Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Образование
Размещена 15.08.2018.
Просмотров - 1521

ОСНОВЫ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ - КЛЮЧ К РЕШЕНИЮ АКТУАЛЬНЫХ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Петрухин Геннадий Михайлович

канд.техн.наук

НИУ МЭИ

доцент

Аннотация:
Образования в любом обществе является ключевым элементом эволюционного развития. Изменения в политической системе современной России естественным образом отразились на системе образования. Итогом многолетних преобразовательных реформ этой системы стало заметное снижение творческих способностей выпускников учебных заведений. Попытки изменить эту негативную тенденцию привели к появлению ряда новых парадигм образования. В статье предлагаются к рассмотрению основы парадигмы образования на базе современной квантовой теории.


Abstract:
Educations in any society is a key element of evolutionary development. Changes in political system of modern Russia naturally were reflected in an education system. Noticeable decrease in creative abilities of graduates of educational institutions became a result of long-term converting reforms of this system. Attempts to change this negative tendency have led to emergence of a number of new paradigms of education. In article are offered to consideration of a basis of a paradigm of education on the basis of the modern quantum theory.


Ключевые слова:
образование; система образования; парадигма образования; реформа образования; квантовая теория; миры проявленных и непроявленных форм; сознание; творческая личность; творческие способности

Keywords:
education; education system; education paradigm; education reform; quantum theory; the worlds of the shown and not shown forms; consciousness; creative person; creative abilities


УДК 37.031.1

Как известно, в своем  развитии современная наука опирается на научные парадигмы. Передовые научные теории, как основа парадигмы, выступают  аксиоматической базой дальнейших научных поисков. В условиях ограниченности знаний аксиоматический подход в науке естественен, поскольку устанавливает мировозренческие основания для интерпретации результатов научных экспериментов и построения научных гипотез. Обогащение научного знания, появление новых теорий естественным образом приводит к смене аксиоматической базы. Истинность научных гипотез подтверждается экспериментами, методология которых строиться из условия возможности неоднократного повторения. Условие возпроизводимости результатов эксперимента другими исследователями дает основание говорить об объективности получаемых результатов. Но этот, казалось бы незыблимый, фундамент «объективного»  подхода к раскрытию научных истин «дал трещину», когда ученые подошли к изучению элементарных частиц. Квантовая физика, привлекая экспериментальные факты, актуализировала вопрос о влиянии сознания исследователя на результаты эксперимента. Физика перевела факты деятельности сознания из гуманитарной сферы, где  влияние сознания на конечный результат отмечалось давно,  в область естественно-научных дисциплин. Физики должны были признать - «к объективным физическим процессам относится также деятельность сознания (не только человека) и возможность его функционирования на различных уровнях реальности. Сознание, с точки зрения квантовой механики, становится элементом физического мира, поскольку его деятельность непосредственно связана с изменением состояния системы, обладающей сознанием. Феномен сознания связан с последовательностью различных внутренних состояний системы, а если состояние никогда не меняется, то можно говорить о полном отсутствии сознания. Другими словами, смена состояний — необходимое условие для наличия сознания в любой системе»[1]. Квантовые эксперименты послужиди основанием для выдвижения физиками гипотезы о том, что сознание человека, его выбор устанавливает определенность в хаосе неопределенностей возможных вариантов будущего развития событий. Сейчас эта гипотеза находит определенное научное подтверждение не только применительно к микромиру. Например, доказательством влияния сознания человека на материальные структуры в макромире являются результаты экспериментов, полученные в иследованиях под руководством д.т.н. Маслова Л.И.[2]. Информация, сформированная одновременно большой группой лиц, меняла структуру крови у людей находящихся на удалении сотен и тысяч километров от источника.

В дополнение к сказанному выше, если быть до конца последовательными, нужно признать и объективность информационной связи между различными уровнями сознания, о которой уже давно говорят эзотерики, но так долго не признавалась учеными, как канале ценнейшей информации. Но истина и здесь, пусть и с трудом,  но пробивает себе дорогу в умах людей. И вот признание ученого д.ф-м.н. М.Б. Менского: «Те необычные проявления сознания, которые учёные сейчас только начинают изучать, давно уже известны эзотерикам» [3]. Это признание дает основание обратиться к «подсказкам» человечеству. Эзотерические источники информации дают богатый материал, подтверждающий выводы ученых. «Ваше сознание всегда первично. Именно оно управляет вашими мыслями и эмоциями. Это оно поставляет «строительный материал» для вашей реальности, которая может быть мрачной и беспросветной, а может быть светлой и радостной. Это оно формирует ваше тело.» [4]  Таким образом, есть основания считать, что сознание человека есть не только форма отражения действительности, но и механизм ее становления. Согласно квантовой теории вселенная находится в двух, в общем случае, взаимосвязанных состояниях. Первое предстает перед нами как вакуум, эфир. Это есть когерентное, связанное состояние, мир непроявленных форм. В нем всё как бы «размазано» – нет пространства и времени в нашем понимании. Но в этом «размазаннности» бездна потенциальных возможностей конкретных (локальных) проявлений.  Второе состояние – это привычный для нас мир, «декогерентное» состояние, это та конкретная реализованная форма из необозримого океана возможностей непроявленного мира. Оба состояния могут переходить друг в друга. Инструментом для такого перехода служит сознание. Сознание человека способно как проявлять для себя уже существующие проекии реальности (эвергетовские миры), так и создавать новые, ранее не существующие, взаимодействуя с миром непроявленных форм. Этот вывод позволяет кардинально пересмотреть значение образования в жизни общества.

Реформа образования, проведенная в России после развала СССР, привела к существенному снижению уровня подготовки выпускников щкол и высших учебных заведений. В качестве базы для сравнения, естественно, принималась советская система образования, заслуженно признаваемая многими специалистами одной из лучших в мире. Проведенные организационные мероприятия последних лет, напраленные на устранение перекосов лихих 90-х годов, и переход на другую базу сравнения (на количественные показатели университетов западных стран) существенно улучшили статистические показатели российской образовательной системы. Но проблема снижения уровня творческих способностей выпускников так и осталась неразрешенной. Причина, как представляется, в том, что образование было отнесено к сфере услуг, что незамедлительно привело к шаблонности в подготовке учащихся. Система образования превратилась в  «прокрустово ложе» для творческой личности, в такой системе всегда побеждает натаскивание на решение типовых задач и склонность к отупляющей бездумной «зубрежке».  Попытки устранения «шаблонности» в образовательной системе и развития творческих способностей учеников привели только к некоторым косметическим изменениям в структуре  контроля качества образования, мало что меняя по существу. Если рассматривать проведенную реорганизацию системы образования, как эксперимент, то итоги этого эксперимента весьма поучительны.  Главный вывод из этого эксперимента – если общество заинтересовано в успешном развитии, а значит в воспитании высоко образованных творческих личностей, то в основу образовательного процесса должны быть заложены не коммерческие интересы, а методология, в основе которой лежат природные принципы эволюции человека и мира. Перед системой образования должны быть поставлены существенно более широкие задачи, решение которых в рамках существующей парадигмы образования  еще не рассматривались.

Попытки расширения только информационной базы образовательного процесса, как это предлагается специалистами, мало что меняют по сути дела. Это, несомненно, развивает способности решать более трудные задачи, но не совершает человека-творца. Парадигма образования должна утвердить позицию человека, пребывающего одновременно в двух мирах – проявленном и непроявленном. И задача воспитания состоит в том, чтобы раскрыть способности сознания через деятельность в  мире форм к реализации своего потенцила деятельности в непроявленном мире. И эта способность и совершает человека-творца!

Касаясь вопросов образования, основное внимание, как правило, уделяется методическим основам учебного процесса. Цель образования, как бы априори, задана – воспитать достойного члена общества. В зависимости от типа общественно–экономической формации, от вида общественной группы эта цель обретает определенное конкретное содержание. И парадигма образования «работает» только в рамках этого конкретного содержания, поскольку есть соответствие «теории и практики». Любые дополнительные надстроечные принципы в парадигме, столь очевидные, что не подвергаются сомнению в их целесообразности, как-то нравственность и мораль,  не исполняются на практике (например, библейская заповедь «не укради»). Их воспитательная сила воспринимается только как «сила на бумаге» и ничего не имеет общего с господствующими экономическими отношениями в обществе. Парадигма образования должна преследовать своей целью раскрытие и воспитание в человеке ответственности, как отражение законов бытия и границ свободы личности. С раскрытием основополагающей роли сознания человека в формировании действительности парадигма образования должна уже ставит своей целью не столько воспроизводство общественных отношений, отражающих сложившийся порядок в обществе, сколько формирование сознания человека, как действенной силы построения будущего. Парадигма образования должна «настраивать» сознание человека, как инструмент творческой силы. И, если прежние парадигмы, ограничивались миром проявленных форм, то новая парадигма должна быть устремлена в более высокие миры, пропуском в которые будет служить сознание человека-творца.

Весьма вероятно, мы переживаем момент становления новой научной парадигмы, в которой заглавную роль будет играть квантовая теория. Новая парадигма образования должна стать не только естественным отражением этой новой научной парадигмы, но и движущей силой ее утверждения в умах людей. Общество должно осознать простую истину – «сознание формирует мир, а система образования - сознание». Это положение должно главенствовать в структуре парадигмы образования, определяя исходную точку воспитания человека-творца. 

Провозглашение образования, как важнейшей функции общества по совершенствованию сознания человека, должно найти отражение во всей методологической базе образовательного процесса. И эта методологическая  основа не может быть застывшей формой, поскольку предназначена влиять на непрерывно эволюционирующую систему. Поэтому не имеет особого смысла пытаться сейчас здесь заниматься вопросами методического характера – это задача соответствующих специалистов, главное, к чему должны стремиться педагоги и каждая самосовершенствующаяся личность - это воспитание высочайшей Духовности, как основы нового сознания. Сейчас становится очевидным, что методология новой парадигмы образования должна  включать не только традиционные методики материального мира, но и наработанные столетиями медитативные практики. Противоположности должны диалектически соединиться и дать новое качество.

Становление новой парадигмы образования требует переосмысление мировоззрения современного технократического общества. Это  легко и сложно одновременно. Легко потому, что парадигма образования отражает естественные природные эволюционные процессы, и современная наука, как авторитетный информационный источник  для большинства людей, приблизилась к их раскрытию. И сложно потому, что в нашем современном обществе главенствуют не вопросы истинности тех или иных научных положений, а меркантильные интересы отдельных общественных групп. Парадигма образования в этих условиях должна выполнять не только воспитательную роль, но и стать действенной основой  совершенствования общественных отношений. Неразрывная связь парадигмы образования  и общественных отношений отражает не только великую значимость образования в формировании жизни общества, но и возможные трудности ее принятия в обществе, где присутствует антагонизм в отношениях между отдельными социальными группами. Только равенство и духовное единство всех членов общества  актуализирует совершенствование сознания каждого члена общества. Такое состояние общества превращает человечество в единую цивилизацию планеты,  а парадигму образования - в ключ к решению актуальных эволюционных проблем современного человечества.        

Библиографический список:

1. Доронин С.И. Квантовая магия. Изд-во «Весь», СПб: 2007. – 336 с.
2. Энергоинформационная медицина будущего. Издание второе, дополненное. Книга ХIII – Москва: 2016. – 233 с.
3. Менский М. Б. Концепция сознания в контексте квантовой механики, УФН, 175:4 (2005), 413–435; Phys. Usp., 48:4 (2005), 389–409
4. Сайт в интернете: http://vozrojdeniesveta.com/triedinstvo-dukha-dushi-i-tela-zaklyuchenie/#ixzz5NlLXecT2 (дата обращения: 19.07.2018).




Рецензии:

15.08.2018, 21:27 Мирмович Эдуард Григорьевич
Рецензия: Желание самовыражения независимо от актуальности и научной состоятельности темы не является "шлагбаумом" для публикации в данном журнале. Просто не надо экстрасенсорные, экзотерические, виртуально-голографические преставления и фантазии облекать в наукообразную форму, а помещать в раздел "Заганицами современной науки". Упоминание недостатков в реформе образования звучат декларативно, не аргументировано, без статистики, фактов и т.д. Рецензент предлагает исправить описки (в аннотации, например), изменить название, которое никаким образом не относится ни к образованию, ни к его парадигмам, и предложить её в указанный раздел. Такую работу в данном разделе и под таким названием публиковать, на взгляд рецензента, нельзя.

16.08.2018, 12:44 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: Статья "ОСНОВЫ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ - КЛЮЧ К РЕШЕНИЮ АКТУАЛЬНЫХ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА", Петрухин Геннадий Михайлович, канд.техн.наук, НЕ рекомендуется к публикации (без компромиссов - "доработки": 1) статья требует приведения к формату именно научной (см. типовые Правила написания научной статьи и Авторам на этом сайте): 2) структура, Аннотация и Тема требуют замены; 3) научный результат не показан, как не показана основа и аргументация полученного лично автором НАУЧНОГО результата. Заметим, решение проблем "человечества" - скорее, уровень гениальных ученых (которым, скорее всего, не требуются никакие журналы - см. историю развития науки).



Комментарии пользователей:

24.10.2018, 10:27 Петрухин Геннадий Михайлович
Отзыв:  К сожалению, как показывает время, мои ответы на отзывы рецензентов не достигают адресатов. Вынужденно привожу один из них в "Кометариях". Уважаемая Галина Валентиновна, благодарю Вас за внимание к представленному мной материалу! Ниже приводится мой ответ на Вашу рецензию. В ней для упрощения изложения приводятся упоминания о рецензенте в третьем лице. Прошу не принимать это, а, в отдельных местах текста также некоторую резкость в суждениях, как знак неуважения лично к Вам! Поскольку рецензентом предлагается автору заменить тему, то обоснованно можно поговорить о материале статьи в более широком аспекте. Начну с последнего пункта рецензии – о гениальности. С позиции рецензента смотреть на Солнце, самое величественное образование нашей системы, могут только избранные – гении, которые не могут снизойти до публикаций в журналах. Рецензент предлагает автору не касаться значимых тем, поскольку, по его мнению, это епархия гениев. Согласитесь, что такие сентенции рецензента выглядят, мягко говоря, довольно труднообъяснимыми. Автор придерживается мнения, что все люди равны перед Богом, а попытки ставить целью в своей деятельности показать свое превосходство перед другими – просто глупость. Вспомните, кто автор изобретения колеса? Уверен, Вы не ответите. Мне тоже не ответить на этот вопрос. С позиций сегодняшнего дня – это гениальное изобретение неизвестного автора. Но давайте заглянем в будущее. Появление летательных аппаратов, непрерывное совершенствование их характеристик дают основание предвидеть время, когда передвижение по воздуху станет основным способом транспортировки людей и грузов, колесный транспорт потеряет лидирующие позиции. И уже в новых условиях можно будет говорить, что изобретение колеса нанесло колоссальный ущерб природе, поскольку для колесного транспорта необходимы дороги, колесный транспорт буквально «губительно утюжил» Живое на планете. Согласитесь, мнение об авторе изобретения колеса уже приобретает несколько другой оттенок. Уверен, что пройдет еще какое-то время, в свои права вступит новые принципы перемещения в пространстве, например телепортация (квантовая теория такую возможность уже предсказывает). Перемещение, минуя пространство! Уйдут в прошлое и летательные аппараты. О временах колесного транспорта будут вспоминать, как мы сейчас говорим о каменном веке! Что же в итоге? Мало того, что имя автора изобретения колеса позабыто, но еще его изобретение стало «ничтожным» на фоне новых научных достижений. Вот вам благодарность истории! Увы, информация подвержена инфляции. Наука непрерывно эволюционирует. Умышленно гнаться за статусом гения в науке - пустое занятие. Да и смысла нет. Каждый человек гениален, поскольку он неповторим. Качественная сторона его проявления уникальна. И в этом отношении, действительно, можно говорить о гениальности художников, поэтов, в общем случае людей, которые оставляют в творчестве отпечаток своей личности. Можно говорить о степени гениальности этих людей, оценивая Красоту их произведений. Красота - вот к чему стоит стремиться. Судя по отзыву рецензента, красоты в статье он и не обнаружил. Не претендуя на гениальность, автор все же не согласен с мнением рецензента. Коснемся структуры статьи. Постановка задачи. Отмечено, что в квантовой физике опытным путем установлено, что сознание экспериментатора, оказывает влияние на результаты эксперимента. Физики выдвинули гипотезу, раскрывающие активную, творческую роль сознания человека в формировании действительности, как ФИЗИЧЕСКОГО ФАКТОРА. С другой стороны, все известные парадигмы образования грешат декларативностью, в их основе человек, как заготовка для придания ей тех или иных свойств. И с этих позиций взгляд на образование как сферу услуг очень хорошо вписывается. Негативные последствия такого подхода уже ясно проявились. Есть парадигмы, которые ставят своей целью воспитания личности ребенка. Это можно только приветствовать, но все это, даже при хороших методических наработках, не имеет научной основы. Воспитание на собственном примере, конечно, хорошо, но только для случая, когда воспитатель достоин подражания. Должны быть ОБЪЕКТИВНЫЕ основы образования. Их до последнего времени не было, поскольку наука воспринимала сознание человека только как фактор, определяющий гуманистические основы общественных отношений. Научное содержание и личный вклад автора. Автор в данной работе предложил использовать результаты квантовой теории как основу парадигмы образования и обосновал свое предложение. Признание учеными деятельности сознания как физического фактора принципиально важно, поскольку ОТВЕТСТВЕННОСТЬ людей за качества деятельности (именно «деятельности» - как активной формы своего проявления) сознания наполняется реальным научным содержанием, т.е. становится реальной, а не мнимой (по договоренности людей). Очень многим на нашей планете известны десять библейских заповедей, и что люди перестали убивать или воровать? Люди не понимают реальных основ, переданных им правил общежития, а отсюда и необязательность их исполнения. В приведенном примере – отсутствие Веры людей приводит к «обесцениванию» заповедей Творца. Только уверенность людей в том, что подаваемая информация достоверна, превращает ее в творческую силу. А уверенность рождается через осознание истинности информации. Все известные доктрины образования в лучшем случае, могут занять место методик для достижения частных результатов. Например, система с ЕГЭ, как форма контроля и вынужденно подстраиваемой под нее методикой подготовки, может быть использована для подготовки «ремесленников», где на первое место выдвигается требование знания свода определенных правил. В ВУЗах сейчас читается курс «Основ безопасной жизнедеятельности», вот для такого курса подойдет такая форма подготовки и приема экзамена (конечно, не в масштабах страны). Еще раз оговорюсь, что ЕГЭ, устанавливая правила контроля знаний, вынужденно оказывает влияние на форму подготовки. Из этого вытекают недостатки этой системы в воспитании творческих личностей. Автор не ставит своей целью принизить известные научные разработки в области образования (это было бы верхом неблагодарности ученым, работавшим и работающим в этой области), но впервые с появление научных фактов из квантовой физики появилась возможность построить парадигму образования на реальной научной основе. Вывод. Как родовое пятно, системы образования всегда несли отпечаток общественно-экономической формации. Причина этого не только в том, что властные структуры всегда стремились сохранить во времени свое статусное положение, но и в том, что к образованию относились, как к деятельности, где правила устанавливает только человек. Опираясь в парадигме образования на реально действующие законы, система образования впервые становится «подотчетна» естественным законам более высокого уровня – законам эволюции всего живого, а не прихоти определенных слоев общества. Современное человечество в разные исторические периоды своего развития учило молодое поколение «чему-нибудь и как-нибудь», а как результат – реальная опасность самоуничтожения. Катастрофическая ситуация реальна, и, можно заметить, что никто не видит способа, как это предотвратить. Принятие «естественных» основ парадигмы образования дает ключ к решению проблем человечества, поскольку имеют силу природного закона эволюции систем. Название статьи и выводы в статье отнюдь не «заявка автора на гениальность», а только отражение реальной роли парадигмы образования в решении эволюционных проблем человечества. В аннотации статьи автор, не повторяя содержание, выразил суть публикации. Форма изложения содержания аннотации отдается на усмотрение автора. Это формальное рассмотрение автором структуры статьи, показывает, что она не противоречит заявленному статусу. Но меня несколько огорчил этот формализм рецензента. Смыслом написания статьи было привлечь внимание читающего к актуальнейшей проблеме современного общества (а отнюдь не личные амбиции автора, в которых попытались его обвинить). Меня больше устроило бы обсуждение сути содержания. Это давало бы надежду, что найдутся и другие, кого затронет поднятая тема. Суть парадигмы образования должна «обрасти методической конкретикой». А эта задача посильная только научному сообществу. Из материала статьи можно понять, что только ОСОЗНАНИЕ людьми путей решения стоящих проблем человечества дает надежду на благополучное их разрешение. Рецензент, в статусе читателя, - один из потенциальных осознающих. По этой причине внимание рецензента воспринято автором с БЛАГОДАРНОСТЬЮ и надеждой, что спорные моменты не станут причиной выбросить этот материал в корзину, а подтолкнут рецензента к размышлению. С Уважением! Петрухин Г.М.


18.11.2018, 7:00 Максимов Николай Алексеевич
Отзыв: Уважаемый Геннадий Михайлович. Мне очень интересны статью про новое в образовании и педагогике в частности, поскольку сам притворяю в жизнь новые формы, методы и способы обучения. Однако, данная стать не то что изобилует, на мой взгляд, ненужными терминами и научными определениями, что совершенно не пригодна для прочтения. Статья неструктурирована, многообещающее название статьи "утонуло" в научных терминах и экспессивной окраске. С уважением, Максимов Н.А.


20.11.2018, 10:24 Петрухин Геннадий Михайлович
Отзыв:  Благодарю всех рецензентов за внимние к моей статье! Ваши замечания убедили меня, что избранная форма подачи материала неудачна. Статью перепишу, обязательно учту отмеченные Вами недостатки в изложении содержания. С Уважением! Петрухин Г.М.


Оставить комментарий


 
 

Вверх