-
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева
студентка
Збинякова Елена Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента и государственного управления, Орловский государственный университет
УДК 336.64
Введение. Корпоративные финансы - это наука, которая изучает комплекс экономических отношений, методов, принципов, которые могут возникать в ходе создания, распределения и применения финансовых ресурсов корпораций (предприятий, компаний и т.п.).
В минувшие десятилетия теория корпоративных финансов в большинстве своем развивалась под влиянием теорий и моделей экономического роста, ориентированных, в первую очередь, на макроэкономический рост.
Актуальность. Определенная форма макроэкономического подъема объясняет степень и свойство внешней среды, что проявляет стимулирующее/дестимулирующее влияние на финансовых агентов. Стратегии и заключения, которые принимаются в микроуровне считаются выводными от характеристик институциональной сферы, налоговой политики макро- и мезоуровня, инноваторских экстерналий и множества иных условий внешней среды. Внешнее окружение объясняет оптимизирующие постановления в степени финансовых агентов и неминуемые трансферты извне (технико-научно-технические, просветительные, общественные и др.).
Целью ислледования является выявление преимуществ и недостаткой учетной и финансовой модели и прогнозирование сосуществования двух моделей в ближайшем будущем.
Основная часть.
В конце XX века одно из направлений развития теорий экономического роста превратилось в концепцию стоимостного управления. Эта концепция обозначала радикальную замену стратегических и тактических ценностей на корпоративном уровне.
Данная концепция являлась следствием увеличения стратегических акцентов в корпоративном менеджменте. Усиление стратегических акцентов предполагала приоритетна не только текущей прибыли, но будущих периодов и источник ее генерирования. Поэтому различие этого подхода от классического, подход, который заложен в эту концепцию, ориентирует компанию на увеличение стоимости. Стоимость в свою очередь зависит от масштаба реинвестирования прибыли. «Проедание» прибыли влечет за собой стагнацию, которая ведет к потере конкурентоспособности. Реинвестиция прибыли гарантирует накапливание денежных средств, повышает возможности бизнеса, формирует вероятность расширенного воспроизводства, содействует повышению доли на рынке. Кроме арифметического увеличения факторов производства в данном случае появляется результат синергии и результат масштаба, дающие дополнительные финансовые выгоды.
Другим важным фактором, определяющим ценность фирмы, является денежный поток. Определение этого понятия зависит от используемых измерителей (рис. 1):
Рисунок 1 – Определения понятия «денежный поток»
Теория стоимостного управления или управления стоимостью стала логичным продолжением приоритета финансовых интересов владельцев, объявленного американским экономистом Гербертом Саймоном.
Концепция стоимостного управления VBM (Value-Based Management) возникла в середине 80-Х годов XX столетия. Данная концепция представляет собой комплекс подходов к измерению и управлению стоимостью компании. В литературе VBM популярна как: концепции «повышения стоимости бизнеса», «значимости фирмы», ценностно-ориентированного управления, цепочки критерий развития цены, главных условий стоимости бизнеса.
Основой VBM считается модель акционерной добавленной стоимости А. Раппапорта, экономическая добавленная цену Стерна-Стюарда, финансовая прибыль Коупленда-Колера-Муррина и добавленная денежная стоимость германского исследователя Левиса [1. С. 79—87].В настоящее время существует 12 трактовок VBM-концепции (рисунок 2):
Рисунок 2 – Трактовки VBM-концепции
Такое разнообразие объяснено издержками перевода, но определяющую роль в этом играет поиск интегрированного ключевого индикатора. С его помощью можно измерять, прогнозировать и управлять корпоративной стоимостью. Более того, методы ее оценки принципиально отличаются от традиционных способов оценки бизнеса (затратного, доходного, аналогового и др.), которые дают «точечный» во времени результат, не предусматривающий оперативного и стратегического управления компанией.
Многолетний опыт исследования корпоративных финансов позволяет сделать вывод, что в новом тысячелетии в России, как и в странах с развитым рынком, формируется финансовая модель измерения и управления корпоративными финансами. В настоящее время она распространена в крупных публичных компаниях с масштабными целями и задачами в длительных временных горизонтах, которые ориентированы преимущественно на зарубежных инвесторов.
Финансовая модель приходит на смену учетной модели измерения и управления корпоративными финансами и сильно различается по ряду критериальных признаков (рисунок 3):
Рисунок 3 – Сравнение финансовой и учетной моделей
На сегодняшний момент замедляющими факторами в распространении финансовой модели выступает не только ее неоднозначность, но и слабо развитый финансовый рынок при, несомненно, низкой финансовой грамотности граждан и менеджмента многих компаний в РФ.
Такое количественно ограничивает многочисленные рыночные операции, уменьшает объективность и подлинность рыночных оценок, сокращает область их использования и ставит под сомнение их соответствие реалиям [2].
В недавнем прошлом учетная модель была очень распространена в российских фирмах (компаниях). Наряду с этим, в последнее время учетная модель значительно уступает финансовой. Этот процесс носит необратимых характер, что определено многочисленными факторами:
• стремительно развивающимся процессом отделения собственности от управления и неминуемой в данных обстоятельствах сменой ценностей в корпоративном менеджменте;
• экспоненциальным трендом в формировании главных показателей финансового рынка и повышением из-за этого востребованности и правдивости рыночных оценок;
• реформированием учета и отчетности в назначении МСФО, позволяющих рыночные оценки и «рассудительный смысл» в выявлении экономических сведений и отображении прецедентов хозяйственной деятельности в финансовой отчетности;
• эволюцией экономического поведения и мышления индивидов, владельцев, клерков под влиянием системных модификаций в экономике.
Сравнительные оценки учетной и финансовой моделей измерения и управления корпоративными финансами свидетельствуют о кардинальных изменениях в управлении финансами на микроуровне. Так признаками корпоративных финансов на современном этапе являются:
1) изменение стратегических целей: с максимизации доходов к максимизации цены фирмы, для
достижения которых значима не столь бухгалтерская прибыль, как увеличение потенциала
прибыльности;
2) преобразование оценивающих критериев: учет не только лишь фактических прибылей и затрат, но и альтернатив, трансакционных издержек, упущенной выгоды и др.;
3) сдвиг акцентов с эндогенных (внутренне свойственных) источников увеличения в эндогенные (внешние) факторы роста;
4) переключение с балансовых оценок к рыночным, что значит подъем значимости фундаментальной и рыночной цены в оценке результативности финансово-хозяйственной деятельности;
5) переориентирование экономического менеджмента с контроля над текущими операциями на финансовые стратегии и методы их осуществления;
6) увеличение временного горизонта: направленность на «успешное будущее», финансовое планирование и моделирование;
7) усовершенствование методического инструментария: в одном ряду с коэффициентным анализом экономической отчетности анализ риска и вероятности, дисконтирование и вычисление мультипликативного результата, сценарный анализ и финансовый инжиниринг.
Таким образом, исходя из вышеописанных ключевых признаков следует говорить о системных изменениях на микроуровне, что можно трактовать как смену парадигмы в корпоративных финансах на рубеже тысячелетий.
В нынешнем представлении замена парадигм либо сдвиг парадигм – это:
1) научный переворот, который совершается в таком случае, если возникают аномалии, выходящие за границы дозволенной погрешности и не объяснимые с точки зрения общепризнанной парадигмы;
2) конкретное изменение миропонимания, сложных систем, взглядов, ценностей, методов
наблюдения и замера, промышленных денег и т.д.;
3) никак не только лишь и никак не столь численные, однако и высококачественные перемены в текстуре научных познаний и имеющихся практиках;
4) формирование концепции и практики не только лишь посредством накопления и соединения к уже существующим познаниям, но и посредством сопоставления парадигм и отказ от установленной прежде парадигмы.
В исторической ретроспективе смена парадигм нередко случается не в форме триумфа новейших познаний и просветления оппонентов, но и согласно мере естественной смены поколений. На микроуровне словосочетание «смена парадигмы» используют, в том числе, к смене корпоративного курса. Сущность смены парадигмы в нынешних корпоративных капиталах – симбиоз учетной и финансовой моделей измерения и управления с присущими им целями, задачами и причинно-следственными взаимосвязями, источниками данных и аналитическими инструментами, расчетными технологиями и оценочными критериями, драйверами роста и административными решениями.
Заключение.
Учитывая исторический опыт, в среднесрочной перспективе неминуемо сосуществование 2-ух моделей. С одной стороны, это разъясняется несовершенством учетной модели, имеющимся инструментарием, позволяющим манипулировать размером дохода и другими экономическими аппаратами. С иной края, экономический упадок поверг к внезапному сжатию базарных оценок, в особенности на развивающихся рынках, что доказало их значительную индивидуальность и значительную зависимость от ситуации на мега- и макроуровне. В долгосрочной перспективе, неминуемо преобладание новейшей парадигмы — экономической модели измерения и управления корпоративными финансами, так как она сочетает в себе многочисленные достоинства учетной модели и дополняет их новейшими приоритетами и технологиями.
Рецензии:
5.07.2018, 17:40 Ямилов Рамиль Могатович
Рецензия: Рекомендую статью к публикации.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий