Белорусский государственный медицинский университет
Студент
Путик Витольд Владимирович, ассистент кафедры патологической физиологии учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», Дудко Алеся Николаевна, студентка учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»
УДК 616-009.8-057.87:378
Введение. В современном мире актуальной является проблема тревожности, недосыпания, неустойчивости к стрессу. Особенно это касается студентов, в частности, медицинских университетов. Несоблюдение режима дня приводит к различным состояниям, в которых студентам становится сложнее учиться, работать [1, 2].
Режим дня формируется под влиянием биологических ритмов и социально-обусловленных факторов. Установлено, что правильно организованный и систематически выполняемый режим дня способствует правильному развитию человека, нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем организма, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям, обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня [3, 4, 5].
Многочисленными исследованиями доказано, что режим дня, построенный с учетом биологических циркадных ритмов, является залогом здоровья. Водителями этих ритмов являются супрахиазматические ядра (СХЯ), расположенные в гипоталамусе. В нервных клетках этих образований происходит циклический процесс, работающий по принципу отрицательной обратной связи. Есть четыре гена, ответственные за периодичность этого процесса: PER, TIM, CLK, CYC. Они кодируют полипептидную последовательность одноименных белков. Транскрипция этих белков с ДНК начинается рано утром, что приводит к медленному накоплению иРНК. К вечеру на сформированной матрице иРНК начинается синтез двух белков, и образуется PER/TIM-комплекс. К концу светового дня PER/TIM-комплекс входит в ядро и начинает блокировать транскрипцию собственных иРНК. Также этот комплекс передаёт сигналы через верхний шейный симпатический ганглий и норадренергические волокна в эпифиз [6].
В ответ на это в клетках эпифиза начинается экспрессия гена, кодирующего аминокислотную последовательность фермента оксииндолметилтрансферазы (ОИМТ). Этот фермент катализирует реакцию образования гормона мелатонина из его субстрата – аминокислоты триптофана [6, 7]. Этот фермент является ключевым в синтезе мелатонина из его субстрата – аминокислоты триптофан. При помощи триптофангидроксилазы происходит окисление триптофана до 5-гидрокситриптофана, далее — декарбоксилирование с образованием серотонина. После этого происходит ацетилирование промежуточного продукта и образование N-ацетилсеротонина, превращение которого катализируется N-ацетилтрансферазой. На последнем этапе происходит реакция метилирования с участием ОИМТ, ведущая к образованию мелатонина. Этот гормон путём простой диффузии поступает в кровеносное русло [7, 8].
После выхода в кровь мелатонин воздействует на собственные рецепторы, которые находятся как на мембранах клеток, так и в их ядрах. Мембранные рецепторы мелатонина MT1 и MT2 связаны с G-белком и располагаются в СХЯ, гиппокампе, коре больших полушарий и мозжечке. Через ряд посредников происходит активация ферментов и изменяется концентрация ионов кальция. Ядерные рецепторы относятся к подклассу орфановых ядерных ретиноидных рецепторов ROR/RZR и находятся в СХЯ, сетчатке глаза, сосудах и эпифизе. Результатом воздействия на эти рецепторы является экспрессия генов специфических факторов транскрипции и эффекторных белков, которые и определяют функции данного гормона в организме [9].
Максимальные уровни мелатонина обнаруживаются в крови людей в период между 23 и 5 ч, пик секреции – с 12 до 2 ночи. Днём мелатонин почти не определяется [6].С помощью многочисленных исследований была доказана роль мелатонина в терморегуляции, развитии иммунитета, антиокислительных процессах и предотвращении онкологических и психиатрических заболеваний [10, 11, 12, 13].
Однако основная функция мелатонина заключается в участии во внутрисуточной ритмике и регуляции цикла «сон—бодрствование» [14, 15]. Согласно этому циклу организм в разное время суток находится в определенных состояниях. Днем, когда активна симпатоадреналовая система, человек находится в состоянии бодрствования, он внимателен, сосредоточен, готов воспринимать новую информацию, мыслить, анализировать. Ночью симпатоадреналовая система подавляется мелатонином, происходит расслабление организма, его восстановление, обработка информации, принятой в дневное время суток [16].
Поэтому только при грамотном планировании своего режима студенты медицинских университетов могут рассчитывать на антистрессовую устойчивость своего организма, повышение качества жизни и производительности учебного процесса [17].
Цель: проанализировать зависимость успеваемости студентов в период зимней и летней сессии от длины светового дня и продолжительности ночного сна, а также определить степень влияния выработки мелатонина на когнитивные способности учащихся.
Задачи:
1. Исследовать выборку студентов на продолжительность ночного сна, среднего балла и качества жизни во время летней и зимней сессий.
2. Провести сравнительный анализ вышеизложенных показателей между периодами зимней и летней сессий.
3. Дать заключение о возможном влиянии мелатонина на продуктивность учебы и качество жизни студентов.
Материал и методы. Нами были изучены результаты опроса 307 студентов первого-пятого курсов лечебного факультета УО «Белорусский государственный медицинский университет» г. Минска о продолжительности сна в период зимней и летней сессий и об отметках за эти периоды. Также были проанализированы данные анкетирования с помощью адаптированного опросника, в состав которого вошло 14 вопросов. Ответы каждого из вопросов оценивались по шкале от 1 до 5, где 1 балл соответствовал лучшей оценке качества жизни, а 5 баллов — худшей оценке. Результаты оценивались по трем диапазонам качества жизни: высокое — 25 и ниже, удовлетворительное — от 25 до 49 включительно, низкое — 50 и выше.
Помимо этого, все опрашиваемые были разделены на 2 контрольные группы в соответствии с их средним баллом: в первую группу вошли учащиеся со средним баллом 8 и выше, а во вторую группу — ниже 8. В двух группах оценивались непосредственное количество студентов и продолжительность сна в часах.
Для статистической обработки полученных данных использовалась программа «Статистика 10». Достоверность различий оценивали по t – критерию Стьюдента. Различия считались достоверными при уровне значимости p < 0,05.
Результаты и их обсуждение. В результате обработки и анализа собранных данных о продолжительности сна, продуктивности учебы и качестве жизни установлено следующее. Средняя продолжительность сна в летнюю сессию (6,81±0,24 ч) меньше, чем в зимнюю (7,21±0,23 ч). Это связано с большей продолжительностью светового дня в летнее время. Среднее значение среднего балла студентов в летнюю сессию ниже (7,06±0,22), чем в зимнюю (7,46±0,18). На основании этих данных можно судить о большей продуктивности учёбы студентов в период зимней сессии. Среднее значение качества жизни в зимнюю и летнюю сессии различалось несущественно. Однако зимой этот показатель был лучше и составлял 35,04±0,6, а летом — 37,22±0,72. Исходя из результатов, можно предположить, что количество сна и продолжительность светового дня на качество жизни влияет незначительно, однако наблюдается некоторое улучшение качества жизни в летнее время.
Кроме этого, результаты адаптированного опросника ВОЗ оценивались по трем диапазонам: высокое, низкое и удовлетворительное качество жизни. В летнюю сессию наблюдалось 37 студентов с высоким качеством жизни, 222 студентов — с удовлетворительным, и 48 студентов имели низкое качество жизни. В зимнюю сессию отмечается увеличение количества студентов с высоким качеством жизни (71 студент), удовлетворительное состояние наблюдалось примерно у такого же числа учащихся (216 студентов), и уменьшилась группа студентов с низким качеством жизни (20 человек).
Исходя из анализа результатов можно отметить, что в зимнюю сессию имеется сдвиг в сторону повышения качества жизни по сравнению с летним периодом.
Анализ двух контрольных групп показал следующее. Количество студентов первой группы в период летней сессии составило 112 человек, в зимнюю сессию таких студентов было больше — 150. Средняя продолжительность сна студентов этой группы также отличалась: летом она составила 7,07±0,28 ч, а зимой — 7,35±0,32 ч. Качество жизни студентов этой группы не имело существенных различий в период летней и зимней сессий (33,54±0,82 и 33,43±0.77 соответственно).
Число студентов второй группы в период летней сессии равно 195, а в период зимней сессии их количество было меньше — 157. Средняя продолжительность сна, как и в первой группе, летом оказалась меньше (6,65±0,3 ч), чем зимой (7,08±0,24 ч), а качество жизни летом оказалось незначительно ниже, чем зимой (39,38±0,78 и 36,54±0,9).
В первой группе видно, что количество студентов больше в период зимней сессии, чем в период летней, также отмечается зависимость с продолжительностью сна: чем длиннее сон, тем большее количество студентов входит в первую группу. Во второй группе наблюдается обратная зависимость: чем больше продолжительность сна, тем меньше студентов относится ко второй группе. Качество жизни внутри каждой из групп незначительно изменяется в пользу зимнего периода.
При сравнении двух групп между собой можно заметить, что средняя продолжительность сна в первой группе больше, чем во второй. Также в первой группе отмечается более высокое качество жизни.
Таким образом, мы можем предположить, что большая продолжительность ночного сна, а также меньшая продолжительность светового дня (что наблюдается в зимнее время) способствует большей выработке мелатонина, а он, в свою очередь, оказывает благоприятное влияние на работоспособность, успеваемость и общее состояние здоровья студентов.
Заключение. В результате проведенного исследования установлено, что продолжительность сна у студентов в период зимней сессии была больше, а отметки и показатель качества жизни оказались выше. Также количество студентов со средним баллом 8 и выше в зимнюю сессию превысило количество таких же студентов летом. Что касается студентов со средним баллом ниже 8, то в летний период их было больше, чем в зимний. На основании нашего исследования можно сделать вывод о предположительной роли мелатонина в регуляции когнитивных способностей студентов медицинских вузов в период зимней и летней сессии, а также их физическое и психическое состояние.
Нарушения циркадианных ритмов «сон—бодрствование» сильно сказываются на производительности учебы студентов-медиков и их качестве жизни. Кроме того, студентам необходимо придерживаться гигиены сна с целью повышения его качества. Согласно рекомендациям, количество сна должно составлять 7-9 часов. Кроме того, нужно засыпать и просыпаться примерно в одно и то же время, то есть выработать режим. Перед сном необходимо исключить все раздражающие факторы, можно принять расслабляющие процедуры, постельное белье должно быть чистым и свежим, а одежда для комфортной и дышащей. Спать желательно при температуре 18-20˚C в помещении, предварительно его проветрив. Поза для сна должна быть такой, в которой студенту удобно, однако не рекомендуется сон на животе. Все эти условия необходимы для более быстрого засыпания и, следовательно, более быстрому началу выработки мелатонина, а также полноценному восстановлению организма.
Рецензии:
26.10.2018, 14:35 Умарова Зарифа Фахриевна
Рецензия: Статья написана на актуальную тему. Рекомендую к публикации.