учитель начальных классов
Самарский государственный педагогический университет
студент
Гоннова Наталья Викторовна, кандидат филологических наук, Самарский государственный педагогический университет
УДК 37.026.8
Введение: Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является развитие речи. Работа над правильностью речи является одним из основных направлений учебно-методической деятельности учителя по совершенствованию речевой культуры младших школьников. Это практическое обучение русскому языку, обучение и посредством специальных упражнений, путём предупреждения и исправления ошибок, обучение литературным формам речи. Одной из главных задач современной школы является подготовка выпускника школы, который умел бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать не только чужую, но и свою речь. Своевременное формирование грамматической компетенции ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития.
Психологический анализ ребенка младшего школьного возраста показывает, что его ведущей деятельностью является игра, поэтому её рекомендуют использовать как один из основных приёмов в формировании грамматического строя речи. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении необходимых словоформ [4,c.5].
Цель: анализ эффективности использования дидактической игры как средства развития грамматической речи детей младшего возраста.
Задачи:
Развитие грамотной речи младших школьников, увеличение словарного запаса, знакомство с богатствами родного языка – это главные элементы формирования личности, освоение выработанных ценностей культуры общества, в котором развивается ребенок. На уроках русского языка младшие школьники учатся правильно высказываться, выражать свои мысли благодаря устной и письменной речи. Особенностью устной речи младших школьников проявляется в неумении строить речь в определенной композиционной форме без наводящих вопросов. Письменная речь также имеет свои особенности в построении фраз, в отборе лексики, в использовании грамматических форм [1, c.30-39].
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в содержании работы по развитию речи младших школьников выделяют несколько основных направлений: формирование представления о речи и требованиях к ней, совершенствование умений в области культуры речи (произношения, словаря и грамматического строя речи), развитие связной речи. Речь можно назвать правильной при соблюдении в ней действующих норм литературного языка (орфоэпических, словообразовательных, лексических, синтаксических, орфографических и пунктуационных). Хорошая грамотная речь характеризуется содержательностью, логичностью, точностью, выразительностью, ясностью и чистотой речи [2, c. 3-5].
Вопрос активизации деятельности учащихся в процессе изучения русского языка представляет собой актуальную проблему, которую изучают учёные - исследователи, методисты, и учителя. Дидактическая игра позволяет повысить активность, самостоятельность и заинтересованность учеников в процессе познания, делает учебную деятельность личностно значимой, облегчает процесс приобретения новых знаний и умений. В процессе игры ребёнок увлекается и не замечает, что выполняет учебные задания, которые для многих, в частности для учеников 1 и 2 классов, вызывают не интерес, а негативные эмоции, а они, способствуют снижению познавательной активности и трудоспособности. Одна из важных ролей занимательных дидактических игр состоит в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей. В современной литературе приводятся различные системы и классификации дидактических игр. В результате анализа различных видов дидактических игр, мы выделили классификацию игр А.И.Сорокиной. Она делит дидактические игры на несколько видов: игры-поручения, игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения.
При анализе использования дидактических игр на уроках русского языка, учитель должен соблюдать несколько основных требований. Во-первых, игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, требованиям стандарта. Во-вторых, игры должны строиться с учетом психологических возрастных особенностей детей и их подготовленности. В третьих, игры необходимо подбирать на определённом дидактическом материале. При планировании включения в учебный процесс дидактической игры, учитель должен соблюдать все её требования, именно тогда, учебная цель будет достигнута [5, c.10].
Таким образом, дидактические игры на уроках русского языка в начальных классах являются эффективным средством закрепления грамматических навыков, благодаря их динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз тренировать ребенка в повторении нужных словоформ различными способами.
Рецензии:
29.03.2018, 17:20 Рукавишникова Екатерина Леонидовна
Рецензия: Рецензия. Рецензент: Рукавишникова Екатерина Леонидовна-канд.пед.наук. Статья "Формирование грамматической правильности речи у младших школьников посредством дидактической игры" Исаевой Ксении Владимировны очень актуальна. Изложение статьи логично и захватывает, но автор не успев раскрыть хоть какой-то сути, вдруг переводит свое повествование к УКАЗАНИЯМ (предпоследний абзац). Никому не нужно долго доказывать, что в игре ребенок обучается более активно и результативно, Но где пример игр, связанных с формированием речи? А в начале статьи было заявлено, что она полезна и для родителей. Что может почерпнуть из этого обрывка на тему...родитель младшего школьника? Опишите хоть какой-то опыт использования дидактической игры, а затем приведите статистику эффективности использования этого метода, вот тогда и состоится Ваша статья. Статья требует доработки.
30.03.2018, 6:23 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Представленная информация не отвечает требованиям научной статьи. Заявленные задачи исследования не реализованы, поскольку автор ничего не анализирует. Непонятно, зачем ставить четыре задачи, если цель исследования совпадает с последней. Не представлены также авторские элементарные обобщения по проблеме, к тому же в выводах – цитата Т.Дубовой. Рекомендую автору сначала проработать теоретико-методические основы проведения научного исследования и оформления их в виде научной статьи. В таком варианте статья не рекомендуется к публикации.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий