нет
Министерство Промышленности
ведущий специалист
УДК 101.8
Введение
При рассмотрении физических процессов, информация всегда выпадала из рассмотрения свойств материи, ввиду того, что ее положение и границы невозможно заключить в рамках какого-либо материального объекта. Это ее свойство привело к ошибочному мнению, которое Норберт Винер выразил словами: «информация – это не материя и не энергия, информация – это информация».
Информация постоянно находится в процессе становления. Другими словами – информация фиксирует процесс изменения границ и рамок материальных объектов.
Появление новой информации всегда сопровождает процессы движения и развития материи. Где отсутствует информация, там нет ни движения, ни изменений. На этом основании информация нами будет рассматриваться, как способ существования материи, наряду с движением [5 с.55], пространством и временем.
Диалектические законы, в силу своей всеобщности, должны быть применимы к процессам распространения и изменения информации, так же, как и ко всем другим видам изменения материи [5 c.7].
Актуальность
Диалектика, как наука об изменениях, должна объяснять взаимосвязь, с помощью которой информация передается и реализует управляющие функции над материей. До настоящего времени, нет единой точки зрения на информационные процессы, как на процессы материальные. Также отсутствует представление о процессах информационного взаимодействия (передача, копирование) с точки зрения диалектического развития.
Цели, задачи
Установить взаимосвязь информации и материальных объектов (как носителей информации) путем рассмотрения законов диалектического развития, как законов, присущих информационным процессам наряду с процессами взаимодействия материальных объектов.
Такой подход к рассмотрению связи информации и материи до сих пор не применялся, что составляет научную новизну.
Диалектика не ответит на вопрос «как» движется материя, но зато она ответит на философский вопрос «почему» она движется.
Первый закон (нумерация рассматриваемых законов чисто условна): единство и борьбы противоположностей или, как пишет Энгельс в «Анти-Дюринге» «взаимопроникновения противоположностей (mutual interpenetration of opposites)» подразумевает изначальное единство объекта, чьи составные части противопоставляются друг другу в процессе сравнения (борьбы).
Этот закон определяет первое действие информации – выделить в объекте две составляющих, несовместимых по какому-либо признаку. Например: разделить числовое множество на положительное и отрицательное.
Закон объясняет как внутренний «источник» движения (изменения) становится внешним источником. Ведь для начала движения необходим именно внешний «двигатель» (Из курса физики нам известно, что никакие изменения, происходящие внутри физического объекта, к движению не приведут). В то же время, источник движения должен прилагать к движимой части действие, одинаковой с ним природы (механическое – к механической системе, молекулярное – к молекулам, волновое – к приемнику волн и т.д.). По Аристотелю: «движущее … – существует вместе с движимым»;[1 с.208].
Для этого, изначально, единый объект должен каким-либо образом разделиться, отделив часть своих свойств и противопоставив их оставшейся части. Движение, как форма разрешения противоречия, при этом будет направлено на восстановление прежней целостности объекта.
«…диалектика, …, доказала, что все полярные противоположности обуславливаются вообще взаимодействием обоих противоположных полюсов, что разделение и противоположение этих полюсов существует лишь в рамках их взаимной связи и объединения и что, наоборот, их объединение существует лишь в их разделении, а их взаимная связь лишь в их противоположении. ... т.е. не может быть и речи ни о взаимном проникновении, ни об абсолютном отделении друг от друга обоих полюсов» [6 с.46]. Такое диалектическое понимание противоположных полюсов вносит ясность в поведение магнита при его распилах (в каждой из разделенных частей остаются оба магнитных полюса).
Итак, мы пришли к выводу, что для начала процесса управления изменениями материи, информация должна разделиться в себе, выделив центр управления – «движитель» и объект управления – «движимое». В примере с числовой прямой, отрицательное числовое множество, можно представить, как движитель, открывающий порядок счета, относительно себя, как эталонного множества для всех положительных чисел. Тогда, движитель и движимые множества оказываются разнесенными в разные регистры, каждому числу из одного множества будет соответствовать все множество чисел другого регистра.
Такое приравнивание единицы одного множества ко всему множеству другого регистра подобно физическому определению координат объекта низшего измерения в координатной системе высшего измерения (линия – это множество точек, плоскость – это множество линий и т.д.). Что приводит нас к рассмотрению следующего диалектического закона.
Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.
«…качественные изменения – точно определенным для каждого отдельного случая способом – могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии). … невозможно изменить качество какого-нибудь тела без прибавления или отнятия материи либо движения, т.е. без количественного изменения этого тела». [6 с.39]
В случае с информацией, предположим, что количественные изменения происходят путем сложения, а качественные – умножением (кратным увеличением). Из такой формулировки проще понять, что качественный скачок в информационной или материальной системе, возможен только в сравнении нового элемента с суммой всех предыдущих элементов. Качественный переход в цифровой сфере происходит путем кратного увеличения: будь то умножение, возведение в степень, переход на другой регистр и т.п.
Второй закон диалектики означает, что каждое разделение информации (первый закон) переводит ее части на разные уровни, производя их качественное различие (то о чем уже упоминалось при рассмотрении первого закона). Говоря физическим языком, результат всегда представляет другую систему отсчета, подвижную (сдвигаемую) относительно первой. «Сдвиг» не обязательно представляет изменение положения в пространстве, он может означать создание причинно-следственной связи, что подразумевает сдвиг во времени, а также «сдвиг» может означать изменение квантового состояния рассматриваемой системы.
Изменение квантового состояния системы, как носителя информации, ее «сдвиг» происходит вследствие невозможности остаться в прежнем состоянии, в соответствии с Запретом Паули (в одном квантовом состоянии может находиться не более одной частицы) [2].
Квантовым или информационным скачком мы называем момент перехода объекта из одного качественного состояния в другое. Происходит квантовый скачок с изменением ускорения материального носителя, относительно прежнего состояния (как при переходе электрона на другую атомную орбиту). Ускорение появляется при переходе из одного квантового состояния в другое, так как «сдвиг» и всякое иное движение – это фактически и есть ускорение одного объекта относительно другого. Даже если оба объекта являются всего лишь разными состояниями одного и того же материального объекта (мяч, до и после удара по нему ногой), изменение состояния происходит с изменением ускорения.
Дальше будет подробнее обоснована правомерность представления информации носителем ускорения материальных объектов.
Мы также знаем, что для наблюдения процесса движения необходимы три точки: Точка начала движения, точка, в которую движение переходит и точка, из которой такое перемещение будет заметно. (Если, например, все три точки расположить на одной прямой, никакого их взаимного перемещения заметить будет нельзя). Следовательно, для любого движения, включая информационные процессы, необходим сторонний наблюдатель. Посредник, объединяющий в себе свойства обеих множеств. В физике – это наблюдатель или сознание наблюдателя.
В случае информации мы вновь возвращаемся к изначальному единому и приходим к третьему закону диалектики.
Закон отрицания отрицания.
Отрицание отрицания означает возвращение к исходной точке, но рассматриваемое с новой ступени развития. То есть – это и развитие и возвращение одновременно.
Два положения одного и того же объекта, поставленные в причинную связь, воспринимаются как движение. Следующий за этим диалектический ход – отрицание существования двух отдельных, но идентичных объектов, приводит к их синтезу в единое понятие материального объекта.
Третий закон возвращает наше диалектическое развитие к первому закону. К появлению очередного противоречия, между новым состоянием системы и состоянием прежнего неразрешимого противоречия. Отрицая отрицание, система вступает в борьбу с прежним своим состоянием раздельности единого на два множества. Зацикливая процесс развития, и возвращаясь к началу, система, тем не менее, приобретает новое качество, качество присущее только сознанию.
Система обретает «возможность взгляда со стороны».
Причем, такой «взгляд со стороны» сознание может осуществить только в отношении множества (конечного по рассматриваемым параметрам). Увидеть со стороны можно только конечный объект, находясь за его пределами.
Получается, что благодаря закону отрицания отрицания мы получаем объект с определенным, конечным набором некоторых качеств, от которого (объекта), как фиксированного неразрешимого диалектического противоречия сознание наблюдателя может отталкиваться, приобретая точку отсчета, для совершения последующих шагов. А информация может производить переход в следующий регистр, совершая кратное увеличение.
В данной модели отражается диалектическая триада: тезис – точка-начало движения, антитезис – точка-конец движения (точка зацикливания) и синтез – «взгляд со стороны».
И как синтез является тезисом следующего уровня диалектического развития, так и закон отрицания отрицания вновь возвращает нас к первому закону диалектики, рассматривая как часть зацикленное, конечное множество.
Мы рассмотрели, как три закона диалектики порождают непрерывный цикл движения, независимо от того, что мы рассматриваем: материю или информацию.
Рассмотрим проблему управления материальных процессов с информационного уровня.
Так как распространение информации невозможно без носителя, представим материю (объекты четырехмерного континуума) носителями информации (объекта пятого измерения).
Для подобного представления имеются определенные основания.
Как было показано, каждый элемент высшего физического измерения может содержать все множество элементов более низких измерений. Плоскость содержит все прямые, расположенные в этой плоскости, а прямая, в свою очередь, содержит все точки, размещенные на данной прямой.
Обобщая, можно сказать, что каждое следующее физическое измерение является диалектическим отрицанием предыдущего, с необходимостью являясь его развитием.
Подобно этому, в 1919 году немецким ученым Теодором Калуцей были предложены уравнения, объединяющие гравитацию и электромагнитные силы. Теория была впервые опубликована в 1921 году и вводила пятое измерение, как объединение четырехмерного континуума Минковского с электромагнитными уравнениями Максвелла.
Изучив теорию Т. Калуцы, Альберт Эйнштейн написал две статьи «К теории связи гравитации и электричества Калуцы» [4 c.190] и «К теории связи гравитации и электричества Калуцы ІІ» [4 c193] Во второй из которых Эйнштейн пришел к выводу: «В заключение можно сказать, что идея Калуцы дает рациональное обоснование электромагнитных уравнений Максвелла в рамках общей теории относительности и объединяет их в одно формальное целое с уравнениями гравитации» [4 c197].
Однако, ввиду того, что пятое измерение никто физически не наблюдал, создатель теории относительности отверг данное предположение, как ошибочное и продолжил поиски иных способов объединения гравитации и электромагнетизма, которые так и не окончил.
Мы же примем результат работы Т.Калуцы и О.Клейна и придадим пятому измерению (ненаблюдаемому приборами) физический смысл. Пятым измерением, диалектически противоположным материи, и представляющим ее дальнейшее развитие, можно представить вездесущую информацию. Измерением, переход к которому подобен кратному увеличению предыдущего четырехмерного континуума. Пятое измерение – информационное пространство.
Такому (кратному) увеличению количества, переходящего в иное качество соответствует дельта-функция, графически изображающая мгновенное ускорение (рис.1). Эта функция описывает изменение скорости материального объекта, когда в одном месте графика точке х соответствует две координаты у.
Другими словами, ускоряясь в этой точке, материальный объект принадлежит двум системам отсчета одновременно, как бы составляя синтез двух противоположностей.
Из этого предположения мы получаем возможность представить информационные взаимодействия (счет, передача, копирование) источником гравитационного притяжения в физическом мире. А так как эквивалентность ускорения и гравитационного взаимодействия была доказана Эйнштейном [3 c.166], мы получаем подтверждение правомерности представления информации причиной ускорения движения физических (материальных) объектов.
Выводы:
Рецензии:
3.10.2018, 22:09 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Чумакова Евгения Владимировича по содержанию квантово-механическая с настроем обогатить содержание философской диалектики дополнительной категорией – «информацией». Он решил, что влияние элементарных частичек друг на друга, ход электро-магнитных полей можно именовать «информацией», и этим обогатить состав 3-х законов диалектики. Но он не обратился к словарю, где данное понятие увязано с действиями человека. Если у атомов, его частичек, молекул подобных человеческому мозга, сознания нет, то их действия под содержание понятия «информация» не подходят.
Мне довелось изучить все томики Альберта Эйнштейна, так как моя кандидатская диссертация была по теории относительности. Там нет даже намека на такое толкование рассматриваемой категории.
Нечеловеческая материя влияет на окружение без информирования, которую увязали с действиями людей. Информация в материю, как это указано в заголовке статьи, в материю не переходит. Изложение трех законов диалектики ничего для обоснования такого представления не дает.
Но материя не есть нечто параллельно существующее в пространстве и времени, как и эти ее свойства без данной материи. Пространство и время не исключаемые принадлежности, показатели материи, они без нее не мыслимы.
Кроме строго использования понятия есть и образное. Если спросить, почему ты во время с постели не встал, ответ может быть таким: будильник не разбудил, информацию не дал. Но этого недостаточно чтобы отождествлять этот прибор с человеком. Если человек не заставить звенеть, будильник будет немым. К этим замечания следует добавить, что диалектика не есть наука об изменениях. Это компонент философии, которую от наук следует отличать. Вместо «Изучив тероию Т. Калуцы…» нужно: «Изучив теорию Т.Калуцы». Статью к печати не рекомендую.