ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»
магистрант II курса, специальность «Коррекционное образование. Логопедия»,
Научный руководитель: Ершова И.Б., доктор медицинских наук, профессор кафедры дефектологии и психологической коррекции Института педагогики и психологии ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»
УДК [373.2.016: 81-028.31]-056.3-053.4
На современном этапе в теории и на базе опыта коррекционного образования ставится дилемма о нахождении необходимых условий для развития связной речи детей дошкольного возраста. Эта заинтересованность весьма актуальна, поскольку специалисты по данному профилю сталкиваются с трудностями, которые выражаются в ограниченной научной проработанности данных условий, так и проблемы самого предмета - онтогенеза речевых навыков детей дошкольного возраста.
Связная речь представляет собой владение большим словарным запасом языка, понимание основных языковых норм. Развитие связной речи является одним из основных критериев успешности обучения ребенка в школе.
Формирование связной речи у детей даже при не обнаружении недостатков в речевом и психологическом развитии – все же это глубокое течение, которое на последующих этапах усугубляется при установлении (ОНР).
Связная речь является оной их самых трудных форм вербальной коммуникации.
И представляет собой логически выстроенное полное высказывание.
В становлении связной речи точно выражается тесная взаимосвязь речевого и умственного развития детей, развитие фонематических процессов, мышления, наблюдательности.
Чтобы складно и логично рассуждать о каких либо событиях, объектах, нужно научиться анализировать, выделять основные моменты, выявлять причинно-следственные связи.
Для приобретения логичности и связности, не мало важное значение имеет умелое использование интонационных характеристик речи, подбор необходимых слов для вербализации своих мыслей.
Процесс формирования связной речи является одним из основных условий, которое ставится перед ребенком в процессе школьного обучения.
Лишь при наличии достаточного уровня освоения связной свечи, учащийся сможет более последовательно, точно и логично выстраивать свои высказывания, а также сможет полным предложением отвечать на вопросы школьной программы, обоснованно и убедительно выражать свое мнение, пересказывать содержание материала из книг.
Над данной проблемой свои исследования проводили такие ученные, как Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Е.А.Флерина В.П.Глухова, К.Д.Ушинский Т.А.Ткаченко и др.
При рассмотрении литературы было выявлено то, что имеющееся положение в должной степени изучено, но все же есть интерес усовершенствования классических теорий, систем и нахождение высокоэффективных, научных способов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Все изложенное определило актуальность и выбор темы исследования: «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня».
Объект исследования – связная речь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования – особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с данным речевым нарушением.
Цель исследования – теоретически и практически аргументировать логопедическую программу формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования – при условии проведении программы формирования будет улучшен уровень сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Исследование проводилось на базе ГБОУ ДО ЛНР я/с N 9 «Журавушка» г.Свердловска.
В эксперименте принимала участие группа детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня (средний возраст - 5лет 6мес.) в количестве 27 человек (16 мальчиков и 9 девочек), которые посещают логопедические группы. В группу детей с нормой речи вошло 33 ребенка(15 мальчиков и 18 девочек), средний возраст - 5лет 5мес.
Экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и заключительного.
На констатирующем этапе эксперимента осуществлялось логопедическое обследование связной речи детей с целью выявления уровня ее развития.
По итогу рассмотрения диагностических данных было выявлено три уровня успешности совершения поручений, которые определяют состояние связной речи у данной категории детей – высокий, средний и низкий.
После апробации полученных данных применительно с поставленными критериями получили следующие результаты.
Первая методика
«Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам» (Л.С.Цветкова).
После апробации результаты следующие:
В группе с ОНР 4 ребенка имеют высокий уровень, в процентном соотношении 14,8%, на среднем уровне находятся 15 детей – 55,5%, а низкий уровень получили 8 детей – 29,7%.
В контрольной группе результаты следующие: высокий уровень у 15(45,4%) детей средний уровень у 14 (42,4%) детей и низкий уровень 4 (12,2%).
Вторая методика
«Составление предложения по трем предметным картинкам, которые между собой связанны по смыслу» (О.С.Ушакова) цель: выявить уровень развитости у детей навыков отдельных высказываний.
При подсчете результатов, были выявлены следующие показатели:
Высокого уровня в группе с ОНР достигли 3 ребенка- 11,1 %, на среднем уровне находятся 11 детей- 40,7%, низкий уровень успешности получили 13 детей- 48,2%.
В группе с нормой результаты следующие: высокий уровень у 14 (42,4%) детей, средний уровень у 14(42,4%) детей и низкий уровень у 5(15,2%) детей.
Третья методика
«Пересказ текста» (знакомые сказки, рассказы) (В.П.Глухова)
цель: определить возможности детей в изложении небольшого по объему и простого по структуре текста.
Анализ полученных данных в группе с ОНР показал, что при пересказе текста детей с высоким уровнем обнаружено не было. На среднем уровне 13 (48,1 %) детей, на низком - 14 (51,9%) детей. В группе детей с нормой результаты следующие: высокий уровень у 9 (27,2%) детей, средний уровень у 14 (42,4%) детей и низкий уровень у 10 (30,4%) детей.
Четвертая методика
«Составление рассказа по серии сюжетных картинок» (Т.Б.Филичева)
цель: выявить возможностей детей в составлении связного сюжетного рассказа на основе наглядности.
При пересказе текста в группе детей с ОНР выявлено детей с высоким уровнем – 4 (14,8%) ребенка. На среднем уровне - 11 (40,7 %) детей, на низком - 12 (44,5%) детей.
Анализ полученных данных показал, что при составлении рассказа по сюжетным картинкам в группе с нормой речи на высоком уровне успешности находится 15 (45,5%) детей, на среднем уровне – 13 (39,3%) детей. Детей с низким уровнем - 5 (15,3%).
Проводя квалитативный анализ полученных результатов, мы обнаружили, что при составлении рассказа по сюжетным картинкам у многих детей отмечались небольшое изменение обстоятельств, а также ложная передача случайных взаимосвязей. Во многом рассказы были построены с аграмматизмами, встречались случаи поиска слов, обнаруживалась банальность выражения мыслей. На протяжении всего периода обследования дети всего лишь перечисляли действия, изображенные на карточках. В некоторых случаях дети неправильно раскладывали картинки, но при этом логично строили сюжет рассказа.
Пятая методика
«Составление рассказа из личного опыта (по наводящим вопросам)» (Л.С.Цветкова)
цель: выявить индивидуальный уровень и особенности владения ребенком связанной речью при передаче своих жизненных впечатлений.
Изучая критерий самостоятельности, надо заметить, что дети в группе с нормой речи обходились без помощи взрослого, при изложении высказываний. Рассказы детей различались большим объемом сравнительно с категорией детей с ОНР.
Практически во всех случаях в рассказах детей с ОНР присутствовали паузы. Детям было трудно повторять рассказы, поэтому им была предоставлена помощь в виде наводящих вопросов. В тексте наблюдались аграмматизмы, неправильное использование слов.
Анализ полученных данных в группе с ОНР показал, что при составлении рассказа из личного опыта 3 (11,2 %) ребенка находятся на высоком уровне, на среднем уровне – 12 (44,4%) детей и на низком уровне 12 (44,4%) детей.
В группе детей с нормой результаты следующие: высокий уровень у 15 (45,4%) детей, средний уровень у 16 (48,4%) детей и низкий уровень 2 (6,2%) ребенка.
Подводя итоги исследований по пяти методикам можно сделать вывод, что при составлении рассказа по сюжетным картинкам дети с нормой речи имеют высокий и средний уровни, а низкий уровень практически не наблюдался. В группе с ОНР дети показали в основном средний и низкий уровни, высокий уровень лишь у небольшой части детей с ОНР.
Стоит отметить, что квантитативные результаты исследования собственно отражается в качественных параметрах речи. Дети с нормой речевого развития строят свои высказывания более логично, последовательно. У детей с общим недоразвитием речи периодически повторялись слова, паузы, неполные высказывания. К примеру, Ярик Б. сформулировал такого порядка сочинение по сюжетным картинкам: "Девочки искали ежа...Затем они забрали его домой...Принесли его домой ...и поили его молоком."
Прослеживалась существенное отличие в объеме высказываний детей. Так у детей с нормой речи объем рассказов намного больше, чем у детей с ОНР.
Результаты диагностических методик показали то, что дети с общим недоразвитием речи в своих рассказах перечисляли только действия, которые видели на картинках, а дети с нормой речевого развития более точно и последовательно строили свои высказывания. Также необходимо выделить, что дети с нормой, при выполнении заданий не нуждались в помощи, а дети с ОНР самостоятельно не справлялись с заданиями, им на протяжении всего процесса обследования оказывалась помощь в виде дополнительных и наводящих вопросов по сюжетным картинам, а также при пересказе текста.
У детей с ОНР связная речь сформирована в незначительной степени. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий.
Было определено, что при серьезном вербальном недоразвитии имеются существенные нарушения, как в активной речи детей, так и в понимании обращенной речи, а также в освоении лексико-грамматических норм языка.
ОНР может иметь разные уровни, каждый уровень содержит определенные особенности развития связной речи.
Первый уровень в полной мере определяется отсутствием вербальных навыков общения.
Коммуникация происходит в виде лепета или звукоподражаний.
На втором уровне наблюдается более высокая вербальная активность. Здесь возникает фразовая речь. Но есть небольшие затруднения в грамматическом и фонетическом оформлении высказывания. При самостоятельном высказывании, иногда слова формулируются неправильно, часто дети заменяют слова.
И на третьем уровне возникает полная общепринятая речь, без каких либо грубых нарушений.
Однако имеются трудности при построении произвольной связной речи.
Исходя из рассмотрения литературы, публикаций ученных и проведенного диагностического эксперимента, можно сказать, что у детей с ОНР прослеживаются определенные трудности в становлении связной речи, в отличие от детей с нормальным речевым развитием.
Осуществив исследование раскрыты следующие особенности связной речи детей с ОНР :
- грубые недостатки складности и обоснованности рассказа по тексту;
ограниченный словарный запас вследствие чего неверная передача материала;
- стереотипное использование лексико-грамматических средств языка;
- ошибки в смысловом построении текста и отдельных предложений;
- повторы одинаковых слов, длительные паузы по тексту;
- лексическая неполнота высказываний;
- трудности в языковой реализации замысла;
- необходимость в стимулирующей помощи.
Рецензии:
18.05.2018, 21:44 Костогладова Любовь Петровна
Рецензия: Материал статьи заслуживает внимания не только с методологической составляющей, но и с концептуальной токи зрения относительно рассматриваемой темы. Статья соответствует всем нормам оформления.Статья рекомендована для публикации.