Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №60 (август) 2018
Разделы: Методика преподавания
Размещена 08.08.2018. Последняя правка: 15.08.2018.
Просмотров - 5855

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Задорожникова Анастасия Александровна

--

Школа английского языка Skyeng

преподаватель online-школы Skyeng

Аннотация:
В статье рассматриваются особенности преподавания иностранных языков при помощи интерактивных форм и методов обучения, как наиболее актуальные на современном этапе преподавания. Рассматриваются некоторые формы и приводятся приемы обучения для практического внедрения их в учебный процесс. Статья содержит отрывок урока с применением данного метода.


Abstract:
The peculiarities of the interactive forms and methods in teaching foreign languages are touched upon in the article as the most modern and innovative. Some examples of the forms are shown in the article for practical usage in teaching. The article has an abstract of the lesson with the usage of the method.


Ключевые слова:
язык; обучение; интеракция; инновационные технологии

Keywords:
language; teaching; interaction; innovations


 УДК 1751

 

   Иностранный язык в современном мире практически такой же атрибут успешного человека, как и мобильный телефон. С помощью английского, в частности, языка можно общаться практически в любом уголке земли. Однако, следует учитывать, что современные реалии требуют современного подхода в обучении иностранному языку. Но, к сожалению, зачастую у нас методы преподавания очень инертны, не соответствуют современным требованиям.

Современная методика преподавания иностранных языков предлагает нам широкий выбор концепций обучения, методов и технологий – как традиционных, так и новаторских.

Актуальность. В концепции советской школы превалировал пассивный способ передачи данных от учителя к ученику, т.е. учитель чаще всего излагал готовую информации, требуя потом ее воспроизведения. В более современном обществе преобладает активный метод обучения иностранному языку. Но все же более продвинутый метод - это интерактивный. Он максимально способствует развитию коммуникативного навыка, что является самоцелью обучения иностранным языкам. В статье предлагается информация об этом методе.

Цель данной статьи – обратить внимание преподавателей на более продвинутые и актуальные методы преподавания иностранного языка, ознакомить их с формами и приемами работы данного метода для оптимального достижения коммуникативной цели обучения.

Использование интерактивных форм и методов в обучении иностранному языку

Интерактив («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействие, беседовать, проводить диалог с кем-либо. Интерактив инициирует более многогранное взаимодействие студентов как с учителем, так и друг с другом в отличие от активных методов. Основная функция учителя на интерактивных занятиях – направить деятельность учащихся на достижение целей урока. Учитель, конечно же, разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, выполняющиеся обучаемыми. Кардинальная отличительная черта интерактивных упражнений и заданий в том, что, выполняя их, учащиеся работают на базе уже изученного материал максимально направлены на изучение нового.

Интерактивные методы позволяют отойти от монологической системы обучения к диалогу или полилогу, когда ученики не только могут свободно обмениваться суждениями, собственными мнениями и оценками фактов, но вправе спорить с преподавателем, отстаивая свою точку зрения, позицию.

Интерактив работает когда, учитель не высказывает готовые истины, а организовывает поиск и обсуждение учащимися.

Интерактивная методика предполагает взаимообучение студентов, что создает дружественная атмосфера терпимости, защищённости, взаимоподдержки, взаимопонимания. Это позволяет развивать саму познавательную деятельность при помощи высоких форм кооперации и сотрудничества в процессе получения новых знаний.

Суть интерактивного обучения в том, чтоб учебный процесс вовлекал всех учащиеся по максимуму в процесс обучения, чтобы каждый участник имели возможность понимать и рефлексировать по поводу своих знаний и мыслей. Отсюда огромная роль отводится индивидуализации знаний каждого индивида при совместной деятельности учащихся в учебном процессе. Взаимообмен знаниями, мыслями, способами деятельности – вот что предлагает интеракция. На учебных занятиях происходит и развитие диалогового/полилогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но индивидуально ценных для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование, как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В итоге учащиеся учатся критическому мышлению, анализу обстоятельств и решению сложных задач, взвешиванию альтернативных мнений, принятию продуманных решений, дискуссиям, общению с другими партнерами. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с различными информационными источниками, используются творческие работы. Наряду с традиционными (работа в малых группах, в парах-тройках, ролевая или деловая игра) формами работы,в интерактивной методике используются такие техники, как работа в ротационных (сменных) тройках, карусель, незаконченное предложение, аквариум и другие.

Что же представляют собой формыинтерактивного обучения? В современном обществе методистами и учителями-практиками разработано много форм групповой работы для обучения иностранным языкам. Самые широко распространенными из них – это «внешний круг», «вертушка», «аквариум», «мозговой штурм» и «дебаты» (названия могут варьироваться, важна суть). Эти формы являются эффективными только в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой школьники имеют первоначальные представления, основанные на предыдущих занятиях и повседневной жизни. Помимо этого, обсуждаемые темы нельзя делать закрытыми или слишком узкими. Теперь давайте расскажем подробнее о технологиях обучения

Пространственное расположение в классе.

  • вопросы по кругу;
  • внешний круг (стулья по кругу, дети менее подготовленные);
  • малый круг (стулья по кругу, дети более подготовленные);
  • парты ёлочкой (работа в группах);
  • дебаты;
  • работа в группах;

Вопросы по кругу

  • «Круг идей» – форма работы, целью которой является разрешение острых спорных вопросов. Составляется список идей. Все ученики привлекаются к обсуждению вопроса. Группы должны выполнять одно и то же задание, состоящее из нескольких вопросов (позиций), которые даются по очереди. В ответах каждая из групп озвучивает только один аспект проблемы, а учитель продолжает задавать вопросы по кругу, пока идеи не закончатся. Таким образом, исключается возможность ответов на все вопросы одной группой.
  • «Незаконченное предложение» – ученики сами придумывают концовки предложениям.

Ex. TeacherLife in Belarus isPupil: easier than in many other countries, but…etc.

Парты ёлочкой

«Диалог» – смысл заключается в том, чтобы группы нашли согласованное решение. Результат работы отражается в виде схемы или конечном тексте, который потом записывается в тетрадях. Методика включает в себя критику позиции другой группы и поиск ее сильных позиций. Эксперты фиксируют общие взгляды, а в конце работы дают обобщённый ответ на задание, который записывают все.

«Мозговой штурм» –  это групповой метод порождения идей. При проведении мозгового штурма нужно исходить из того, что нет абсурдных идей. Наоборот, необходимо получить как можно больше таких идей. При этом нельзя оценивать ни идеи, ни авторов.

«Броуновское движение» – студенты, подобно молекулам, хаотично передвигаются по кабинету для сбора информации по данной теме.

«Займи позицию» – декларируется какое-либо утверждение. Студенты подходят к плакату со словами «ДА» либо «НЕТ». Предпочтительно, чтобы они могли объяснить свою позицию.

 «Дискуссия» –  учебные групповые дискуссии проводятся по выбранной проблеме в малых группах (от 6 до 15 человек) учеников. Учебная дискуссия отличается от других дискуссий тем, что обсуждаемая проблема нова лишь для группы лиц, участвующих в дискуссии, то есть уже известное решение проблемы предстоит найти в учебном процессе. Процесс поиска должен привести к объективно известному, но новому с точки зрения учеников знанию.

Дебаты

Ex. После изучения темы «English is the Language of the World» учащимся предлагается поделиться на 2 команды и отстаивать 2 точки зрения «English is universal Language» vs. «English is not universal Language».

Пример (фрагмент) урока с использованием такой формы работы как дебаты

Дебаты “English Is/isn't Universal Language”

Цель: развить навыки партнерского общения, критического мышления и умения взаимодействия в группе, толерантности к оппозиции

Этапы урока

1. Разминка. Предполагается, что это не первый урок цикла по теме “English - the Language of the World”, т.е. студенты уже хорошо знакомы с ней. Преподаватель ставит перед учащимся вопрос “Do you agree with the statement that English is the universal Language?” Учащиеся делятся своими мнениями.

2. Разделение студентов на рабочие группы. Группы создаются на основе мнения учащегося, которое он высказал ранее: English is the universal Language / English is not the universal Language.

3.Ознакомление учащихся с технологией дебатов (особенно важно четко рассказать правила, если такая форма работы используется впервые). Учитель должен объяснить цели и задачи, которые стоят перед каждой группой. Выбирается таймкипер (человек, который будет следить за регламентом). Таймкипер обозначает когда до конца осталось 3 минуты, 2 минуты, 1 минута, 30 секунд. Назначается судейская коллегия.

4. Регламентируется время на каждое высказывание (например, 5 минут) и начинается процесс обсуждение, выбор тактики ведения дебатов (если группа подготовленная, то мини-дебаты можно начинать уже через 10-15минут; тогда время высказывания каждого спикера нужно сократить до 1-2 минуты). В основном подготовка дебатов может проводиться в течение недели.

Примерный план проведения дебатов

  1. Выступление первого спикера команды с утверждением: English is the universal Language                                                            5 минут

(Ex. Good morning, dear Ladies and gentlemen! Today I’m going to prove the fact which is not a secret for everyone: English is a new universal Language!...)

  1. Вопросы третьего спикер команды оппонентов первому спикеру утверждающей команды                                                   3 минуты

(Ex. Can you compare the number of people speaking English and the number of people speaking Chinese? )

  1. Выступление первого спикера команды оппонентов: English is not the universal Language                                                            5 минут

(Ex. We partly agree with the statements given by the speaker 1. But we can’t agree with the statement that….. )

  1. Вопросы третьего спикер утверждающей команды первому спикеру отрицающей команды                                                             3 минуты

(Ex. The speaker tried to convince us by saying …But I’d like to hear the answers to the following questions….)

  1. Выступление второго спикера утверждающей команды English is the universal Language                                                                               4 минут

(Ex. We also want to touch upon the facts that….)

  1. Вопросы первого спикера команды оппонентов второму спикеру утверждающей команды                                                        3 минуты
  2. Выступление второго спикера оппонентов команды English is not the universal Language                                                                              4 минуты
  3. Вопросы первый спикер утверждающей команды задает вопросы 2 спикеру команды оппонентов                                                           3 минуты
  4.  Выступление третьего спикера утверждающей команды English is the universal Language                                                               4 минуты
  5.  Речь третьего спикера команды оппонентов English is not the universal Language                                                                              3 минуты

Ключевые фразы и опорные выражения:

v    750 million people all over the world use English.

v    Three quarters of the world’s mail and massages are in English.

v    More than half of the world’s scientific periodicals and eighty per cent of the information in the world’s computers are in English.

v    The language of diplomatic documents is French (passports, driving licensees).

v    The language of music (opera) is Italian.

v    A lot of words denoting new phenomena are borrowed from English.

v    Many countries have to use English because of the globalization.

v    To study English is easier than to study Chinese.

v    There are only twenty-two countries in the world where English is the official language and there are so many countries where people do not use English.

v    Most best seller books are translated into English.

v    Pop culture stars use English as universal.

v    New technologies and gadgets help to use any language without knowing it.

Каждая команда имеет право на 8-минутный перерыв (таймаут) для аккумулирования идей между выступлениями. Этот таймаут можно выбрать за 1 раз или частями.

Выигрывает команда, которая была наиболее убедительна для судейской коллегии в аргументации и доказательствах своей позиции.

5. Рефлексия прошедшего занятия. Педагог помогает учащимся при помощи наводящих вопросов оценить итоги дебатов.

Exemplary questions:

  • Is it necessary to study foreign languages?
  • Do you think that foreign language influences greatly on our freedom (while travelling/ choosing place of living/ future job?
  • Should everyone in the world speak the same language?
  • Will there be less misunderstanding in the world if there is only one universal language? (студентам предлагается в качестве домашнего задания написание эссе, раскрывающее отношение учащихся к данной теме)

Форма работы в группах

«Сменные тройки» – состав групп (троек) меняется в течение урока.

«Дерево решений» –класс делится на несколько групп с одинаковым числом учеников. Каждой группой обсуждается вопрос, и делаются записи на «дереве» (листе бумаги либо доске). Затем группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои мысли.

«Общий проект» – группы получают различные задания, которые освещают вопрос с разных сторон. После окончания работы готовятся отчёты и делаются записи на доске. Из этих записей составляется общий проект, который рецензирует и дополняет группа экспертов.

«Синтез мыслей» – копия предыдущего метода с тем отличием, что ученики все записи делают на листах, которые потом передают следующей группе. В листе подчёркиваются мысли, с которыми группа не согласна. Эксперты обрабатывают листы и делают общий отчёт, который затем обсуждает  класс.

«Поиск информации» –  метод применяют, чтобы оживить сухой и неинтересный материал. При этом происходит командный поиск информации, дополняющей уже имеющуюся (лекция учителя или домашнее задание). Впоследствии ученики отвечают на вопросы. Ответы на вопросы должно быть можно найти в учебниках или раздаточном материале Для анализа информации и поиска ответов на вопросы дается ограниченное время.

Ex.  После изучения темы «The Pleasure of Reading» исследуются причины огромной популярности саги о Гарри Поттере.

Два круга

«Карусель» – вид работы, который очень нравится детям. Для этого образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Во внутреннем кольце ученики сидят неподвижно. Во внешнем меняются каждые 30 секунд. За несколько минут ученики проговаривают несколько тем и стараются переубедить в своей правоте собеседника.

«Аквариум» – метод заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

Таким образом, на данный момент разработано большое количество методов и форм интерактивного обучения. Но каждый прогрессивный учитель может придумать свои собственные приемы работы с классом. Большинство из перечисленных интерактивных методов относится к технологиям кооперативного обучения, когда ученики объединяются для выполнения заданий, усвоения материала и выработки навыков общения при дискуссии и аргументации своих позиций. Огромным плюсом данного вида учебной деятельности является то, что все ученики класса вовлекаются в общую работу. Трудность состоит в умении организовать активность учеников, приобщить их к такому виду работы как постоянному. Упомянутые в статье методы могут служить базисом для создания все новых форм. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично, в этом и есть основное преимущество интерактивного обучения.

 

Библиографический список:

• Интернет-документы: Применение интерактивных занятий для старшеклассников [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65635b3ad68a4c43b88521306d36_0.html (дата обращения 29.08.2007) • Материалы конференций Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004.- 151с • Монографии: Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.-176с. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.- 167с.




Рецензии:

8.08.2018, 17:55 Яковлев Владимир Вячеславович
Рецензия: Автору сначала стоит определиться с тем, что она подразумевает под методом, формой и технологией, так как в разных частях статьи эти понятия упоминаются как равнозначные. Тогда работу надо переименовать так: "Использование интерактивного метода (форм, технологий???) в преподавании иностранных языков". Кроме перечисления всех форм требуется показать как они работают, то есть привести фрагмент урока (занятия)и лучше несколько. Именно это и будет самым ценным в вашей статье. После доработки статью можно будет рекомендовать к публикации.

09.08.2018 18:18 Ответ на рецензию автора Задорожникова Анастасия Александровна:
Уважаемый Владимир Вячеславович! Большое спасибо за Вашу рецензию на мою статью "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ" (изменненый вариант названия). Это мой первый опыт написания теоретических статей, поэтому Ваши пожелания очень полезны. Я дополнила статью примером урока (фрагментом дебатов). Думаю, что если вставлять примеры на каждую форму работы, то статья будет очень перегружена (IMHO). Еще раз спасибо. жду Вашей рецензии

10.08.2018, 10:32 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Автору работы необходимо обосновать актуальность материала, расширить аннотацию,переформулировать цель.Актуальность статьи не может ограничиваться только "информацией о методе".Стоит и стилистически переоформить текст, приблизить его к научному.

13.08.2018, 16:58 Ваулин Владимир Иванович
Рецензия: Рецензия: 13.08.18, 16.30 Ваулин Владимир Иванович Рецензия: Не сомневаясь в правильности подхода высказанного автором статьи, следует отметить большое количество методов, технологий, форм работы в группе и т.д., что предполагает расширить название статьи, например: Интерактный подход … и др. Не исключая активный жизненный подход педагога, следует выделить авторскую составляющую методов, форм и технологию проведения занятий, что значительно повысит научность статьи, тем более есть библиографический список После доработки статью целесообразно рекомендовать статью к публикации.
13.08.2018 18:18 Ответ на рецензию автора Задорожникова Анастасия Александровна:
Уважаемый Владимир Иванович! Большое спасибо за Вашу рецензию на мою статью!

14.08.2018, 10:23 Яковлев Владимир Вячеславович
Рецензия: Анастасия Александровна, в фрагменте Вашего урока (занятия) не хватает конкретных вопросов, которые дети задают друг другу и примеров конкретных наводящих вопросов, которыми педагог помогает ребятам оценить итоги дебатов. Думаю, что после наполнения конкретикой этого фрагмента Вашей работы её можно будет рекомендовать в печать.
14.08.2018 15:15 Ответ на рецензию автора Задорожникова Анастасия Александровна:
Дополнила (сложно предположить, что конкретно будут говорить учащиеся, но канву занятия оформила)

15.08.2018, 9:45 Яковлев Владимир Вячеславович
Рецензия: Анастасия Александровна, вот именно такой методической составляющей и не хватало в Вашей статье. А предполагать, как будет развиваться любая учебная ситуация на уроке и управлять ею - наша задача. Единственно, что нужно сделать теперь - убрать в конце слово "Заключение", начав абзац со слов: таким образом, подводя итоги и т. д. и усилив роль именно тех интерактивных форм и методов, о которых Вы писали. Думаю, что Вы с этим справитесь, но это надо сделать обязательно. Статья рекомендуется к публикации.
15.08.2018 11:11 Ответ на рецензию автора Задорожникова Анастасия Александровна:
Исправила. Огромное спасибо за помощь в корректировке

15.08.2018, 12:18 Яковлев Владимир Вячеславович
Рецензия: Анастасия Александровна, просмотрел: уберите слова "введение" и "основная часть", начав абзацы с красной строки. Удачи!
15.08.2018 12:12 Ответ на рецензию автора Задорожникова Анастасия Александровна:
Сделано. Спасибо!



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх