.
Саратовский социально- экономический институт Российского экономического университета имени Г.В.Плеханова
студент, кафедра налогов и налогообложения
Никитин Алексей Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения ССЭИ РЭУ им. Г.В.Плеханова
УДК 336.025
Существует и активно функционирует множество форм налогового контроля. К наиболее ключевым методам контроля за соблюдением налоговых обязательств можно отнести налоговые проверки. Одним из наиболее эффективных ее видов является камеральная налоговая проверка.
В настоящее время в системе налогового контроля камеральные проверки занимают лидирующие позиции, что обусловлено рядом факторов:
меньшая трудоемкость по сравнению с проведением выездных проверок, максимальная возможность автоматизации;
полный (100%) охват налогоплательщиков, предоставивших налоговую отчётность в налоговые органы;
возможность анализа уровня и динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций, проверки отчетных показателей на предмет сопоставления с данными внешних источников [1].
Цель камеральной налоговой проверки вытекает из определения сущности данного понятия, и состоит в деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением НК РФ и прочих законодательных норм в данной сфере [2].
Проведение процедуры налоговой проверки регламентируется пунктом 1 статьи 88 НК РФ [3]. В соответствие с данной статьей проведение камеральной налоговой проверки происходит путем сопоставления данных налоговой декларации, а также при помощи документации, предоставляемой налогоплательщиками в налоговые органы.
Исходя из цели камеральных налоговых проверок, можно выделить следующие задачи, выполняемые органами, осуществляющими их проведение:
надзор за выполнением норм налогового кодекса и прочих законодательных документов;
контроль за выявлением и решением проблем, связанных с правонарушениями в налоговой сфере;
сбор информации для проведения камеральной налоговой проверки и сопоставления показателей с данными декларации и прочих документов.
Механизм проведения камеральной налоговой проверки – это процесс, который представляет собой систему деятельности, которая нормирует создание программ и составных элементов проверки, а также организует планирование, продолжительность, периоды, последовательность составных частей и этапов операций, с помощью которых осуществляется проверка. Механизм проведения камеральной налоговой проверки подразумевает, что есть определенная методология и принципы реализации данной проверки [4].
Существует предварительный этап перед непосредственным проведением камеральных налоговых проверок, он включает в себя следующие действия:
анализ налоговых документов налогоплательщиков, таких как бухгалтерская отчетность, лицевой счет, декларация;
сопоставление показателей из данных документов со схожими показателями предыдущего периода;
сбор и анализ информации о внешних и внутренних факторах, воздействующих на субъект налогообложения;
оценка финансового положения физического лица или предприятия по показателям доходности, капиталовложениям, динамике запасов и другим [5].
Механизм проведения камеральной налоговой проверки состоит из следующих последовательных этапов:
проверка правильности исчисления налоговой базы;
проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации;
проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;
проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству [6].
Следует отметить следующий важный аспект проведения камеральной налоговой проверки, налоговые органы в ходе проверки не могут в любых ситуациях требовать предоставление дополнительных документов налогоплательщиком, плательщиком сборов и налоговым агентом, если данные обстоятельства и основания к этому не соответствуют статье 88 пункту 7 НК РФ. Запрос на предоставление дополнительных документов возможен в следующих случаях, если:
сам налогоплательщик изъявил желание предоставить дополнительные документы в соответствии со статьей 93 НК РФ;
представитель, контрагент или иное лицо, обладающее информацией о налоговых обязательствах налогоплательщика, предоставит соответствующие документы на основаниях, не противоречащих статье 93,1 НК РФ;
иные государственные органы предоставляют информацию о субъекте налогообложения в соответствии со статьей 85 НК РФ [7].
Что касается срока проведения камеральной налоговой проверки, то он регламентируется статьей 88 пунктом 2 НК РФ и составляет 3 месяца со дня начала проведения камеральной налоговой проверки и предоставления в органы налоговой инспекции необходимых документов [8].
Таким образом, камеральная проверка является не только инструментом нахождения правонарушений в сфере налогообложения, но и позволяет предотвратить данные нарушения, что эффективно влияет на налоговые поступления в бюджеты различных уровней бюджетной системы страны.
Двойное назначение камеральных налоговых проявляется в том, что данная форма контроля за соблюдением законодательства в сфере налогообложения, во-первых, помогает выявить достоверны ли предоставленные в декларациях, документах бухгалтерской отчетности и прочих документах данные или нет, а во-вторых, после проведения камеральных налоговых проверок иногда выявляются основания для проведения выездных проверок.
Стоит отметить, что второе назначение камеральных налоговых проверок, то есть переход к выездной налоговой проверке, проявляется в том, что выездная проверка является крайней мерой контроля за соблюдением законодательства и лишь в том случае, когда, результаты камеральной проверки выявили правонарушение или необходимо личное присутствие на объекте, подлежащему проверке.
Очевидно, что камеральные налоговые проверки являются действенным инструментом предупреждения правонарушений в налоговой сфере. Именно поэтому необходимо совершенствовать данную форму налогового контроля. Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур камеральных проверок:
системы отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок;
форм, приемов и методов камеральных проверок;
использование системы оценки работы налоговых инспекторов.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий