Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №56 (апрель) 2018
Разделы: Экономика
Размещена 10.04.2018. Последняя правка: 10.04.2018.
Просмотров - 2262

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Головач Полина Александровна

студентка

Полесский государственный университет

студентка

Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье проведен анализ доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2012-2016 гг., а также предложены некоторые меры по увеличению доходов и сокращению расходов консолидированного бюджета.


Abstract:
The article analyses income and expenses of consolidated budget of Republic of Belarus for 2012-2016. The methods of the increasing of income and the methods of the reduction of expenses were offered.


Ключевые слова:
консолидированный бюджет; доходы; расходы

Keywords:
consolidated budget; income; expenses


УДК 336.14

Введение

Республика Беларусь имеет унитарное бюджетное устройство, поэтому ее бюджетная система включает в себя два звена: республиканский бюджет и местные бюджеты. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов на соответствующей территории. 

Актуальностью данной темы является то, что анализ доходов и расходов консолидированного бюджета позволяет определить основные направления по их управлению.

Цель статьи – оценка доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь  на основе их анализа.

Основная часть

Консолидированный бюджет Республики Беларусь представляет собой республиканский бюджет, консолидированные бюджеты областей и бюджет города Минска.

Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты Республики Беларусь и её административно-территориальных единиц. Тем не менее, консолидированные бюджеты не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти всех уровней. Данные бюджеты – статистические своды бюджетных показателей, которые характеризуют агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направления их использования в отдельных регионах и по территории Республики Беларусь в целом [1]. Динамика доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2012-2016 гг. представлена в таблице 1. 

Таблица 1 – Динамика доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2012-2016 гг., млн. руб.

Показатель

2012

2013

2014

2015

2016

Доходы

15 800,0

18 920,0

21 930,0

26 630,0

28 526,3

Расходы

15 520,0

18 780,0

21 120,0

25 040,0

27 322,0

Профицит

280

140

810

1590

1204,3

Примечание – Источник: собственная разработка на основании[2]

Данные таблицы 1 показывают, что на протяжении 2012-2016 гг. консолидированный бюджет Республики Беларусь был исполнен с профицитом. В 2012-2014 годах профицит составил 280 млн. руб., 140 млн.руб. и 810 млн.руб. соответственно и был связан со  сдерживанием расходов консолидированного бюджета с целью снижения инфляционных процессов.

Исполнение бюджета в 2015 году с профицитом в размере 1590 млн. руб. в свою очередь было направлено на сдерживание бюджетных расходов с целью снижения инфляционных процессов, а также на своевременное и в полном объеме погашение государственного долга и исполнения гарантий Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов власти.

Профицит консолидированного бюджета 2016 года, который составил 1204,3 млн. руб., обусловлен необходимостью погашения валютных долговых обязательств Республики Беларусь и долга органов местного управления и самоуправления.

Доходная часть консолидированного бюджета главным образом формируется за счет налоговых поступлений (таблица 2).

Таблица 2 – Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, в % к итогу

Показатель

2012

2013

2014

2015

2016

Налоговые поступления

87,4

87,2

86,2

83,6

83,6

Неналоговые поступления, включая безвозмездные поступления

12,6

12,8

13,8

16,4

16,4

Примечание –  Источник: собственная разработка на основании [2]

Данные таблицы 2 показывают, что более 80% поступлений в доходы консолидированного бюджета составляют налоговые поступления, структура которых представлена в таблице 3.

Таблица 3 – Структура налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь

Показатель

2012

2013

2014

2015

2016

Подоходный налог

14,0

16,4

16

16,6

16,5

Налоги на собственность

3,8

4,6

5,1

5,6

6,7

Налог на прибыль

14,2

13,1

10,6

9,8

9,7

Налог от внешнеэкономической деятельности

18,5

14,1

9,7

17,6

14,4

НДС

32,9

34,1

36,9

32,6

34,5

Акциз

8,1

10,6

11,2

8,7

9,2

Другие налоги

8,6

7,1

9,5

9,1

9,0

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [2]

Вышеприведенные данные таблицы 3 отражают следующее: на протяжении 2012-216 гг. наибольший удельный вес в налоговых доходах консолидированного бюджета принадлежит НДС – 32,6-36,9%, далее следует подоходный налог –  14,0-16,6%, налог от внешнеэкономической деятельности – 9,7-18,5% и налог на прибыль – 9,7-14,2%.

Рассмотрим расходы консолидированного бюджета РБ по функциональной классификации в таблице 4.

Таблица 4 – Структура расходов в разрезе функциональной классификации консолидированного бюджета, % к итогу

Показатель

2012

2013

2014

2015

2016

Общегосударственные расходы

22,3

22,4

22,5

25,1

25,3

Национальная оборона

2,9

3,5

3,5

3,7

3,8

Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

5,6

6,8

6,7

6,4

6,2

Национальная экономика

19,3

16,6

15,9

15,5

15,6

Охрана окружающей среды

0,6

0,5

0,4

0,3

0,3

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

7,8

8,5

8,2

6,4

5,6

Здравоохранение

13,1

13,5

14,1

14,0

14,5

Физическая культура, спорт, культура и СМИ

3,3

3,0

3,2

3,1

3,2

Образование

16,7

17,2

17,4

16,7

16,8

Социальная политика

8,4

8,0

8,1

8,7

8,9

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [2]

Данные, приведенные в таблице 4, отображают, что основная доля расходов в разрезе функциональной классификации приходится на общегосударственные расходы, расходы на национальную экономику, расходы на образование и расходы на здравоохранение.

Рассмотрим расходы консолидированного бюджета РБ по экономической  классификации в таблице 5.

Таблица 5 – Структура расходов в разрезе экономической классификации консолидированного бюджета, % к итогу

 Показатель

2012

2013

2014

2015

2016

Заработная плата с начислениями

28,6

29,8

31,5

31

30,5

Другие закупки товаров и оплата услуг

18,4

17,7

18,3

22

21,4

Выплата процентов

4,9

3,5

3,9

6

6,8

Субсидии и трансферты

26,1

25,4

25,9

26

28,6

Капитальные расходы

22

23,6

20,4

14

12,7

Примечание – Источник: собственная разработка на основании[2]

В соответствии с таблицей 5, в разрезе экономической классификации значительная часть денежных средств направляется на выплату заработных плат, субсидий и трансфертов, капитальных расходов.

Выводы.

Таким образом, можно на основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

  1. Консолидированный бюджет в 2012-2016 гг. был исполнен с профицитом.
  2. Доходная часть консолидированного бюджета в основном сформирована за счет налоговых поступлений – более 80%.
  3. В налоговых доходах консолидированного бюджета наибольший удельный вес занимает НДС (32,6-36,9%), подоходный налог (14,0-16,6%) и налог на прибыль (9,7-14,2%).
  4. Функциональная классификация расходов показывает, что главным образом, расходы консолидированного бюджета приходятся на: общегосударственные расходы (22,3-25,3%), расходы на  национальную экономику (15,6-19,3%), расходы на  образование (16,7-17,4%) и расходы на здравоохранение (13,1-14,5%).
  5.  В соответствии с экономической классификацией значительная часть расходов направляется на выплату заработных плат (28,6-31,5%), выплату субсидий и трансфертов (25,4-28,6%), выплату капитальных расходов (12,7-22%).

Следовательно, считаем возможным предложить следующие два основных направления по совершенствованию доходной и расходной базы консолидированного бюджета:

Во-первых, оптимизация доходов за счет совершенствования налогового законодательства, применения методов уменьшения налоговой нагрузки, упрощение нормативно-правовой базы, которая регулирует современную систему налогообложения, чтобы не затруднять деятельность физических  лиц, индивидуальных предпринимателей и организаций. Однако возможность увеличения доходов консолидированного бюджета при этом связана с  ограничениями значительного роста налоговой нагрузки как на население, так и на экономику в целом. Кроме того, возможна реструктуризация доходов бюджета за счет оптимального сочетания косвенных и прямых налогов, налогов и неналоговых платежей.

Во-вторых, сокращение расходов консолидированного бюджета за счет привлечения иностранных инвестиций, что позволит уменьшить расходы консолидированного бюджета и увеличить поступление доходов за счет появления новых налогоплательщиков.

В заключение отметим, что эффективное управление доходами и расходами консолидированного бюджета будет способствовать улучшению социально-экономического положения государства и повышению благосостояния граждан.

Библиографический список:

1. Финансовый интернет-портал [Электронный ресурс] / Бюджетная система Республики Беларусь. – Режим доступа: https://myfin.by. – Дата доступа: 24.03.2018 г.
2. Министерство финансов Республики Беларусь – официальный сайт [Электронный ресурс] / О состоянии государственных финансов Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by. – Дата доступа: 24.03.2018 г.




Рецензии:

10.04.2018, 20:34 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Самоховец М.П. и Головач П.А. на основе соответствующих данных проведен анализ доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2012-2016 гг. Авторы предложили некоторые меры по увеличению его доходов и сокращению расходов. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.

10.04.2018 21:21 Ответ на рецензию автора Головач Полина Александровна:
Уважаемый Сергей Александрович, благодарим за положительный отзыв.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх