магистр
Башкирский государственный университет
студент
Анкутдинова Наталья Владимировна, доцент кафедры педагогики, Башкирский государственный университет
УДК 37
Актуальность. Повышение качества профессионального образования является актуальной проблемой не только для России, но и всего мирового сообщества. Решение этой задачи связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и переосмыслением цели и результата образования.
В первую очередь данные преобразования касаются системы профессионального педагогического образования, которая должна обеспечить общество образованными, высококвалифицированными, компетентными специалистами, способными реализовать в практической деятельности требования XXI века, готовыми к диалогу и сотрудничеству, обладающими диалогической, информационной и нравственной культурой, способных к самостоятельному принятию ответственных решений в ситуации выбора.
Научная новизна исследования, может быть использована при подготовке высококвалифицированных специалистов для сферы образования с применением технологии поэтапного формирования профессиональной компетентности учителя в педагогических вузах и колледжах, а также в процессе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Профессиограмма учителя определяет ориентиры успешного овладения педагогической профессией, указывает на внешнюю и внутреннюю логику восхождения к ней, предоставляет возможность проверки в самом себе гармоничного сочетания общечеловеческих, профессиональных и специальных способностей человека. Из содержания профессиограммы следует, что учитель должен обладать системой специальных качеств, позволяющих достичь значимых результатов в процессе обучения и воспитания учащихся. Максимально адекватная этим качествам совокупность профессиональных знаний и умений составляет основу профессиональной компетентности учителя.
Цель работы заключается в теоретико-методологическом обосновании педагогических условий профессиональной компетентности педагогического состава.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты и значение педагогического состава;
- изучить основные методы профессионализма педагогического состава.
Основная часть. В системе высшего педагогического образования происходит постепенная замена «профессиональной квалификации» «профессиональной компетентностью». При этом важно подчеркнуть, что квалификация как «степень готовности работника к выполнению трудовых функций в рамках определённой профессии, специальности»; «уровень подготовленности, степени годности к к. – н. виду труда; профессия, специальность» не теряет своей актуальности, она лишь переходит в другое качество, а именно – становится элементом профессиональной компетентности учителя.
Квалификация остаётся неизменным элементом личности педагога, как при низком, так и при высоком уровне его профессиональной компетентности, тогда как последняя - величина, постоянно изменяющаяся. Квалификация не определяет профессиональную компетентность педагога, она лишь свидетельствует о теоретической способности педагога к осуществлению профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность, в свою очередь, на практике доказывает способность и готовность учителя эффективно осуществлять профессионально-педагогическую деятельность.
В профессиональном становлении педагога как профессионала не только изменяются его компетентности, но и увеличивается число формируемых компетенций, что означает появление качественных изменений в его профессиональной деятельности. Это происходит при условии ориентации на более высокие результаты своего труда.
В целом, теоретическая концептуализация и технологическая проработка проблемы формирования профессиональной компетентности учителя в современной науке позволяет выявить соответствие изучаемого образовательного феномена запросам современного общества с учётом новых знаний, полученных в последние годы в сфере педагогики и проследить тенденцию преемственности в его рассмотрении, которая проявляется в том, что разнообразные личностные, профессиональные, психологические нововведения и новообразования каждой предыдущей ступени концепции формирования профессиональной компетентности учителя при переходе на следующий уровень её развития и функционирования не исчезают, а включаются в состав вновь изучаемых и анализируемых структурных компонентов такого многоуровневого феномена, как профессиональная компетентность учителя.
Профессиональная компетентность учителя включает пять элементов или видов компетентности:
1. Специальная компетентность включает глубокие знания, квалификацию и опыт деятельности в области преподаваемого предмета, по которому ведется обучение; знание способов решения технических, творческих задач.
2. Методическая компетентность включает владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.
3. Социально-психологическая компетентность предполагает умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, знание психологии межличностного и педагогического общения
4. Дифференциально-психологическая компетентность включает умение выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых, определять ведущие мотивы деятельности.
5. Аутопсихологическая компетентность подразумевает умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе; желание самосовершенствования.
При этом профессионально компетентный педагог должен обладать «безопасным сознанием и поведением», которых можно достичь, если педагог обладает:
Заключение. Эффективность формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза определяется такими ведущими педагогическими условиями, как ориентация на субъектность личности, способной к самоактуализации и самоидентификации, создание креативной среды, побуждение к рефлексивной деятельности, диалогизация образовательного процесса.
Вывод. Образование на современном этапе развития социума становится главным императивом выживания и развития человечества при наличии глобальных экономических, антропогенных и национальных проблем, условием реализации всемирно признанной концепции устойчивого развития человечества и земной цивилизации в целом. Актуальной проблемой современного высшего педагогического образования остаётся проблема вузовской автономии, гармонизации интересов вуза с ожиданиями и требованиями государства и общества. Позитивными изменениями в системе подготовки в вузах становятся значительное повышение роли педагогического и психологического обеспечения образовательного процесса, подготовка компетентных педагогических кадров.
Рецензии:
6.11.2018, 6:47 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Предложенная для рецензирования статья выполнена на актуальную тему, хорошо структурирована, имеет корректный англо-русский перевод. Тем не менее, есть и недостатки, которые необходимо устранить. Цель статьи, сформулированная автором, явно не соответствует её теперешнему содержанию. Переформулируйте, пожалуйста, чтобы было полное соответствие цели и содержания материала статьи. Кроме того, текст пестрит разорванными в ходе вставки текста словами типа: "разно- образные, ква- лификацию, усвое- ния знаний, Ря- зань, 2004". Это нужно устранить - текст надо внимательно вычитывать! Статью следует доработать.
7.11.2018, 12:25 Телешова Ирина Георгиевна Отзыв: Необходимо расширить статью исследованиями зарубежных авторов. Текст статьи слишком маленький, есть много нераскрытых моментов. Также стоит добавить ссылки. После переработки можно будет рекомендовать статью к публикации, так как тема, безусловно, актуальна. |
13.11.2018, 17:44 Рукавишникова Екатерина Леонидовна Отзыв: Рукавишникова Екатерина Леонидовна (кандидат пед. наук) Отзыв: Положительное впечатление в том, что в данной статье коротко и емко представлено отличие между профессиональной квалификацией и профессиональной компетентностью. Но не к месту притянуты проблемы: "всего мирового сообщества" и "земной цивилизации ". Хоть бы нам разобраться с конкретной проблемой. В данной статье не расшифрованы понятия: "проф. компетентность педагогического состава". Вопрос: подразумевается пед. комп. педагога в составе коллектива или состав педагогической компетентности? Из чего формируется этот состав? Непонятно. Следующее понятие - "вузовская автономия". О чем идет речь? Выделены главные виды компетентности педагога. Это точка зрения автора или других ученых? Кто из ученых первым классифицировал виды компетентности? Желательно бы расписать уровни пед. компетентности (высокий, средний, низкий). Была бы практическая значимость статьи, так как при присвоении педагогу категории необходимо на что-то опираться. А получается, что в статье о том, что "если бы", да "кабы". С большим рвением проверила бы себя на пед.компетентность, но в статье только перечень качеств (это авторский выбор? Или есть опора на ученого?) для идеального педагога-супермена. Задайтесь вопросом: Кто-то прочитал мою статью. Что он полезного из нее взял для себя, для своей работы? Вывод: доработать |
14.11.2018, 17:16 Максимов Николай Алексеевич Отзыв: Актуальность темы статьи нивелируется ее теоретическим содержанием. Полностью отсутствуют какие-либо собственные исследования, не говоря уж о примерах, которые могли бы живо "раскрасить" картину вполне скучного набора определений компетентностного подхода в обучении. Не до конца ясна научная новизна статьи, вернее она совсем не озвучена, а лишь изложено где она может быть использована. Статья была бы интересна молодым преподавателям, как руководство к действию, однако, в этой форме подходит как часть лекции. С уважением, Н.А.Максимов. |