Бакалавр
Полесский государственный университет
Магистрант
Арсенович Алина Александровна. Научный руководитель: Игнатьева Елена Степановна, ассистент, Полесский государственный университет
УДК 336.717.1
Актуальность темы исследования заключается в том, что на сегодняшний день эффективное развитие банковской сферы напрямую зависит от внедрения последних достижений научно-технического прогресса.
Цель исследования: изучить состояние цифрового банкинга в Республике Беларусь на современном этапе и выявить перспективные направления его развития.
Введение: На современном этапе развития цифровой банкинг становится всё более востребованной и популярной технологией не только на международном рынке банковских услуг, но и на рынке Республики Беларусь. С каждым годом банки вкладываю все больше средств в развитие данной бизнес-модели.
Основная часть.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь под цифровым банкингом следует понимать совокупность новейших технологий, позволяющих осуществлять взаимодействие банков, их клиентов, республиканских органов государственного управления и коммерческих организаций посредством электронных каналов коммуникаций (например, система дистанционного банковского обслуживания (далее – СДБО), мобильные устройства, веб-сайты и др.) [1].
Американская компания IBM в своем докладе «Designing a Sustainable Digital Bank» выделила четыре модели цифрового банкинга:
Таблица 1 – Характеристика моделей цифрового банкинга
Модель |
Цифровой банковский бренд |
Банк с цифровыми каналами |
Цифровой филиал банка |
Полностью цифровой банк |
Продуты, продажи, маркетинг |
Самостоятельно |
Самостоятельно |
Самостоятельно |
Самостоятельно |
Каналы |
Часто совмещают с родительским банком |
Самостоятельно |
Самостоятельно |
Самостоятельно |
Бэк-офис |
Совмещают с родительским банком |
Совмещают с родительским банком |
Самостоятельно |
Самостоятельно |
Банковская лицензия |
Используют лицензию родительского банка |
Используют лицензию родительского банка |
Используют лицензию родительского банка |
Самостоятельно |
Примечание – Источник: [2]
Модель цифрового банковского бренда характерна для классических банков, которые постоянно пытаются стать ближе к новому «продвинутому» потребителю. Зачастую подобные банки открывают новые бренды с уникальными предложениями и продуктами специально для более молодого поколения в целях недопущения оттока сложившейся клиентской базы ввиду нововведений. Как правило, эти бренды используют сложившуюся банковскую инфраструктуру. Примерами таких банков выступают FRANK банка OCBC в Сингапуре и LKXA от CaixaBank в Испании.
Банк с цифровыми каналамиподразумевает создание организации, нацеленной на улучшение пользовательского опыта. Как правило, данная модель банков использует бэк-офис и банковскую лицензию существующих банков и перепродает их продукты с помощью более удобного пользовательского интерфейса. Примерами таких банков являются Moven в США и Rocketbank в России, а также Единое Расчетное Информационное Пространство (ЕРИП) в Республике Беларусь.
Модель цифрового филиала банка предполагает создание отдельного подразделения — практически отдельной организации с более гибким и модульным бэк-эндом, позволяющим обеспечить лучший клиентский опыт. Примеры подобных банков — Hello Bank от BNP Paribas и «Точка», являющаяся филиалом «Открытия».
Полностью цифровой банк строит все свое продуктовое предложение на цифровых технологиях. Это не обязательно банки без отделений, однако клиенты таких банков ожидают взаимодействия преимущественно через цифровые каналы. Примеры: Fidor Bank в Германии и ТКС [2].
Основной предпосылкой для успешного развития СДБО любого государства выступает общий уровень развития информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). В международной практике существует такой показатель как индекс развития информационно-коммуникационных технологий, который был разработан в 2007 году на основе 11 показателей. Эти показатели касаются доступа к ИКТ, использования ИКТ, а также навыков, то есть практического знания этих технологий населением стран, охваченных исследованием. Ежегодно Международный союз электросвязи (International Telecommunication Union) составляет рейтинг стран мира по уровню ИКТ (таблица 2).
Таблица 2 – Индекс развития информационно-коммуникационных технологий в 2016 году
Рейтинг |
Страна (из 176 стран мира) |
Индекс развития информационно-коммуникационных технологий |
1 |
Исландия |
8,98 |
2 |
Южная Корея |
8,85 |
3 |
Швейцария |
8,74 |
4 |
Дания |
8,71 |
5 |
Великобритания |
8,65 |
6 |
Гонконг |
8,61 |
7 |
Нидерланды |
8,49 |
8 |
Норвегия |
8,47 |
9 |
Люксембург |
8,47 |
10 |
Япония |
8,43 |
… |
|
|
32 |
Республика Беларусь |
7,55 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [3]
Мировым лидером на протяжении многих лет выступает Исландия, индекс развития ИКТ которой составляет 8,98. На втором месте расположилась Южная Корея с индексом равным 8,85. На третьем месте – Швейцария, индекс составил 8,74. Республика Беларусь в 2016 году расположилась на 32 месте с индексом развития ИКТ равным 7,55. Динамика индекса развития ИКТ Республики Беларусь в 2014-2016 гг. представлена в таблице 3.
Таблица 3 – Динамика индекса развития информационно-коммуникационных технологий Республики Беларусь 2014-2016 гг.
Год |
Место в мировом рейтинг |
Индекс развития информационно-коммуникационных технологий |
2014 |
38 |
6,89 |
2015 |
36 |
7,18 |
2016 |
32 |
7,55 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [3]
Исходя из данных таблицы 4, можно сделать вывод, что за рассматриваемый трехлетний период индекс увеличился на 0,66. Это свидетельствует о нарастающем всестороннем развитии цифровых технологий в Республике Беларусь.
Что касается банковской сферы, то на сегодняшний день в Республике Беларусь цифровой банкинг представлен различными электронными платежными инструментами, средствами платежа и технологиями дистанционного банковского обслуживания, в том числе банковскими платежными картами, электронными деньгами, Интернет-банкингом, мобильным банкингом, SMS-банкингом, M-банкингом, ТВ-банкингом и другими технологиями дистанционного банковского обслуживания, посредством единого расчетного и информационного пространства.
Наиболее активно используемым платежным инструментом для осуществления безналичных расчетов среди населения является банковская платежная карточка — платежный инструмент, который обеспечивает доступ к банковскому счету, счетам по учету банковских вкладов (депозитов), кредитов физического или юридического лица для получения наличных денежных средств и осуществления расчетов в безналичной форме, а также обеспечивает проведение иных операций в соответствии с законодательством Республики Беларусь [4].
В Республике Беларусь представлены карточки как международных платежных систем (могут использоваться за рубежом), так и внутренней платежной системы (карточка используется только в пределах страны).
Данные об изменении числа карточек, находящихся в обращении на территории Республики Беларусь, за пять лет в разрезе платежных систем представлена в таблице 4.
Таблица 4 – Количество платежных карточек, находящихся в обращении на территории Республики Беларусь в 2013-2017 гг., тыс. ед.
Дата |
БелКарт (тыс.ед.) |
БелКарт/ Maestro (тыс.ед.) |
VISA (тыс. ед.) |
MasterCard (тыс.ед.) |
Всего (тыс.ед.) |
01.01.2014 |
5 278,9 |
0 |
4 492,1 |
2 034,0 |
11 805,0 |
01.01.2015 |
5 128,6 |
109,2 |
5 219,5 |
1 885,8 |
12 343,1 |
01.01.2016 |
5 119,8 |
210,7 |
5 199,9 |
1 814,6 |
12 345,0 |
01.01.2017 |
5 000,0 |
472,3 |
5 066,6 |
2 142,6 |
12 681,4 |
01.01.2018 |
4 806,1 |
868,5 |
4 635,8 |
3 544,5 |
13 854,9 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [5]
По состоянию на 01.01.2018 года общее количество банковских платежных карточек в Республике Беларусь составило 13 854,9 тыс. ед. Следует отметить, что данный показатель характеризуется положительной динамикой. Наибольший удельный вес приходится на долю карточных продуктов внутренней платежной системы “БелКарт” – 34,69% (4 806,1 тыс. ед.). На втором месте по занимаемому удельному весу находятся карточки международных платежных систем Visa, на долю которых по состоянию на 01.01.2018 года пришлось 33,46% (4 635,8 тыс. ед.). На третьем месте расположились карточки международных платежных систем MasterCard – 25,58% (3 544,5 тыс. ед.). Наименьшая доля приходится на международные карточки БелКарт-Maestro, которые были выпущены в оборот в Республике Беларусь в 2014 году – 6,27% (868,5 тыс. ед.).
Основанием для успешного функционирования системы безналичных расчетов выступает создание технических возможностей воспользоваться карточкой держателю в любом месте и в любое время.
Оборудование по приему платежных карточек бывает двух типов:
Динамика изменения количества оборудования по приему платежных карточек, находящегося на территории Республики Беларусь, за пять лет представлена в таблице 5.
Таблица 5 – Сведения о количестве оборудования по приему платежных карточек на территории Республики Беларусь в 2013-2017 гг., ед.
Дата |
Объекты программно-технической инфраструктуры |
|||
Количество организаций торговли (сервиса), оснащенных платежными терминалами |
Платежные терминалы в организациях торговли (сервиса)
|
Банкоматы
|
Инфо-киоски
|
|
01.01.2013 |
37 063 |
56 796 |
3 701 |
3 342 |
01.01.2014 |
49 539 |
73 627 |
4 088 |
3 586 |
01.01.2015 |
64 764 |
91 784 |
4 362 |
3 670 |
01.01.2016 |
79 107 |
111 724 |
4 414 |
3 519 |
01.01.2017 |
109 380 |
139 608 |
4 386 |
3 394 |
01.01.2018 |
115 272 |
150 946 |
4 404 |
3 294 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [6]
Исходя из выше представленных данных, можно сделать вывод, что для оборудования по приему платежных карточек на территории Республики Беларусь характерна положительная динамика. По состоянию на 01.01.2018 года количество организаций торговли (сервиса), оснащенных платежными терминалами составило 115 272 ед., увеличившись по отношению к предыдущему году на 5 892 ед. Количество платежных терминалов в организациях торговли (сервиса) за 2017 год увеличилось на 11 338 ед., и составило 150 946 ед. Число банкоматов также ежегодно растет, и по состоянию на начало 2018 года составило 4 404 ед. Однако, количество инфокиосков неуклонно растет, начиная с 2015 года. По состоянию на 01.01.2018 года их число составило 3 294, уменьшившись за 2017 года на 100 ед. Основной причиной негативной тенденции выступает развитие технологий дистанционного банковского обслуживания (Интернет-банкинга, мобильного банкинга, SMS-банкинга, M-банкинга, ТВ-банкинга и др.).
Оценить современное состояние систем дистанционного обслуживания на территории Республики Беларусь достаточно сложно в связи с тем, что банки неохотно делятся данной информацией. Данные за 2015 год представлены в таблице 6.
Таблица 6 – Состояние систем дистанционного обслуживания в Республике Беларусь в 2015 году
Наименование услуги |
Доля услуги в общем количестве операций СДБО, % |
Число подключенных физических лиц и их доля от общего количества держателей карточек, млн. человек |
Прирост клиентов в I полугодии |
|||
01.01.2015 |
01.10.2015 |
01.01.2015 |
01.10.2015 |
Доля, % |
% |
|
Интернет-банкинг |
69,5 |
85,5 |
1,9 |
2,4 |
27,9 |
+26 |
SMS-банкинг |
11,4 |
1,1 |
1,4 |
1,1 |
13,2 |
-22 |
Мобильный банкинг |
17,0 |
12,6 |
0,3 |
0,4 |
4,1 |
+33 |
Другие |
2,1 |
0,8 |
0,2 |
2,9 |
2,9 |
100 |
Примечание – 1. *один и тот же клиент – физическое лицо может пользоваться одним или несколькими СДБО
2. Источник: [7]
Исходя из данных таблицы 6, можно сделать вывод, что за первое полугодие 2015 года положительная динамика характерна для интернет-банкинга (+26%) и мобильного банкинга (+33). Количество пользователей SMS-банкинга характеризуется негативной тенденцией.
По неофициальным данным от ноября 2016 года количество пользователей интернет-банкинга за четыре года выросло в 3,5 раза. По состоянию на 17.11.2018 из 8000 опрошенных клиентов 7,4% использовали интернет-банкинг, 9,2% – мобильный банкинг. При этом 70,5% из этого количества никогда не совершали интернет-платежей (в 2012 году данный показатель составлял 90%) [8].
Что касается объема операций с использованием банковских платежных карточек, данные представлены в таблице 7.
Таблица 7 – Динамика операций с использованием банковских платежных карточек на территории Республики Беларусь в 2013-2017 гг.
Дата |
Всего операций |
Безналичные операции |
||||
Количество, тыс. ед. |
Сумма, тыс. бел. руб. |
Количество, тыс. ед. |
Доля,% |
Сумма тыс. бел. руб. |
Доля, % |
|
01.01.2014 |
737 771,8 |
23 825 666,6 |
504 652,7 |
68,4 |
5 120 252,1 |
21,5 |
01.01.2015 |
827 031,2 |
30 378 144,7 |
595 708,9 |
72,0 |
7 856 069,4 |
25,9 |
01.01.2016 |
941 907,9 |
34 487 227,7 |
719 480,7 |
76,4 |
10 920 073,4 |
31,7 |
01.01.2017 |
1 098 943,6 |
3 894 651,0 |
877 364,6 |
79,8 |
1 502 757,2 |
38,6 |
01.01.2018 |
1 307 724, 2 |
4 703 959,3 |
1 087 197,8 |
83,1 |
2 104 129,6 |
44,7 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [6]
Исходя из данных, представленных в таблице 7, видно, что доля безналичных операций характеризуется положительной динамикой, как в количественном, так и в стоимостном выражении. Так если на начало 2014 на долю безналичных операций в количественном выражении приходилось 68,4%, то по состоянию на 01.01.2018 годы данный показатель составил 83,1 (прирост составил 14,7%). Что касается стоимостного выражения, то занимаемый удельный вес в общем объеме совершаемых операций увеличился более чем в 2 раза.
В Республике Беларусь осуществляется ряд мероприятий, направленных на стимулирование использования цифрового банкинга. Ярким примером выступает введение комиссии за прием платежей наличными в кассах БПС-Сбербанка, Белгазпромбанка, Банка ВТБ и некоторых других.
На сегодняшний день существует ряд проблем, препятствующих дальнейшему развитию цифровых банковских технологий в Республике Беларусь, к которым относятся:
Основные направления развития цифрового банкинга изложены в «Стратегии развития цифрового банкинга в Республике Беларусь на 2016-2020 годы».
Основными целями до 2020 года выступают:
Для достижения поставленных целей необходимо:
Перенимая зарубежный опыт, с целью обеспечения идентификации клиентов в Республике Беларусь следует создать единую биометрическую систему (далее – ЕБС). Основной задачей данной системы будет являться содействие кредитным организациям в области предотвращения мошенничества.
Основу функционирования данной системы могут составлять радужная оболочка глаза, голосовой отпечаток, форма кисти руки. Что соответственно делает практически невозможным кражу данных.
Подразумевается, что при первом обращении клиента в банк в базу данных будут занесены его биометрические параметры и паспортные данные. При последующем обращении система будет сравнивать биометрические параметры клиента с параметрами, которые имеются в базе, а также сопоставлять их с информацией о мошенниках [10].
Таким образом, в ходе проведенного исследования было установлено, что роль цифрового банкинга в Республике Беларусь ежегодно возрастает. Об этом свидетельствует возрастающая доля безналичных расчетов, как в количественном, так и в стоимостном выражении. Однако существует ряд проблем, сдерживающих дальнейшее развитие цифровых банковских технологий. Одной из важнейших является отсутствие возможности осуществления идентификации клиентов на межбанковском уровне. Для решения данной проблемы в Республике Беларусь следует создать единую биометрическую систему, которая будет содействовать кредитным организациям в области предотвращения мошенничества.
Рецензии:
12.05.2018, 14:15 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Игнатьева Е. С., Дяк Т. Д. и Арсенович А. А. на основе соответствующих данных представлен детальный анализ современного состояния цифрового банкинга в Республике Беларусь, Авторами также определены перспективные направления его развития. Поставленная цель исследования в целом достигнута. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.