Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №58 (июнь) 2018
Разделы: Экономика
Размещена 21.06.2018. Последняя правка: 21.06.2018.
Просмотров - 3940

Предпосылки, цели, итоги и последствия денежной реформы царя Алексея Михайловича (1654-1663 гг.)

Тосунова Александра Яковлевна

Ставропольский государственный аграрный университет

студент

Углицких Ольга Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет»


Аннотация:
В статье исследуется проблема освещения положений денежной реформы Алексея Михайловича Романов. Показана связь с прочими внутриполитическими и внешнеполитическими событиями, отражен контекст реформы, сделаны выводы о результатах реформы, проведена параллель с современностью.


Abstract:
The article examines the problem of covering the provisions of the monetary reform of Alexei Mikhailovich Romanov. The connection with other domestic political and foreign political events is shown, the context of the reform is reflected, conclusions about the results of the reform are drawn, a parallel is made with the present.


Ключевые слова:
Денежная реформа; Романовы; монетный двор; финансовая политика; ефимок; талер; копейка

Keywords:
Monetary reform; The Romanovs; mint; financial policy; efimok; thaler; kopeck


УДК 338.24.021.8

Введение. Особенностью развитого государства выступает наличие финансово-денежной системы, обеспечивающей функционирование производственных отношений, а также отношений накопления и распределения благ. Изменение производственных отношений ведет к изменению финансовой их составляющей, при этом значительные функции в этом процессе играет государство, обеспечивающее целостность социально-экономической системы. Изменение финансовых отношений побеждает государство проводить трансформацию регуляторов финансовых отношений, что, в свою очередь, также влияет на конфигурацию системы. Одним из элементов финансовой системы выступает денежное обращение, в частности – обращение наличных денежных средств. Интерес ретроспективного изучения государственных реформ сферы наличного денежного обращения, определяется рядом обстоятельств. Во-первых, исследование процессов данных реформ позволяют составить представление о государственной политике конкретного временного периода, так как характеристика таких реформ создает основу для оценки общей направленности государственного управления экономикой в данный период. Во-вторых, наличное денежное обращение выступает не только элементом государственной политики, но и определяет практики повседневности, так как связаны с удовлетворением первичных нужд, понятны и доступны каждому, кто участвует в хозяйственном обороте и открывает возможность для сопоставительных сравнений личного и исторического опыта. В-третьих, исследование управленческих практик в сфере денежного обращения позволяет лучше понять национальные особенности системы управления финансами, сложившиеся реакции общества на проводимую государственную политику – как менялось это отношение и какие параллели можно провести с современной ситуацией.

Исторически сложилось, что в России на протяжении всей истории государство выступало крупнейшим собственником и потому обладало беспрецедентными возможностями влияния на финансовую систему и её реформирование. Справедливо это и для сферы наличного денежного обращения, а в особенности –для исторического периода, когда денежная масса в государстве формировалась исключительно за счет металлических денег. В этих условиях денежная эмиссия является исключительной прерогативой государства, оно же и обеспечивает установление масштаба цен, определяет виды выпускаемых денег, а также обеспечивает все основные операции, связанные с обеспечением национальной экономики средствами платежа, обмена и накопления.

Принято считать, что в России национальная денежная система была создана при жене Ивана III Елене Глинской в 1535-1538 гг. Тогда произошло формирование московского княжества, соответственно, были сформированы национальные стандарты денежного счета («рубль-полтина-гривна-деньга-полушка»), введена серебряная копейка как базовый элемент такого стандарта, а также счетный рубль, равный 64 копейкам[7]. Однако, как известно, в последующие годы произошло угасание династии Рюриковичей, усилились конфликты между знатными боярскими родами (прежде всего, Шуйскими и Бельскими), наблюдается кризис престолонаследия и государственного управления экономикой, на фоне польско-шведской интервенции происходит распад государства. Только в 1613 году устанавливается власть дома Романовых, первым царем становится Михаил Романов. После него престол занимает его сын – Алексей Михайлович Романов, который правит страной с 1645 по 1676. За время правления первых Романовых страна постепенно восстанавливается от последствий Смутного времени, заявляет о себе во взаимодействии с европейскими государствами посредством торговых и военных методов, постепенно расширяет свою территорию за счет Сибири и Дальнего Востока. Перед монархом встает вопрос в том числе, о восстановлении нормального хозяйственного оборота и упорядочения денежного обращения, обеспечения его единства на территории и совместимости с основными европейскими денежными системами. Решение этой задачи при Алексее Михайловиче ознаменовалось денежной реформой, хронологические границы которой обычно устанавливаются в пределах 1654-1663 гг.

Актуальность темы определяется необходимостью упорядочения имеющихся исторических исследований, касающихся темы денежной реформы при царе Алексее Михайловиче. Знание о стратегиях действия монархического государства в период расширения границ и усиления централизованной власти позволит создать общую картину о специфике задач государственного регулирования денежного обращения в данных конкретно-исторических условиях. Данное обстоятельство направлено на преодоление ситуации объективного незнания и восполнения имеющихся пробелов в курсе изучения истории финансов России.

Целью работы является систематизация имеющихся историографических сведений о содержании денежной реформы царя Алексея Михайловича. Задачи работы соотносятся с вычленением в содержании самого явления денежной реформы таких её составляющих как предпосылки реформы (объективные историко-экономические условия, предшествующие принятию управленческих решений в сфере денежного обращения, направленные на изменение действующих порядков), цели реформы (желаемые и планируемые результаты данных управленческих решений), итоги реформы (реально достигнутый результат решений по изменению), а также последствия реформы (влияние опыта по реформированию денежного обращения на последующие решения в данной сфере и её проявления в прочих сферах). Материалы исследования включают тексты статей и прочих научных работ, принадлежащих российским исследователям, анализ данных вторичных источников формирует основной метод исследования, но им не ограничивается. Элементом научной новизны выступает систематизация имеющихся материалов и оценок современных исследователей историков и экономистов, а также формулировка авторской оценки исследуемого исторического и финансового явления денежной реформы.

Результаты исследования. Характеризуя денежную реформу Алексея Михайловича, автор диссертационного исследования по данной теме А.В. Докукин признает, что для адекватного понимания комплекса причин и оценки будущих последствий реформы необходимо существенно расширять хронологические рамки – от Елены Глинской до Петра I [1]. Следует отметить, что базовой проблемой, которую так или иначе приходилось решать всем монархам практически с момента основания российского государства до середины XIX в. является проблема скудости собственных месторождений золота и серебра. Логично, что недостаток наличного денежного обеспечения затрудняет торговлю, вынуждает обращаться к прямому обмену, что не способствует стабильности и ограничивает возможности накопления. Поэтому одной из задач государства был жесткий контроль над всеми поступающими в пределы Руси драгоценных металлов. Плюс ко всему в период расширения государства, ведения им войн и осуществления колонизационных практик наблюдается определенный дефицит государственного бюджета – в казне не хватает ценного металла для чеканки.

Оценивая предпосылки реформы, необходимо обратиться к характеристике государственной политики в сфере денежного обращения при первом монархе династии Романовых – Михаиле Федоровиче, длительность царствования которого была примерно столько же, сколько его сына, и комплекс задач был сходным. Что касается организации денежного обращения при царе Михаиле, то его характеристику дает Л.А. Муравьева. В условиях отрезанности от внешней торговли, отсутствия доступа к иностранным рынкам золота и серебра, принимается решение о выкупе «старых» денег времен Годунова и последних Рюриковичей у городов, монастырей, приказов для наполнения казны. Было введен запрет на вывоз серебра из страны, приходилось тайно чеканить монеты с уменьшенной долей серебра, на официальном уровне прибегать к махинациям. После заключения мира со Швецией в Новгороде и Пскове восстанавливают работу местные монетные дворы, активно перечеканивавшие серебро, которое было ввезено в страну шведскими интервентами. Однако новгородский монетный двор вскоре прекратил работу – из-за шедшей в Европе тридцатилетней войны торговля снизила обороты, приток серебра в страну иссяк. Впоследствии был закрыт и псковский монетный двор: однако они выполнили работу по перечеканке старой монеты и их дальнейшее существование было нецелесообразно, так как с работами по обеспечению наличностью справлялся московский монетный двор. В Ярославле, тем временем, происходила тайная чеканка монет с уменьшенным содержанием серебра (900 и 600 проба вместо 960й) – с ведома государя. Эти деньги, как предполагается, шли на оплату жалования казачеству, что было важно для сохранения социальной стабильности и укрепления южных границ государства.  До середины 1820-х гг. монетные дворы занимались переплавкой и перечеканкой с уменьшением веса старых денег. С 1626 года происходит концентрация чеканки исключительно в Москве, что характеризует централистские тенденции, вес серебра продолжает снижаться. Вновь возрастает значение внешнеторговых операций – налаживается торговля хлебом с Европой, на перечеканку поступает испанское серебро [4].

В 1645 году на престол вступает Алексей Михайлович, и в целом, он продолжает курс отца на расширение земель и дальнейший конфликт с Речью Посполитой по поводу присоединения земель, утраченных в Смутное время, включая украинские земли. При этом царе двор открывается новым западным порядкам организации жизни, армия заимствует западные военные образцы (для ведения эффективной войны). Все это требует рациональной внутренней политики и, прежде всего, финансового обеспечения. Итак, базовой предпосылкой денежной реформы выступает необходимость преодоления масштабов отставания от европейских стран и концентрации ресурсов в руках централизованной власти.

А.В. Докукиным выделяются группы причин проведения денежной реформы 1654-1663 гг.: внутриполитические и экономические, а также причины внешнего характера. К внутриполитическим причинам относится, в том числе, необходимость выполнения монетными регалиями декларативных функций – посредством чеканки монет царская власть должна была утвердить свой абсолютный характер. Европейская чеканка к тому времени совершенствуется, возникает возможность замены штемпелей без коренного изменения всего чеканного механизма. Российские деньги, хотя и внешне соответствовали весу драгоценного металла, но совершенно проигрывали европейским по качеству чекана и внешнему оформлению. К экономическим причинам относится необходимость введения крупного денежного номинала – до сей поры рубль выступал лишь как счётная единица, а рублевой монеты как таковой не чеканилось. Это вызывало определенные неудобства: при расчетах приходилось оперировать тысячами мелких серебряных монет весом до полуграмма каждая. В то время происходило складывание крупного купечества, которое оперировало оптовыми количествами товара, росла армия, росла численность государственного аппарата. Меж тем, для повседневных расчетов серебряная копейка все еще была слишком дорогой – к примеру, на 1 копейку можно было купить 15 яиц или одну курицу или пуд огурцов[2].  Следовало, с одной стороны, организовать чеканку крупного рубля, с другой стороны – наполнить систему удобной разменной монетой.

К внешнеполитическим причинам относится постепенное усиление позиций России на европейской арене, продолжение войны требовало увеличения военных расходов. Кроме того, присоединение Украины требовало реформирования и адекватного введения российской валюты на её территории, где к тому времени уже сложилось денежное обращение, построенное по польскому образцу, в том числе, активно задействовавшем медь как металл для чеканки денег и организации хозяйственного оборота[1]. Предполагалось, что введение медных денег позволит, с одной стороны, обеспечить плавное вхождение Украины в общеэкономическую хозяйственную систему, с другой стороны, решить проблему дефицита серебра и золота для обеспечения хождения монеты в условиях стремительно растущих трат.

Решение данных задач формировало цели реформы. С 1649 года объявляется государственная монополия на закупку на внешних рынках серебряных талеров («ефимок» - от названия города Яхимов в Чехии, где они чеканились) для казны, которые закупались казной, исходя из цены в 42 копейки, а в оборот запускались по цене 64 копейки. В 1654 году царь издает указ о чеканке серебряных рублей на талерах, параллельно издается приказ о выпуске медной монеты. Весь процесс изготовления монет организуется на Новом Московском Английском монетном дворе, который функционирует все девять лет реформы. Одновременно издается также указ о чеканке медных денег (полтинников, полуполтинников, гривенников и аптынников). Примечательно, что чеканка старых серебряных копеек не отменяется, они ходят в системе наравне с новыми медными, однако медные не могут использоваться в качестве разменной монеты по отношению к ним, также медными деньгами запрещается пользоваться иностранцам, они не направляются в Сибирь. Фактически медные деньги становятся своего рода внутренней валютой для подданных. Из-за технического несовершенства процесса чеканки в том же 1655 принимается решение не перечеканивать талеры, а делать лишь надчеканки штемпелями с двух сторон – такие монеты получили название «ефимок с признаком». Тогда же начинается чеканка новой медной проволочной копейки, курс которой к серебряной составлял 1 к 1 (и это при том, что в реальности медь была в 60 раз дешевле серебра) [5].

Поначалу население охотно доверяет новым деньгам и активно их использует. Однако постепенно спрос на медь со стороны российского государства растет, основным его поставщиком выступает Швеция, оно приобретается за серебро, запасы которого снова иссякают. Постепенно реформа начинает показывать свою неэффективность, в частности, к основным  причинам неэффективности, которые сформировали итоги денежной реформы, можно отнести следующие:

- недостаточная квалификация мастеров и неэффективность технического оснащения монетных дворов. В таких условиях было сложно добиться качества чеканки, что негативно могло сказаться на восприятии царской власти поддаными и иностранцами. Кроме того, низкий технический уровень исполнения монетных штемпелей подрывал аутентичность изготавливаемой монеты и делал возможным широкое распространение подделок;

-  реальная неравноценность медной и серебряной монеты в обороте, при декларируемой со стороны государства равноценности курсов. Медной монетой выплачивалось жалованье, она активно использовалась при мелких сделках, однако налоги и недоимки взымались исключительно серебром, иностранцы могли расплачиваться только серебром;

- общая непродуманность реформы со стороны царских чиновников, стремление государственной казны нажиться на реформировании денежной системы за счет существования, по сути, двух денежных систем – внешнеторговой и внутренней. Примечательно, что спустя 300 лет после описываемых событий, уже в Советском Союзе будет организована подобная система денежного обращения. В стране будет создано два контура денежного оборота, которые будут между собой не пересекаться: безналичные деньги в производстве и внешней торговле и наличные деньги населения. Эта система просуществует 60 лет – с 1932 по 1992 год. Именно в 1931-1932 гг. складывается характерная черта соцэкономики, впоследствии реализованная в других странах, а именно – отделение наличных денег (обслуживающих получение дохода) и безналичных денег (несвязанных с созданием дохода) [3].

Последствием денежной реформы выступила широкая инфляция, усугубившаяся прекращением поставок меди из Швеции, что вызвало нехватку уже меди, которая и так мало ценилась населением. Все это привело к инфляции, голоду, что вызвало медный бунт 1662 года. Народные волнения в Москве и других городах вызвали необходимость создания запаса серебра и последующей отмены медной монеты, которую казна начала скупать по цене 100 медных копеек за 1 серебряную.

Рассуждая о кризисе доверия народа к власти и деньгам, Д.Е. Расков обращает внимание на такую принципиальную теоретическую проблему как сам источник формирования стоимости наличных денег: задаёт ли её цена металла (реалистичская или металлистическая теория) или слово монарха, обозначенное на инструменте обращения (номиналистическая теория). Политика Алексея Михайловича, судя по всему, была ориентирована на номиналистическую теорию. Однако слово царя действует ровно в той степени, в которой к действиям суверенной царской власти сохраняется доверие со стороны населения, чего нельзя сказать о новых территориях Украины, где сложившаяся при Польше система денежных расчетов пользовалась большим доверием [6].

Выводы. Денежная реформа Алексея Михайловича наглядно показала власти значимость теоретической проработки финансового обращения, должного обеспечения ресурсами, компетенциями и материальной базой изготовления наличных денег. Вместе с тем, именно в этот период формируется окончательная эмиссионная монополия государства, что на тот период является признаком развитого централизованного государства.

Библиографический список:

1. Докукин А.В. Денежная реформа царя Алексея Михайловича: автореф. дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 2002. - 16 с.
2. Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. VIII. - М.: Мысль, 1990. - 445 с.
3. Кочеврин Ю.Б. Финансовые реформы 1930-х гг. и их последствия для развития денежной системы СССР // Экономическая история: ежегодник. - 2012. - Т. 2011-2012. - С. 381-429.
4. Муравьева Л.А. Деньги и денежное обращение в годы правления Михаила Федоровича Романова (1613-1645 гг.) // Дайджест-финансы. - 2005. - № 10. - С. 53-61.
5. Муравьева Л.А. Российское денежное обращение в середине XVII века // Дайджест-финансы. - 2008. - № 1. - С. 66-74.
6. Расков Д.Е. Денежная реформа Алексея Михайловича и проблема доверия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. - 2008. - № 3. - С. 69-80.
7. Трандафилова А.Г., Комарова М.Б. Типы денежных систем и их эволюция // В сборнике: Труды Костромской государственной сельскохозяйственной академии. - 2017. - С. 195-199.




Рецензии:

4.07.2018, 9:17 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Углицких О.Н. и Тосуновой А. Я. исследована проблематика денежной реформы Алексея Михайловича Романов. Авторы показали ее связь с прочими внутриполитическими и внешнеполитическими событиями, контекст реформы. В статье сделаны выводы о результатах реформы, проведена параллель с современностью. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх