МАУ ДО СР "Созвездие" им. Героя Советского Союза Генерал-полковника Гришина И.Т."
педагог-организатор
Сопегина В.Т., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая базовой кафедрой Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург
УДК 374
Введение. Муниципальная система дополнительного образования выступает базисом формирования всесторонне развитой личности человека, что, в свою очередь, формирует предпосылки для устойчивого социально-экономического развития муниципального образования и государства в целом. В условиях ограниченных финансовых и материально-технических ресурсов задача органов местного самоуправления по формированию устойчивого и сбалансированного механизма реалиации дополнительного образования в условиях муниципалитета приобретает особое значение.
Актуальность исследования особенностей развития муниципальной системы дополнительного образования обсуловлена, с одной стороны, возросшим уровнем значимости данного вида образования в системе стратегических приоритетов государства и, с другой стороны, влиянием экономических факторов, снижающих устойчивость социально-экономического развития отдельных муниципалитетов.
Цель статьи заключается в выявлении особенностей развития муниципальной системы дополнительного образования (на материалах Советского района).
Задачами являются:
1) Определение организационно-правовых основ дополнительного образования в Российской Федерации;
2) Изучение роли дополнительного образования в системе стратегических приоритетов государства;
3) Анализ результатов деятельности органов местного самоуправления Советского района ХМАО-Югры по развитию дополнительного образования в 2015-2018 гг.
Научная новизна статьи состоит в исследовании специфики сектора дополнительного образования Советского района ХМАО-Югры, в также формулировании на этой основе ключевых выводов о текущих проблемах работы сложившейся системы.
Результаты.
Российское общество вступило в период серьезных структурных преобразований системы государственного управления, и в качестве базовых векторов социально-экономического развития в настоящее время выступают образование, интеллект, знания, - совокупность данных элементов призвана обеспечить траекторию устойчивого развития национальной системы.
Необходимость повышения конкурентоспособности российского государства на мировой арене также создает спрос на высококвалифицированных специалистов, обладающих высоким уровнем не только профессиональных знаний и навыков, но и таких качеств, как изобретательность, инновационность, прогрессивность мышления. Создать механизм для воспитания всесторонне развитой личности человека, в частности, подрастающего поколения, значение которого также особо отмечается в последние годы, возможно лишь в случае организации эффективной системы образования, где весомое место занимает дополнительное образование.
Система дополнительного образования все чаще рассматривается в качестве базиса для формирования всесторонне развитой личности человека, поскольку обращение к данному ресурсу способствует реализации личностных качеств индивида вне зависимости от пола, расы, возраста, вероисповедания и иных идентифицирующих факторов.
Более того, дополнительное образование не связано с уровнем базового образования индивида и реализуется на всем жизненном пути человека.
В соответствии с пунктом 14 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дополнительное образование представляет собой «вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования» [13].
Универсальность требований, всесторонний характер вовлеченности и разнонаправленность сфер преобразования личности человека также получили законодательное закрепление. Пункт 1 статьи 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что «дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени» [13].
В научно-теоретической литературе отмечается ключевая роль данного компонента образовательной системы, также подчеркивается и высокий уровень требований, предъявляемый к дополнительному образованию, что обусловлено запросом общества.
«Дополнительное образование, независимо от социально-экономических условий, пользуется повышенным спросом в связи с тем, что создает условия для активной самореализации личности и свободы выбора творческих видов деятельности. Оно дает воспитаннику социально значимую для творческой жизни позитивную цель и средства для ее достижения. Потребители дополнительных образовательных услуг предъявляют к качеству обучения повышенные требования, соответствующие современному развитию социума», - отмечает И.А. Телина [12].
Дополнительное образование призвано сегодня создавать условия для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Выходя за пределы учебных предметов, дополнительное образование в большей степени способствует формированию различных универсальных учебных действий (УУД), лежащих в основе результата выполнения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Участие обучающихся в различных кружках, секциях способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, оценка, саморегуляция); познавательных универсальных учебных действий (поиск и структурирование необходимой информации, структурирование знаний), коммуникативных УУД (разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли). УУД рассматриваются как обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивации к обучению.
В последние годы проблемы развития системы дополнительного образования все чаще становятся объектом обсуждения в органах государственной власти, а также структурах планирования и стратегического развития политико-административного курса российского государства.
Особое внимание проблеме развития дополнительного образования традиционно уделяется в рамках заседания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проекта [12] . В ноябре 2016 года в рамках данной встречи состоялось обсуждение паспортов приоритетных проектов по основным направлениям стратегического развития, одной из которых выступила сфера образования. «В рамках проекта мы намерены во всех без исключения регионах создать модельные центры дополнительного образования, детские технопарки. Они станут ядром новой системы дополнительного образования, которая будет основана на индивидуальном подходе к развитию каждого ребёнка, выстраиванию для него собственной творческой или научной траектории», - констатировал Д.А. Медведев [5].
Обращение к вопросу о развитии системы дополнительного образования на всех уровнях управления позволило достичь определенных результатов уже к настоящему времени. Согласно данным по состоянию на апрель 2018 года, за 6 лет в России значительно увеличилось число детей, вовлечённых в дополнительное образование, – с 50% в 2012 году до 68% в 2016 году [3].
Также на сайте Правительства Российской Федерации отмечается, что «решается задача увеличения к 2020 году доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70–75%. Отмечается рост охвата дополнительным образованием на базе школ. В 2015 году системой внутришкольного дополнительного образования было охвачено в среднем 74,6% (в том числе на бюджетной основе 65,1%). Ещё 5 лет назад охват дополнительным образованием не превышал 59%» [3].
Вместе с тем, исследование практики реализации механизма развития системы дополнительного образования на местном уровне позволяет сделать вывод о том, что муниципалитетам зачастую приходится сталкиваться с рядом трудностей при достижении целевых показателей в рамках заданных направлений.
Анализ результатов деятельности главы Советского района, а также деятельности Администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2017 год свидетельствует о снижении ряда показателей в сравнении с динамикой за предшествующие периоды.
Так, неустойчива динамика количества детей, охваченных дополнительным образованием (Рисунок 1). Можно заметить, что в 2018 году этот показатель снизился на 4,35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [8,9,10]
Рисунок 1. Количество детей, охваченных дополнительным образованием (2016-2018 гг.), чел.
Структура распределения детей по организациям дополнительного образования представлена на Рисунке 2. Большее число детей принимают участие в работе секций и кружкой на базе общеобразовательных организаций (в среднем 47% в общем охвате обучающихся), а также являются воспитанниками Советского районного центра развития творчества детей и юношества «Созвездие» (около 32,5% учащихся). Стоит отметить, что ЦРТДиЮ «Созвездие» (в настоящее время - МАУ ДО СР «Центр «Созвездие» им. Героя Советского Союза генерал-полковника Гришина Ивана Тихоновича) является ведущей организацией в районе, осуществляющей программы дополнительного образования [8,9,10].
Рисунок 2. Распределение детей, охваченных дополнительным образованием, по организациям дополнительного образования (2016-2018 гг.), чел.
Говоря о распределении обучающихся по организациям дополнительного образования, необходимо иметь в виду, что в следствие организационных изменений, согласно отчету о результатах деятельности главы Советского района, деятельности администрации Советского района за 2017 год, был изменен общий подход к структуре распределения обучающихся по различного вида организациям.
На 01.01.2018 г. дополнительным образованием охвачено 8128детей (2016 г. – 8473 чел.) в том числе:
- 624 человека – в Советской детской школе искусств (отрасль – «Культура»);
- 2739 человек – в Центре «Созвездие» имени Героя Советского Союза Гришина Ивана Тихоновича» (отрасль «Образование»). Заключено 2602 договора на оказание услуг по системе персонифицированного финансирования (с использованием сертификатов дополнительного образования);
- 380 человек – в Межшкольном учебном комбинате п. Пионерский (отрасль «Образование»);
- 4069 человек – в секциях и кружках на базе общеобразовательных организаций района (отрасль «Образование»);
- 10 человек - в Детско-юношеском центре «Прометей» в г. Югорске (с использованием сертификатов дополнительного образования;
- 306 человек - в секциях, кружках на базе дошкольных образовательных организациях за счет родительской платы.
Кроме того, с 01.09.2017 г. в муниципальном автономном учреждении «Спортивная школа олимпийского резерва Советского района» спортивной подготовкой занимаются 1133 ребенка.
Также в контексте рассмотрения вопроса развития сферы дополнительного образования на территории муниципального района в 2018 году, следует подчеркнуть, что дополнительное образование в школах района реализуется по шести основным направлениям, среди которых преобладающими являются кружки художественно-эстетической направленности (26%). Кроме этого, осуществляется развитие духовно-нравственного и патриотического направлений дополнительного образования детей.
В муниципальном автономном учреждении дополнительного образования Советского района «Центр «Созвездие» имени Героя Советского Союза Гришина Ивана Тихоновича» организуется обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для 22 детей с ограниченными возможностями здоровья от 7-14 лет. Обучение осуществляется по 9 программам различной направленности: художественной, физкультурно-спортивной, технической, эколого-биологической. Дополнительные образовательные программы решают задачи реализации образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, адаптации к условиям поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций.
Продолжается работа по апробации системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, которая создается с целью свободного выбора детьми – участниками системы персонифицированного финансирования, поставщиков услуг дополнительного образования, образовательных программ.
Отдельным вопросом выступает качество предоставляемых населению услуг.
На основании приказа Управления образования администрации Советского района от 09.12.2015 г. № 787 «Об утверждении регламента проведения мониторинга удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг в образовательных организациях Советского района» и в соответствии с планом работы Управления образования администрации Советского района на 2015-2016 учебный год в период с 20 апреля 2017 года по 20 мая 2017 года было проведено мониторинговое исследование удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг в организациях дополнительного образования Советского района.
В исследовании приняли участие 2 (100%) организации дополнительного образования: МАУ ДО СР «Центр «Созвездие» им. Героя Советского Союза генерал-полковника Гришина Ивана Тихоновича и «МУК п. Пионерский» Советского района. Участниками социологического опроса стали 64 родителей (законных представителей), что составляет 3 % от общей численности обучающихся организаций дополнительного образования Советского района.
Анализ результатов мониторинга позволяет сделать вывод фактически о полной удовлетворенности респондентов степенью квалифицированности педагогов в каждой организации дополнительного образования и развитием детей в общеобразовательной организации в разрезе каждой школы. Несколько более проблемными кажутся вопросы оснащенности общеобразовательных организаций и взаимодействия организаций дополнительного образования с родителями [6].
Помимо оценки количественных характеристик охвата детей дополнительным образованием, необходимо также обратиться и к анализу финансовой части обеспечения развития данного направления образования. Расходы бюджета на дополнительное образование по главному распорядителю «Управление образования» также имеют неустойчивую тенденцию, однако это связано с изменением основного вида деятельности и утраты статуса образовательной организации муниципальным автономным учреждением дополнительного образования «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва г. Советский» (Рисунок 3) [8,9,10].
Рисунок 3. Расходы бюджета на дополнительное образование по главному распорядителю «Управление образования» (2015-2017 гг.), млн. руб.
Сфера дополнительного образования в Советском районе представлена не только муниципальными учреждениями. Обобщенные результаты мониторинга негосударственного сектора, некоммерческих организаций на рынке услуг дополнительного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре по состоянию на 20 февраля 2016 года свидетельствуют о существовании четырех организаций на территории района, занимающихся предоставлением услуг в данной сфере, из них по направлениям образовательных программ:
1 организация – техническое творчество;
2 организации – спортивное направление;
1 организация – социально-педагогическое направление.
Одной из проблем развития дополнительного образования в регионах является подготовка педагогических кадров согласно требованиям профессионального стандарта, «позволяющего педагогическим работникам повысить свой профессиональный уровень, получить новые знания и умения, дающего право работать в новой интегративной среде образовательного и профессионального стандартов»[14].
Выводы. Таким образом, развитие сферы дополнительного образования на территории Советского района сопряжено с существованием разнонаправленных тенденций, что связано, прежде всего, с объективными факторами развития образовательной среды. Можно заметить, что в настоящее время дополнительное образование реализуется как в рамках муниципальных учреждений, так и в разрезе негосударственного сектора (частных организаций и индивидуальных предпринимателей). Несмотря на диспропорциональное развитие системы, а также недостаточное развитие сектора для взрослого населения муниципального образования, дополнительное образование рассматривается как одно из наиболее важных направлений социально-экономического района в целом, что коррелирует с содержанием стратегии развития образования в Российской Федерации.
Комментарии пользователей:
6.10.2018, 15:39 Адибекян Оганес Александрович Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Статья Гарагуль Д.А. сочетает общий методологический подход с показаниями избранного региона. Говорится об «образовании», но представляются «школьники». Но по ним не образование, а «просвещение». Нет ничего о показаниях высшего, федерального уровня государственного устройства. Не объяснено, почему до трансформационных изменений в России этой «дополнительности» не было, а со временем стало. Разве школы стали готовить плохо? Неужели ЕГЭ взяли ради этого? Нет ничего о такой подготовке учащихся колледжей. Дополнительная подготовка потребовалась и от работающих преподавателей, при том за их счет. При чтении работы такие вопросы предстают, а раз они не учтены, настроение при чтении представленной статьи падает. Предлагается эти замечания уяснить, освоить и применить. Без этого статью публиковать рано. |