Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №56 (апрель) 2018
Разделы: Экономика
Размещена 03.04.2018. Последняя правка: 05.04.2018.
Просмотров - 5248

УСТОЙЧИВЫЕ НЕФОРМАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Краснов Андрей Игоревич

бакалавр

Воронежский государственный технический университет

Студент группы Э-141 кафедры экономики и управления на предприятии машиностроения

Краснов К.И., студент группы Э-141 инженерно-экономического факультета, Воронежский государственный технический университет. Родионова В.Н., доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления на предприятии машиностроения, Воронежский государственный технический университет


Аннотация:
В данной статье была рассмотрена сущность устойчивых неформальных институтов, оказывающих существенное влияние на функционирование экономики страны в целом. Благодаря своему неоднозначному влиянию на экономический сектор, проблема существования неформального сектора, на данный момент, актуальна для большинства современных государств, начиная от индустриальной России, заканчивая постиндустриальными странами Европы и США. Особое внимание уделяется проблеме неформальных институтов в России. Анализируются положительные и отрицательные эффекты воздействия данных институтов в нашей стране. Рассматривается степень занятости населения в неформальном секторе, а также рекомендации по его регулированию.


Abstract:
In this article, we examined the essence of stable informal institutions that have a significant impact on the functioning of the country's economy as a whole. With the help of this ambiguous influence on the economic sector, the problems of this informal sector, at the moment, are relevant for most modern states, from industrial Russia to the post-industrial countries of Europe and the USA. Particular attention is paid to the problems of informal institutions in Russia. The positive and negative effects of these institutions in our country are analyzed. The degree of employment of the population in the informal sector is examined, as well as recommendations for its regulation.


Ключевые слова:
неформальная занятость; институты; недобросовестное поведение; формальные правила

Keywords:
informal employment; institutions; unscrupulous behavior; formal rules


УДК 331.5

Понятие института как совокупности ролей и статусов, необходимых для удовлетворения различных потребностей, было заимствовано экономистами из социологии.

В теории социологии принято выделять два вида институтов-правил: формальные и неформальные. 

Также, в качестве отдельной разновидности иногда выделяют общепринятые правила  то есть, тот определенный набор традиций, обычаев, от которых отталкивается большинство экономических агентов определенной группы. К этим правилам, к примеру, можно отнести: методы финансового анализа, применяемые биржевыми игроками, преобладающие инфляционные ожидания и т. д.

Институты-правила представляют собой пример эволюционно-устойчивых стратегий. К формальным правилами можно отнести законы, устанавливаемые государством, к примеру уголовный или гражданский кодекс. [6] Основным различием между формальными и неформальных правилами заключается в степени проявления. Эта степень проявления, например, в случае формальных правил заключается в их писаном характере и наличием специальных органов, контролирующих их выполнение.

Неформальные правила — это неписаные обычаи, традиции и т. д. сложившееся с течением времени в определенном обществе, например, правила этики, религиозные обычаи и идеологические установки.[2]

Важность неформальных правил заключается в том, что одни и те же формальные правила в разных обществах могут проявляться по-разному, а значит, приводят к различным последствиям. Также можно заметить, что полное изменение формальных правил в результате войн и социальных потрясений в большинстве своем не приводит к полному изменению системы неформальных правил. Ярким примером может послужить история СССР, где после полной замены формальных правил остались неформальные правила христианского мировоззрения.

Создание неформальных правил в обществе связывают с опытом успешного решения проблем в прошлом, которое укоренилось с течением времени, приобретя статус правила. Неформальные правила тесно переплетены с культурой, рассматриваемой как набор определенных ценностей и мировоззрений в обществе. Культура определяет способ интерпретирования информации, взятая из одного источника информация будет рассматриваться совершенно по разному в различных обществах с отличной культурой.

Неформальные правила, в первую очередь, ограничивают людей в тех областях экономической жизни, где отсутствуют формальные правила. Это связано с несколькими причинами, такими как  отсутствие формальных правил, общий характер формальных правил или с  нецелесообразностью формальных правил.

Отсутствие формальных правил.

Неформальные правила являются единственным регулятором отношений в безгосударственных обществах, а при наличии государства, в тех областях, где формальные правила еще не до конца выработаны.[3]

Неформальные правила в безгосударственных обществах активно изучаются учеными на примере первобытных Африканских племен. Примером  жизни цивилизованного общества можно привести отношенческие контракты, определяющие экономические взаимоотношения внутри фирмы. Сами отношенческие контракты в данном примере, являются видом неформальных правил, действующих в тех областях, где не может быть формальных правил.

Общий характер формальных правил.

Общий характер формальных правил часто требует дополнительных разъяснений относительно их применения. Неформальные правила в данном случае служат инструментом интерпретации формальных правил. Для примера можно взять правила деловой этики, объясняющие правила поведения в определенных ситуациях.

Нецелесообразность формальных правил.

Формальные правил  имеют тенденцию к устареванию, в связи, с изменением внешних условий, из-за этого они часто становятся невыгодны большинству экономических агентов. В данной ситуации, неформальные правила вытесняют формальные. Для примера можно взять экономическую жизнь Перу, где одновременно сосуществуют формальные и неформальные права собственности на землю, но при этом фактически экономические взаимодействия людей устанавливаются последними.

Работоспособность неформальных правил, в данной ситуации, обеспечивается социальными санкциями, накладываемыми на членов социума нарушающих установленные неформальные правила поведения. Примером накладываемых социальных санкций можно привести остракизм, предполагающий исключение человека из общества или его бойкотирование. Приверженность неформальным правилам укоренилась у людей с первобытных времен.

 В этой связи с эти Марголисом была предложена модель двойной полезности, содержащая S-предпочтения, описываемые обычной функцией личных интересов, и G-предпочтения, имеющие чисто социальный характер.[1]

Главным преимуществом неформальных правил, во-первых, является их быстрая адаптивная приспосабливаемость к изменениям внешней среды. Во-вторых, возможность применения различных санкций в каждом конкретном случае.

При изучении достоинств неформальных правил, сразу становятся видны их недостатки.

Для неформальных институтов не существует официальных трактовок, как в случае с формальными правилами, они по своей структуре имеют двойные стандарты и дискриминационный характер.

Проблема интерпретации неформальных правил стоит особенно остро в тех случаях, когда сталкиваются люди разных культур и возраста.[4]

Также, социальные санкции становятся неэффективны в случает, если человек не боится их, в случае когда девиантное поведение принесет больше прибыли. Так же, неформальные правила меняются под изменениями внешней и внутренней политики государства, начинают носить дискриминационный характер.

К сожалению, в настоящее время функционирование только неформальных правил не возможно. В настоящий момент, социальные и экономические отношения становятся все менее персонифицированными. Из-за анонимности отношений неформальные правила начинают терять свою первоначальную силу. Чем более развито общество, тем менее эффективны неформальные институты. Чем шире общество с одинаковыми неформальными правилами, тем более различны трактования этих правил, они становятся менее эффективны.

Преимущества формальных институтов.

Формализация правил позволяет расширить их нормативную функцию. Официальная фиксация формальных правил и  их запись в виде закона дает возможность людям экономить на трансакционных издержках,  делает точное трактование санкциям за нарушение этих правил, устраняет содержащиеся в них противоречия.

Так же, формальные правила являются механизмом решения проблемы безбилетника. Если отношения повторяются постоянно, то их участников невозможно принудить неформально к исполнению правила, поскольку механизмы репутации не работают. Чтобы данные отношения были эффективны, требуется вмешательство государства. К примеру, человек приживающий в обществе имеет определенную выгоду с этого, но может отказаться от обязанностей связанных с получением данной прибыли. Чем многочисленнее общество, тем больше проявляется тенденция людей применять стратегию безбилетника, что делает данную проблему особенно острой для больших групп с безличными отношениями и призывает необходимости внешнего вмешательства.

Формальные правила способствуют устранению дискриминации внутри общества. Неформальные правила, возникающие спонтанно внутри сложившейся группы устроены по принципы доминирования инсайдеров над аутсайдерами.

К примеру, главным условием эффективности коммерческих сетей является малое количество агентов и эксклюзивность участия за счет высоких барьеров входа. Опыт показывает, что неформальные правила сетевой торговли способствуют экономическому развитию лишь до определенного времени, а далее только формальные правила смогут обеспечить отдачу от масштаба, так как только они способны дать возможность новичкам свободно входить на рынок. Данное вмешательство третьей стороны и противодействует дискриминации на рынке.

Коррупция, лоббизм в государственном секторе РФ, схемы уходов от налогооблажения – все это лишь часть неформальных правил, сложившихся в нашей стране. В своем роде, Россия представляет собой удивительную ситуацию преобладания неформальных правил над формальными, не смотря на целесообразность формальных институтов. Укоренившийся со времен царской России термин блата, непрозрачное финансирование предприятий а также рейдерство.

В период распада СССР неформальные правила помогли многим предприятиям держаться на плаву, в силу неспособности формальных правил осуществлять свои функции. Так же произошла переориентировка с обеспечения населения дефицитными товарами на более дешевую, не качественную продукцию.

Государственный контроль в нашей стране с переходной экономикой гораздо выше, чем в странах с развивающейся экономикой, по этой причине предприниматели скрывают свои операции от государства.

К сожалению, доля неформальной занятости в России во много раз превосходит страны с развитой экономической системой.[5]

 Участие в неформальной деятельности общества в России- один из способов пережить трудные времена. Уровень неформальной занятости, не смотря на более устойчивую экономику экономику по сравнению с 90-ыми годами не уменьшается, а имеет тенденцию к возрастанию. На текущий момент,  наблюдается тенденция оттока населения из формального сектора в неформальный, расширение вторичной занятости, в т.ч. в неформальном секторе, по причине снижения уровня жизни населения, задолженностей по зарплате, низкой зарплаты в государственном секторе, нестабильности занятости в формальном секторе. Можно сделать вывод о там, что переход в неформальный сектор связан, прежде всего, с неспособностью государственного сектора обеспечить уровень оплаты труда и поддерживать высокий уровень жизни населения. Развиваясь, неформальный сектор формирует собственный спрос на рабочую силу.

В России, неформальный сектор используется не только для необходимости выживания, а также для ухода от налогов и бюрократических операций. Но, не стоит забывать, что занятость в неформальном секторе в первую очередь вынужденная мера населения на экономический кризис, падение реальных доходов.

Быстрое развитие неформального сектора значительно смягчило проблемы, которые возикли в сфере занятости в связи с кризисом 90-х годов. Но его тенденция роста после кризиса охватывает в данный около 20% среднегодовой занятости в стране, а в ряде субъектов Федерации – до 30-40%.

Значение неформальных институтов в России двойственно, с одной стороны это позволяет решить проблему занятости и доходов населения, помогает при создании базы для малого бизнеса. Неформальная занятость в значительной степени сдерживает падение уровня жизни населения и рост безработицы.

С другой же стороны, неформальная занятость приносит ряд острых проблем. Главная из них- рост криминальной среды. У людей же, занятых в неформальном секторе отсутствуют гарантии контроля за условиями труда. Происходит отток квалифицированных и перспективных работников из формального сектора, что отрицательно сказывается на его работе.

Неформальная занятость, особенно в таких сферах, как мелкая торговля, оказание услуг приводит к утрате рабочими своей квалификации, профессиональных навыков. Непостоянный характер работы приводит к отвыканию от систематической занятости. Все это в конце ведет к люмпенизации значительной части людей, особенно остро эта проблема стоит среди молодежи

Отсутствие контроля за качеством продукции может иметь негативные последствия для потребителей. В конечном же счете государство недополучает значительную часть средств в результате укрывания доходов от налогов.

На данный период времени неформальная занятость населения играет больше положительную роль в экономике, чем отрицательную. Несмотря на ее значительные недостатки, на данном этапе обойтись без нее невозможно. Неформальный сектор достаточно инерционен. Опыт Италии показывает, что неформальная занятость не исчезает сама собой по мере создания рабочих мест в формальном секторе.

Полностью же убрать неформальную занятость, а также укрытие части налогов от налогообложения не представляется возможным. А вот масштабы получения неформальных доходов сокращаются в результате создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса.

Таким образом, неформальные нормы и правила постепенно вытесняют формальные. Это происходит в том случае когда последние, не принося значительных, ощутимых выгод  порождают неоправданные, излишние издержки у их участников. Подобное не выгодно ни непосредственно самому государству, ни гарантам этих правил. В таком случае говорят, что формальные правила как бы "засыпают".[5] Они, все еще находясь в силе , перестают быть объектом наблюдения со стороны их гарантов, а, в силу своей неэффективности и неоправданной затратности для своих субъектов- перестают использоваться.

Неформальные правила, возникающие в этой ситуации, косвенно способствуют реализации и исполнению ранее введенных формальных правил. Такие ситуации наблюдаются, когда формальные правила  вводятся в форме, недостаточно точно и ясно описывающей последовательность действий либо гарантов этих введенных правил, либо самих адресатов. В таких случаях практики реализации и исполнения "духа" ранее введенного формального права ( только в том случае, если его выполнение в общем будет выгодно для его адресатов) отбирает и вырабатывает те неформальные модели поведения, способствующие достижению целей и задач исходного формального правила.

Примерами деформализации правил могут, например, служить нормы взаимоотношений на предприятиях или организациях, по факту складывающихся "вокруг" формальных инструкций. В данном случае, целью таких норм является эффективное достижения поставленных целей и задач.

Неформальные нормы и правила являются, пожалуй, одними из важнейших аспектов управленческой деятельности. В организации преобладают ( или как минимум-присутствуют) персонализированные и неформализированные соглашения и договоренности ( будь то договоренности по поводу оплаты труда, распределения работы и обязанностей, или же карьерного роста).

Зачастую, при приеме на работу, работодатель опирается ни на наличие знаний и опыта потенциального работника, а на рекомендации со стороны прочих лиц. Как правильно, такие решения основаны на родственных, дружеских или иных связях работодателя.

Помимо всего прочего, неформальные отношения с руководством , зачастую, влияют и на размер оплаты труда рабочих. В неформальных сделках, даже штрафные санкции, существующие в формальной структуре любого предприятия , становятся объектом торга.

Таким образом, формируется система определенных зависимостей, неформальных долгов, носящих под собой персонифицированных хараткер. На основе этих взаимоотношений выстраивается сложная, запутанная система неформальных трудовых отношений.

Неформальные институты существовали и до нашего времени остаются в российской экономике.

Библиографический список:

1. Громадская, О.С. Неформальные институты в современной экономике России. // Проблемы экономики. – 2010. - №1. – С. 8-10
2. Зуев, В. Н. Глобальное экономическое регулирование: учебник. Москва : Магистр, 2011 - 573, [1] с. ; 22 см (Учебник)
3. Кубишин, Е. Неформальная занятость: сущность, структура // Человек и труд. - 2011. - N 12. - С. 10-12
4. Либман, А. М. Институциональная конкуренция и постсоветская трансформация (влияние неформальных институтов) // Общественные науки и современность. - 2010. - N 6. - С. 53-64
5.Малышев В.Л. О возможности институционального первенства России. - М.: Экономика, 2016. - 509с.
6. Васильцова, В. М. Институциональная экономика / В.М. Васильцова, С.А. Тертышный. - М.: Питер, 2017. - 256 c.




Рецензии:

4.04.2018, 10:58 Телешова Ирина Георгиевна
Рецензия: В последнее время вышло достаточно большое количество статей по данной тематике. При добавлении современной литературы (2015-2017 годов) статью можно будет опубликовать. Телешова И.Г.

05.04.2018 17:17 Ответ на рецензию автора Краснов Андрей Игоревич:
Уважаемая Ирина Георгиевна, спасибо за вашу рецензию. Обновил список использованной литературы с учётом Ваших замечаний.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх