Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 10.10.2018. Последняя правка: 02.01.2019.
Просмотров - 2341

Использование методов игровой психогимнастики на занятиях хореографией для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Зубкова Евгения Яковлевна

магистратура

ОБУДО "Областной центр развития творчества детей и юношества" г. Курск

педагог дополнительного образования

Аннотация:
В статье рассматривается важность использования методических рекомендаций с применением методов игровой психогимнастики на занятиях хореографией для положительного влияния на психофизическое здоровье детей, снижение гиперактивности, тревожности и формирования гармонично развитой личности.


Abstract:
The article deals with the importance of using the methods of game psychogymnastics in choreography for a positive impact on the psychophysical health of children, reducing hyperactivity, anxiety and the formation of a harmoniously developed personality.


Ключевые слова:
танец; хореография; педагог; обучающиеся; занятия; творческие способности; психогимнастика; психогимнастические упражнения; личность

Keywords:
dance; choreography; teacher; studying; playing; creativity; psihogimnastiki; psychogymnastics exercises, personality


УДК 37.025

Введение

Современное общество в настоящее время подвержено огромным стрессам, возникающим из-за ускоренного ритма жизни и масштабных объемов информации заполняющих все жизненное пространство людей. Все это отражается на психофизическом здоровье подрастающего поколения. Гиперактивность, тревожность, агрессивное поведение и синдром дефицита внимания является уже довольно частым нарушением поведения детей. Изучение этих симптомов, их диагностика и коррекция имеет большое значение для полноценного гармоничного развития ребенка. Наиболее продуктивна и результативна ранняя диагностика, которая должна быть ориентирована на дошкольный возраст. Ведь именно в этот период возможно предотвращение патологических проявлений.  Используя компенсаторные возможности мозга в процессе коррекции детей с теми или иными отклонениями в развитии, педагог, при помощи специальных приемов и методов, может компенсировать нарушенные функции за счет сохранных. [2] Проанализировав литературу по этой проблеме можно обратить внимание, что большинство исследований и наблюдений ведется за детьми школьного возраста, поэтому проблема гармоничного развития ребенка в дошкольном возрасте остается особо острой, ведь она находится вне поля зрения психолого-педагогической службы учреждений образования.

В последнее время проблема ранней диагностики синдрома дефицита внимания, гиперактивности и тревожности наиболее актуальна. Профилактика факторов риска и психолого-педагогическое коррекционное воздействие позволят составить благоприятный прогноз полноценного развития ребенка. На сегодняшний день нашло большое распространение применение методов игровой психогимнастики. Целью написания данной статьи стала разработка методических рекомендаций для снижения психологической нагрузки и снятия эмоционального напряжения у детейстаршего дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях хореографией. Для достижения цели был поставлен ряд задач, который был реализован в объединении «Амира» в группах дошкольного и младшего школьного возраста с помощью игровой психогимнастики как формы организации и совершенствования учебного процесса в воспитании культуры тела и телодвижений на занятиях по хореографии. Первой задачей было необходимо раскрыть терминологию по психогимнастике, далее проанализировать научные труды, посвященные данной тематике, а так же на основе этих исследований разработать методику применения игровой психогимнастики на занятиях хореографией. И заключительной задачей стало применение этих методов на практике с мониторингом эффективности.

Научная новизна исследования включает в себя:

- раскрытие значения игровой психогимнастики в развитии и коррекции способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования;

- практическое обоснование того, что развитие творческих способностей, снижение гиперактивности и тревожности в процессе занятий хореографией наиболее эффективно может осуществляться в учреждениях дополнительного образования при использовании методов игровой психогимнастики

Термин «Психогимнастика» и использование методов игровой психогимнастики в образовательном процессе

Психогимнастика в хореографии – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и танцевальных игр), при применении которых педагог развивает обучающихся и корректирует многогранную психику детей, затрагивая как познавательную, так и эмоционально-личностную сферы. [4]

Основными задачами использования игровой психогимнастики на занятиях по хореографии являются:  снятие эмоционального напряжения; контролирование эмоциональных всплесков; координация тела и ориентирование в пространстве; развитие творческих способностей.

В 1979 г. Г. Юновой был предложен метод использования психогимнастики для коррекционной работы с подростками. По методике Г. Юновой каждое занятие состоит из трех этапов: снятие напряжения (разминка), пантомимика (невербальное общение), заключительный этап (коллективные игры и танцы).

Многие психологи сошлись во мнении, что младший школьный возраст является самым благоприятным периодом для развития творческих способностей. Педагоги и родители, объединив усилия, поощряя любознательность и активность детей, дают им возможность реализовать и раскрыть себя в творчестве и с помощью мира искусств познавать окружающий мир. Находясь в этом возрасте, ребенок еще не скован догмами и стереотипами, его мышление свободно и независимо, что дает прекрасные возможности для развития его творческих способностей. 

Методику психогимнастики для детей младшего возраста предложила М.И. Чистякова. Все этюды и игры в ее книге систематизированы и направлены на развитие у детей психических функций, снятие психофизического напряжения, а так же на умения выражать различные эмоциональные состояния. Методика состоит из проведения 20 занятий, с расписанием по 2 занятия в неделю, которые длятся от 25 мин до 1 ч 30 мин. Занятия выстраиваются с определенной последовательностью и состоят из четырех фаз.

На первой фазе основной акцент направлен на обучение техники отдельных эмоциональных состояний (мимические и пантомимические этюды) – радость, гнев, страх и др. Обучающиеся знакомятся с элементами придающими эмоциональность движениям, такими как мимика, жест, поза. Вторая фаза учит отображать черты, обусловленные социальной средой – жадность, честность, доброта и т. д. Закрепляются и более широко раскрываются полученные ранее навыки, гармонизируется личность ребенка, что носит профилактический эффект. На третей фазе с помощью этюдов и игр происходит мышечное расслабление, корректируется настроение и отдельные черты характера ребенка. Четвертая фаза направлена на психомышечную тренировку. Цель этапа - снять психоэмоциональное напряжение, внушить желательное настроение, поведение и придать необходимые черты характера.

Опираясь на методику М. И. Чистяковой, мною были разработаны методические рекомендации для использование игровой психогимнастики на занятиях хореографией. Эта методика представляет собой комплекс упражнений применяемых педагогом-хореографом на занятиях для раскрытия творческих способностей детей и снятия эмоционального напряжения. Занятие длится от 30 мин до 45 мин. Продолжительность занятия зависит от возраста детей.

На занятиях обучающиеся преодолевают барьеры в общении, пытаются понимать не только других, но и себя, учатся выражать свои эмоции при помощи танца, что в целом является основными задачами методики. Упражнения по игровой психогимнастики развивают память и воображение, концентрируют внимание.  Важно использовать эти методы с детьми в целях психофизической разрядки и сохранения их эмоционального равновесия.

Структуру занятия необходимо скорректировать, учитывая не только возраст, но и физические возможности детей. Его рекомендуется разделить на этапы, так легче скорректировать учебный процесс и быстрее достигается результат. Занятие не должно быть основано полностью на психогимнастике, игра дополняет, скрашивает, мотивирует и совершенствует основные методы ведения занятия.

На организационном этапе необходимо развить мотивацию у детей по теме занятия. Для приветствия нужно использовать упражнение развивающее коммуникативные  способности, позволяющее сплотить детей. Основная задача упражнения – обозначить начало учебной деятельности. Мотивировать обучающихся можно использовав упражнения в виде игры, в виде загадки, можно использовать сюрпризный момент.

 Основной этап включает в себя разминку и отработку основных движений, танцевальных упражнений, учит слышать музыку и воспроизводить ее с помощью тела, а так же учит детей вербальному и невербальному общению, тренирует регулирование поведенческих реакций обучающихся с помощью показа и проигрывания типичных ситуаций с психологическими трудностями, разбираются способы решения конфликтов, приобретаются и закрепляются приемлемые для ребенка стереотипы поведения. Цель заключительного этапа закрепить достигнутые результаты, а также проанализировать и усилить положительный результат, который приводит в равновесие эмоциональное состояние детей, улучшает самочувствие и настроение.

Все занятия должны быть направлены на создание комфортной обстановки, ориентированы на психологическую защищенность. Психогимнастику можно использовать не только как метод проведения занятия, но и как элемент переключения внимания обучающихся на нужную тему или необходимый эмоциональный настрой, метод развития речевого аппарата. В. А. Сухомлинский писал, что: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев…". В методах игровой психогимнастики развивается мелкая моторика детских рук (пальчиковый театр, игры-этюды, упражнения), что помогает формированию гармонично развитой личности.

Содержание упражнений и этюдов должно быть коротко, разнообразно и доступно детям по содержанию, согласно их возрастным особенностям. Героям этюдов можно присвоить любое имя, в том числе и имя играющего ребенка. С помощью игры дети моделируют социальные отношения, что поддерживает благоприятный климат внутри группы, сплачивает и развивает детский коллектив.

Применяя методику на занятиях в объединении «Амира» в течение года был проведен мониторинг, который выявил увеличение интереса у обучающихся к занятиям, улучшение результата на конкурсах и сплоченность коллектива, а также повысилась успеваемость у детей школьников.

Таким образом, используя методические рекомендации для снижения психологической нагрузки и снятия эмоционального напряжения у детейстаршего дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях хореографией, педагог оказывает положительное влияние на психофизическое здоровье детей, снижает гиперактивность и тревожность, проводит профилактику синдрома дефицита внимания, способствует формированию гармонично развитой личности.  В связи с чем, можно прийти к выводу, что использование методов игровой психогимнастики оказывает положительное влияние на развитие ребенка не только на занятиях хореографией, но и в процессе дошкольного и школьного обучения.

Библиографический список:

1. Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками. М., 2008 – С. 3.
2. Осипенко Т.Н., Психоневрологическое развитие дошкольников. М.: Медицина, 1996. – С. 288
3. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2005 – С. 24.
4. Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.




Рецензии:

10.10.2018, 13:51 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Уважаемый автор, Вам следует структурировать свою статью, выполненную на актуальную тему развития и работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. После структурирования работы содержательный уровень самой статьи сильно возрастёт, Вы добавите текст и сформируете новое заключение. И только на следующем этапе работы со статьей её можно будет рекомендовать к публикации. Смотрите, пожалуйста, раздел на сайте журнала: Авторам. Было бы интересно уточнить, будет ли полезно использование методов игровой психогимнастики на других занятиях (не только хореографией), например, историей, обществознанием, русским языком и литературой и т.д.

12.10.2018 13:13 Ответ на рецензию автора Зубкова Евгения Яковлевна:
Спасибо большое за рецензию, приняла во внимание ваши замечания, постаралась все исправить

5.11.2018, 13:02 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема работы интересная и актуальная. На мой взгляд, работа бы выиграла если автор: представил тематический план содержания упражнений и этюдов; представил результаты мониторинга, который выявил увеличение интереса у обучающихся к занятиям, улучшение результата на конкурсах и сплоченность коллектива, а также повысилась успеваемость у детей школьников. А также важно помнить и об особенностях возраста дошкольников и младших школьников и учитывать данный аспект в практической работе. Доработав содержание статьи, вы наполните ее новизной.
02.01.2019 14:14 Ответ на рецензию автора Зубкова Евгения Яковлевна:
Спасибо за рецензию! Учла Ваши замечания по поводу особенности возраста дошкольников и младших школьников, дополнила статью.

5.11.2018, 19:11 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Актуальность проблемы не вызывает вопросов, однако статус научной статьи предполагает четкость структурной организации текста и самое главное – постановку конкретных целей и поэтапный процесс их реализации, завершая логикой и доказательностью представленных выводов. Главные противоречия содержат базисные научные позиции: в аннотации автор «рассматривает важность использования методов игровой психогимнастики», в то время как цель статьи предполагает разработку игровых методов, по тексту – разработку методических рекомендаций их использования, в результате автор приходит к выводу, что «использование методов игровой психогимнастики оказывает положительное влияние на развитие ребенка». Это можно доказать только путем эксперимента. К тому же, в статье много орфографических, грамматических ошибок (из-за ускоренного ритма жизни и масштабных объемов информации заполняющих все жизненное пространство людей. Наиболее продуктивно и результативна ранняя диагностика и др.), используется ненаучный стиль изложения (синдром дефицита внимания является уже довольно частым гостем в поведении детей) и др. В таком виде статья не может быть рекомендована к публикации.
02.01.2019 14:14 Ответ на рецензию автора Зубкова Евгения Яковлевна:
Спасибо за рецензию. Были учтены Ваши примечания, в соответствии с ними статья была отредактирована.



Комментарии пользователей:

29.12.2018, 23:01 Захаров Гавриил Давидович
Отзыв: Отсутствует чёткая структура и логика изложения, требования правила данного журнала. В работе не указаны все сноски. Кроме этого автор использует почему-то лишь одни учебники и достаточно устаревшие, а как же монографии, диссертации, научные статьи, материалы конференций и тезисы ….? Для вариантов переработки статьи в качестве примера для написания различных стилей и вариантов можно посмотреть такие публикации как: 1. Тощенко Ж.Т. Смыслы как качественная и сущностная характеристика социологии жизни [Текст] / Ж.Т. Тощенко // Гуманитарий Юга России. – 2017. – Том. 6. – № 5. – C. 13–28. DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2017.5.1. 2. Тощенко Ж.Т. Ещё раз о качестве научных публикаций [Текст] / Ж.Т. Тощенко // Социологические исследования. – 2018. – № 1. – С. 3–5. 3. Козин С.В., Емцева Т.Е. Формирование подготовки будущих специалистов социальной работы к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения [Электронный ресурс] / С.В. Козин, Т.Е. Емцева // Электронный периодический рецензируемый научный журнал «SCI-ARTICLE.RU». – 2016. – № 38. – С. 80–96 – URL: http://sci-article.ru/number/10_2016.pdf 4. Козин С.В. Особенности взаимодействия семьи и общеобразовательных школ в процессе социализации младших школьников: трансдисциплинарный подход [Текст] / С.В. Козин // Сборник научных статей IV Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика» (г. Москва, 20 апреля 2017 г.). / Гос. автоном. образоват. учреждение высш. Образования г. Москвы "Моск. гор. пед. ун-т"; [науч. ред. А.А.Сорокин; ред. совет. Т.В. Корчагина, И.А. Нидерман, Г.П. Новикова, А.В. Половникова, Р.Г. Резакова, Е.А. Токарева, В.В. Шаповал]. – М.: Книгодел, 2017. – С. 218–226. ISBN: 978‐5‐9659-0150-0


Оставить комментарий


 
 

Вверх