направлена на выплату заработной платы и взносов (отчислений) на социальное страхование работников бюджетного сектора. В 2016 году было направлено на заработную плату и взносов (отчислений) на социальное страхование8 323,3 млн. руб., что в номинальном выражении на 6,4% больше по сравнению с прошлым годом и на 25% с позапрошлым.  На капитальные расходы было направлено в 2016 году 12,7% всех расходов. По сравнению с 2015 годом капитальные расходы уменьшились на 4,2% в номинальном выражении, с 2014 годом – на 20,5%. Платежи по погашению и обслуживанию государственного долга в 2016 году осуществлены в эквиваленте на сумму 7,1 млрд. рублей, из которых основная часть – 3,2 млрд. долларов США пришлась на выплаты по валютному госдолгу. Источниками рефинансирования долга стали два транша кредита Евразийского фонда стабилизации и развития в общей сумме 800 млн. долларов США, а также средства, привлеченные на внутреннем финансовом рынке, в эквиваленте 3,0 млрд. рублей.

В целях дальнейшего стабильного развития экономики Республики Беларусь следует придерживаться политики профицита государственного бюджета. Для оптимизации  бюджетных расходов на перспективу Республики Беларусь государством определено:

  1. Увеличение налоговых поступлений в государственный бюджет;
  2. Повышение контроля в области  налогового администрирования и деятельности в сфере соблюдения налогового законодательства;
  3. Перевод плательщиков НДС с ежеквартальной на ежемесячную уплату этого налога;
  4. Стимулирование органов местного управления и самоуправления к наращиванию собственной доходной базы и оптимизации расходов бюджета путем определения размера дотаций.[2]

Таким образом, в ближайшей перспективе определены такие направления оптимизации расходов государственного бюджета, при котором достигается наилучшая ситуация в социальной и экологической сфере, а также экономики Республики Беларусь в целом. 

Библиографический список:

1. Аналитические доклады «О состоянии государственных финансов Республики Беларусь»//Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/yd2014.pdf/ Дата доступа: 14.03.2018
2. Основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на 2018-2020 годы// Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь / [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/gos-progr-2016-20-ru/ Дата доступа :14.03.2018




Рецензии:

25.03.2018, 18:08 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Самоховец М.П и Логвинович А.Э. на основе соответствующих данных рассмотрено современное состояние расходов бюджета Республики Беларусь. Сделан некоторый анализ их состава, структуры и динамики в период 2013-2016 гг. Авторы сделали ряд предложений, которые могут усилить положительное влияние расходов республиканского бюджета на макроэкономическую стабилизацию Республики Беларусь. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх