Стерлитамакский филиал ФГБОУ «Башкирский государственный университет»
старший преподаватель
УДК 349.3
С первого января 2018 года в действующем законодательстве о социальном обеспечении появилась новая норма о пенсионном обеспечении несовершеннолетних, оба родителя которых неизвестны. Вряд ли можно данную ному считать новеллой в прямом смысле данного слова, это скорее, включении в сферу государственного регулирования проблемной ситуации, которая вообще выпадала из правового поля.
Ситуация с лицами, оба родителя которых неизвестна, а иначе говоря подкидышами, стоит в стране достаточно остро. Многочисленные разногласия о необходимости или нецелесообразности бэби-боксов и прочих мер, по большому счету не решают самую главную проблему современного общество – четкого определения правового статуса таких несовершеннолетних. С одной стороны цифра таких специфических субъектов составляла на 2016 год всего порядка 880 человек. Об этом заявляла, и, в частности, первой озвучила мысль о внесения изменений в законодательные акты, спикер Совета Федерации Валентна Ивановна Матвиенко [6].
Однако уже в декабре 2017 года глава Пенсионного Фонда России Антон Викторович Дроздов заявил, что таких лиц набирается на 01.01.2018 г. предварительно порядка четырех тысяч человек, из них порядка 670 - это дети-инвалиды [7]. С чего цифра тах специфических субъектов увеличилась почти в пять раз – неизвестно, скорее всего, при первоначальном подсчете не были учтены все статистические сведения .
Вернемся к вопросу об определении правового статуса таких несовершеннолетних. На практике мы можем столкнуться с тремя документами, которые оформляются первоначально: актом о подкидывании ребенка, актом об оставлении ребенка в организации и актом об оставлении ребенка в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации
Акт о подкидывании ребенка – это документ, составляемый сотрудниками органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (полиции, ранее – милиции). Подкинутым детям присваивается фамилия, имя, отчество и в трехдневный срок, на основании акта о приеме соответствующим учреждением, регистрируется в органах записи актов гражданского состояния.
Акт об оставлении ребенка в родильном доме (отделении) или ином лечебно-профилактическом учреждении – это особый документ, подписываемый лечащим врачом, а также руководителем медицинского учреждения, где был оставлен ребенок. В данном документе фиксируется тот факт, что родитель родил (поместил) ребенка в медицинском учреждении и покинул его, не оформив согласие на усыновление или заявление о временном помещении ребенка на полное государственное обеспечение. В акте должен быть обязательно указан факт того, на основании какого документа определена личность родителя, наличие другого родителя или же тот факт, что данные записаны только с его слов.
Акт об оставлении ребенка в организации составляется руководителем учреждения, например, детским домом и т.п. В данном документе фиксируется, что за время пребывания ребенка в соответствующей организации родители ребенка (или единственный родитель) не посещали ребенка и не интересовались его условиями жизни и воспитания в организации, иными способами не участвовали в его воспитании, содержании и образовании или выполнении иных родительских обязанностей по защите прав и интересов ребенка; по истечении срока, указанного в заявлении родителей отказываются забрать ребенка из организации, не обращались в организацию для возвращения им ребенка или указываются иные основания, по которым ребенок остается в организации). Также в документы в обязательном порядке указываются реквизиты документов организации и иные сведения по информированию родителей по вопросу возврата им ребенка в семью.
Формы последних двух актов утверждены Приказом Минобрнауки России от 17.02.2015 № 101 (ред. от 17.03.2016) «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (приложения № 3 и 4 Порядка) [3].
Самое сложное начинается потом. Если у такого несовершеннолетнего были установлены биологические родители, в частности, матерью в медицинском учреждении были предъявлены документы или розыскные мероприятия по установлению личности биологических родителей подкидыша привели к положительному результату, то такой несовершеннолетний все равно находится в неком «подвешенном» состоянии. Получается, что биологические родители имеются, но фактически найти их невозможно и/или они уклоняются от оформления соответствующих документов по надлежащей передаче несовершеннолетнего в соответствующее учреждение и отказу от своих родительских прав.
Получается в отношении таких лиц должны приниматься многочисленные меры по розыску таких биологических родителей, решаться вопрос о лишении родительских прав и т.п. Такие меры реализуются либо органом опеки и попечительства, либо руководителями соответствующих учреждений, где фактически находится несовершеннолетний, либо, в крайнем случае, лицами, берущими такого несовершеннолетнего под опеку и желающих, в конечном итоге, пройти процедуру усыновления (удочерения).
Еще хуже обстоит дело с подкидышами в полном смысле этого слова, т.е. в том, случае, когда биологических родителей установить невозможно. Это такие ситуации, когда биологической матерью в медицинском учреждении не были предъявлены документы, удостоверяющие личность, данные записаны полностью с ее слов и установлено что они не соответствуют действительности (например, назвалась чужим именем) или розыскные мероприятия по установлению личности биологических родителей подкидыша привели к отрицательному результату.
Такие несовершеннолетних так же не могут быть переданы на усыновление(удочерение), невозможно установить алиментные обязательства и т.п. Но самая большая проблема – это невозможность установления социального обеспечения в полном объеме, а именно назначении социальной пенсии. До издания Федерального закона № 162-ФЗ от 18.07.2017 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» такие лица не входили в круг получателей социальной пенсии [1].
Согласно сегодняшней позиции законодателя, включенной в статью 2 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [2]., дети, оба родителя которых неизвестны, - это дети, государственная регистрация рождения которых произведена на основании поданного органом внутренних дел, органом опеки и попечительства либо медицинской организацией, воспитательной организацией или организацией социального обслуживания заявления о рождении найденного (подкинутого) ребенка или о рождении ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов, а также найденные (подкинутые) дети или дети, оставленные матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в указанной медицинской организации, государственная регистрация рождения которых произведена в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя по 31 декабря 2014 года включительно.
Таким образом, получается впервые таким лицам дали законодательное закрепление. Азарова Е.Г. конечно уточняет, что «пассаж о том, что они никогда не имели родителей, с точки зрения физиологической звучит неоправданно, однако исходя из юридических последствий это именно так» [4]. С положительным итогом решения вопроса согласен и Чирков С.А. [5].
Таким образом, с 01.01.2018 г. в соответствии с пунктом 2.1 части 1 статьи 18 таким несовершеннолетним будет назначаться социальная пенсия в размере 10 068 рублей 53 копейки ежемесячно до достижении 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий