Бакалавр
Полесский государственный университет
Магистрант
Арсенович Алина Александровна. Научный руководитель: Пригодич Ирина Александровна, ассистент, кандидат экономических наук, Полесский государственный университет
УДК 336.57
Актуальность темы исследования заключается в том, что ежегодноконкуренция на рынке образовательных услуг обостряется, что вынуждает высшие учебные заведения искать новые источники финансирования.
Цель исследования: изучить современное состояние бюджетного финансирования образования в Республике Беларусь и определить перспективы внедрения новых форм его финансирования.
Введение: Финансирование образования играет важную роль в экономическом развитии страны. Главной целью образования выступает развитие интеллектуального потенциала населения для совершенствования всех отраслей экономики.
Основная часть.
Образование – это система экономических отношений, обеспечивающая получение человеком знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности и тем самым являющаяся важной сферой социально-экономического развития общества.
Фундаментальные основы инвестиций в образование, их роль в социально-экономическом развитии стран с позиции теории человеческого капитала заложены в работах Г. Беккера, Э. Денисона, Т. Шульца и др. Работы Т. Шульца оказали значительное влияние на увеличение расходов на образование со стороны международных организаций (Всемирного банка и МВФ) [1].
На сегодняшний день система финансирования образования Республики Беларусь является многоканальной. К источникам финансирования отрасли относятся: средства республиканского и местных бюджетов, средства учредителей, средства, полученные от приносящей доходы деятельности, безвозмездная (спонсорская) помощь юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также иные источники, не запрещенные законодательством [2]. Однако основным источником финансирования традиционно является консолидированный бюджет государства. В связи с ограниченностью бюджетных средств вопрос объемов финансирования образования всегда актуален.
Состояние расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь на образование в 2013-2017 гг. представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь на образование в 2013-2017 гг.
Год |
Расходы консолидированного бюджета, млн. руб. |
Расходы на образование |
|
млн. руб. |
в % к расходам консолидированного бюджета |
||
2013 |
18 775,14 |
3 223,8 |
17,2 |
2014 |
21 115,40 |
3 681,6 |
17,4 |
2015 |
25 037,67 |
4 186,4 |
15,3 |
2016 |
27 322,0 |
4 593,7 |
16,8 |
2017 |
28 726,8 |
4 914,8 |
17,1 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [3]
Исходя из данных, представленных в таблице 1, можно сделать вывод, что расходы на образование в Республике Беларусь характеризуются тенденцией увеличения. Так в 2017 году расходы составили 4 914,8 млн. руб., что на 321,1 млн руб. (6,99%) больше, чем в 2016 г. Что касается изменения объема расходов на образование за весь рассматриваемый пятилетний период, то общий прирост составил 1 691 млн руб. (52,4%). Доля расходов на образование в общем объеме расходов консолидированного бюджета в 2017 году составила 17,1%, увеличившись по отношению к прошлому году на 0,3%. Наибольший удельный вес расходов консолидированного бюджета, направленных на финансирование образования, был отмечен в 2014 году и составила 17,4%. Наименьший удельный вес наблюдается в 2015 и 2016 годах, что свидетельствует об опережении темпов роста общих расходов консолидированного бюджета в сравнении с темпами роста расходов на образование.
Структура расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь на образование в 2016 году представлена в таблице 2.
Показатель |
млн. руб. |
% |
Всего расходов на образование |
4 593,70 |
100 |
Дошкольное образование |
1111,6754 |
24,2 |
Профессионально-техническое образование |
211,3102 |
4,6 |
Высшее и послевузовское образование |
519,0881 |
11,3 |
Дополнительное образование детей и молодежи |
229,685 |
5 |
Другие вопросы в области образования |
160,7795 |
3,5 |
Общее среднее образование |
2085,5398 |
45,4 |
Среднее специальное образование |
220,4976 |
4,8 |
Дополнительное образование взрослых |
50,5307 |
1,1 |
Прикладные исследования в области образования |
4,5937 |
0,1 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [4]
Исходя из данных таблицы 2, можно сделать вывод, что наибольший удельный вес расходов на образование в 2016 году занимают расходы на общее среднее образование – 45,4%. На втором месте по занимаемому удельному весу находятся расходы на дошкольное образование – 24,2%. Расходы на высшее и послевузовское образование составили менее 11,3%. Наименьшая доля приходится на прикладные исследования в области образования – 0,1%.Примечание – Источник: собственная разработка на основе [4]
Перенимая зарубежный опыт, в целях обеспечения эффективного финансирования образования в Республике Беларусь было принято решение о внедрении нормативно-подушевного финансирования в учреждениях общего среднего образования (Постановление Совета Министров Республики Беларусь №1109 от 30.12.2015 года «О реализации пилотного проекта по апробации нормативного финансирования учреждений общего среднего образования»).
Нормативно-подушевное финансирование подразумевает, что учреждение образования получает возможность определять объем бюджетных средств путем умножения нормативной стоимости вида государственных услуг на количество учащихся. Нормативы устанавливаются Министерством образования на основе определенных формул, затрагивающих такие статьи затрат, как заработная плата преподавателей, отчисления на ремонтные услуги, дополнительное образование, содержание зданий и т.д.
Данный вид финансирования позволяет учреждениям образования быть автономными, т.е. самостоятельными в управлении своими кадровыми и финансовыми ресурсами. Это достигается посредством предоставления руководителям учреждений права самостоятельно устанавливать штатное расписание в пределах выделенных средств и оптимизации штатной численности, с целью высвобождения средств, направляемых на выплату премий и другие стимулы для работников.
Данное нововведение имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительным моментом является тот факт, что наиболее конкурентоспособные школы будут получать большее финансирование. Это будет определяться количеством учащихся (выбором родителей).
Отрицательным моментом выступает тот факт, что в связи с тем, что учебные заведения будут заинтересованы в увеличении количества учащихся, успеваемость может ухудшиться (т.к. сложнее быть исключенным из школы).
Кроме того, следует учитывать, что классы различаются по контингенту и своей направленности: учащимися могут являться одаренные дети, дети мигрантов, дети, попавшие в сложные жизненные ситуации, инвалиды. В этой связи необходима дополнительная работа специалистов-психологов и учителей. Согласно новой форме финансирования происходит своего рода уравнивание учреждений образования без учета их специфики. На наш взгляд, при формировании суммы финансирования необходимо применение специальных повышающих коэффициентов для школ-интернатов и иных специальных образовательных учреждений.
В настоящее время сфера высшего профессионального образования также находится на стадии реформирования. С одной стороны, повышается автономность высших учебных заведений, введены форматы образования компонентов Болонского процесса. С другой стороны, происходит реформирование порядка финансового обеспечения данных учреждений. На сегодняшний день многие учреждения образования получают дополнительное внебюджетное финансирование посредством внедрения платного образования. Однако для обеспечения конкурентоспособности высших учебных заведений на рынке образовательных услуг требуется все больший объем внебюджетных средств.
Основной проблемой, препятствующей дальнейшему развитию высшего образования в Республике Беларусь, является недостаточная материально-техническая оснащенность. Решение данной проблемы требует привлечения дополнительных внебюджетных средств.
В качестве ключевых внебюджетных источников финансирования учреждений образования следует рассмотреть применяемые в зарубежной практике финансовые инструменты, к которым относятся фонды целевого капитала (эндаумент-фонды) и облигации социального воздействия.
Фонды целевого капитала, или эндаумент-фонды, представляют собой форму долгосрочного привлечения и использования средств на определенные общественно-значимые цели; создаются они за счет добровольных пожертвований [5].
Специфическими преимуществами эндаумент-фондов в сфере образования могут выступить:
На Западе популярным является встречное финансирование, или мэтчинг (от англ. matching – «согласование», «приведение в соответствие»). В случае, если некоммерческой организации удается привлечь пожертвования от частных инвесторов, государство, участвуя во встречном финансировании, увеличивает объем привлеченных средств в соответствии с установленными коэффициентами. Наиболее распространенной является схема 1:1. Суть данного метода финансирования заключается в следующем: если донором, осуществляющим пожертвование, передается некоммерческой организации 1 руб., то благотворителем, участвующим во встречном финансировании, увеличивается размер пожертвования в соответствии с объявленным коэффициентом участия (например, 1:1), и в результате жертвуется дополнительный 1 руб. В конечном итоге некоммерческая организация получает удвоенную сумму – 2 руб.
Потенциальными благотворителями в Республике Беларусь могут выступить такие крупные предприятия как ОАО «Беларуськалий», ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», а также же ИТ-компания «EPAM Systems Беларусь». Данные предприятия могут выступить потенциальными благотворителями в связи с тем, что они являются лидерами на белорусском рынке по величине чистой прибыли. Например, чистая прибыль ОАО «Беларуськалий» по неофициальным данным в 2017 составила 1,1 млрд. рублей, чистая прибыль ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» - 1,45 млрд. рублей. Что касается ведущей ИТ-компании страны «EPAM Systems Беларусь», то согласно данным, представленным в квартальном отчете, выручка за 9 месяцев 2017 года оказалась равной 1,05 млрд. долларов.
Еще одним финансовым инструментом, применяющимся для финансирования высшего образования за рубежом, являются облигации социального воздействия (SIB-облигации), которые представляют собой ценные бумаги, содержащие договор займа, который основывается на определенных взаимовыгодных условиях сотрудничества нескольких участников из разных сфер деятельности (государство, инвестиционные банки, инвесторы). Общей целью участников является достижение определенного социально значимого результата.
Основной особенностью данного метода финансирования является направленность на результат: в случае успешной реализации социальной программы, на реализацию которой были направлены средства инвесторов, государство компенсирует им эти затраты и выплачиваем премию. Однако в случае не достижения цели затраты не будут возмещены. Исходя из этого достоинством данного метода финансирования выступает увеличение ответственности всех участников за достижение намеченных целей. Преимущественным направлением для использования данного вида облигаций является улучшение материально-технической базы учреждений образования (создание научных лабораторий, реализация научных проектов).
В качестве примера рассмотрим условно взятую программу. Например, в УО «Полесский государственный университет» необходимо закупка более современных стационарных компьютеров. Целью данного проекта будет повышение уровня конкурентоспособности УО «Полесский государственный университет» на рынке образовательных услуг Республики Беларусь при подготовке таких востребованных специальностей как информационные технологии и лингвистическое обеспечение.
Инициатором выпуска SIB-облигаций может выступить государство, эмитентом – ОАО «Беларусбанк». Началом программы является инициирование государством (в лице Министерства образования) выпуска SIB-облигаций для модернизации учебных аудиторий УО «Полесский государственный университет». После этого:
1. ОАО «Беларусбанк» осуществляет выпуск облигационного займа в пользу программы по модернизации УО «Полесский государственный университет».
2. Государство дает гарантии погашения данного выпуска облигаций при условии выполнения объявленных параметров SIB-программы.
3. Инвесторы покупают SIB-облигации. В данном случае потенциальными инвесторами могут выступить ЗАО «Амкодор-Пинск», ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев», СООО Эксайд Текнолоджиз и др.
4. Средства, полученные от размещения SIB-облигаций, направляются в УО «Полесский государственный университет».
5. УО «Полесский государственный университет» реализует программу модернизации;
6. По истечении срока аудиторская компания проводит образовательный аудит SIB-программы.
9. Аудиторская компания направляет отчет об итогах SIB-программы государству.
10. ОАО «Беларусбанк» направляет финансовый отчет об итогах SIB- программы государству.
11. Государство анализирует итоги SIB-программы, публикует отчет об ее итогах, погашает облигации и выплачивает купон.
Параметры условной программы следующие:
Для правильного расчета проекта необходимо учесть дополнительные затраты, которые будут понесены при реализации SIB-структуры. К ним относятся: гонорары, выплачиваемые ОАО «Беларусбанк» (выполняющего роль инвестиционного банка), независимой аудиторской компании и инвестиционному консультанту.
Расчёты условно взятой программы осуществлялись с применением формулы 1.
НКД=N*C/100*t (1)
где:
Также для определения более точной результативности вложений со стороны инвесторов накопленный купонный доход был продисконтирован.
Результаты расчёта условно взятой программы представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Расчёт программы модернизации УО «Полесский государственный университет»
|
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
Итого |
Стоимость модернизации аудиторий |
60 000 |
- |
- |
- |
60 000 |
Стоимость услуг инвестиционного консультанта |
1 000 |
- |
- |
- |
1 000 |
Стоимость услуг независимого образовательного аудитора |
600 |
600 |
600 |
600 |
2 400 |
Гонорар ОАО «Беларусбанк» |
1 000 |
- |
- |
- |
1 000 |
Накопленный купонный доход (расход) |
6 600 |
6 600 |
6 600 |
6 600 |
26 400 |
Чистый дисконтированный доход |
5 945,95 |
5 356,71 |
4 825,86 |
4 347,62 |
20 476,14 |
Общая стоимость SIB-программы |
69 200 |
7 200 |
7 200 |
7 200 |
90 800 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Из проведенного расчета следует, что общая сумма затрат государства на реализацию данной программы в случае достижения поставленных целей составит 90 800 рублей, при этом чистый доход инвесторов от вложения в SIB-облигации составит 20 476,14 рублей.
Таким образом, современная система финансирования образования Республики Беларусь претерпевает ряд изменений, связанных с внедрением нормативно-подушевого финансирования, что наделяет учреждения общего среднего образования некоторой финансовой самостоятельностью. Что касается высшего образования, в Республике Беларусь необходимо внедрение таких финансовых инструментов, как фонды целевого капитала и облигации социального воздействия, которые активно используются в зарубежных учреждениях образования.
Рецензии:
25.05.2018, 20:21 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Арсенович А. А. и Дяк Т. Д. проведён анализ современного состояния бюджетного финансирования образования в Республике Беларусь, дана статистика проблемы. Авторы представили перспективные формы его развития. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.