кандидат искусствоведения, лауреат премии имени С.С. Прокофьева, член ISME и Президии НММС Донбасс-региона
Государственная образовательная организация высшего профессионального образования «Донецкая государственная музыкальная академия имени С.С. Прокофьева»
профессор
Киреева Елена Георгиевна, специализированное учебное заведение Донецкая музыкальная школа № 2
УДК 94(5)
Музыка – волшебные мгновения,
Что душе подарят вдохновение.
И переведет через века
Композитора-учителя рука…
Н. Гумилев
В Новейшем мире идеал не существует отдельно от феноменов, субъект неотделим от объекта, все содержится в большом единстве, скрытое раскрывается и трансцендентальная апперцепция, которая служит условием единства явлений, представляет свои формы, законы, взаимосвязи человеческих представлений, их сохранения, воспроизведения, репродуцирования. Основой единства составляет тезис «Я думаю, Я размышляю, Я понимаю». Ребенок как личность развивается под влиянием окружающей среды: «Субъект воспитания – индивид или группа людей, которые осуществляют целенаправленное воспитательное воздействие на человека или коллектив с целью формирования у них определенных качеств. Объект воспитания – индивид или группа людей, на разум, эмоции и волю которых осуществляется целенаправленное воспитательное воздействие» [1, с. 17]. «В этом процессе формируется модель поведения ребенка в окружающей среде, модель механизма ориентации и саморегуляции, основывается модель развития его духовной сферы» [2, с. 7], а именно – взглядов, убеждений.
Объектом выступают факторы, условия воспитания, а живые личности – преподаватели, взаимодействуя с ними, оценивая их, являются субъектами воспитания. «Религия... семья, законы, литература, музыка, историческая жизнь народа» [3, с. 92], «дом, церковь, народные учреждения, пресса, книга, театр: целое окружающей среды» [4, с. 194], «природа и производство» [5, с. 384], «язык народа, политика, наука, право, искусство... антиобщественные явления»[1, с.6], средства массовой информации, телевидение, стереотипы гендерных ролей и прочее, обусловливающие те знания, которые дети получают о мире. На основании этого базиса формируется индивидуальная «школа познания» в каждом конкретном случае. Одним из направлений современной музыкальной педагогики является усиление культурологического подхода к учебно-воспитательному процессу в музыкальной школе и в образовании в целом. В настоящее время особую актуальность приобрела следующая идея: школа ХХІ века должна быть «очагом культуры и поликультурного воспитания», в котором «обеспечивается духовное развитие ребенка, осуществление перехода от образованного к человеку культурному» [6, с. 24; 7, с. 23; 8, с. 10; 9, с. 18]. Таким образом процесс воспитания ребенка опирается на философский фундамент и реалии жизни.
Культура во всех формах, на всех уровнях индивидуального и общественного сознания, во всех сферах человеческой жизнедеятельности: общества и личности, мировой и локальной, материальной и духовной, политической и физической, государственной и региональной, областной и городской, сельской и этнической – стала могучим процессом всемирно-исторического движения. Процессом, который требует глобального развития научных знаний и профессиональной образованности.
Усиление внимания к проблеме культуры особо востребовано в связи с «упадком духовности, культурных ценностей» [8, с. 11], «разрушением не только природной, но и культурной экологии, ростом преступного мира, нравственного цинизма» [10, с. 9]. А также значением единства образования и культуры, человечности, гуманности, культурности образования. Связывая аспекты философии, педагогики, культурологи, современная теория воспитания входит в общее комплексное педагогическое пространство формирования личности будущего Учителя.
В процессе изучения музыкальных и психолого-педагогических дисциплин бакалавры, специалисты, магистры овладевают целостной музыкальной теорией, методологическими основами музыкального искусства, исполнительским мастерством, что становится основой творческого отношения к работе учителя музыки, избавляет от шаблонов, стереотипов в мышлении, вырабатывает умение пользоваться новейшими методами преподавания предмета, специальной музыкальной, педагогической, научной литературой. Кроме того, определяет оптимальные пути к реализации задач по музыкальному воспитанию у школьников, молодежи.
Система музыкального образования основывается на начальной академической подготовке будущего музыканта или любителя музыки во внешкольных и специализированных общеобразовательных музыкальных учебных заведениях. Особое внимание при этом должно уделяться развитию мироощущения подростков, усвоению фундаментальных знаний культурного наследия. Целью воспитания действующих начальных специализированных художественных учреждений является формирование развитой личности с эстетическим вкусом, привитым детям чувством любви к традициям и культурным ценностям народа. Многогранный информационный, музыкально-теоретический материал позволяет осветить неоднозначность процессов, происходящих в окружающем мире. Многофункциональная структура композиторской, исполнительской, педагогической школы с инновационными методами работы наглядно воплощается в музыкальном репертуаре и обусловливает появление новых прогрессивных методик, учебных пособий, направленных на развитие мышления ребенка. Многонациональная музыка предполагает активный композиторский поиск новой формы, интонации, новых эмоциональных сфер и стилевых тенденций. Принципы данного процесса определены в триаде: культура – понимание – творчество, т.е. в преодолении стереотипов мышления и стереотипов деятельности.
Разработка современных методов психофизиологического исследования процесса воспитания и преподавания музыкального искусства, базирующихся на использовании теории философии, эстетики, психологии, педагогики, повышает динамику аналитического мышления, конструктивное усвоение результатов осмотра, анализа достижений педагогики, ареал распространения традиций и культурного наследия. Критическое осмысление исторических трансформаций и перспектив образования, познания в гуманистическом измерении предусматривает переход к интернальному, саморегулирующемуся типу личности с развернутым мышлением, опорой на авторитет собственного интеллекта. Исходя из вышеизложенного, предложенная тема статьи является актуальной и практически целесообразной.
Музыка относится к искусству исполнительскому, реально существует в живом звучании, основа ее содержания, образов – чувства, переживания людей. Учитель музыки – один во многих ипостасях; писатель, ибо сам составляет сценарий каждого урока; режиссер, потому что каждый урок в какой-то мере премьера; исполнитель главной роли; блюститель порядка и дисциплинированный творческий актер, потому что играет днем четыре – пять представлений, приводя в форму свой исполнительный аппарат; психолог, маг, виртуоз, умеющий сделать урок безразмерным, интересным, вмещающим в себя различные исторические периоды, сложные литературные, научные, теоретические судьбы, эпохальные открытия; властелин дум, врачеватель, духовник. При этом учитель должен умело передавать знания, характер, настроение каждого произведения; должен учитывать особенности восприятия и мышления детей разного возраста, которые приходят к нему на урок; должен быстро ориентироваться в различных педагогических ситуациях; должен быть хорошим организатором; должен отличаться целеустремленностью, энергией, настойчивостью, терпением, снисходительностью; должен проявлять чувствительность, внимание, справедливость, увлеченность, оптимизм, юмор; должен радоваться, гневаться, печалиться, надеяться, обижаться, но тактично, не допускать несправедливости. Преподаватель – учитель – это вечный двигатель человеческой души, а его труд, педагогическое творчество требует постоянно новых средств организации учебного процесса, новых ритмов, новых методов и согласования этих методов с требованиями современности.
Сегодня в нестабильном и требовательном мире музыка занимает доселе невиданное место. Ее непрерывно транслируют по радио, на телевидении, в домах, квартирах, ресторанах, кафе, концертах, филармониях, кино, фестивалях, конкурсах международного, республиканского, регионального характера. Симфония, опера, джаз, инструментальная музыка, поп-музыка, диско, рэп являются неотъемлемыми составляющими современного музыкального искусства. Техничность, интернационализм, демократия, современная технология, микширования, овердаббинг, плейбэк, реверберация, фузз, эхоплекс создают новые звуковые возможности.
Современная музыка использует широкие технические средства, политонический и атонический языки, немузыкальные электроакустические приборы, инструменты. В то же время классическая музыка, как образец сложной культуры, является катализатором общества и объединяет прошлое с будущим, превращает нереальное в реальное – настоящее, которое происходит сейчас, в данную минуту, и длится в будущем.
Музыкальные звуки исцеляют, владеющие мириадами форм и цветов, которые обогащают, укрепляют единство с миром. Особенно важную роль в музыкально-эстетическом воспитании играют произведения, созданные на национальной основе, что объясняется их доступностью восприятия. Воспитательный потенциал национального фольклора в отечественной музыкальной литературе представлен большим самостоятельным разделом, многочисленными обработками народных песен и танцев. В целом фольклорная программность является традиционно доминирующей для детей, песенно-танцевальные и моторные мотивы, лирика и эпос, программная сюита, пьесы.
Развитие музыкального педагогического потенциала было особо плодотворным и результативным в 30-х гг. ХХ столетия. Ч то наглядно отобразилось в произведениях: В. Косенка, Л. Ревуцкого, Ж. Колодуб, В. Кирейко и проч. Данные произведения выполняют важную педагогическую функцию, ибо развивают профессиональные знания, умения и навыки, но и знакомят юных музыкантов с жанровыми особенностями национального фольклора, с песенным календарно0обрядовым циклом.
Таким образом, приходим к следующему выводу, что раскрыть творческий потенциал, способствовать развитию музыкальных способностей, научить через сказку, игровую деятельность переживать музыку, выражать ее в образах, звуках, словах, цвете – вот главные цели и основные задачи, стоящие перед современным учителем музыкального искусства.
Рецензии:
5.05.2018, 19:56 Каминская Елена Альбертовна
Рецензия: Аннотация к статье точно копирует само изложение статьи, что недопустимо. Изложение в статье носит калейдоскопично-обрывочный характер. В работе много орфографических ошибок (нет согласования в падежах - прежде всего), что затрудняет ее чтение в принципе. выводы в статье не соответствуют ее названию и всего предыдущему изложению. Не ясно, где цитаты заканчиваются (1 абзац). слишком долго и путано обосновывается актуальность работы. Требуется тщательная переработка материала, после чего статья может быть принята к публикации, поскольку, действительно, посвящена важному вопросу влияния музыки на личность ребенка.