Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №56 (апрель) 2018
Разделы: Философия
Размещена 19.04.2018. Последняя правка: 28.04.2018.
Просмотров - 1170

ЭТНОАССИМИЛЯЦИЯ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Адибекян Оганес Александрович

доктор философских наук, профессор

Московский автомобильно-дорожный институт-университет Филиал Северо-Кавказский в г. Лермонтове Ставропольского края России

профессор

Аннотация:
К экономическому, политическому и культурному направлениям рассмотрения глобализации стран мира добавляется социально-национальное с важностью учета при этом языкового фактора. Предстает важность определения влияния хода глобализации на национальный состав населения земли. Глобализация не обесценивается, но волнует поддержка этим процессом этноассимиляции.


Abstract:
The socio-national with the importance of taking into account the linguistic factor is added to the economic, political and cultural aspects of the globalization of the countries of the world. It is important to determine the impact of the course of globalization on the national composition of the world population. Globalization does not depreciate, but it is concerned with the support of this process of ethnic assimilation.


Ключевые слова:
глобализация; этноассимиляция; дополнительный язык; национальная политика; судьба этносов, наций

Keywords:
globalization; ethnoassimilation; additional language; national policy; the fate of ethnic groups; nations


УДК 138.2

Введение. Рассмотрение и оценка глобализации в социальном мире в исследованиях ученых актуализируется [1]. При этом ассимиляция этносов-наций в государствах, происходящая незаметно не игнорируется. Однако, доминируют не сочетательное рассмотрение этих явлений, выяснение взаимного влияния этих процессов друг на друга, а обособленный подход при важности комплексного рассмотрения.

Специальное рассмотрение глобализации осуществлено Панариным А.С. [5]. Но последствия этого процесса показаны по составу не этносов, наций мира, а государств: экономически сильно развитых, развитых слабо, и сильно от них отстающих. При этом показ разных выгод от данного процесса у социальных групп бедных и богатых.

Глобализация рассмотрена также и Сафроновым А.Л. [12]. Это сделано с учетом ассимиляционных процессов. Но далась трудность определения влияния этих процессов на национальный состав населения земли, характер поддержки ассимиляцией сближения стран, народов мира.

Решительнее указанных исследователей подошел к совокупности глобализации и ассимиляции Шакир-Алиев Р. [15]. Его оценка глобализации позитивная. Но активизация этим процессом ассимиляции «малых» наций не одобрена. Он против потерь, отступления таких наций, словно глобализационный процесс сильно контролируем.

Важность учета языкового фактора в исследованиях такого рода показана Пфаненштилем И.А. [10]. Показана поддержка глобализации облегчением информационных связей людей.

Обратились к рассмотрению этноустройства населения мира и глобализации также Алиев Д.Х. [6], Онучко М.Ю. [8].

Ассимиляция, а вместе с тем поддержка этого процесса глобализацией предстают осудительными явлениями у идеологов «малых» наций. Противоположная позиция у тех, кто встроен в состав «титульной» в государстве нации.

Указанные и другие близкие к ним по содержанию исследования подводят к задаче по ориентировке в составе не совпадающих друг с другом оценочных позиций по совокупности глобализации и этноассимиляции. Такая ситуация и определили цель данного исследования.

Объект исследования - население земного шара, его этно- национальный состав, обустройство в государствах таких социальных групп.

Предмет исследования - влияние процессов глобализации народов, государств, стран и ассимиляции этносов-наций друг на друга; выгода этно-социального состава населения мира от идущей глобализации, а также глобализации от отступления этно-национальных отличий.

Методы исследования - социально и политико философские.

Предварительно следует представить содержания понятий: этнос, нация, глобализации, что позволит обратиться к ассимиляционной адаптации с учетом ее влияния на глобализационный процесс.

«Этносом» (εθνοσ), как установлено, греки назвали окружающие свое общество группы иноязычников с отличиями их от себя также обычаями, моральными нормами. Далось понимание сплоченности членов таких групп также почитанием предков, любовью к освоенной земле.

Латинский термин «нация» (nation- племя, народ) вошел в широкое использование при государственном обустройстве единоязычных социальных групп. При этом к показаниям исходной идентичности добавились: сплоченность централизованным руководством, наработка и соблюдение юридических законов, общий рынок. Но даже сейчас, нередко, ради аналитических удобств отличиям этносов и наций значения не придается. Содержательно эти понятия отождествляются, раз есть «этносоциология», этнодиаспорология [4], «этноконфликтология», охватывающие чаще нации.

Глобализация - многообразное по богатству проявлений сближение людей, обществ, народов, государств с наращиванием сходств в рамках всего земного шара (лат. globus - шар). Удостоились внимания, позитивной оценки заимствования достижений: хозяйственных, политических, духовно культурных [11].

Глобализация была замечена по хозяйственной жизни, экономике государственно обустроенных наций, и это приписывается К. Марксу. Запуск в использование указанного термина в России приписывается Левиту Т. (в 1987 г.). Но этот термин стал дополнительно показывать заимствования, наработку сходств также и по совокупности обычаев, моральных норм, образованию, искусству и др. Но все это с политическим сближением государств, раз образовывались их союзы, а законы вырабатывались с учетом опыта других стран.

Среди множества видов связей, средств сближения народов выделилась торговля товарами. Стали переноситься через границы государств: продукция, добываемые полезные ископаемые, технические средства, изобретения, исследовательские достижения, но дополнительно также достижения культуры духовной, языки. Но все это в рамках государственных обустройств. Но все это без исключения переездов.

Начало глобализации. Алиевым Д.Х. указано: «Глобализация не является уникальным явлением, присущим исключительно современности, история мира всегда была глобальной …» [6]. Уникальность глобализации несомненна, но ее данность людям с самого начала человечества сомнительна. Осознание социального прогресса на земле не сразу выдало понимание глобализации. Если полагать, что начало человечества пошло с семьи Адама и Евы, где также и их сыновья (как это у Моисея в «Ветхом Завете» Библии), или же в виде отколовшегося от стада обезьян первичного рода (у дарвинистов, материалистов), то вначале людской «глобализации» быть не могло. Чтобы сближения с отступлением различий дались, понадобились: превышение рождаемости над смертностью, рост численности членов первого рода, его деление на подроды с продолжением такого процесса далее по ходу смены поколений. И лишь при сближении, соседстве друг с другом этих групп пошли заимствования выгодных достижений, наращивание сходств.

Ассимиляция. Ассимиляцией (от лат. assimilatio – «уподобление», «слияние», «усвоение») назвали освоение одним этносом, нацией специфических показаний другой нации с потерями при этом своих особенностей. Указанная изменчивость пошла в режиме приспособления к новым условиям жизни, названного адаптацией (лат. adapto – «приспособляю»). Но эта близость не в режиме пограничного соседства, а совместной жизни в общем государстве.

Указанная изменчивость сильно далась нациям «малым» по количеству членов, присоединившимся, завоеванным. Но изменения давались и главным в государстве нациям, пусть сравнительно слабо. Адаптационная ассимиляция далась также и этническим диаспорам (греч. διασπορά, «рассеяние»), частям наций, располагающих собственным государством, но находящимся не на родине [3]. Преимущество этнодиаспор оказалось в возможности поддержки своей самобытности основной массой своей нации, родным государством, чего у «малых» наций не оказалось. «Малые» нации отличают от этнодиаспор не всегда.

Главная, влиятельная в государстве нация стала образно выражаться в виде «титульной» [3] (от лат titulus - «надпись», «почётное звание»). Этноассимиляционные процессы преимущественно, если не исключительно, дались нациям «малым», а также этническим диаспорам. Но это в рамках многонациональных государств.

Формирование многонациональных государств. Государства такого вида мировому обществу дались:

- созданием их территориально оказавшимися рядом друг с другом этносами из соображений обеспечения защиты от внешних агрессий;

- вступлением одного государства в состав другого ради исключения внешнего на себя нападения, но и других выгод тоже;

- завоеванием одним государством других, соседних, хотя победа доставалась и над отдаленными территориями.

К ним добавились:

- вывоз к себе ради трудового использования иностранцев;

- добровольные иммиграции с целью трудоустройства;

- притоки беженцев, но не только от стихийных бедствий, но и от поражений в силовой борьбе за власть на родине;

- невозвращение на родину временно прибывших лиц (туристов, молодежи выехавшей на учебу, торговцев, предпринимателей, артистов и др.).

Вывозили из Индии «рабочие руки» европейские колонизаторы территорий Северной и Южной Америки. Решились вступать добровольно в состав России грузинские княжества. России далось покорение чеченцев, ингушей. Нерадостная эмиграция граждан из России далась после поражения белогвардейцев в гражданской войне, а также после распада СССР.

Не все этносы создали свое государство, и нелегко называть такие социальные группы «нациями». В составе отставших этносов - баски, езиды, каталонцы [5], курды, сикхи, тибетцы, удэгейцы, цыгане и др., которых не мало.

Адаптация в многонациональной среде. Членам дополнительных в государствах наций, лицам, прибывающим из других, иноязычных стран приходилось адаптироваться не только в отличающейся природной среде, но и в среде социально-политически специфичной. Следовало осваивать сложившиеся обычаи, считаться с отличающимися моральными нормами, юридическими требованиями, но и осваивать местный, обще употребляемый язык, тоже именуемый «титульным». Влияние «культуры» малых наций, этнических диаспор на культуру нации «титульной» не оказалось исключенным, но оно предстало сравнительно слабым, не решающим.

Сосуществование полновесно не совпадающих по «культуре» нации главной и нации неглавной, нации главной и этнической диаспоры дало три исхода:

- инородцы пришельцы, новички игнорируют «культуру» главной в государстве нации, избегают смешанных браков, заимствований культуры не делают, остаются со своими наработками, ценностями;

- инородцы берут от «титульной» нации привлекательное, необходимое, но что-то в обмен подают в режиме смешения «культур» (мультикультурализм);

- указанные берут «чужое», нужное, но без компенсационных действий;

- инородцы берут от «титульной» все, что дастся, но свое теряют.

Первый вариант случался тогда, когда «малая» нация была аборигенной, пребывающей на родной земле, устраивалась автономно, слабо связанно с жителями остальных регионов государства.

Второй случай при сравнительно тесных связях членов «малой» нации с остальным населением страны, при переездах их членов друг к другу, при совместном управлении общим государством.

Третий случай при малости количества членов этногруппы, их распыленности по всей территории государства.

Четвертый случай при сильной культурной отсталости дополнительного этноса, нации в развитии. Этноассимиляция дается интенсивно в последнем из указанных случаев.

Обогащение культуры одного этноса-нации в режиме заимствования достижений другой вписывается в содержание глобализации мира. Для такого процесса укрупнение государств выгодно, а распад потеря.

Языковая адаптация. Освоение членами «малых» наций, этнических диаспор «титульного» в государстве языка стало важным компонентом адаптации к новым условиям жизни, новой среде. У использования в многонациональном государстве единого языка выгода неоценимая. Общий язык облегчает общение, просвещение, образование, карьеру, участие в политике. Не требуются в обиходе переводчик, словарь. В таком государстве:

- легче принятие законов, обеспечение их соблюдения, раз моральные нормы, обычаи у всех жителей сходные;

- несравненно облегчается подготовка кадров в вузах;

- выгода от единоязычия у трудовых коллективов;

- выгода у патриотизма населения, силы государственной армии;

- содействие равенству условий служебной карьеры.

Такая позиция единого языка в пользу глобализации в рамках государства, но с поддержкой того же процесса в рамках мира.

Однако освоение дополнительного языка дело нелегкое, а иногда и не радостное. Трудность и недовольство отступают у потомков присоединившихся, прибывших жителей. Но это не всегда снимает горечь поражения предков в войне со ставшей «титульной» нацией, если было такое объединение.

По ходу смены поколений говор на «титульном» языке способен повести к потере письма на родном языке, речи тоже. С ними отдаление от родной художественной литературы, специфических этнических обычаев. Но это уменьшает количество членов неглавной в государстве нации в пользу показаний «титульной» нации.

Исчезновение этноса-нации. Если «малая» нация сильно отличаема от «титульной» по количеству членов, если ее территориальная дислокация не компактная, она по ходу времени, в режиме смены поколений в состоянии исчезнуть в пользу уменьшения количества наций в государстве, даже в мире. Большая склонность к такому отступлению у этнических диаспор. Но это уменьшения количества в мире наций не дает. Ведь у этих диаспор рубежом родные государства. Совсем иначе у «малых» наций.

Отступление этнических групп выгодно «титульной» нации. Но это не одобряется членами «малой» наций. Больше недовольств у национальной элиты.

Поддержка такой позиции Савиным Л.В. следующая: «Глобализация является процессом разрушения инфраструктурного комплекса духовных, культурных, экономических, политических, этнических, правовых и этических компонентов, которые вырабатывались столетиями в разных уголках мира и являются жизненно важными для традиционного общества» [11]. К этому добавлено, что от глобализации больше выгод у экономически развитых стран, а не слабо развитых. В то же время в странах этих категорий большая выгода у социальной группы богатых, а не бедных, нуждающихся.

Недовольство тем же выражено и Шакир-Алиевым Р. «… уменьшение этнического многообразия общества … нельзя считать положительным явлением», хотя «чем меньше этнического дробления, тем меньше поводов для внутренних распрей» [15].

Но ими не учтено, что кроме вынужденной, непреодолимой ассимиляции есть и добровольная, осуществляемая с карьерной выгодой. Доводится менять свою национальную принадлежность артистам, ученым, политикам, даже с изменением фамилии.

Не всегда члены «титульной» нации одобряют достижения лиц иной национальности. Бывает подверженность чувству зависти. Власти не всех государств оставались равнодушными к ассимиляционным процессам, хотя уважение глобализации непоколебимо.

Отношения властей к этноассимиляции на своей территории. В рамках национальных политик, давшихся многонациональным государствам, определились три отношения к ассимиляции «малых» наций, а также этнодиаспор:

1) безразличие с невмешательством в ход процесса;

2) сопротивление в пользу сохранения этнической структуры населения страны;

3) поддержка этноассимиляции, даже активизация ее.

Власть ничего в рассматриваемом направлении не делает тогда, когда члены «малой» нации не придают значения своим потерям, своему отступлению. Если дополнительный этнос, присоединившееся народы в экономическом плане, культурном были отсталыми, а в общем государстве обогатились, получили письменность, школьное просвещение, обучение в вузах, наработали промышленность и т.п., то сожалеть о совместной жизни в едином государстве с другой нацией незачем. Показ уважительного отношения «титульной» нации к нации «малой» дался заменой автономного в государстве статуса статусом республики в России. Если прежде Чечня и Ингушетия были совместными автономиями (Северо-Кавказского края, 15.01.1934 г.), то после распада СССР они стали республиками Федерации.

Но нынешняя Украинская власть не одобрила настроя русскоязычных граждан восточных регионов республики, получить автономный статус. Однако ею не была угадана возможность обособления части своей территории без такого достижения. Выход из состава Украины Крыма дался через референдум. Но на Украине не просто закрывают русские школы, а даже осуждают говор на этом языке. Прибалтийские республики не настроены на отставание в таком деле от указанной республики. В Латвии запланировано превращение русскоязычных школ в школы с местным «республиканским языком». Услуга этноассимиляцией глобализации несомненна.

Если же, недовольство членов «малой» нации своей ассимиляцией явное, скорбное, а это для власти не желательно, то подходит необходимость помощи сопротивлению данному процессу. В США отказались признавать у себя наличие «титульной» нации при использовании в стране «титульного» языка - английского. Но там все чаще свой народ именуют «американской нацией» [2].

В Швейцарии признаны четыре равных по статусу языка: немецкий, французский, итальянский и ретороманский. Последний из них близок к немецкому языку, не будучи сочтенным его диалектом.

При благоприятном отношении власти к «малым» этносам на их территориях создаются классы, школы на родном языке, поддерживается издание газет, художественной литературы на том же языке. То же достается национальному искусству, включая самодеятельность. В школах, действующих на «титульном» языке, преподается и местный, родной язык. Может облегчаться поступление в вузы, если они учат только на «титульном» языке («позитивная дискриминация»). Могут квотироваться места в парламенте, исключаться помехи при приеме на работу национального фактора. Если в государстве разные религии, то ему следует быть светским, а не теократическим. Чтобы религии не могли решительно влиять на политику, в России создание религиозных партий попало под запрет. Действие в Германии «Христианско-демократического союза» в ранге политической партии не помеха.

Государственная власть склоняется к поддержке, стимуляции этноассимиляции тогда, когда этническая элита беспрекословно желает своего управления региональным бюджетом, исключительного выигрыша из использования полезных ископаемых своей территории. Но центральную власть в состоянии беспокоить клановые привычки, облегчение коррупции, поддержка враждебных себе стран. Немалое число потомков аборигенов Северного Кавказа влилось в состав террористической организации ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта), не считаясь с осудительным отношением к ней власти России.

В таких случаях предоставление статуса республиканской автономии, республиканской позиции в Федерации исключается, хотя это может вызвать гражданскую, эмансипационную войну. До сих пор Турция не предоставляет автономии курдам, там идет давно начавшаяся этногражданская война. Столкнулись с трудностями инициаторы обособления Каталонии от Испании [5].

Влияние глобализации на ассимилятивный процесс. Расхождение по странам мира товаров, технологий, научных достижений, изобретений и других ценностей действуют в пользу уравнивания дополнительных в государствах этносов, наций с нациями главными, а всех их друг с другом в международном масштабе. Служат таким сближениям также обмен журналами, книгами, кинофильмами, зарубежные турне артистов, музыкантов, участие государств во всемирных спортивных соревнованиях.

Но политические сближения стран, выход государств на общепринятые законы не поддерживают великодержавных отношений «титульных» наций к нациям «малым», целеустремленную ассимиляцию. Чтобы показывать свою демократию убедительно, в США отказались от указания в паспортах своих граждан их национальной принадлежности. Там расовая принадлежность, национальный фактор на деловые отношения, на карьеру влиять не должны. [2], хотя обеспечение этого дело трудное.

Раз фамилия у рождающихся детей пошла отцовская, то таким же стало и определение национальности потомка. Но затем был позволен общему потомку среди национальностей родителей свой выбор. После этого выбор любой иной национальности за пределами родительских. России последовала в таких делах за указанной страной, что не против глобализации. Но это к затруднению определения количества членов этносов, наций, обжившихся в государствах. А отсюда трудности определения динамики таких показателей под влиянием глобализации.

Поддержка этноассимиляцией глобализационного в мире процесса. При говоре населения государства на едином языке, сходстве обычаев его жителей, совпадении моральных позиций управление властью народом облегчается. Облегчается просвещение в школах, обучение в вузах, отступают трудности заключения смешанных браков.

Но и гражданскому обществу легче влиять на власть. Мировой политике легче дается представление этнической структуры мира, интересы граждан разных стран. Облегчается освоение единого языка международного общения, которым становится английский язык. Облегчаются: вывоз капитала из страны в страну, создание зарубежных филиалов государственных предприятий и акционерных компаний, учеба за рубежом, туристические выезды, переезды эмигрантов и т.п.

Но польза от глобализации не далась обще приемлемо. У осторожных мыслителей «она … способствует росту этнического самосознания, развитию этнических систем, (но) при этом ставит этносы на грань уничтожения в результате межэтнических конфликтов, а также конфликтов между национальным государством и этническими меньшинствами» [8].

Глобализация и этносостав мира. Как уже было вводно замечено, рост количества людей на земле пошел в режиме увеличения количества обособляющихся друг от друга общин, образования множественности этносов. Их государственное обустройство стало давать нации, хотя поспешили в таком деле не все, не всем это удалось. Стартового протоколирования количества в мире этносов, наций не стало. Путешественники удивлялись, встречая на своем пути общества иноязычных людей. Выходу на другие общества содействовали передвижения торговцев, визиты жрецов-священников, войны, поиски удобных территорий для предпринимательских действий тоже.

Протоколирование состава этносов особо не далось, помехой чему стал подсчет языков. Одни специалисты считают, что в мире разных языков около 3.000, а другие более 5.000. Такое расхождение объясняется тем, что «часть лингвистов рассматривает одни и те же говоры как разные языки, а другая часть ученых признает их за диалекты одного и того же языка» [7]. Раз это по языкам, то оно и по этносам, нациям. Хотя русский в состоянии понять говор белоруса, украинца, ему они не позволят считать себя русскими. Отсюда трудность выяснения количественной изменчивости этих показателей из соображений выяснения влияния на них глобализационного фактора.

Легче дался подсчет количества государств. Общепризнанных ООН государств всего 195. Но есть 62 «страны», не удостоившиеся именования «государством». Наряду с ними 12 государственных образований не признанных составом признанных государств [14]. При их сумме в количестве 12+62+195=269 сведений об изменчивости такого показателя нет.

Поэтому напрашиваются такие выводы:

- к представлению идущей в мире глобализации по совокупности экономического, политического и культурного сближений этносов, наций добавился учет количества этносов, наций, изменчивость данного показателя;

- глобализация поддержала использование единого языка внутригосударственного международного общения, а отсюда и ассимиляционное исчезновение «малых» наций;

- при положительном отношении к глобализации уменьшение количества этносов, наций не заслужило всеобщего одобрения;

- недовольны указанным отступлением, хотя и не во всех случаях, элиты национальных меньшинств;

- уважение широты свободы не поддерживает ассимиляционную политику властей;

- действующая статистика бессильна в показе изменчивости количества в мире этносов, наций, что интересно в плане ценности глобализации мира.

Библиографический список:

1. Адибекян О.А. Глобализация использования выражения «глобализация» // Электронный научный периодический журнал «Sci-article.ru» [http://sci-article.ru] № 22 (июнь). 2015. - С. 257-262 .
2. Адибекян О.А. Какова американская нация? // Электронный научный периодический журнал «Sci-article.ru» [http://sci-article.ru] № 50 (октябрь) 1917 г. - С. 127-134.
3. Адибекян О.А. «Титульные» и «малые» нации, этнодиаспоры // Электронный научный периодический журнал «Sci-article.ru» [http://sci-article.ru] № 21 (май). 2015. - С. 124-131.
4. Адибекян О.А. Этнодиаспорология. – Саарбрюккен (Германия): Palmarium academic publishing? 2014. - 96 c.
5. Адибекян О.А. Этносепаратизм каталонцев Испании // // Электронный научный периодический журнал «Sci-article.ru» [http://sci-article.ru] № 50 (октябрь) 1917 г. - С. 113-123.
6. Алиев Д.Х. Этнос и нация в условиях глобализации: политологический анализ. Автореф. на соиск. уч. ст. к. пол. н. - М., 2009. - 24 с.
7. Национальный состав этносов мира и этнические процессы [Электронный ресурс] URL // https://geographyofrussia.com/ (дата обращения 15.02.2018).
8. Онучко М.Ю. Глобализация, этнос, нация: теория и практика [Электронный ресурс] URL // http://docplayer.ru/ (дата обращения 15.02.2018).
9. Панарин А.С. Искушение глобализмом. - М.: Русский национальный фонд, 2000. - 384 с.
10. Пфаненштиль И.П. Современные процессы глобализации и геополитические последствия: социально-философское осмысление. - Красноярск: СФУ, 2013. - 360 с.
11. Савин Л.В. Становление феномена глобализма и контрглобализм [Электронный ресурс] URL //https://pluriversum.org (09.01.2018 г.)
12. Сафронов А.Л. Динамика социогенеза этносов и наций в эпоху глобализации (социально-философский анализ). Автореф. на соиск. уч. ст. д. филос. н. - М., 2016. - 40 с.
13. Сколько на земле национальностей, и какие? [Электронный ресурс] URL // http://www.bolshoyvopros.ru (дата обращения 15.02.2018).
14. Сколько стран в мире на 2018 г. [Электронный ресурс] URL // http://mnogofactov.ru/ (дата обращения 15.02.2018).
15. Шакир-Алиев Р. Глобализация, интеграция и ассимиляция // [Электронный ресурс] URL //http://www.proza.ru/2010/08/15/957 (дата обращения 15.02.2018).




Рецензии:

19.04.2018, 19:26 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Этот текст надо написать нормальным русским языком, с нормальной формулировкой цели исследования. И с обоснованием выводов. Чего стоит перл последней фразы "уменьшение численности языков, которые применяются жителями земли". Это что русский язык что ли. Уменьшается не численность, а количество языков. Языки не применяются жителями, а на них говорят жители Земли. Но доктору наук все равно. Кстати раз уж разговор о количестве, то пусть дает цифры, сколько и когда было и сколько стало. Короче, если он устранит замечания, то можно рассматривать по существу. А пока, ну совсем никак:)

26.04.2018, 23:38 Мирмович Эдуард Григорьевич
Рецензия: Очень хороший и грамотный обзор проблемы. Поставлена проблема, скорее, стоит без нашего участия, в чём её актуальность, соблюдены все нормы научного подхода к её аргументированному разворачиванию, материал работы может быть применим в образовательном процессе и рефератах обучающихся в гуманитарных вузах. Однако перед публикацией надо её более чётко структурировать. Ведь сама статья состоит по крайней мере из 4-5 тематических подразделов. По грамматике: Северокавказский или Севео-Кавказский, удэгейцы, азиды и т.д. - подправить. Дорогой Леонид Борисович, "родной", этнический язык - говорят, а второй, третий и др. язык можно сказать и применять для разных целей. Вы уж не придирайтесь к одному из наших собратьев по рецензорному цеху. А построить диаграмму-график динамики количества применяемых на планете языков пока не представляется возможным. Может, разве по отдельным этносам, отдельным направлениям жизнедеятельности (не дипломатия или разведка). С уважением к обоим.

1.05.2018, 12:35 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Авторская новизна и актуальность обозначены чётко. Соблюдены основные квалификационные правила. После стилистической правки статья может быть рекомендована к публикации.



Комментарии пользователей:

28.04.2018, 21:01 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Уважаемый Мирмович Эдуард Григорьевич. Я благодарен за Вашу оценку моей рукописи, поменял «удегейцы» на «удэгейцы», как положено. Но «езиды» у меня написаны безошибочно, как принято. В официальных документах «Северный Кавказ» пишется двумя словами, что пришлось мне учесть. Предложения «Но это к затруднению к определения ….» и «Стартового и протоколирования … » исправлены.


Оставить комментарий


 
 

Вверх