Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Физическая культура
Размещена 25.05.2018. Последняя правка: 27.05.2018.
Просмотров - 2575

Тувинская национальная борьба «Хуреш» как средство физического воспитания

Хертек Батый Юрьевич

г. Абакан ХГУ им. Н.Ф. Катанова

студент

Коробейников Денис Юрьевич, преподаватель кафедры физической культуры и спорта Хакасского государственного университета, педагог-валеолог по специальности "Физическая культура и спорт" с дополнительной специальностью "Валеология"


Аннотация:
В статье рассмотрена национальная борьба "Хуреш" как неотъемлемая часть тувинского этноса, а также использование борьбы "Хуреш" как средства физического воспитания молодого поколения.


Abstract:
The article considers the national struggle "Huresh" as an integral part of the Tuvan ethnos, as well as the use of the "Huresh" struggle as a means of physical education of the younger generation.


Ключевые слова:
тувинский этнос; национальная борьба "Хуреш"; средство физического воспитания

Keywords:
tuva ethnos; the national struggle "Huresh"; physical education


УДК 796

Введение. В связи с тем, что основным фактором укрепления и профилактики здоровья является двигательная активность человека, то становится необходимым поиск новых средств, форм и методов физической культуры. Это особенно актуально в работе со школьниками, т.к. традиционные формы физического воспитания уже не дают ожидаемых результатов.

Согласно закону "Об образовании", одной из основ совершенствования российской системы образования -это возможность применения в качестве национально-регионального компонента средства традиционной физической культуры народов республик [4, с. 103]. Исходя из этого, надо уделить внимание национальным специфическим средствам и формам физического воспитания.

Для примера, мы взяли Республику Тыва, где одним из популярных и любимых видов спорта является национальная борьба "Хуреш", которая все еще не практикуется в школьном физическом воспитании. Национальные виды спорта, традиционыне игры тувинцев еще мало исследованы и освещены в научной литературе.

Целью работы: рассмотреть эффективность занятий национальной борьбой "Хуреш" как средства физической культуры.

Задачи работы: изучить теоретический материал про тувинскую национальную борьбу "Хуреш"; исследовать влияние борьбы "Хуреш" как средство физического воспитания.

Методы исследования: теоретический анализ литературы; тестирование физической подготовленности.

Основная часть: Тувинский народ в процессе собственного исторического развития создавал своеобразные черты национальной культуры, среди которых ярко выделяются национальные игры, спортивные состязания и развлечения. Младенчество ребенка проходило под влиянием национальных игр и развлечений, и до сих пор особенности и традиции этнических игр сохранены.

Национальная борьба "Хуреш", как часть культуры тувинского этноса, наиболее хорошо удовлетворяет естественное желание человека продемонстрировать и помериться своей силой, а также показать свою ловкость, смекалку и смелость. Преимуществом хуреша перед другими видами спортивных единоборств – это свободный доступ, т.е. ей могут заниматься все желающие, эмоциональность и естественность борьбы "Хуреш".[2, с. 293].

Национальная борьба "Хуреш" - издавна возлюбленный тувинцами вид спорта. Тувинцы старались обогощать борьбу все новыми техниками, элементами и приемами, постоянно усложняя и меняя ее, чтобы она обрела у народа огромную популярность. Национальный костюм борцов - это спортивные трусы ("шудак"), затянутые ремнем, и короткая курточка с длинными рукавами ("содак"), которая прикрывает спину борца(в основном используются красный и сний цвета в костюме), а также национальная обувь. Правила борьбы довольно просты - проигрывает тот, кто тронет землю чем-то, кроме ног. Борьба на сорвенованиях идет между двумя борцами. В соревнованиях участвуют только лица мужского пола; они перед схваткой надевают борцовские костюмы "содак" и "шудак", а после победы исполняют "танец орла"(ритуальный танец борцов). [3, с. 150].

В тувинской национальной борьбе "Хуреш" не существует подразделения борцов на весовые категории. Также не существует ограничений времени схватки борцов. На сосятзаниях, проигравший борец выбывает.

Для организации занятий и состязаний по борьбе хуреш не потребуется специальной материально-технической базы и снаряжений: два борца и место, где им можно померяться силами, вот все что надо для борьбы "Хуреш".

Занятия тувинской национальной борьбой "Хуреш" в школе, должно предусматривать изучение теории, техник и тактик борьбы. В процессе занятий, молодые борцы приобретают особые знания и навыки овладения техникой, стратегией и ритуалами борьбы "Хуреш". Задача подготовки заключается в достижении физического и нравственного улучшения на основе решения ключевых задач - образовательных, воспитательных и оздоровительных.

Постоянное занятие борьбой "Хуреш", как и занятие другими видами спорта, укрепляет здоровье, развивает физические качества у занимающихся. Соблюдение унаследованных от предыдущих поколений правил и ритуалов борьбы "Хуреш" положительно влияет на развитие нравственных и моральных сторон занимающихся [1, с. 92].

Было исследовано 12 школьников в начале и в конце учебного года. Результаты нашего исследования показали, что физическая подготовленность школьников, которые занимаются борьбой "Хуреш" с начала учебного года, к концу учебного года возросла. Прирост в скоростно-силовом качестве прыжка в длину выросло на 2%, на 3% выросли силовые показатели подъема туловища, в челночном беге прирос составил 1%.

Благодаря занятию национальной борьбой "Хуреш", подростки укрепляют свое физическое развитие, а еще развивают такие моральные качества, как дружба, взаимопомощь, добросовестность, справедливость и иные.

Таким образом, в Республике Тыва, национальная борьба «Хуреш» является самым известным и возлюбленным видом спорта народа. Как средство физического воспитания, борьба "Хуреш" эффективно влияет на развитие физических качеств человека и богата техническими приемами, тактическими действиями, требующими хорошей физической и психологической подготовки у занимающихся. Поэтому национальная борьба «Хуреш» является одним из наиболее эффективных средств физического воспитания подрастающего молодого поколения.

Библиографический список:

1. Арагачи, З.Б. Новые эпиграфические находки в Туве [Текст] / З.Б. Арагачи // Учен. зап. ТНИИЯЛИ. - 1963. - Вып. X
2. Монгуш М.В. Ламаизм в Туве. Историко-этнографические исследования [Текст] / М.В. Монгуш. - Кызыл, 1991.
3. Москаленко, И.П. Этнополитическая история Тувы в ХХ веке [Текст] / И.П. Москаленко. - М.: Наука, 2004. - 222 с.
4. Щетинина, С.Ю. Гуманитарные технологии организации урочных и внеурочных форм занятий в условиях интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды [Текст] / С.Ю. Щетинина // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - N 3. - С. 102-106.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх