Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Маркетинг, Менеджмент
Размещена 08.11.2018. Последняя правка: 08.11.2018.
Просмотров - 5314

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

Лопатина Елена Владимировна

магистрант

Северо-Кавказский Федеральный Университет

кафедра менеджмента

Бережная Елена Викторовна, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента Северо-Кавказского Федерального университета


Аннотация:
Благодаря «интернет-паутине» стал доступен такой способ торговли, как электронная торговля посредством интернет-магазинов. В статье рассмотрены основные направления развития интернет-маркетинга в сфере розничной торговли, определяется набор инструментов электронной торговли, оказывающих существенное влияние на реализацию функций маркетинга. Подробно анализируются элементы 4P маркетинга применительно к интернет-торговле.


Abstract:
Thanks to the «internet-web», became known fora such a way of trading as ecommerce through online stores. The article reviews the main directions of development of internet-marketing in sphere of retail trade, it is determind e-commerce tolls, that have a significant impact to the implemention of marketing functions. It detailed analysis the elements 4P marketing – mix for internet commerce.


Ключевые слова:
маркетинг; электронная торговля; интернет-магазины; розничная торговля; товар; цена; место продаж; продвижение; реклама; конкуренция; потребители

Keywords:
marketing; e-commerce; online store; retail trade; product; price; place of sale; promotion; advertising; competition


УДК 658.879

В современных экономических реалиях наблюдается тенденция быстрого роста интернет-торговли. Российский интернет-рынок относительно молод, но сегодня мы уже можем отметить его значительный рост. Совсем недавно российские потребители не могли совершать покупки в Интернете, а сегодня это становится привычным действием. Обширные сетевые возможности способствуют изменениям в маркетинге. Развитие услуг, предоставляемых через электронную сеть, вносит существенные изменения в технологии продаж, в продвижении товаров конечным пользователям. Сегодня розничная торговля является одним из наиболее быстрорастущих секторов российской экономики. Она открыта для инноваций, и поэтому многие предприятия, работающие в этой области, проявляют особый интерес к инновационным решениям.

В основе рыночной экономики, в том числе в розничной торговле, основная движущая сила эволюции и взаимодействия субъектов рынока - это конкуренция. Именно то предприятие считается наиболее успешным, которое способно противостоять конкуренции не только путём сохранения, но и путём расширения своих позиций на рынке [2, с. 207]. Наиболее перспективным направлением инноваций в таких конкурентных условиях является создание интернет-услуг, поскольку сегодня глобальная сеть предлагает множество инновационных инструментов, применимых в розничном секторе. Сегодня многие крупные и средние реальные магазины имеют свои собственные сайты, которые являются для них одним из основных каналов распространения информации о товаре, цене и других характеристиках. В то же время предприятия могут использовать интернет-технологии для различных целей:

  • для распространения коммерческой рекламы;
  • как средство общения с клиентами;
  • для создания собственной информационной сети
  • в качестве средства связи с его филиалами и подразделениями и также с поставщиками и клиентами [5, с. 52].

Ежедневно растёт число обычных клиентов, предпочитающих интернет-магазины. Осуществляя покупки через электронные каналы, потребитель тем самым значительно уменьшает бесполезные усилия, с которыми он сталкивается при совершении покупок в реальных магазинах.

21 век - это век информационных технологий, и сегодня создание интернет-магазина доступно практически для всех. С каждым годом число интернет-магазинов растет. Владельцы магазинов должны понимать, что создание сайта не предвещает высокой прибыли и успешного ведения бизнеса в Интернете. Любой созданный интернет-магазин нужно продвигать, используя различные инструменты для привлечения и последующего удержания клиентской аудитории.

В этой связи большую роль для успешного ведения бизнеса и продвижения товаров в Интернете играет проведение компетентного интернет-маркетинга, который позволит донести всю необходимую информацию о товарах до потребителя. Создание дополнительных каналов для информирования потребителей не только повлияет на их выбор, но и позволит компании увеличить продажи и увеличить прибыль. Прежде всего, нужно обратить внимание на традиционные элементы маркетингового комплекса 4P в отношении покупок в Интернете:

  • товар (product);
  • цена (price);
  • место продаж (place);
  • продвижение и реклама (promotion).

Товар (product) должен обладать необходимыми качественными характеристиками для потребителей и сопровождаться надлежащим обслуживанием, что обеспечит большую конкурентоспособность между товарами-аналогами, предоставляемыми не только другими интернет-магазинами, но и традиционными магазинами [6, с. 61]. Но не стоит забывать, что Интернет способствует тому, что потребителю необходимо сесть за компьютер, отказаться от прямого контакта с продавцами, с другими клиентами и, соответственно, с самим товаром. Следовательно, сегментация рынка между интернет-магазинами и физическими формами торговли обусловлена ​​характеристиками самих товаров, а также профилем потребителей и типами покупок. И в этом отношении все виды розничных товаров можно разделить на товары, которые можно продать через электронные магазины и все другие товары.

В настоящее время можно отметить, что наиболее успешно реализуемыми через Интернет товарами являются туристические услуги, программы, информационные материалы, такие как книги, компакт-диски. Они опережают продажи одежды, продуктов питания и бытовой техники. В чем причина такой разницы? Прежде всего, потенциал продажи товаров через интернет-магазины зависит от его характеристик. Во-первых, это мобильность, транспортабельность товаров. Реализация транспортабельных товаров, таких как одежда, обувь, книги и доставка их покупателю, менее проблематична, чем продажа мебели и бытовой техники. Во-вторых, через Интернет гораздо проще продавать продукт, который легче оценить. Такие товары, как книги, компакт-диски, журналы, легко идентифицируются, а их реализация менее проблематична. И, конечно же, электронная коммерция значительно уступает традиционным формам торговли такими дорогостоящими товарами, как недвижимость, транспортные средства, украшения из-за их высоких цен, а также символической составляющей. При покупке «редких» товаров покупатели часто сталкиваются с трудностями, поскольку в узкоспециализированных продуктах часто отсутствует достаточная клиентура. Это способствует тому, что продажа таких товаров становится возможной только через интернет-магазины. Таким образом, продавцы таких продуктов могут обеспечить концентрацию индивидуального спроса, разбросанного в пространстве, независимо от ограниченного торгового пространства [5, с. 52].

На сегодняшний день значительный рост продаж через электронную сеть приобретает такие предметы, как одежда, обувь и аксессуары. По данным российского рынка электронной коммерции, доля продаж одежды через интернет-магазин составляет 62% от общего объема одежды, проданной в 2016 году, обувь - 25%, а аксессуаров - 13%. Меньшая доля продаж обуви в онлайн-режиме объясняется сложностью размеров, а также характеристиками индивидуального удобства обуви. В результате процент возвратов для обуви традиционно выше, чем для одежды.

Цена (price) в интернет-магазинах обычно ниже, чем в традиционных магазинах. Это связано с минимизацией затрат на содержание здания, работающего персонала, контроль за безопасностью продуктов и других расходов, с которыми сталкиваются традиционные магазины. Часто владельцы интернет-магазинов ищут конкурентные преимущества, устанавливая самую низкую цену в своей категории товаров.

Как говорит теория управления: «стратегия лучших цен» может принести  пользу только одной компании на этом рынке. И в число таких компаний чаще всего входят крупные магазины, что типично в области электронной торговли [2, с. 208]. Однако, устанавливая цены на определённом уровне один раз, не стоит отказываться от «ценового» фактора для последних позиций, нужно отслеживать и регулярно сравнивать цены конкурентов и в традиционной сфере, и электронной коммерции.

Место продажи (place) в данном случае - это непосредственно сам сайт, который выступает в качестве точки продажи и в то же время место для рекламы. Здесь важную роль играет графический дизайн сайта, удобство, простота использования. В то же время сайт должен быть не только удобным и понятным, но и должен передавать всю необходимую информацию пользователям. Скорость загрузки, условия оплаты и доставки, качество работы с клиентами, качество изображений и описания товаров, скорость обработки приложений - все это позволит интернет-магазину привлекать клиентов.

Элемент «place» включает не только место продаж, но и место, где продавцы размещают рекламные объявления о своей компании и товаре. В то же время важна и сама реклама, и сайт, на котором размещена реклама.

В настоящее время дизайн и визуализация сайта являются наиболее актуальными и имеют определяющее значение. Инфографика и регулярная модернизация электронных платформ являются частью визуальной революции, которую мы сейчас переживаем. Такие сайты, как Instagram, Facebook, Twitter, ВКонтакте, пользуются наибольшей популярностью, потому что они позволяют привлекать больше пользователей благодаря визуализации, и предоставляют большие возможности для коммуникации. Размещение интернет-магазинов и их реклама в социальных сетях имеют поразительный успех.

Актуальным на данном этапе развития розничной торговли является использование такого делового формата электронной коммерции, как многоканальные фирмы. Особенностью многоканальных продавцов является сочетание онлайновых и оффлайновых каналов продаж, что характерно для традиционных розничных компаний с долгосрочным и хорошо построенным розничным бизнесом. Для таких фирм электронные каналы сбыта являются дополнительными к традиционным [4, с. 105]. В Дагестане такие торговые комплексы, как ЦУМ, Детский Мир, М-Видео, торговые центры Миркато, 7 континент, а также известная многим сеть исламских магазинов Рисалат, можно отнести к многоканальным продавцам. Но следует отметить, что для таких крупных торговых центров характерно разделение продавцов, каждый из которых сам выбирает каналы для продвижения и продажи товаров ему.

Продвижение и реклама - это сочетание методов продвижения продукта, веб-сайта и интернет-магазина в целом в Интернете. Этот набор мер включает поисковый маркетинг, контекстную, баннерную рекламу, e-mail  маркетинг, вирусный и скрытый маркетинг, а также работу с блогами и социальными сетями.

Лояльность к определённому бренду или к магазину может уменьшаться

в случае успешной политики его продвижения. Это связано с появлением большого количества, если не идентичных, то почти подобных продуктов. Поэтому для любого интернет-магазина, который утверждает, что является абсолютным лидером в своем сегменте, вполне оправданно использовать любой дополнительный вид продвижения. Его можно выразить, например, в форме продажи, скидок на межсезонье, проведения промо-акций, а также создания бонусной системы и подарков при покупке определённой суммы. Такие элементы продвижения являются типичными как для традиционных продавцов, так и для продажи товаров через глобальную сеть Интернет. Яркими примерами являются скидки на день рождения AliExpress, а также периодические скидки на продукты, спрос на которые снижается по различным причинам. Другим примером сезонного поощрения являются скидки на внесезонные товары на таких сайтах, как Lamoda, Zara, Wildberries и другие интернет-магазины. Однако практика показывает, что все возрастающая конкуренция, постоянное изменение ожиданий клиентов приводит к необходимости появления новой тенденции в маркетинге - персонализации. Использование этого метода подразумевает отказ от методов массового воздействия на потребителя, потери их эффективности, в пользу индивидуального подхода к нему. Потребителя больше не привлекают массовые подарки и скидки, как и для всех. Например, путём сбора файлов cookie на своем веб-сайте компания может отслеживать, что приобретает конкретный клиент, посетив этот веб-сайт, и на основе этих данных можно создать индивидуальную рекламную привлекательность [7, с. 693].

В заключение, стоит отметить: открыть интернет-магазин не представляет сложности, гораздо сложнее выбрать грамотную маркетинговую стратегию для того, чтобы привлечь и удержать клиентов, а также проводить эффективную работу в целях дальнейшего продвижения интернет-магазина. Знание потребностей аудитории, её особенностей и размер, изучение рынка и основных конкурентов - всё это позволяет эффективно продвигать продукт конечным пользователям через Интернет. Ключом к успешному бизнесу в условиях полной информатизации общества и быстрого развития электронной коммерции является знание ее потребителя.

Библиографический список:

1. Береза А. И. Маркетинг в Интернет-торговле: исследование покупательского восприятия // Сб. материалов Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проблемы развития современной экономики в условиях глобальных вызовов и трансформации экономического пространства» п. Персиановский (11-12 марта 2016 года). - С. 202-205
2. Буркова Д. С. Разработка конкурентных преимуществ интернет-магазина в условиях цифровой трансформации в розничной торговле // Новая наука: современное состояние и пути развития. - 2016. - №8. С. 206-209
3. Гнатченко Д. О. Интернет как двигатель розничной торговли // Научные записки молодых исследователей. - 2014. - №2. С. 25-28
4. Евсина И. Ю. Интернет маркетинг. Сегментация рынка интернет торговли товарами моды // Новая наука: опыт, традиции, инновации. - 2016. - №1-1 (59). - С. 104-106
5. Савинов Ю. А. Конюхова Ю. А., Эффективность международного маркетинга в сети Интернет // Российский внешнеэкономический вестник. - 2008. - №12. - С. 51-62
6. Шарипова Н. А. Вентер Ю. А., Интернет-маркетинг: эффективный способ привлечения клиентов на web-сайт интернет-магазина // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2016. - №2 (23). - С. 61-62
7. Шиленко С. И. Шиленко С. М., Трунова С. Е., Усиление роли коммуникационных функций маркетинга в условиях динамичного развития Интернет-торговли // Фундаментальные исследования. - 2016. - №4-3. С. 690-694




Рецензии:

8.11.2018, 8:03 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья на данную тему вызывает несомненный практический интерес и является актуальной. Однако необходимо добавить ряд обязательных разделов, которые являются главными для такого рода работ, а именно Цели, задачи, материалы и методы, а также Научная новизна. См., пожалуйста, раздел Авторам, Требования к статьям в журнале "SCI-ARTICLE.RU" (URL: http://sci-article.ru/verxx.php?i=10). В результате Вы наполните все необходимые разделы текстом, в том числе новым по своему содержанию; автоматически прибавится текст статьи. Заключение также нужно сделать более значимым и оригинальным, более тщательно и зримо сформулировать выводы. нужно также расширить аннотацию. Было бы неплохо расширить аннотацию статьи и сделать качественный англо-русский перевод. Тот перевод, который есть сейчас, не соответствует грамматике английского языка. Статью следует доработать.

12.11.2018, 20:42 Безпалова Анна Григорьевна
Рецензия: Статья является актуальной, поскольку динамично развивается как информатизации обыкновенных сетевых маркетов, так и брендовых магазинов в черте каждого российского города. В то же время автор недостаточно широко рассматривает эту проблему и ограничивается только собственными рассуждениями без апеллирования доказательной базой. Важным аргументом в статье является утверждение, - что потребители формируют спрос и на создание интернет-магазина, и на дальнейшую его деятельность. Изучать мнение потребителей - это главный аспект маркетинговой деятельности ритейла. Статья может быть опубликована, но автору рекомендуется более глубоко и тщательно изучать анализируемый материал.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх