--
Школа английского языка Skyeng
преподаватель online-школы Skyeng
УДК 1751
Иностранный язык в современном мире практически такой же атрибут успешного человека, как и мобильный телефон. С помощью английского, в частности, языка можно общаться практически в любом уголке земли. Однако, следует учитывать, что современные реалии требуют современного подхода в обучении иностранному языку. Но, к сожалению, зачастую у нас методы преподавания очень инертны, не соответствуют современным требованиям.
Современная методика преподавания иностранных языков предлагает нам широкий выбор концепций обучения, методов и технологий – как традиционных, так и новаторских.
Актуальность. В концепции советской школы превалировал пассивный способ передачи данных от учителя к ученику, т.е. учитель чаще всего излагал готовую информации, требуя потом ее воспроизведения. В более современном обществе преобладает активный метод обучения иностранному языку. Но все же более продвинутый метод - это интерактивный. Он максимально способствует развитию коммуникативного навыка, что является самоцелью обучения иностранным языкам. В статье предлагается информация об этом методе.
Цель данной статьи – обратить внимание преподавателей на более продвинутые и актуальные методы преподавания иностранного языка, ознакомить их с формами и приемами работы данного метода для оптимального достижения коммуникативной цели обучения.
Использование интерактивных форм и методов в обучении иностранному языку
Интерактив («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействие, беседовать, проводить диалог с кем-либо. Интерактив инициирует более многогранное взаимодействие студентов как с учителем, так и друг с другом в отличие от активных методов. Основная функция учителя на интерактивных занятиях – направить деятельность учащихся на достижение целей урока. Учитель, конечно же, разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, выполняющиеся обучаемыми. Кардинальная отличительная черта интерактивных упражнений и заданий в том, что, выполняя их, учащиеся работают на базе уже изученного материал максимально направлены на изучение нового.
Интерактивные методы позволяют отойти от монологической системы обучения к диалогу или полилогу, когда ученики не только могут свободно обмениваться суждениями, собственными мнениями и оценками фактов, но вправе спорить с преподавателем, отстаивая свою точку зрения, позицию.
Интерактив работает когда, учитель не высказывает готовые истины, а организовывает поиск и обсуждение учащимися.
Интерактивная методика предполагает взаимообучение студентов, что создает дружественная атмосфера терпимости, защищённости, взаимоподдержки, взаимопонимания. Это позволяет развивать саму познавательную деятельность при помощи высоких форм кооперации и сотрудничества в процессе получения новых знаний.
Суть интерактивного обучения в том, чтоб учебный процесс вовлекал всех учащиеся по максимуму в процесс обучения, чтобы каждый участник имели возможность понимать и рефлексировать по поводу своих знаний и мыслей. Отсюда огромная роль отводится индивидуализации знаний каждого индивида при совместной деятельности учащихся в учебном процессе. Взаимообмен знаниями, мыслями, способами деятельности – вот что предлагает интеракция. На учебных занятиях происходит и развитие диалогового/полилогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но индивидуально ценных для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование, как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В итоге учащиеся учатся критическому мышлению, анализу обстоятельств и решению сложных задач, взвешиванию альтернативных мнений, принятию продуманных решений, дискуссиям, общению с другими партнерами. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с различными информационными источниками, используются творческие работы. Наряду с традиционными (работа в малых группах, в парах-тройках, ролевая или деловая игра) формами работы,в интерактивной методике используются такие техники, как работа в ротационных (сменных) тройках, карусель, незаконченное предложение, аквариум и другие.
Что же представляют собой формыинтерактивного обучения? В современном обществе методистами и учителями-практиками разработано много форм групповой работы для обучения иностранным языкам. Самые широко распространенными из них – это «внешний круг», «вертушка», «аквариум», «мозговой штурм» и «дебаты» (названия могут варьироваться, важна суть). Эти формы являются эффективными только в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой школьники имеют первоначальные представления, основанные на предыдущих занятиях и повседневной жизни. Помимо этого, обсуждаемые темы нельзя делать закрытыми или слишком узкими. Теперь давайте расскажем подробнее о технологиях обучения
Пространственное расположение в классе.
Вопросы по кругу
Ex. Teacher: Life in Belarus is…Pupil: easier than in many other countries, but…etc.
Парты ёлочкой
«Диалог» – смысл заключается в том, чтобы группы нашли согласованное решение. Результат работы отражается в виде схемы или конечном тексте, который потом записывается в тетрадях. Методика включает в себя критику позиции другой группы и поиск ее сильных позиций. Эксперты фиксируют общие взгляды, а в конце работы дают обобщённый ответ на задание, который записывают все.
«Мозговой штурм» – это групповой метод порождения идей. При проведении мозгового штурма нужно исходить из того, что нет абсурдных идей. Наоборот, необходимо получить как можно больше таких идей. При этом нельзя оценивать ни идеи, ни авторов.
«Броуновское движение» – студенты, подобно молекулам, хаотично передвигаются по кабинету для сбора информации по данной теме.
«Займи позицию» – декларируется какое-либо утверждение. Студенты подходят к плакату со словами «ДА» либо «НЕТ». Предпочтительно, чтобы они могли объяснить свою позицию.
«Дискуссия» – учебные групповые дискуссии проводятся по выбранной проблеме в малых группах (от 6 до 15 человек) учеников. Учебная дискуссия отличается от других дискуссий тем, что обсуждаемая проблема нова лишь для группы лиц, участвующих в дискуссии, то есть уже известное решение проблемы предстоит найти в учебном процессе. Процесс поиска должен привести к объективно известному, но новому с точки зрения учеников знанию.
Дебаты
Ex. После изучения темы «English is the Language of the World» учащимся предлагается поделиться на 2 команды и отстаивать 2 точки зрения «English is universal Language» vs. «English is not universal Language».
Пример (фрагмент) урока с использованием такой формы работы как дебаты
Дебаты “English Is/isn't Universal Language”
Цель: развить навыки партнерского общения, критического мышления и умения взаимодействия в группе, толерантности к оппозиции
Этапы урока
1. Разминка. Предполагается, что это не первый урок цикла по теме “English - the Language of the World”, т.е. студенты уже хорошо знакомы с ней. Преподаватель ставит перед учащимся вопрос “Do you agree with the statement that English is the universal Language?” Учащиеся делятся своими мнениями.
2. Разделение студентов на рабочие группы. Группы создаются на основе мнения учащегося, которое он высказал ранее: English is the universal Language / English is not the universal Language.
3.Ознакомление учащихся с технологией дебатов (особенно важно четко рассказать правила, если такая форма работы используется впервые). Учитель должен объяснить цели и задачи, которые стоят перед каждой группой. Выбирается таймкипер (человек, который будет следить за регламентом). Таймкипер обозначает когда до конца осталось 3 минуты, 2 минуты, 1 минута, 30 секунд. Назначается судейская коллегия.
4. Регламентируется время на каждое высказывание (например, 5 минут) и начинается процесс обсуждение, выбор тактики ведения дебатов (если группа подготовленная, то мини-дебаты можно начинать уже через 10-15минут; тогда время высказывания каждого спикера нужно сократить до 1-2 минуты). В основном подготовка дебатов может проводиться в течение недели.
Примерный план проведения дебатов
(Ex. Good morning, dear Ladies and gentlemen! Today I’m going to prove the fact which is not a secret for everyone: English is a new universal Language!...)
(Ex. Can you compare the number of people speaking English and the number of people speaking Chinese? )
(Ex. We partly agree with the statements given by the speaker 1. But we can’t agree with the statement that….. )
(Ex. The speaker tried to convince us by saying …But I’d like to hear the answers to the following questions….)
(Ex. We also want to touch upon the facts that….)
Ключевые фразы и опорные выражения:
v 750 million people all over the world use English.
v Three quarters of the world’s mail and massages are in English.
v More than half of the world’s scientific periodicals and eighty per cent of the information in the world’s computers are in English.
v The language of diplomatic documents is French (passports, driving licensees).
v The language of music (opera) is Italian.
v A lot of words denoting new phenomena are borrowed from English.
v Many countries have to use English because of the globalization.
v To study English is easier than to study Chinese.
v There are only twenty-two countries in the world where English is the official language and there are so many countries where people do not use English.
v Most best seller books are translated into English.
v Pop culture stars use English as universal.
v New technologies and gadgets help to use any language without knowing it.
Каждая команда имеет право на 8-минутный перерыв (таймаут) для аккумулирования идей между выступлениями. Этот таймаут можно выбрать за 1 раз или частями.
Выигрывает команда, которая была наиболее убедительна для судейской коллегии в аргументации и доказательствах своей позиции.
5. Рефлексия прошедшего занятия. Педагог помогает учащимся при помощи наводящих вопросов оценить итоги дебатов.
Exemplary questions:
Форма работы в группах
«Сменные тройки» – состав групп (троек) меняется в течение урока.
«Дерево решений» –класс делится на несколько групп с одинаковым числом учеников. Каждой группой обсуждается вопрос, и делаются записи на «дереве» (листе бумаги либо доске). Затем группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои мысли.
«Общий проект» – группы получают различные задания, которые освещают вопрос с разных сторон. После окончания работы готовятся отчёты и делаются записи на доске. Из этих записей составляется общий проект, который рецензирует и дополняет группа экспертов.
«Синтез мыслей» – копия предыдущего метода с тем отличием, что ученики все записи делают на листах, которые потом передают следующей группе. В листе подчёркиваются мысли, с которыми группа не согласна. Эксперты обрабатывают листы и делают общий отчёт, который затем обсуждает класс.
«Поиск информации» – метод применяют, чтобы оживить сухой и неинтересный материал. При этом происходит командный поиск информации, дополняющей уже имеющуюся (лекция учителя или домашнее задание). Впоследствии ученики отвечают на вопросы. Ответы на вопросы должно быть можно найти в учебниках или раздаточном материале Для анализа информации и поиска ответов на вопросы дается ограниченное время.
Ex. После изучения темы «The Pleasure of Reading» исследуются причины огромной популярности саги о Гарри Поттере.
Два круга
«Карусель» – вид работы, который очень нравится детям. Для этого образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Во внутреннем кольце ученики сидят неподвижно. Во внешнем меняются каждые 30 секунд. За несколько минут ученики проговаривают несколько тем и стараются переубедить в своей правоте собеседника.
«Аквариум» – метод заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.
Таким образом, на данный момент разработано большое количество методов и форм интерактивного обучения. Но каждый прогрессивный учитель может придумать свои собственные приемы работы с классом. Большинство из перечисленных интерактивных методов относится к технологиям кооперативного обучения, когда ученики объединяются для выполнения заданий, усвоения материала и выработки навыков общения при дискуссии и аргументации своих позиций. Огромным плюсом данного вида учебной деятельности является то, что все ученики класса вовлекаются в общую работу. Трудность состоит в умении организовать активность учеников, приобщить их к такому виду работы как постоянному. Упомянутые в статье методы могут служить базисом для создания все новых форм. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично, в этом и есть основное преимущество интерактивного обучения.
Рецензии:
8.08.2018, 17:55 Яковлев Владимир Вячеславович
Рецензия: Автору сначала стоит определиться с тем, что она подразумевает под методом, формой и технологией, так как в разных частях статьи эти понятия упоминаются как равнозначные. Тогда работу надо переименовать так: "Использование интерактивного метода (форм, технологий???) в преподавании иностранных языков". Кроме перечисления всех форм требуется показать как они работают, то есть привести фрагмент урока (занятия)и лучше несколько. Именно это и будет самым ценным в вашей статье. После доработки статью можно будет рекомендовать к публикации.