Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 16.05.2018. Последняя правка: 14.05.2018.
Просмотров - 1994

Особенности организации камеральных налоговых проверок

Гамзаева Зульфия Хайруллаевна

.

Саратовский социально- экономический институт Российского экономического университета имени Г.В.Плеханова

студент, кафедра налогов и налогообложения

Никитин Алексей Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения ССЭИ РЭУ им. Г.В.Плеханова


Аннотация:
В данной статье рассматриваются особенности проведения камеральных налоговых проверок: цели, механизмы и этапы проведения проверок.


Abstract:
This article examines the specifics of carrying out desk tax inspections: goals, mechanisms and stages of inspections.


Ключевые слова:
камеральные проверки; налоговые проверки; налоги

Keywords:
desk checks; tax checks; taxes


УДК 336.025

Существует и активно функционирует множество форм налогового контроля. К наиболее ключевым методам контроля за соблюдением налоговых обязательств можно отнести налоговые проверки. Одним из наиболее эффективных ее видов является камеральная налоговая проверка. 

В настоящее время в системе налогового контроля камеральные проверки занимают лидирующие позиции, что обусловлено рядом факторов:

  • меньшая трудоемкость по сравнению с проведением выездных проверок, максимальная возможность автоматизации;

  • полный (100%) охват налогоплательщиков, предоставивших налоговую отчётность в налоговые органы;

  • возможность анализа уровня и динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций, проверки отчетных показателей на предмет сопоставления с данными внешних источников [1].

Цель камеральной налоговой проверки вытекает из определения сущности данного понятия, и состоит в деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением НК РФ и прочих законодательных норм в данной сфере [2].

Проведение процедуры налоговой проверки регламентируется пунктом 1 статьи 88 НК РФ [3]. В соответствие с данной статьей проведение камеральной налоговой проверки происходит путем сопоставления данных налоговой декларации, а также при помощи документации, предоставляемой налогоплательщиками в налоговые органы.

Исходя из цели камеральных налоговых проверок, можно выделить следующие задачи, выполняемые органами, осуществляющими их проведение:

  • надзор за выполнением норм налогового кодекса и прочих законодательных документов;

  • контроль за выявлением и решением проблем, связанных с правонарушениями в налоговой сфере;

  • сбор информации для проведения камеральной налоговой проверки и сопоставления показателей с данными декларации и прочих документов.

Механизм проведения камеральной налоговой проверки – это процесс, который представляет собой систему деятельности, которая нормирует создание программ и составных элементов проверки, а также организует планирование, продолжительность, периоды, последовательность составных частей и этапов операций, с помощью которых осуществляется проверка. Механизм проведения камеральной налоговой проверки подразумевает, что есть определенная методология и принципы реализации данной проверки [4].

Существует предварительный этап перед непосредственным проведением камеральных налоговых проверок, он включает в себя следующие действия:

  • анализ налоговых документов налогоплательщиков, таких как бухгалтерская отчетность, лицевой счет, декларация;

  • сопоставление показателей из данных документов со схожими показателями предыдущего периода;

  • сбор и анализ информации о внешних и внутренних факторах, воздействующих на субъект налогообложения;

  • оценка финансового положения физического лица или предприятия по показателям доходности, капиталовложениям, динамике запасов и другим [5].

Механизм проведения камеральной налоговой проверки состоит из следующих последовательных этапов:

  • проверка правильности исчисления налоговой базы;

  • проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации;

  • проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;

  • проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству [6].

Следует отметить следующий важный аспект проведения камеральной налоговой проверки, налоговые органы в ходе проверки не могут в любых ситуациях требовать предоставление дополнительных документов налогоплательщиком, плательщиком сборов и налоговым агентом, если данные обстоятельства и основания к этому не соответствуют статье 88 пункту 7 НК РФ. Запрос на предоставление дополнительных документов возможен в следующих случаях, если:

  • сам налогоплательщик изъявил желание предоставить дополнительные документы в соответствии со статьей 93 НК РФ;

  • представитель, контрагент или иное лицо, обладающее информацией о налоговых обязательствах налогоплательщика, предоставит соответствующие документы на основаниях, не противоречащих статье 93,1 НК РФ;

  • иные государственные органы предоставляют информацию о субъекте налогообложения в соответствии со статьей 85 НК РФ [7].

Что касается срока проведения камеральной налоговой проверки, то он регламентируется статьей 88 пунктом 2 НК РФ и составляет 3 месяца со дня начала проведения камеральной налоговой проверки и предоставления в органы налоговой инспекции необходимых документов [8].

Таким образом, камеральная проверка является не только инструментом нахождения правонарушений в сфере налогообложения, но и позволяет предотвратить данные нарушения, что эффективно влияет на налоговые поступления в бюджеты различных уровней бюджетной системы страны. 

Двойное назначение камеральных налоговых проявляется в том, что данная форма контроля за соблюдением законодательства в сфере налогообложения, во-первых, помогает выявить достоверны ли предоставленные в декларациях, документах бухгалтерской отчетности и прочих документах данные или нет, а во-вторых, после проведения камеральных налоговых проверок иногда выявляются основания для проведения выездных проверок.

Стоит отметить, что второе назначение камеральных налоговых проверок, то есть переход к выездной налоговой проверке, проявляется в том, что выездная проверка является крайней мерой контроля за соблюдением законодательства и лишь в том случае, когда, результаты камеральной проверки выявили правонарушение или необходимо личное присутствие на объекте, подлежащему проверке.

Очевидно, что камеральные налоговые проверки являются действенным инструментом предупреждения правонарушений в налоговой сфере. Именно поэтому необходимо совершенствовать данную форму налогового контроля. Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур камеральных проверок:

  • системы отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок;

  • форм, приемов и методов камеральных проверок;

  • использование системы оценки работы налоговых инспекторов.

Библиографический список:

1. Сайдулаев Д.Д. Сущность и значение камеральной налоговой проверки // В сборнике: Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения: в 3 частях. 2017. С. 101.
2. Турухин Д.И. Камеральная налоговая проверка: проблемы правового регулирования и пути их решения // Современное общество и власть. 2016. № 3 (9). С. 109.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ.№ 31. 03.08.1998.ст. 3824.
4. Немудрая Е.В., Мартынович А.С.Методика проведения камеральной проверки налоговой отчетности // В сборнике: Молодежь и наука: шаг к успеху. 2017. С. 231.
5. Тукан К.С. Анализ особенностей проведения камеральной налоговой проверки в Российской Федерации // В сборнике: Научные достижения и открытия современной молодёжи: в 2 частях. 2017. С. 568.
6. Подунай О., Скоробогатова В.В. Организационные аспекты проведения камеральных налоговых проверок // В сборнике: Современные тенденции развития науки и производства. 2016. С. 331.
7. Грушко Е.С. Камеральная налоговая проверка и алгоритм её проведения при автоматизации деятельности налоговых органов // В сборнике: Факторы развития экономики России. 2017. С. 263.
8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ.№ 31. 03.08.1998.ст. 3824.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх