Полесский государственный университет
студент
Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Полесский государственный университет
УДК 336.142.2
Введение.
Государственный бюджет занимает главенствующее место в финансовой системе государства. Отображая сущность процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет являет собой экономическую форму создания и расходования центрального денежного фонда государства.
Актуальность данной темы заключается в том, что эффективное функционирование воспроизводственных процессов в экономике не только позволяет своевременно удовлетворять потребности общества, но также является залогом конкурентоспособности страны на международной арене. В связи с чем, значимость систематического регулирования воспроизводственных посредством государственного бюджета процессов возрастает.
Целью исследования выступает исследование государственного бюджета в качестве основного регулятора воспроизводственных процессов страны.
Основная часть.
Воспроизводственный процесс - это комплекс общественных потребностей, уровень удовлетворения которых обуславливается финансовыми возможностями, финансовыми ресурсами и финансовым потенциалом государства. В связи с чем, основная задача финансовых отношений – это организация, которая ориентирована на приумножение общественного богатства.
Выделяют следующие стадии воспроизводственного процесса:
Рисунок 1 – Стадии воспроизводственного процесса.
Примечание – Источник: [1].
Первоначальный этап это производство, в процессе которого производится продукция, а вернее нематериальные и материальные блага и услуги. Значимость этой стадии экономики обуславливается тем, что распределять, обменивать и потреблять можно только те блага, которые созданы.
Распределение устанавливает долю каждого человека в произведенном богатстве. Эта доля зависит от числа благ, подлежащих распределению, и от отношений собственности на факторы производства.
Поскольку каждый человек производит какое-то одно благо, а нуждается в различных благах, то появляется необходимость обмена.
Обмен - процесс, в течении которого одни продукты обменивают на другие. Нынешние экономисты придают особое значение особенно стадии обмена, это обуславливается тем, что в рыночной экономике производство будет осуществляться, если сфера обмена подаст производителю определённый ценовой сигнал.
Потребление обозначает использование употребление благ для удовлетворения человеческих потребностей. Однако воспринимать потребление в качестве утилизации полезностей (благ) в корне ошибочно, поскольку само потребление подразделяют на два типа — личное потребление (потребление продуктов питания, одежды и т.д.) и производственное, или производительное потребление (использование топлива, сырья, применение машин в процессе производства).
Если производство исследовать как непрерывно возобновляющийся процесс, содержащий в себе стадию распределения, стадию обмена и стадию потребления произведенных благ и услуг, то это - воспроизводство. Простое воспроизводство - процесс, в течение которого воспроизводство каждый год возобновляется в тех же размерах. Расширенное воспроизводство - возобновление производства в возрастающих размерах. Следствием расширенного воспроизводства является увеличивающаяся масса общественного продукта.
В ситуации становления рынка производственные отношения, базирующиеся на полной экономической независимости и самодостаточности хозяйствующих субъектов, создают предпосылки для беспрепятственного перемещения товаров и капиталов. Рыночные отношения приводят к стихийному созданию натуральных и стоимостных пропорций, которые не всегда желательны и благоприятствуют экономическому росту.
В данных условиях из-за несовершенства рынка государственное регулирование экономики становится нужным и обоснованным, а бюджетные методы влияния на экономику государства современного типа - наиболее популярными и действенными.
Проводя управление бюджетными потоками, государство создает бюджетные отношения в соответствии с реализуемой бюджетной политикой, в связи с чем, бюджет оказывается первостепенным инструментом в осуществлении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования - наиболее результативными.
Государственный бюджет выступает в качестве главнейшего плана государства, совокупная величина финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ, в нем также отражаются потребности, которые необходимо удовлетворить за счёт государственной казны, устанавливаются источники и размеры предстоящих поступлений в государственную казну.
Именно при помощи бюджета государство сосредотачивает финансовые ресурсы на важнейших частях социального и экономического развития, при помощи бюджета производится перераспределение национального дохода между сферами общественной деятельности, территориями, отраслями экономики, потому для осуществления своей цели в ходе общественного воспроизводства республиканскому бюджету крайне необходимо обладать стабильной ресурсной базой. Вместе с тем, отражая экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики, бюджет четко показывает, как именно поступают в распоряжение государства финансовые средства от различных субъектов хозяйствования, также в полной мере отвечает на вопрос - достаточен ли размер централизуемых ресурсов государства для удовлетворения его потребностей. При этом республиканский бюджет страны отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и в действительности имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, закрепляет конкретные направления использования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является четким отражением экономической политики государства
Посредством системы бюджетных отношений государство совершает перераспределение валового продукта, модифицирует конструкцию общественного производства, оказывает влияние на экономические трансформации и социальные преобразования, благоприятствует осуществлению контроля и влияния на все экономические процессы.
Значение роли бюджета в регулировании воспроизводственных процессов прямо пропорционально доли бюджетных расходов в ВВП ( табл.1).
Таблица 1 - Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь , % к ВВП
Год |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 (январь-сентябрь) |
Расходы бюджета |
32,3 |
29 |
29,4 |
29,5 |
27,1 |
28,8 |
29 |
25,6 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [2].
Из приведенных в таблице 1 данных видно, что в 2010 г. в республике перераспределялось через государственный бюджет 32,3% ВВП, а в 2011- 2017 гг. – уже чуть менее 30%. Данная динамика стабильна и позволяет с уверенностью сказать, что за период с 2010 года по 2017 через государственный бюджет перераспределялась треть всего ВВП страны.
И тем не менее за рассматриваемый период наблюдаются незначительные колебания с сторону уменьшения расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь к ВВП. Однако данная тенденция не означает уменьшение значения роли государственного бюджета как основного инструмента регулирования, а наоборот, показывает, как государство может в условиях ограниченных ресурсов развивать те или иные сферы социально-экономической жизни населения. Тому подтверждением выступает структура расходов консолидированного бюджета по функциональной классификации республики Беларусь.
Таблица 2 - структура расходов консолидированного бюджета по функциональной классификации за 2013-2016 года.
в % к объему расходов |
||||
Наименование |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Общегосударственная деятельность |
11,35 |
11,14 |
17,82 |
18,97 |
Национальная оборона |
3,37 |
3,50 |
3,70 |
3,93 |
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности |
6,45 |
7,15 |
6,65 |
6,33 |
Национальная экономика |
19,17 |
17,64 |
16,54 |
16,54 |
Охрана окружающей среды |
0,47 |
0,44 |
0,35 |
0,31 |
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство |
14,43 |
13,82 |
10,26 |
8,52 |
Здравоохранение |
14,26 |
14,93 |
14,96 |
15,46 |
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации |
5,52 |
4,76 |
3,70 |
3,81 |
Образование |
17,89 |
18,39 |
17,19 |
17,19 |
Социальная политика |
8,12 |
8,22 |
8,83 |
8,93 |
Средства от экономии |
-1,02 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
ИТОГО |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
Примечание – Источник: [3].
Ежегодный рост расходований консолидированного бюджета на национальную оборону, здравоохранение и социальную политику показывает, что за рассматриваемый период реализуется социальная ориентация развития экономики страны. Тому немаловажным подтверждением выступает динамика позиции Республики Беларусь в рейтинге «Уровень жизни населения в 2017 году» сайта GoToRoad. Республика Беларусь заняла 95-е место среди 149-ти государств мира, поднявшись при этом на 3 рейтинговых пункта за год.
Из чего следует, что в рыночной экономике бюджет активно используется государством в системе государственного регулирования, как эффективный инструмент осуществления государственной политики.
В условиях многообразия используемых бюджетных методов регулирования уместно провести их классификацию для создания возможности подбора наилучшего их соединения в целях укрепления роли бюджета и повышения его эффективности.
Для этой цели выделяют следующие уровни бюджетного регулирования:
1. Общегосударственный – вводятся макроэкономические пропорции в процесс развития общественного воспроизводства в рамках целого государства;
Бюджетное регулирование на общегосударственном уровне можно проследить при помощи консолидированного бюджета в валовом внутреннем продукте страны (табл. 3).
Таблица 3 – доходы и расходы консолидированного бюджета РБ в ВВП за 2014-2016 года.
Показатель |
2014 |
2015 |
2016* |
ВВП, млрд. руб. |
805 792,70 |
899 098,10 |
94 949,00 |
Доходы консолидированного бюджета, млрд. руб. |
219 281 |
266 321 |
28 526 |
Удельный вес доходов в ВВП, % |
27,21 |
29,62 |
30,04 |
Расходы консолидированного бюджета, млрд. руб. |
211 154 |
250 377 |
27 322 |
Удельный вес расходов в ВВП, % |
26,20 |
27,85 |
28,78 |
Дефицит/профицит консолидированного бюджета, млрд. руб. |
8 127 |
15 945 |
1 204 |
% к ВВП |
1,01 |
1,77 |
1,27 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [2].
Удельный вес доходов и расходов консолидированного бюджета в ВВП страны позволяет сказать, что в республике достаточно высокий уровень централизации финансовых ресурсов.
2. Межтерриториальный – корректируется степень развития территорий;
Бюджетное регулирование на межтерриториальном уровне можно проследить при помощи консолидированного бюджета в разрезе по областям и городу Минск (табл. 4).
Таблица 4 – доходы и расходы консолидированного бюджета РБ по областям и городу Минск за 2015-2016 года.
Показатель |
Доходы |
Расходы |
|
||
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
|
|
Брестская область |
16628 |
1866 |
16945 |
1843 |
|
Витебская область |
15242 |
1689 |
15162 |
1661 |
|
Гомельская область |
20713 |
2139 |
20809 |
2137 |
|
Гродненская область |
13976 |
1531 |
14065 |
1451 |
|
Минская область |
19375 |
2137 |
19177 |
2070 |
|
Могилевская область |
14287 |
1585 |
14356 |
1559 |
|
г.Минск |
38027 |
4233 |
37075 |
4253 |
|
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [3].
Доходы и расходы консолидированного бюджета РБ по областям и городу Минск за рассматриваемый период отражают политику государства по поддержке тех или иных регионов.
3. Межбюджетный – осуществляется распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
Бюджетное регулирование на межбюджетном уровне можно проследить при помощи консолидированного бюджета в разрезе по уровням бюджетной системы страны. (табл. 5).
Таблица 5 – доходы и расходы консолидированного бюджета РБ по уровням бюджетной системы за 2014-2016 года.
Показатель |
2014 |
2015 |
2016* |
Доходы консолидированного бюджета, млрд.руб. |
219281 |
266321 |
28526 |
Удельный вес доходов республиканского бюджета, % |
39,1 |
48,1 |
46,8 |
Удельный вес доходов местных бюджетов, % |
60,9 |
51,9 |
53,2 |
Расходы консолидированного бюджета, млрд.руб. |
211154 |
250377 |
27322 |
Удельный вес расходов республиканского бюджета, % |
48,4 |
52,5 |
52,8 |
Удельный вес расходов местных бюджетов, % |
51,6 |
47,5 |
47,2 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [2].
Распределение доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по уровням бюджетной системы составляет соотношение 60:40, где 60 - это расходы и доходы республиканского бюджета, а 40 - местных бюджетов.
4. Межгосударственный – регулируется уровень участия республики в межгосударственных программах и мероприятиях, осуществляемых за счет средств бюджета.
Бюджетное регулирование на межгосударственном уровне можно проследить при помощи отчислений Республики Беларусь в бюджет Союзного государства, который формируется за счет вкладов участников Союзного государства — Российской Федерации и Беларуси.
Взносы государств не регламентированы какими-либо правовыми актами Союзного государства. Но ориентируясь на сложившуюся практику можно сказать, что ежегодный бюджет Союзного государства утверждается при соблюдении следующих пропорций: Российская Федерация формирует 65 % бюджета, а Республика Беларусь — 35 % бюджета.
Парламентское собрание Союза Беларуси и России утвердило бюджет Союзного государства на 2018 год в размере 6,93 миллиарда российских рублей. Расходная часть бюджета в 2018 году сформирована в сумме 4,88 миллиарда рублей и оговаривает финансирование 34 программ и мероприятий. В составе доходной части бюджета ввходят: безвозмездные перечисления государств-участников (от РФ — 3,167 миллиарда рублей, от Беларуси — 1,705 миллиарда рублей), а также неналоговые доходы – еще 2,057 миллиарда.
Каждому из вышеперечисленных уровней бюджетного регулирования соответствуют определенные наборы методов и форм регулирования, которые нужны как на этапе формирования бюджета, так и при осуществлении его исполнения. Для создания многовариантных решений и достижения наилучшего результата необходимо обеспечить их сочетание, которое будет самым оптимальным.
Для этого проводят классификацию методов и форм бюджетного регулирования в зависимости от обслуживаемой ими сферы бюджетных отношений, разделив их на две группы:
1. Методы и формы бюджетного регулирования, воздействующие на сферу бюджетных отношений, взаимосвязанных с формированием доходов бюджета;
2. Методы и формы бюджетного регулирования, воздействующие на сферу бюджетных отношений, обслуживающих осуществление расходной части бюджета.
К первой группе относится:
- исключение части доходов, полученных при первичном распределении национального продукта. Данная форма бюджетного регулирования предусматривает применение следующих методов: исключение как налогов, так и неналоговых платежей в бюджет, в том числе взносы в целевые бюджетные фонды;
- предоставление налоговых привилегий. Данной форме соответствуют следующие формы: полное либо частичное освобождение от оплаты налогов и неналоговых платежей, предоставление кредитов, налоговых льгот;
- перераспределение общегосударственных налогов и доходов меж уровнями бюджетов. Данной форме соответствуют нижеследующие методы: передача регионам доли общегосударственных доходов в качестве регулирующих доходных источников; предоставление межбюджетных трансфертов региональным бюджетам;
- сохранение части бюджетных ресурсов, что достигается формированием резервных фондов: Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь; в расходах местных бюджетов - формирование резервных фондов исполнительных и распорядительных органов на местах; своеобразного бюджетного резерва подобно оборотной кассовой наличности для предотвращения кассовых разрывов при исполнении бюджета;
- регулирование государственных займов. Включает регулирование внутреннего и внешнего государственного долга;
Во вторую группу включают нижеперечисленные методы и формы бюджетного регулирования:
- финансирование расходов социально-культурную сферу, на отрасли экономики, оборону и управление. Применяемые методы регулирования: непосредственно прямое финансирование; предоставление трансфертов в виде субсидий;
- корректировка расходов в непроизводственной сфере в региональном разрезе. Применяются следующие методы регулирования: утверждение общего для всей территории страны норматива бюджетной обеспеченности в отраслях непроизводственной сферы (или в отдельной отрасли, например, в здравоохранении) в расчете на одного жителя; предоставление субвенций;
- регулирование бюджетной обеспеченности. Осуществляется методом принятия норматива бюджетной обеспеченности - гарантированного Республикой Беларусь в рамках имеющихся бюджетных средств уровня финансирования полномочий местных исполнительных и распорядительных органов;
- распределение расходов меж уровнями бюджетной системы. При данной форме бюджетного регулирования применяют следующие методы: фиксирование расходов за уровнями бюджетов; перенос объекта субсидирования с бюджета одного уровня – на другой;
- регулирование снижения государственной задолженности - осуществляется путем уплаты долгов и процентов по ним;
- участие в создании доходов международных организаций, бюджета Союзного государства Беларуси и России. Метод регулирования – осуществление взносов в порядке, установленном международными договорами (отражается в расходной части республиканского бюджета).
Вместе с тем, уместно классифицировать и методы, и формы бюджетного регулирования соответственно задачам, на решение которых они адресованы. При этом имеет большое значение задача обеспечить многообразие в комбинировании форм и методов обеих групп в целях увеличения круга воздействия для достижения поставленной цели. А именно:
• для регулирования отраслевых и народнохозяйственных пропорций можно применить следующие методы и формы: исключение части доходов экономических агентов, применение в их адрес льгот по налогам, финансирование приоритетных направлений, субсидирование;
• регулирование доходов населения может производится следующими экономическими методами: перераспределением доходов путем исключения налогов; предоставлением налоговых льгот; выдачей субсидий;
• обеспечение социальных гарантий добивается финансированием расходов в социальной сфере (здравоохранение, социальное обеспечение, образование) предоставление льгот на определенные услуги и товары;
• стабилизация степени социально-экономического развития регионов осуществляется при использовании норматива бюджетной обеспеченности, а также перераспределением доходов между бюджетами территорий в процессе бюджетного регулирования;
• для предупреждения и устранения результатов нежелательных явлений, предотвращение диспропорций в становлении экономики, предупреждения и устранения последствий стихийных бедствий применяются формы регулирования: резервирование средств бюджета и финансирование данных мероприятий;
• корректировка сальдо бюджета реализуется путем уменьшения расходов и роста доходов, а также привлечения займов;
• создание бюджета Союзного государства Беларуси и России и деятельность в международных финансовых и общественных организациях обеспечивается с помощью нижеприведенных форм и методов регулирования: внесением доли Беларуси в бюджет Союзного государства; финансовой поддержки совместных мероприятий и программ , установленных в расходной части бюджета Союзного государства; внесением взносов в международные организации и т.д.
Результативность применения бюджетных методов регулирования воспроизводственных процессов определяется тем, что они намного легче, нежели другие экономические методы, поддаются поправке государственным органам, так как находятся в сфере прямого воздействия государства и могут использоваться в оптимальном соединении для получения наилучшего эффекта [4].
И, в свою очередь, такие гибкие инструменты воздействия на экономику будут в полной мере отвечать требованиям современности и повышать конкурентоспособность страны.
Заключение.
В современных условиях роль государственного бюджета значительно увеличилась. Он выступает как основной инструмент, позволяющий централизованно мобилизовать и расходовать финансовые ресурсы государства, развивать отдельные области и регионы страны, определять уровень участия республики в межгосударственных программах и мероприятиях. При это он раскрывается как наиболее гибкий экономический инструмент воздействия государства на развитие воспроизводственного процесса. Эффективное использование данного инструмента при осуществлении государственной политики является залогом эффективного развития всей экономики в целом.
Рецензии:
30.05.2018, 17:31 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Самоховец М. П. и Яхновец А. О. на основе статистических данных рассмотрена роль государственного бюджета в системе регулирования воспроизводственных процессов Республики Беларусь в 2013-2016 гг. Авторы выявили основные методы и формы бюджетного регулирования. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий