педагог
МБУ ДО Кемский "Дом творчества"
педагог дополнительного образования
УДК 37.08
Происходящие в современном обществе изменения требуют от молодого педагога, не имеющего достаточного методического опыта, быстро адаптироваться в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения. В этом процессе большую роль, безусловно, играют его профессионально-личностные качества и социально-профессиональная устойчивость. Выпускник учреждения высшего образования или среднего профессионального образования на выходе не полностью осознаёт, что ждет его в дальнейшей жизни. Кто-то из них пойдет работать педагогом, кто-то найдёт свое призвание в другой деятельности.
Молодой специалист сферы образования, как и любой другой начинающий работник, проходит этап профессиональной адаптации. Профессиональная адаптация – это единый реальный процесс социального, профессионального, психофизиологического врастания работника в трудовую деятельность, в которой он находит возможность самореализоваться, где и происходит формирование профессиональных ценностей, а также приспособление к новым типам внутриколлективных отношений и изменение их [3]. М.Ю. Лимонова и Е.Г. Черникова причинами неуспешной адаптации молодого учителя считают:
– недостаточную профессиональную подготовку;
– слабую мотивацию к профессиональному росту;
– недостаточное развитие профессиональных умений и навыков и личностно-профессиональных качеств;
– низкий уровень материального состояния, низкий престиж в профессии;
– недостаточная психолого-педагогическая и коммутативная подготовка.
М.Г. Гарунов, В. В. Краевский, П.И. Пидкасистый справедливо отмечают, что трудности адаптации могут проявиться в робости, неуверенности в себе [1,с.24]. Причинами неуспешной адаптации молодого специалиста сферы образования могут быть низкий уровень профессиональных умений и навыков, недостаточное развитие его личностно-профессиональных качеств.
В начале своей профессиональной деятельности молодой педагог сталкивается со многими трудностями: неумение рассчитать время и логично выстроить этапы занятия, испытывает затруднения при объяснении материала. При этом он должен хорошо разбираться в своем предмете, знать психологические и возрастные особенности детей, уметь находить подход к каждому, но в тоже время быть строгим, уметь вызвать интерес к самостоятельной деятельности, самоорганизации и самореализации учащихся.
По мнению ученых одним из способов преодоления трудностей в профессии является наставничество. В этой системе отражена необходимость получения поддержки опытных педагогов и методиста, которые могут оказать помощь в практической и теоретической образовательной деятельности. Также значимым является конкурсное движение, которое создает условия для обмена педагогическим опытом, идеями обучения и воспитания учащихся, что стимулирует личностный и профессиональный рост начинающих педагогов. На достижение успешной адаптации должны быть направлены все усилия молодого специалиста [1,с.25] .
В ходе исследования нам было интересно узнать, с какими трудностями в профессиональной деятельности столкнулись молодые педагоги, как проходила их адаптация в образовательном учреждении. Для этого, мы провели анкетирование 26 педагогов Республики Карелия в сети Интернет. 80 % опрошенных отмечают, что основным достоинством работы педагога является интересная, разнообразная работа и удлиненный отпуск. Трудности у молодого специалиста в области образования возникают при: оформлении документации и отчетности (65%); в общении с родителями (52%); составлении календарно-тематического плана (43%). 57% респондентов отмечают, что их не устраивает большая дополнительная нагрузка и низкая стартовая зарплата.
76% анкетируемых педагогов отметили, что в начале профессионального пути часто обращались за помощью к администрации или руководителю методического объединения, и 62% из них чувствуют поддержку со стороны администрации, ощущают себя нужными и востребованными. Первое время внимание молодых учителей в большей степени сосредоточенно на следующих позициях: умение общаться и находить общий язык с детьми – 78%; улучшение успеваемости – 61%; усиление знаний и умений в методике преподавания дисциплины – 54%. Хочется отметить, что, несмотря на имеющиеся трудности, 52% молодых педагогов удовлетворены своей профессией. Наиболее важными позициями в педагогической деятельности респонденты считают: высокий профессионализм (82%) и общение с детьми (76%).
Проведенное анкетирование показало, что современные образовательные учреждения заинтересованы в притоке молодых педагогов, администрация помогает им адаптироваться. Но молодой педагог сталкивается с рядом трудностей при оформлении документации и отчетности, в общении с родителями и др. Большинство педагогов устраивает их сфера деятельности, но им хотелось бы достойного заработка.
В практической части своего исследования мне бы хотелось обратиться к личному опыту. После окончания ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» (направление «Технологическое образование») передо мной стоял выбор: пойти учиться в магистратуру или пойти работать, остаться в Петрозаводске или вернуться в родной город. Решение было принято — поехала в Кемь. Моим первым действием было обращение в центр занятости населения для поиска работы, где предложенные вакансии меня не устроили, так как хотелось работать по профессии. Требовался воспитатель в ГБУ СО РК Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4, но с опытом работы от 1 года. После успешного прохождения собеседования, меня приняли на работу.
Первые две недели знакомилась с работой воспитателя, наблюдала за детьми и опытными педагогами. Во время летних каникул мы вместе с детьми ходили в лес, играли в спортивные игры, гуляли, работали на участке. Затем меня поставили воспитателем на группу мальчиков-подростков. С началом учебного года у меня появились новые обязанности: помощь в выполнении домашнего задания, общение с учителями школы и др. Эта деятельность мне нравилась, т.к. чувствовалось, что нужна моим воспитанникам. Работать с детьми группы риска сложно, но интересно. Мы участвовали в районных конкурсах, организовывали досуговые мероприятия, занимались различными видами творческой деятельности. При всех положительных моментах, хотелось бы отметить трудности в организации воспитательной работы и учебной деятельности воспитанников.
Вскоре мне предложили работу педагога дополнительного образования в МБУДО «Кемский дом творчества», который с удовольствием посещала в школьные годы. С детства меня увлекали занятия по декоративно-прикладному творчеству у замечательного педагога дополнительного образования Кубриной Елены Владимировны. Все знания, умения и навыки, которые получила на занятиях в объединении и во время учебы в университете мне пригодились в моей профессиональной деятельности. С тех пор и по настоящее время работаю педагогом дополнительного образования в доме творчества и по совместительству осталась работать – в центре помощи детям, оставшихся без попечительства родителей №4.
Мне бы хотелось подробнее остановиться на своих профессиональных достижениях и достижениях моих воспитанников. В объединениях «Мастерим вместе», «Волшебство из бумаги» мы с ребятами лепим из «холодного фарфора», соленого теста, осваиваем техники «декупаж», «папье-маше» и «текстильная пластика». За год проделанной работы получены следующие результаты:
– конкурс учреждения рисунков «Мы в ответе за этот мир» (Носкова Е. 1 место в номинации «Плакат по охране окружающей среды», Лоткова В. 1 место в номинации «Семейная работа»);
– конкурс учреждения «Котовасия» (Алексеева Е. 3-е место в номинации «Коты из сказок», Лоткова В. 1 место в номинации «Домашние коты»);
– районный конкурс «Дом, в котором ты живешь» (2-е место за коллективную работу «Ягода Карелии» в номинации зрительских симпатий);
– районный конкурсе «Фабрика ёлочных игрушек» (Гуков А. 2-е место в возрастной категории 11-14 лет):
– районный конкурс «Долго сказка сказывается…» (Григорьева В. 2-е место в номинации «Авторские сказки», Жидкова Я. – победитель в номинации «Карельские сказки», диплом победителя за коллективную работу в номинации «Русские народные сказки).
– Всероссийская научная конференция обучающихся и молодых ученых (ПетрГУ) (Жидкова Я., Алексеева Екатерина – участники конференции с работой «Обрядовое печенье козули»).
В ходе совершенствования профессиональной деятельности в МКЦ Кемское ОМЦ посетила вебинар: «Алгоритм планирования и оценивания воспитательной деятельности» и в школе молодого педагога семинар по теме: «Проектно-исследовательская деятельность, как форма продуктивного педагогического взаимодействия педагогов дополнительного образования». По результатам работы за 2016-2017 учебный год администрацией Дома творчества мне была вручена благодарность за вклад в развитие дополнительного образования детей, благодарность и грамота за активную работу в летнем профильном лагере.
С апреля 2017 года мне предложили работу по совместительству в отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями МКУ Кемский КЦСОН в должности социального педагога. В этом заведении занимаются особенные дети, которым требуется больше внимания. Перед тем, как согласиться на эту должность, целый месяц наблюдала за ребятами в отделении. С этими ребятами мы занимаемся различной творческой деятельностью. Также мы участвуем в воспитательных мероприятиях организуемых музеем, библиотекой, домом творчества.
В новом учебном 2017-2018 учебном году продолжаю работу в доме творчества по четырем дополнительным общеобразовательным программам: «Волшебство из бумаги», «Чудеса своими руками», «Мастерим вместе», «Абрис». Во время проведения недели открытых дверей мною были организованы и проведены для учащихся и родителей мастер-классы в различных техниках декоративно-прикладного творчества. Мастер-классы посетили 82 человека, в том числе 15 родителей.
В профессиональной деятельности достигла положительных результатов, процесс профессиональной адаптации прошел успешно. Это произошло при помощи опытных педагогов-наставников и администрации учреждения. Но все же еще остались трудности в заполнения документации, не хватает опыта общения с родителями учащихся. При проведении занятий мешает отсутствие технических и наглядных средств обучения, слабая материальная база.
Подводя итоги, мне хочется отметить, молодые педагоги сталкиваются с одинаковыми проблемами в профессиональной деятельности, которые отмечены в теоретических аспектах и в исследовании респондентов. Сегодня мне надо продолжить развивать свои профессиональные качества через самообразование, участие в семинарах, обмен опытом с коллегами. Хочется продолжить участвовать в различных конкурсах, конференциях на разных уровнях.
Рецензии:
6.04.2018, 19:30 Мирмович Эдуард Григорьевич
Рецензия: Научные статьи пишутся только в третьем лице без "Я", "НАМ", "МЫ" и т.д. Это не автобиография и не самовосхваление, которое проверить нельзя. Без количественных оценок и параметров статья не считается научной.
В [2] Коноваленко или Коваленко?
Где издаётся "Молодой учёный"?
Данный материал не готов к публикации в научном журнале. Это письмо маме, и без конкретных аргументов - мама тоже может не поверить.
6.04.2018, 19:49 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Это очень хорошо, но не научно. Ну не описывают так личный опыт в научной литературе. Трудно что-то порекомендовать автору. Ну попробуйте все же изложить не свои достижения, но как раз те самые сложности с которыми Вы сталкивались и как вы их преодолевали. Тогда быть может из этого и будет научная статья. То есть первая, теоретическая часть у Вас есть. А во второй, Вы покажете как эти теории работали конкретно в Вашем случае. И тогда все получится.
9.04.2018, 6:28 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Интересная статья. Тема весьма актуальная. Однако необходимо материал композиционно и стилистически перестроить, довести "до научного" стиля.
12.04.2018, 23:32 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: Статья "К вопросу о трудностях молодого педагога в профессиональной деятельности", Гашева Татьяна Михайловна НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ к публикации в представленном виде.
Если автор уверен, что получил научный результат (а это, собственно, и есть основание для научной статьи), необходимо показать ЯСНО И ОДНОЗНАЧНО:
1) ЧТО, в сравнении с известными автору научными достижениями в педагогических науках, категории Образование, достигнуто;
2) ЕДИНСТВО стиля, Темы, УДК, содержания, выводов и заключения;
3) что автор применил в качестве теоретической / методологической основы - теории, концепции и т.д.
4) НАУЧНО ОБОСНОВАННЫЕ АРГУМЕНТЫ (заметим к слову, - статистика менее 51 единиц исследования требует ПСГ).
Статья не может быть "доработана", а полностью написана заново, поэтому на рецензию не следует отвечать сиюминутно.
10.05.2018, 5:38 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Статья не может быть рекомендована к публикации, поскольку правомерные замечания и конструктивные рекомендации рецензентов абсолютно не учтены, особенно это касается научного формата представления информации.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий