Полесский государственный университет
студент
Научный руководитель: Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов, Полесский государственный униерситет
УДК 336.57
Введение
Образование представляет собой процесс обучения и воспитания граждан в интересах государства, сосредоточенный на поддержание, развитие и передачу знаний следующим поколениям, удовлетворение потребностей человека в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для различных отраслей экономики.
Цель работы - анализ расходов консолидированного бюджета на образование в Республике Беларусь.
Методы исследования: сравнительный анализ, графический анализ.
Республика Беларусь находится в группе стран с достаточно высоким уровнем Индекса человеческого развития. Уровень грамотности взрослого населения достигает не менее 99,7 %. Ежегодно государством выделяется на образовательную систему не менее 5% ВВП, что не уступает объёму финансирования образования в странах Европы.
Система образования в Республике Беларусь подразделяется на несколько уровней: основное, дополнительное (курсы повышения квалификации, переподготовка, стажировка, кружки и секции) и специальное образование (образование для людей с особенностями психофизического развития). В свою очередь основное образование включает в себя: дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование. Дополнительное образование включает в себя: образование детей и молодёжи, а также образование взрослых.
В Беларуси функционирует более 8 тысяч учреждений образования, в которых трудятся около 400 тысяч работников. Дошкольное образование получает 400 тысяч воспитанников, общее среднее – 900 тысяч, профессионально-техническое – 70 тысяч, среднее специальное – 110 тысяч, высшее – 290 тысяч студентов и 10 тысяч магистрантов, в аспирантуре – 4 тысячи человек, в докторантуре – 300 человек.
Сперва рассмотрим динамику численности учреждений образования за 2015 – 2017 гг (таблица 1).
Таблица 1 – Динамика численности учреждений образования
2015 | 2016 | 2017 | |
Число учреждений дошкольного образования | 3951 | 3879 | 3812 |
Число учреждений общего среднего образования | 3230 | 3155 | 3067 |
Число учреждений общего среднего образования | 206 | 196 | 182 |
Число учреждений среднего специального образования | 231 | 230 | 226 |
Число учреждений высшего образования | 52 | 51 | 51 |
Источник: собственная разработка на основании статистических данных [1].
Исходя из таблицы 1, можно сделать выводы, что в целом по всем учреждениям образования наблюдается тенденция снижения. С 2015 по 2017 год число учреждений дошкольного образования снизилось на 139 единиц, или на 3,5 %. Что касается учреждений общего среднего образования, то за последние 3 года их число снизилось на 163 единицы, или на 5,1 %. Число учреждений профессионально-технического образования уменьшилось на 24 единицы, или на 11,6 %. Число учреждений среднего специального образования уменьшилось незначительно, а именно: на 5 единиц, или на 2,2 %. Число учреждений высшего образования сократилось всего лишь на 1 учреждение.
Данная тенденция связана с необходимостью оптимизации системы учреждений образования, а также с потребностью к снижению затрат.
В связи с тем, что большая часть консолидированного бюджета сосредоточена в регионах, то и расходы на образование не стали исключением. В структуре расходов консолидированного бюджета на 2018 год 15,7 % расходов на образование приходится на республиканский бюджет и 84,3 % - на местные бюджеты.
Далее рассмотрим динамику расходов на образование в структуре консолидированного бюджета за 2015 – 2017 гг (рисунок 1).
Рисунок 1 – Динамика расходов на образование в структуре консолидированного бюджета за 2015 – 2017 гг.
Источник: собственная разработка на основании статистических данных [2].
Исходя из рисунка, представленного выше, можно сделать выводы о том, что ежегодно увеличивается объём средств, направленных на финансирование социальной сферы. Следовательно, увеличиваются и сами расходы на образование. С 2015 по 2016 год средства, расходуемые на образование увеличились на 349,7 млн. рублей, или на 9,6 %. С 2016 по 2017 год данное увеличение составило 321,1 млн. рублей, или 6,9 %.
Таким образом, можем сделать некоторые выводы:
Главным инструментом увеличения эффективности бюджетных расходов являются государственные программы социально-экономической направленности, объём финансирования которых в 2018 году составил 17,7 млрд. рублей (55,6 % расходов бюджета). Из них на государственную программу «Образование и молодёжная политика» выделено 5611,8 млн. рублей, или 31,7 %.
В рамках программы социально-экономического развития на 2016-2020 гг. в сфере образования предусмотрены следующие меры:
В рамках государственной программы «Образование и молодёжная политика на 2016 – 2020 гг.» предусмотрено:
1. Повышение качества и доступности образования в соответствии с потребностями инновационной экономики, требованиями информационного общества, образовательными запросами граждан.
2. Развитие потенциала молодежи и ее вовлечение в общественно полезную деятельность [4].
В заключении хотелось бы отметить, что реализация данных мер в полной мере позволит выйти национальной системе образования на качественно новый уровень.
Рецензии:
4.07.2018, 9:52 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Самоховец М. П. и Гончарук Ю. С. на основе статистических данных проведен анализ современного состояния финансирования сферы образование в Республике Беларусь. Авторы показали, что финансирование системы образование в Республике Беларусь составляют не менее 5% ВВП, что является достаточно высоким показателем по мировым меркам. В статье определяются приоритетные направления финансирование системы образование в Республике. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.
Комментарии пользователей:
15.07.2018, 17:38 Шляхтов Сергей Сергеевич Отзыв: Инфляция в Республике Беларусь за 2016 год составила 10,6%, в то время, как финансирование образования увеличилось лишь на 9,6%. Можно ли это назвать ростом финансирования образования, вот в чем вопрос? В общем-то желательно было бы учитывать инфляцию... Кроме того, у вас в таблице допущена описка (повторение "Число учреждений общего среднего образования", а надо было 3 пунктом "Число учреждений профессионально-технического образования"). Как мне кажется, тут мало новизны и собственно самого анализа. |