Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №57 (май) 2018
Разделы: Экономика
Размещена 22.05.2018. Последняя правка: 21.05.2018.
Просмотров - 2937

Направления совершенствования и укрепления доходной базы местного бюджета

Романова Диана Александровна

Студент

Полесский государственный университет

Студент

Чернорук Светлана Васильевна, старший преподаватель кафедры финансов Полесского государственного университета


Аннотация:
Укрепление доходной базы местных бюджетов поможет улучшить состояние не только административно-территориальных единиц, но и укрепить бюджетную систему Республики Беларусь в целом. Так как местные бюджеты играют значительную роль в социально-экономической жизни страны, они являются финансовой основой местного самоуправления, без которого не может полноценно функционировать каждое государство.


Abstract:
Strengthening the revenue base of local budgets will help improve the state of not only administrative-territorial units, but also strengthen the budget system of the Republic of Belarus as a whole. Since local budgets play a significant role in the social and economic life of the country, they are the financial basis of local self-government, without which every state can not function fully.


Ключевые слова:
местный бюджет; доходы; налоговые доходы; неналоговые доходы; безвозмездные поступления

Keywords:
local budget; revenues; tax revenues; non-tax revenues; donations


УДК 336.146

Введение. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории. Местные бюджеты – это бюджеты городов, районов, областей. В современных условиях развития экономики Республики Беларусь усиливается тенденция повышения их значимости [1, с.88].

 Местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджеты исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории [2, с.101].

Актуальность исследования заключается в том, что укрепление доходной базы местных бюджетов поможет улучшить состояние не только административно-территориальных единиц, но и укрепить бюджетную систему Республики Беларусь в целом. Так как местные бюджеты играют значительную роль в социально-экономической жизни страны, они являются финансовой основой местного самоуправления, без которого не может полноценно функционировать каждое демократическое государство.

Объектом исследования является доходы консолидированного бюджета Горецкого района.

Предметом исследования являются доходы бюджета Горецкого района.

Целью работы является определение путей повышения эффективности  использования доходной части бюджета.

Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

-       изучить теоретические аспекты организации доходной частей местного бюджета; 

-       проанализировать состав, структуру и динамику доходов бюджета Горецкого района за 2015-2017 годы;

-       определить проблемы формирования доходной части местных бюджетов и разработать направления по укреплению доходной базы местных бюджетов.

При проведении исследования в работе были использованы такие  методы  исследования как анализ, сравнения, обобщения, экономико-статистический метод.

Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами бюджетного законодательства источниками финансирования дефицита бюджета, а также бюджетных кредитов, средств от возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд [3].

Доходы бюджетов классифицируются по следующим группам: налоговые доходы;  неналоговые доходы; безвозмездные поступления.

Основу доходов бюджета составляют собственные доходы. Для обеспечения местным бюджетам объёма доходов, который будет соответствовать расходам, им передаётся часть доходов бюджетов другого уровня, т.е. регулирующие доходы. Если доходов недостаточно для покрытия расходов, то местным бюджетам передаются трансферты. Из этого следует, что доходы бюджетов состоят из собственных доходов, регулирующих доходов и межбюджетных трансфертов. 

В Республике Беларусь доходная часть местных бюджетов формируется в соответствии с бюджетным кодексом Республики Беларусь, и направлена на укрепление доходной базы местных бюджетов, сокращение потока перераспределяемых средств, повышение заинтересованности органов местного управления и самоуправления в увеличении поступлений доходов в бюджет, повышение самостоятельности местных бюджетов.

Рассмотрим доходы консолидированного бюджета Горецкого района на 2015-2017 гг.

По данным, представленным в таблице 1 можно сказать, что доходы бюджета Горецкого района на 2015 год составили 46553,1 тыс. руб., а на 2016 год  - 50706,5 тыс. руб., таким образом, доходы бюджета 2016 года по сравнению с доходами бюджета 2015 года увеличились на 8,9 % или на 4153,4 тыс. руб.. В 2017 году доходы бюджета Горецкого района составили 53507 тыс. руб., так доходы бюджета 2017 года по сравнению с доходами 2016 года увеличились на 5,5 % или на 2800,5 тыс. руб.

Таблица 1 –  Динамика доходов консолидированного бюджета Горецкого района за 2015-2017 гг.

Вид доходов

2015г., тыс. руб.

2016г., тыс. руб.

2017г., тыс. руб.

Абсолютное отклонение в тыс.  руб. к предыдущему году

Темп роста в % к предыдущему году

2016 г.

2017 г.

2016 г.

2017 г.

Налоговые доходы

18600

19218

21416,1

618

2198,1

103,3

111,4

Неналоговые доходы

2798,5

3788,9

2698,3

990,4

-1090,6

135,4

71,2

Безвозмездные поступления

25153,7

27699,6

29392,6

2545,9

1693

110,1

106,1

Итого

46553,1

50706,5

53507

4153,4

2800,5

108,9

105,5

Источник: составлено автором

Анализируя таблицу 1, можно сделать вывод о том, что с 2015 по 2016 гг. налоговые доходы увеличились на 3,3% или на 618 тыс. руб., неналоговые – на 35,4% или на 990,4 тыс. руб., а безвозмездные поступления - на 10,1 % или на 2545,9 тыс. руб.

С 2016 по 2017 гг. налоговые доходы увеличились на 11,4% или на 2198,1 тыс. руб. и составили 21416,1 тыс. руб.;  неналоговые доходы - сократились на 28,8 % или на 1090,6 тыс. руб., и составили 2698,3 тыс. руб.; безвозмездные поступления - увеличились на 6,1% или на 1693 тыс. руб. и составили 29392,6 тыс. руб.

Для анализа структуры доходов бюджета Горецкого района за 2015-2017 гг. рассчитаем удельный вес налоговых доходов, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений в общем объёме доходов консолидированного бюджета Горецкого района. Наибольший удельный вес в структуре доходов бюджета Горецкого района занимают безвозмездные поступления, так в 2015-2017 гг. они составили в среднем 54,5% от всех доходов бюджета.  Также больший удельный вес в структуре доходов бюджета за данный период составляют   налоговые доходы, доля которых в среднем составила 39,3 %. Наименьший удельный вес составили неналоговые доходы, доля которых в среднем составила всего лишь 6,2%.

За анализируемый период основными доходными источниками являются поступления подоходного налога с физических лиц (около 38,2% в структуре собственных доходов), налоги на товары (работы, услуги) (около 28,4%), налоги на собственность (около 13,2%).

В мировой практике достаточным уровнем собственных доходов считается 70% от их общего объема для всех уровней бюджетной системы [4].

Однако, в доходах бюджета Горецкого района за 2013-2017 гг. доля собственных доходов бюджета занимает в среднем всего 45,4%.  Это говорит о росте дотационности бюджетов, что несомненно имеет негативное воздействие на инициативность местного самоуправления.

На основании данных консолидированного бюджета Горецкого района можно рассчитать коэффициент покрытия расходов, которые представляет собой отношение доходов и расходов бюджета.

Коэффициент покрытия расходов с 2015 по 2016 года не изменился и составил 0,99, что говорит о том, что доходы не полностью покрывают расходы местного бюджета. Таким образом, расходы бюджета Горецкого района больше, чем доходы, так в 2015 году расходы превысили доходы на 273, 2 тыс. руб., а в 2016 году – на 294,2 тыс. руб. С 2017 года по 2016 год коэффициент покрытия расходов составил 1, что говорит о том, за данный период доходы покрывают расходы бюджета.

По данным доходов консолидированного бюджета Горецкого района можно рассчитать коэффициент бюджетной устойчивости, который рассчитывается как отношение собственных доходов бюджета к общей сумме доходов бюджета Горецкого района. Показатель бюджетной устойчивости показывает объемом   средств, необходимых для обеспечения бюджетных расходов.

За анализируемый период коэффициент бюджетной устойчивости сократился на 0,01 тыс. руб. или на 2,2% - с 0,46 в 2015 году до 0,45 в 2017 году. Это говорит о том, что устойчивость бюджета Горецкого района является нормальной, так как находится в допустимых пределах. Данное изменение коэффициента бюджетной устойчивости обусловлено увеличением собственных доходов бюджета с 2015 по 2017 гг. на 2715,9 тыс. руб., а также увеличением суммы безвозмездных поступлений на 4238,9 тыс. руб. Таким образом, можно сказать, что доходы с каждым годом все больше формируются за счет собственных доходов бюджета.

Следует отметить, что по итогам 2017 г. в бюджет Горецкого района в реальном выражении (с учетом индекса потребительских цен – 106%) поступления собственных доходов за 2017 год к предыдущему году сократились на 272,9 тыс. руб. или 1,1 %.

В фактическом выражении допущено снижение поступлений к 2016 году по следующим доходным источникам: налога при упрощенной системе налогообложения на 34,8 тыс. руб.,  темп роста 96,8 %; сбора за осуществление деятельности на 0,5 тыс. руб. (84,2 %); государственной пошлины с организаций на 5,4 тыс. руб. (78,5 %); процентов за пользование денежными средствами бюджетов 53,3 тыс. руб. (31,3 %); поступлений средств, полученных от сдачи в аренду зданий, сооружений и других помещений (частично за счет изменения законодательства по объему отчисляемых в бюджет средств) на 9,8 тыс. руб. (76,2 %); доходов, поступающих в порядке возмещения расходов по содержанию граждан, находящихся на государственном обеспечении (за счет сокращения числа обязанных лиц) на 6,8 тыс. руб. (96,2 %); доходов от приватизации (продажи) жилых помещений государственного жилищного фонда (в связи с окончанием сроков на оформление документов на приватизацию жилых помещений) на 106,4 тыс. руб. (81,1 %);  доходов от продажи земельных участков в частную собственность гражданам на 6,1 тыс. руб. (78,1 %); прочих неналоговых доходов на 1 074,1 тыс. руб. (36,8 %).

В перспективы необходимо принимать меры по улучшению ситуации и росту поступлений в бюджет денежных средств.

Основным условием эффективной работы местных органов власти являются стабильное финансовое положение местного бюджета, своевременная реализация ими антикризисных мер. Проведенное исследование финансовой устойчивости консолидированного бюджета Горецкого района позволило выявить ряд проблем формирования местного бюджета, которые требуют разработки рекомендаций по увеличению уровня финансовой устойчивости бюджета, а именно, укрепления его доходной базы.

К проблемам снижения доходной части консолидированного бюджета Горецкого района можно отнести следующие:

1.      Высокий уровень дотационности местных бюджетов и низкий уровень собственных доходов (высокая доля безвозмездных поступлений).

Для решения данной проблемы необходима финансовая децентрализация и усовершенствование системы межбюджетных отношений. Так, необходимо максимально точно прогнозировать варианты финансового обеспечения своих расходных полномочий; законодательно утвердить предельные размеры дотаций в местных бюджетах, а также минимальный уровень собственных доходов.

Снижение дотационности местных бюджетов должно достигаться главным образом за счет повышения эффективности региональной экономики – создания новых рабочих мест, роста производительности труда, увеличения прибыльности финансово-хозяйственной деятельности, эффективного распоряжения коммунальным имуществом.

2.      Предоставление необоснованных льгот плательщикам по уплате налогов

На данный момент, льготы предоставляются как для реализации крупных производственных проектов, так и в ходе, например, строительства торговых и офисных площадей, что свидетельствует о необходимости реформирования государственной адресной помощи.

В рамках данной проблемы предлагаются следующие пути решения: ограничение предоставления налоговых льгот стимулирующего характера определенным периодом времени и продление их действия в случае подтверждения экономической эффективности организации; совершенствование порядка применения упрощенной системы налогообложения; переход к взиманию налога на недвижимость исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, так как налоговой базой для исчисления данного налога является реальная рыночная стоимость, что позволит обеспечить дополнительные поступления в бюджет за счет более высокого налогообложения объектов.

3. Отсутствие заинтересованности у местных органов власти и управления в увеличении собственных доходов местных бюджетов .

 В рамках данной проблемы необходимо провести следующие мероприятия: обязать органы местного управления и самоуправления проводить работы по привлечению в бюджет дополнительных доходов; расширить права местных органов власти по привлечению дополнительных доходов

4.Недостаточность внутреннего финансирования.

Одной из существующих проблем местного бюджета является проблема недостаточности внутреннего финансирования. Решением данной проблемы могут выступить местные заимствования посредством инструментов финансового рынка, т. е. эмиссии ценных бумаг. В мировой практике они являются нормальным источником формирования доходной части местных бюджетов.

Также решением является поступление дивидендов на акции, средств от продажи объектов недвижимости и пакетов акций коммунальной собственности, в том числе на аукционах и конкурсах; хранение временно свободных бюджетных средств на депозитных счетах банков;

Таким образом, полученные заемные средства с помощью описанного альтернативного источника могут инвестироваться в развитие городского хозяйства, направляться на финансирование лизинговых операций по приобретению техники и оборудования для городских предприятий в таких сферах, как жилищно-коммунальное хозяйство, дорожное и жилищное строительство, телекоммуникации и экология, машиностроение, транспорт и специальное оборудование.

5. Несвоевременность расчетов с бюджетом юридических и физических лиц.

Решением является совершенствование контроля за физическими и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую и иную деятельность, приносящую доходы.

В настоящее время актуальным остается вопрос о своевременности расчетов юридических и физических лиц с бюджетом. Главной проблемой несвоевременных расчетов с местным бюджетом является недобросовестность получателей бюджетных средств и налогоплательщиков. Для совершенствования контроля физических и юридических лиц необходимо увеличить число камеральных проверок, где главной задачей проверяющего будет являться анализ финансово-хозяйственной деятельности лица, так как недобросовестный налогоплательщик, вероятнее всего, будет уменьшать доходы либо завышать расходы.

6. Снижение поступлений по налоговым платежам вследствие убыточности предприятий.

В 2017 году убытки получены  СООО «Скайфорест» в сумме  1036 тыс. руб., ОАО «Строитель» в сумме 273 тыс. руб., УКДП «Могилевоблдорстрой» - ДРСУ №127 в сумме 144 тыс. руб. В 2016 году убытки получены ОАО «Строитель» - 719 тыс. руб., УКПП «Коммунальник» - 339 тыс. руб. В 2015 году убытки получены ОАО «Молочные горки» - 4 82 тыс. руб. и  СООО «Скайфорест» - 5 48,9 тыс. руб.

Это обусловлено снижением финансовых результатов местных субъектов хозяйствования, а также изменением налогового законодательства в части уменьшения прибыли к налогообложению на сумму перенесенных убытков на будущее.

Таким образом, к основным направлениям уменьшения числа убыточных предприятий можно отнести следующие: приватизация предприятий частным белорусским и иностранным капиталом. Органы государственного управления должны более решительно передавать частному бизнесу неэффективно используемое имущество; усиление ответственности за использование бюджетных средств, что позволит улучшить финансовые результаты ряда предприятий.

Также необходимо проводить ежеквартальное осуществление мониторинга деятельности бюджетообразующих предприятий в целях повышения экономической эффективности и увеличения доходов бюджета.

7. Ограниченная самостоятельность местных органов власти.

Основной проблемой в регулировании доходов местных бюджетов является наличие факторов, ограничивающих налоговую самостоятельность местных органов власти. Некоторые из сдерживающих факторов: установление пределов ставок местных налогов на республиканском уровне; значительный перечень налоговых льгот и отсутствие порядка проведения оценки их эффективности с учетом показателей бюджетной и социальной эффективности.

Главные усилия должны быть направлены на расширение налоговой самостоятельности и доходного потенциала административно-территориальной единицы при помощи наделения местных органов власти большими налоговыми полномочиями по определению базы и ставки налогов, а также за счет увеличения числа местных налогов.

8. Чрезмерная финансовая поддержка бюджетных организаций.

Решением данной проблемы может выступить переход бюджетных организаций на частичное самофинансирование, что позволит произвести экономию бюджетных средств.

Также основными путями эффективного функционирования бюджета Горецкого района являются следующие:

- увеличения ставок по налогу на недвижимость, земельному налогу в соответствии  с Налоговым кодексом Республики Беларусь;

-  поддержка предпринимательской инициативы и создание новых рабочих мест в целях развития производства и увеличения на этой основе поступлений доходов в бюджет;

-  обеспечение максимальной собираемости налогов в целях недопущения образования  задолженности в бюджет;

-  привлечение средств от продажи земельных участков для индивидуального жилищного строительства и заключения договоров аренды земельных участков;

-  получение дополнительных средств в местные бюджеты за счет сокращения просроченной задолженности по бюджетным ссудам и займам;

-  выполнение нормативов себестоимости жилищно-коммунальных услуг;

-  повышение уровня возмещения стоимости услуг, предоставляемых предприятиями жилищно-коммунального, транспортного хозяйства, до уровня реальных цен за счет потребителей, чтобы обеспечить безубыточность работы предприятий.

Таким образом, одной из острейших проблем, требующих решения, встающих перед органами местного самоуправления, является низкая обеспеченность местных бюджетов собственными доходами, а также существующий характер межбюджетных отношений.

Библиографический список:

1. Государственный бюджет: учеб. пособие / Т. В. Сорокина. – Минск.: БГЭУ, 2013. – 289 с.
2. Гапоненко, А.Л. Управление экономическим развитием. — М.: 2014. – 298 с.
3. Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З: принят Палатой представителей 17 июн. 2008 г.: одобр. Советом Респ. 28 июн. 2008 г.: текст по состоянию на 18 окт. 2016 г. – Минск.
4. Сорокина, Т.В. Особенности местных бюджетов и межбюджетных отношений / Т.В. Сорокина // Финансы, учет, аудит. – 2015. – № 8. – С. 8–11.




Рецензии:

25.05.2018, 20:54 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Чернорук С. В. и Романовой Д. А. исследованы доходы бюджета Горецкого района. На его примере определены пути повышения эффективности использования доходной части местного бюджета. Поставленные цели исследования в целом достигнуты. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх