Магистрант
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
Магистрант
Черкаев Георгий Владимирович, кандидат технических наук, доцент, кафедра корабельной энергетики и автоматики СПБГМТУ
УДК 504.064
Введение
В атмосфере города Санкт-Петербурга, в связи с болим количеством источников загрязнения атмосферного воздуха, присутствует совокупность вредных и токсичных веществ. В порядке опасности воздействия на человека, можно выделить такие вещества, как диоксид азота, формальдегид, бензопирен, взвешенные частицы, оксид углерода, фенол и другие. Основными источниками загрязнеий является автотранспорт и предприятия. В выхлопе автомобиля насчитывается более 200 веществ, и большая часть из них — канцерогены. Воздействие такого количества вредных веществ в атмосфере вызывает болезни органов дыхания, рак, а также заболевания других внутренних органов, в том числе сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, желудка, кожи.
Актуальность темы обусловлена критическим состоянием атмосферы Санкт-Петербурга, которая нуждается в тщательном контроле со стороны органов экологической безопасности, разработке мер повышения благоприятного состояния атмосферного воздуха в городе Санкт-Петербурге для поддержания здоровья населения.
Состояние атмосферного воздуха в Санкт-Петербурге, как и в прочих мегаполисах, не идеально. Негативные факторы такие, как автомобильные выхлопы и песчано-солевая пыль, перенаселённость, шум — приводят к ухудшению экологической ситуации в городе.
К главным проблемам, с которыми ежедневно сталкиваются жители Санкт-Петербурга, относится загрязнение атмосферного воздуха.
Основными загрязнителями атмосферного воздуха являются выбросы стационарных источников, а также транспортных средств. При совокупном объеме выбросов в 513 тыс. тонн (данные 2017 года), загрязнения от автомобилей составляет 441,7 тыс. тонн. По этой причине, в районах, которые прилегают к наиболее загруженным автомагистралям максимально загрязнена воздушная среда.
Рисунок 1 - Объем вредных веществ в выбросах от стационарных источников и транспорта, СПб, 2017 г. (в тыс. тонн)
Санкт-Петербург в 2015 году был признан одним из самых загрязнённых городов на территории России. Выбросы в атмосферу составляют до 489 тыс. тонн в год. Петербург по загрязнению атмосферы опережают лишь Москва и Норильск. В качестве основного источника загрязнения выявлены автомобили, на их долю приходится до 85,9% выбросов.
По данным экологического контроля, осуществляемому на территории Санкт-Петербурга, наиболее подвержены загрязнению атмосферы вредными выбросами районы: Выборгский; Приморский; Невский; Кировский. Районами с наименее загрязненной атмосферой в свою очередь являются: Кронштадский; Адмиралтейский, Фрунзенский; Петродворцовый.
Вблизи крупных автомагистралей и промышленных зон наибольший уровень загрязнения приходится в частности на диоксид азота (до 3 ПДКмр); оксида азота (до 2,3 ПДКмр); оксидов углерода (до 3,9 ПДКсс); а также значительные концентрации бензола при неблагоприятных метеоусловиях (до 6,6 ПДКмр). Часто загрязнение воздуха зависит от погодных условий. Иногда, когда метеорологические условия способствуют накоплению вредных веществ в атмосфере, концентрации веществ в воздухе могут резко возрастать.
Рисунок 2 - Данные станций мониторинга о концентрации диоксида азоты (среднее значение за 2017 год)
За состоянием атмосферы в Санкт-Петербурге в автоматическом режиме следят метеостанции в количестве 2 штук, 2 мобильные лаборатории и 25 станции мониторинга. Станции расположены во всех 18 административных районах Санкт-Петербурга. Каждые 20 минут производятся замеры.
Система мониторинга атмосферного воздуха Санкт Петербурга предназначена для информирования органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и населения о состоянии атмосферы.
На станциях, помимо анализаторов загрязняющих веществ, также, установлены приборы для контроля радиационной обстановки.
Рисунок 3 - Примеры показаний за март 2017 года
В сравнении с 2015 годом, суммарный объем вредных выбросов в 2017 г. уменьшился на 23,4 тыс. тонн., от транспортных средств – на 21,6 тыс. тонн., от стационарных источников – на 1,8 тыс. тонн.
Рисунок 4 - Картограмма выбросов от транспорта по районам Санкт-Петербурга
Заключение
Выбросы вредных веществ в атмосферу Санкт-Петербурга в 2017 году составили 635,5 тыс. тонн, среди них: твердых веществ — 3,9 тыс. тонн, диоксида серы — 11,5 тыс. тонн, оксида углерода — 386 тыс. тонн, оксидов азота — 134,9 тыс. тонн, углеводородов — 2,7 тыс. тонн, летучих органических соединений — 73,2 тыс. тонн. Плотность выбросов на душу населения 134,9 кг в год, на км² 434,5 т . 85,9% всех выбросов даёт транспорт. В 2017 году, по сравнению с предыдущим годом, количество выбросов увеличилось на транспорте на 1% от прочих источников на 9,7%. Выбросы автотранспорта опасны, поскольку происходят в непосредственной близости от тротуаров в зоне активного пешеходного движения.
Следует отметить, что в Санкт-Петербурге, концентрация вредных веществ от выбросов находится в допустимым пределах, признанными в РФ. Однако, ПДК превышена по диоксиду азота и бензолу, если рассматривать нормативы Евросоюза. Данные вещества являются сильным канцерогеном, в частности, вызывает лейкозы и патологии плода. В связи с этим, можно сделать вывод, что выбросы вредных веществ в атмосферу требуют грамотного подхода и тщательного контроля для сохранения здоровья населения.
Оценка состояния приземного слоя атмосферы, связанного с процессами ее загрязнения, существенно отличается от прогноза и оценки качества данного природного ресурса.
Экологическая стратегия, прежде всего, должна предполагать такую экологически обоснованную техническую политику, которая обеспечит энерго- и ресурсосбережение, и откроет возможности совершенствования технологий и минимизацию отходов.
Рецензии:
8.11.2018, 8:00 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья на данную тему вызывает несомненный практический интерес и является актуальной. Однако необходимо добавить ряд разделов, которые являются обязательными для такого рода работ, а именно Цели, задачи, материалы и методы, а также Научная новизна. См., пожалуйста, раздел Авторам, Требования к статьям в журнале "SCI-ARTICLE.RU" (URL: http://sci-article.ru/verxx.php?i=10). В результате Вы наполните все необходимые разделы текстом, в том числе новым по своему содержанию; автоматически прибавится текст статьи. Заключение также нужно сделать более значимым и оригинальным, сформулировать выводы. Что касается аннотации статьи, то необходимо сделать более качественный англо-русский перевод! Тот перевод, который есть сейчас, не соответствует грамматике английского языка. Желательно расширить список литературы. Данный библиографический список, состоящий всего из двух источников, является весьма мало презентабельным, освежите дату обращения к источнику на 2018 год. Статью следует доработать, так сказать, довести до ума.
8.11.2018, 10:11 Микаберидзе Малхаз Шотаевич
Рецензия: Рецензия: На статью - „Загрязнение атмосферного воздуха в городе Санкт-Петербург“ автор - Вихрова Анна Сергеевна – Магистрант, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет.
Культурная столица России, город-музей, северная Венеция, жемчужина у моря, детище Петра — так часто называют Санкт-Петербург, второй по величине город России. Немногие города мира могут похвастать таким количеством достопримечательностей, музейных собраний, оперных и драматических театров, усадеб и дворцов, парков и памятников.
Известно, что Санкт-Петербург – единственный в мире город-миллионник, расположенный на 60º северной широты, насчитывает такое количество социально-бытовых и производственных объектов. Все производственные и социально-бытовые мощности, которые располагаются на обширной территории Санкт-Петербурга, отличаются повышенной энерго- и ресурсоемкостью, что негативно влияет на экологическую обстановку. Экологическая обстановка города заметно страдает из-за так называемого трансграничного переноса воздуха, несущего загрязняющие вещества с расположенных неподалеку территорий.
Загрязнение нижнего слоя атмосферы происходит из-за переноса отравляющих веществ с близлежащих территорий, а также является следствием выброса стационарных и передвижных источников.
По данным экологического контроля, осуществляемому на территории Санкт-Петербурга, наиболее подвержены загрязнению атмосферы вредными выбросами районы: Выборгский; Приморский; Невский; Кировский. Районами с наименее загрязненной атмосферой в свою очередь являются: Кронштадский; Адмиралтейский, Фрунзенский; Петродворцовый.
Что можно сделать –
На законодательном уровне необходимо принятие специальных региональных законов об охране атмосферного воздуха, почвы и воды;
Надо увеличивать количество зеленых насаждений;
Необходимо увеличение транспортных развязок, ограничить въезд автомобилей в центральную часть города, перейти на бензин стандарта Евро или заменить биотопливом, поэтапно заменить городской транспорт электротранспортом;
Вывести за пределы городской черты экологически опасные предприятия;
Необходимо мониторинг состояния экологической ситуации грунтов, почв, воды и микрофлоры;
И что необходимо информировать каждый день, коренное население и приезжих о состоянии экологической ситуации города.
И т. д.
Статья интересная, заслуживает внимания, подготовлена на актуальную тематику. Автор статьи мог добавить свои взгляды для решения проблемы. Статью рекомендую к публикации, и побольше таких статьей, чтобы те городские структуры власти ответственные в этом вопросе попали в дискомфорт и активно занялись решением экологических проблем. С уважением Микаберидзе Малхаз Шотаевич - Государственный Университет Акакия Церетели, кандидат технических наук, академический доктор, профессор.
8.11.2018, 14:43 Мирмович Эдуард Григорьевич
Рецензия: Рецензент отрицательно относится к уровню подотовки данной статьи. "Гуляют" цифры, не проведен никакой анализ этих данных, в автомобильных выбросах есть и вода, которая составляет большую часть этих выбросов и поэтому общие цифры выбросов надо дифференицировать с этой точки зрения, не ясен личный вклад авторов по сравнению с простой перепечаткой данных метеослужб. Интегральным показателем данного направления исследований является статистика заболеваний, о которых декларативно без фактов говорится в преамбуле статьи.
Количество грамматических и синтаксических ошибок "зашкаливает" типа "в связи с болим количеством источников"; "находится в допустимым пределах"; "диоксида азоты" и т.д.
Уважаемый Малхаз Шотаевич больше полезных сведений в своей рецензии привёл, чем авторы. Хотя бы его информацию готработать и добавить как механизм и причину загрязнения второй столицы.
Для публикации научной статьи одной актуальности проблемы в её названии мало. Необходимы хотя бы небольшие элементы научной новизны и авторского личного вклада.
Рецензент выражает несогласие с публикацией этой статьи в данном представлении.
И всё же с уважением к постоянным участникам данной научной платформы.
8.11.2018, 16:55 Ахмадиев Габдулахат Маликович
Рецензия: 8.11.18. Ахмадиев Г.М.Рецензия на статью"Загрязнение атмосферного воздуха в городе Санкт-Петербург"
Вихрова Анна Сергеевна,магистрант Санкт-Петербургский государственный морской технический университет,
магистрант Черкаев Георгий Владимирович, кандидат технических наук, доцент, кафедра корабельной энергетики и автоматики СПБГМТУ. Согласен с замечаниями на статью предыдущих рецензентов.Цель и задачи данной работы не определены. Больше всего обращает на себя внимание, то что в статьи не конкретно указаны приоритетные вредные и токсические вещества и они не отражены в результатах собственных исследований.Не понятно, для чего приведены рисунки,если они почти не анализируются. К заключению приходят согласно поставленной цели,а решенные задачи определяют содержание выводов,которых нет у авторов. В библиографическом списке приведенные источники не цитируются,хот их только два.После устранения указанных замечаний только, работа может быть представлена к публикации в журнал. С добрыми пожеланиями Ахмадиев Габдулахат Маликович, д.в.н.,профессор,член-корреспондент РАЕ.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий