Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Психология
Размещена 20.11.2018. Последняя правка: 20.11.2018.
Просмотров - 3715

Формирование социальной компетентности у младших школьников

Смердова Елизавета Анатольевна

магистр

Омский государственный университет

практическая психология

Научный руководитель: Филатова Александра Федоровна, доктор психологических наук, профессор кафедры практической психологии


Аннотация:
В предлагаемой статье анализу подвергается проблема формирования социальной компетентности у детей младшего школьного возраста. В процессе изучения теоретического материала по данному вопросу, нами было уточнено понятие, социальная компетентность, выделили психолого-педагогические условия по формированию социальной компетентности у младших школьнриков, где последующим была составлена программа для реализации условий.


Abstract:
The proposed article analyzes the problem of the formation of social competence in children of primary school age. In the process of studying the theoretical material on this issue, we clarified the concept, social competence, identified the psychological and pedagogical conditions for the formation of social competence among younger schoolchildren, where the program for the implementation of conditions was followed.


Ключевые слова:
социальная компетентность; условия; психолого-педагогические условия

Keywords:
social competence; conditions; psycho-pedagogical condition


УДК 378+316.7

Концепцией модернизации российского образования в качестве приоритетной задачи современного общества установлено не просто формирование системы предметных знаний, умений и навыков, а развитие личности школьника, что направляет образовательную организацию на поиск путей и способов развития личности и обеспечение ее социальной компетентности. Начальная школа как первая обязательная ступень общего образования призвана внести значительный вклад в осуществлении этой проблемы. Это предопределило возникновению принципиально новой задачи формирования социальной компетентности у детей младшего школьного возраста.

Для формирования социальной компетентности главным социальным институтом является семья, которая предоставляет всестороннее развитие ребенку. В семье дети получают первые навыки сформированности социальной компетентности, а затем углубляют свои знания в образовательной организации. Именно учитель начальной школы способствует улучшению знаний компетенции в урочное и внеурочное время. Поэтому мы можем рассмотреть педагогическую деятельность как воспитывающее и обучающее воздействие учителя на учеников, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.

Целью моей работы является выявить и теоретически обосновать психолого-педагогические условия процесса управления формированием социальной компетентности младших школьников.

Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Изучить особенности процесса управления формированием социальной компетентности у младших школьников.
3. Определить диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности социальной компетентности младших школьников, осуществить качественный и количественный анализ полученных данных.
4. Выявить, теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия управления формированием социальной компетентности у детей младшего школьного возраста  и оценить их эффективность.

Методы исследования: теоретические:  анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: тестирование, анкетирование, эксперимент; количественный и качественный анализ результатов исследования, графическое их отображение.

Новизна научного исследования: конкретизировано понятие «управление формированием социальной компетентности младших школьников», теоретически обоснованы психолого-педагогические условия управления формированием социальной компетентности у младших школьников.

Под  «компетентностью» подразумеваем индивидуальные способности, позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы лично, благодаря наличию у него определенных знаний, навыков.

По мнению М. И. Лукьянова «социальная компетентность» - это осознанное представление индивидуума, проявляющееся в взглядах, суждениях, отношениях, мотивах, установках на определенное поведение, в сформированности индивидуальных свойств, способствующих конструктивному взаимодействию, посредством последующих компоненты:

- мотивационно - ценностный - это мотивы общественной деятельности, мотивирование, влечение к социальному взаимодействию, отношение к нравственным общепринятых норм, значимость общественного и индивудуального порядка;

- операционно-содержательный – комплекс познаний, умений и навыков, позволяющая осуществлять анализ собственных и посторонних действий, анализировать результат взаимодействия, осуществлять коммуникацию, воздействовать на иных людей, устанавливать цели и добиваться их осуществления;

- эмоционально-волевой – это умение самостоятельно осуществлять выбор решения, способность к самоконтролю и самореализации, стремление брать на себя обязанность, решительность, уверенность в себе.

        Рассмотрев компоненты  социальной компетентности можно смело говорить о процессе использования их в процессе обучения младших школьников. Поэтому данными компонентами могут пользоваться нетолько учителя, но и психолог своей деятельности.

Педагог-психолог по формированию социальной компетентности у детей младшего школьного возраста  наблюдает за социализацией  и социально - психологической адаптации ребенка в образовательной организации, но в большей степени обращает значительное внимание как ребенок взаимодействует и социализируется в классе.

Процесс социализации и социально-психологической адаптации непосредственно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и социума.  В течение социально-психологической адаптации совершается развитие общественных качеств личности, к примеру: общение, поведение и предметная активность, вследствие каким индивидуум осуществит собственное желание, потребности, круг интересов и содержит вероятность  самоопределиться.  Из-за чего же личность вступает в новое  социальное окружение, становится его полноценным членом, самоутверждается и развивает собственную индивидуальность, свою отличительную черту. Социально-психологическая адаптация является принципиальным механизмом социализации и определяется взаимодействием личности и общественной среды.

Ориентирами для формирования социальной компетентности, по мнению М.М. Лукьяновой являются осознание надобности принятия норм конкретного общества, стремление к пониманию,  приобретение и  расширения  специальных знаний и умений с целью достижения высокого уровня адаптивности, осмысление и адекватная оценка своих возможностей в деятельности, определение возможных и наиболее эффективных способов деятельности, необходимость контролировать свое поведения, принятие ответственности за свое собственное поведение  и умение анализировать его в ситуации социального взаимодействия.

Поэтому для прослеживания адаптации детей, психолог  вовлекает их в различные виды деятельности во внеурочное время, прививает трудолюбие и старание, ориентирует и направляет ребенка на путь самообразования, проводит различные тренинговые занятия для улучшения сформированности социальной компетентности.  

Обозначив и раскрыв все факторы, влияющие на формирование социальной компетентности у детей младшего школьного возраста, педагог-психолог выстраивает алгоритм работы с учащимися:

1 этап. Изучение информации о развитии младших школьников и их проблем.

2 этап. Знакомство с детьми и с их окружением, беседа с детьми и оценка взаимодействия с окружающими.

3 этап. Изучение причин нарушения формирования социальной компетентности.

4 этап. Проведение диагностических методик по выявлению уровня сформированности социальной компетентности у детей младшего школьного возраста.

5 этап. Составление программы по работе с младшими школьниками.

6 этап. Выводы о результатах работы с младшими школьниками по формированию социальной компетентности.

Благодаря проведенному алгоритму педагогической деятельности педагог-психолог выстраивает свою работу по формированию социальной компетентности у младших школьников, в которой отмечает индивидуальные особенности ребенка, а также факторы, влияющие на формирование социальной компетентности (социализация и социально- психологическая адаптация детей).

Собрав и проанализировав всю информацию о детях младшего школьного возраста, педагог-психолог составляет программу  формирования социальной компетентности у детей младшего школьного возраста, где способствует раскрытию личности каждого ребенка.

Пояснительная записка

В настоящее время российское образование использует новые методы, формы и способы обучения детей, несмотря на значительные изменения учителя, способствуют развитию всесторонней личности в образовательной организации. Основной задачей образовательной организации лежит в формировании компетентной личности ученика, поэтому образовательная организация склоняется на формирование социальной компетентности учащихся. Социальная компетентность в критериях общественных перемен занимает принципиальное пространство среди причин успешного функционирования человека в изменяющихся общественно-жизненных обстоятельствах.

Социальную компетентность нужно  формировать с самого детства. Приобщение ребенка к социуму, усвоению им традиций, норм, ценностей и требований данного общества. Образовательные организации готовы взять на себя функции позитивной социализации детей, преобразуя полноценного духовного развития, познания себя и окружающего мира, принятия общественных норм поведения.

Цель программы: создать условия для формирования социального компетентного ребенка.

Задачи:

  1. Содействовать формированию создания мотивации достижения успеха.
  2. Оказание психолого-педагогической помощи в адаптации и социализации детей в образовательной организации;
  3. Формирование социальной компетентности, навыков общения и эффективного взаимодействия друг с другом.

Принципами данной программы являются: сознательности и активности обучающихся; доступности; прочности усвоения знаний; принцип связи теории с практикой.

Организационными формами взаимодействия детей являются:  тренинг, классные часы, беседы.

Методами и приемами организации деятельности детей являются: проблемно-поисковый.

Содержательный аспект  состоит в создании и постановке проблемных ситуаций, при решении которых в процессе деятельности возникают новые неисчерпаемые вопросы; организация систематической поисковой творческой деятельности, в процессе которой создает  интерес обучающихся к учению и способствует формированию учебно-познавательной мотивации.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, занятия рассчитаны  один раз в неделю.

При разработке программы нами был составлен тематический план занятий с младшими школьниками.

Программа «Формирование социальной компетентности у детей младшего школьного возраста».

Дата

Названия занятия

Цель

1

10.10.18

В мире  моих увлечений

Создание условий для раскрытия личности каждого ребенка.

2

15.10.18

Развитие навыков общения. Учимся вежливости

Формировать нравственные качества ребенка. Развивать в детях доброту, дружелюбие, оптимистическое отношение к жизни.

3

23.10.18

Тренинг «Социальная компетентность»

Выработать реалистическую концепцию поведения, которая помогает учащимся конструктивно обращаться с внутренним потенциалом, самим собой и своими окружением.

4

5.11.18

Тренинг социально-психологической адаптации

Профилактика и коррекция факторов риска социально-психологической адаптации младших школьников к образовательной организации.

5

13.11.18

Тренинг «Ситуация успеха»

Содействие создания ситуации успеха у детей.

6

21.11.18

Тренинг на взаимодействие в группе

Создание благоприятного социально-психологического климата в группе.

7

28.11.18

Тренинг «Уверенного поведения»

Создание условий для поиска сильных сторон, тренировка уверенного поведения в ситуации публичного выступления

Ожидаемые результаты реализации программы:

 - Формирование определенных интересов, знаний, умений, навыков;

- Помочь участникам самоопределиться, сформировать у них социальную компетентность, способствовать реализации их творческого потенциала;

-  Формирование нравственных качеств, чувства эмпатии;

- Реабилитация и социальная адаптация детей младшего школьного возраста.

Благодаря проведенным тренинговым занятиям дети научились понимать друг друга, анализировать ситуации, открыли для себя новые стороны.

Таким образом, в теоретической части нашего исследования были рассмотрены научно-практические подходы к изучению управления формированием социальной компетентности у младших школьников, которые позволят провести опытно-экспериментальную работу по изучению социальной компетентности у детей младшего школьного возраста.

Этапы экспериментального исследования:

  1. Констатирующий этап – основной целью является изучение социальной компетентности у младших школьников.
  2. Формирующий этап - реализация психолого-педагогических условий путем проведения комплекса мероприятий.
  3. Контрольный этап – тщательный сбор и регистрация (изменения, описания, оценки) всех конечных показателей.

Критерии оценки и показателями являются:

- Интерес к социальной жизни: стремление осознание собственных потребностей и целей;

- Социально-психологическая адаптация: самопринятие и эмоциональный комфорт в образовательной среде;

- Социализированность личности учащихся: обращенность на других людей и на  себя.

К критериям оценки и показателям мы определили уровни сформированности изучаемого явления.

- Высокий уровень характеризуется тем, что у ребенка не сформирована социальная компетентность, имеет значительные трудности в социально- психологической адаптации и не социализируется в социуме.

- Средний уровень характеризуется тем, что у детей частично сформирована социальная компетентность, ребенок социально-психологически адаптирован  и социализирован в социуме.

- Низкий уровень характеризуется тем, что сформирована социальная компетентность у детей, они социализированы и социально-психологически адаптированы в социуме.

С целью определения сформированности социальной компетентности у детей младшего школьного возраста, мы использовали следующие диагностические методики: «Шкала социальной компетентности» А.М. Прихожан, диагностика «социально-психологической адаптации» К.Роджерс, Р. Даймоид, методика для изучения социализированности личности учащихся М.И. Рожкова.   Результатами исследования по формированию социальной компетентности показали, что как в экспериментальной, так и в контрольной группе выявили, что уровень сформированности социальной компетентности у младших школьников в экспериментальной группе ниже, чем в контрольной. Поэтому  в ходе реализации программы по формированию социальной компетентности у детей младшего школьного возраста, которая включает в себя психолого-педагогические условия. Мы  провели, повторное исследование по изучению уровня сформированности социальной компетентности и  выявили, что высокий уровень не сформированности социальной компетентности в экспериментальной группе свойственен 4 обучающим (33%), а в контрольной присущ 3 обучающим (27%), средний уровень характерен в экспериментальной группе 5 учащимся (46%), в контрольной присущ 6 учащимся (55%), низкий уровень как в экспериментальной, так и в контрольной группе присущ 2 обучающим (18%). Качественный анализ результатов исследования  по методике социально-психологическая адаптация личности показал, что показатель адаптированности в экспериментальной группе изменился у 2 учащихся (18%), самопринятие свойственен 4 обучающим (37%), принятие других  и эмоциональный комфорт проявляется у 2 детей (18%), интернальность не прослеживается у детей из экспериментальной группе, стремление к доминированию выявлено у 1 учащегося (9%). По методике социализированности личности учащихся мы выявили, что высокий уровень не социализированности проявляется у 3 учащихся (25%), средний уровень свойственен 4 учащимся (33%), низкий уровень характерен 5 учащимся (42%) в контрольной группе изменений не выявлено, а в контрольной группе изменений не выявлено.

Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили, что процесс  управления формирования социальной компетентности у младших школьников эффективен, в случае если социальная компетентность рассматривается как социально важное интегративное качество личности младшего школьника, затем были созданы, реализованы и апробированы психолого-педагогические условия  управления формированием социальной компетентности младших школьников. Благодаря успешной реализации условий мы способны организовать целесообразный образовательный маршрут направленного с целью улучшения социальной компетентности младших школьников с использованием различного комплекса инновационных и традиционных способов педагогической деятельности педагога-психолога.  

Результаты эксперимента показали положительную динамику сформированности социальной компетентности младших школьников, данные результаты могут использовать не только учителя начальной школы, но и социальный педагог и психолог.

Заключение

Результаты исследования уточнили и дополнили научные представлния не  только о содержании понятия «социальная компетентность младшего школьника», но и о путях и условиях ее формирования; обоготили критериальный аппарат сформированости социальной компетентности.

Нами разработан критериальный аппарат, позволяющий определить компоненты, критерии, показатели и уровни сформированности социальной компетентности младших школьников. Для каждого из названных компонентов определены критерии их сформированности, к  которым относятся осведомленность детей об объектах социальной действительности, социально-значимая деятельность, наличии мотивации и интереса к ней.

На основе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что формирование управления социальной компетентности младшего школьного возраста базируется на таких личностных образованиях, как мотивация достижения, произвольность, позитивное отношение к себе, высокая самооценка, способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях.

Уточнено понятие «социальная компетентность младшего школьного возраста»  как интегративное качество личности, характеризующееся ценностным отношением к продуктивному взаимодействию с различными группами и индивидами в процессе активного творческого основания ребенком нравственно-этических норм общения и регулирования на основе рефлексии межличностных и внутриличностных социальных позиций.

Определены уровни сформированности социальной компетентности у детей младшего школьного возраста.

«Стартовый» уровень характеризуется умением ученика устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми, но не  с социальными группами; признанием себя как ценности, но общение с другими людьми не осознается как ценность; затрудняется объяснить свое состояние и желания, определить для себя цели совместной деятельности; общение с группами и с индивидами происходит на интуитивном уровне.

«Низкий» уровень: школьник обладает способностью слышать и понимать точку зрения другого, согласовывает совместные действия; осуществляет анализ действий, поступков и может с некоторой точностью прогнозировать их результаты в соответствии с согласованными целями и ценностями; эпизодически демонстрирует умение самоорганизовываться в индивидуальной самостоятельной работе и в сотрудничестве с группой. 

«Средний» уровень характеризуется проявлением у ребенка интереса к общению и ведению продуктивного диалога; способность принимать разные социальные роли и свободно высказывать свое мнение; при наличии внешней и внутренней мотивации к общению школьник организует совместную деятельность, выступая при этом и как средство успешной совместной деятельности, и как ее цель. На «высоком» уровне школьник осознает смысл адаптации, стиль общения к определенной коммуникативной ситуации; использует опыт в организации совместных действий и способен корректировать индивидуальные и управленческие действии с поставленной целью на основе рефлексии.

Разработана и апробирована педагогическая программа формирования социальной компетентности младших школьником, включающая в себя способы и принципы управления формированием социальной компетентности у детей с помощью тренингов и классных часов, а также раскрыты нестандартные организационные формы, методы контроля и результаты сформированности социальной компетентности у младших школьников.

Определена результативность экспериментальной работы по формированию социальной компетентности младших школьников. Результаты экспериментальной работы по формированию социальной компетентности младших школьников оценены посредством установления динамики развития социальных понятий и социальных компетенций.

При проведении эксперимента, дающего возможность определить результативность проведенной работы, детям предлагались тесты, предполагающие проявления и когнитивного, и мотивационного, и адаптационный  компонентов социальной компетентности.

Достоверность результатов экспериментальной работы доказана с помощью φ*  критерию Фишера, вычисленного по компонентам социальной компетентности.

Результаты подтвердили, что процесс  управления формирования социальной компетентности учащихся начальной школы эффективен, если социальная компетентность рассматривается как социально значимое интегративное качество личности младшего школьника, выявлен и технологически реализован социально-педагогический потенциал учебных предметов начальной школы для формирования социальной компетентности в рамках технологии, где созданы и реализованы психолого-педагогические условия для формирования социальной компетентности младших школьников (организация целесообразного образовательно-воспитательного пространства, направленного на формирование социальной компетентности младших школьников, определение периодизации экспериментально-опытного обучения младших школьников с целью формирования у них социальной компетентности, интеграция содержания учебных предметов с учетом их значимости для формирования социальной компетентности младших школьников, использование комплекса инновационных нетрадиционных видов работы по формированию социальной компетентности младших школьников.

Библиографический список:

1. Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности [Текст] / Г.Э. Белицкая // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995. С. 42–57
2. Калинина Н.В. Социальная компетентность школьников как индикатор результативности деятельности образовательного учреждения [Текст] / Н.В. Калинина//психология инновационного управления социальными группами и организациями.-М.: Кострома, 2001. с146-148
3. Лукьянова М. И. Социальная компетентность как компонент управленческой культуры руководителя [Текст] / М. И. Лукьянова// Психология инновационного управления социальными группами и организациями. – Кострома. – 2001. – С. 240–242.
4. Слизкова Е.В. педагогическое сопровождение семей младших школьников в условиях образовательной организации [Текст] / Е.В. Слизкова, М.С. Харитонова // научно-методический электронный журнал – 2014. №7.с. 121-125
5. Фадич Е.В. Педагогические условия актуализации нравственных поступков школьников/ диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. / Омск, 2001




Рецензии:

20.11.2018, 8:30 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья на данную тему вызывает несомненный практический интерес и является актуальной. Несмотря на то, что статья структурирована, необходимо добавить ряд разделов, которые являются обязательными для такого рода работ, а именно Цели, задачи, материалы и методы, а также Научная новизна. См., пожалуйста, раздел Авторам, Требования к статьям в журнале "SCI-ARTICLE.RU" (URL: http://sci-article.ru/verxx.php?i=10). В результате Вы наполните все необходимые разделы текстом, в том числе новым по своему содержанию; автоматически прибавится текст статьи. Заключение также нужно сделать более значимым и оригинальным, сформулировать выводы (1, 2, 3 и т.д.). Список литературы сбился, надо отформатировать. И ошибки в своём отчестве: Семина Елизавета Анатольевнв - недопустимы. Материал статьи следует доработать.

20.11.2018, 9:53 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья решает важный возпитательный конструкт-социальная компетентность младших школьников.Когда решается такая интерпретационная конструкция моожно использовать две решения.Первое, связано с разширения информационного поля понятия социальная компетентность и дат на том оснований множество определении, дефиниции,определяющие оперативные термины.Автор решил использовать второе решение.Дать базовое определение понятия социальная компетентность и поставить свой акцент на степень адаптивности школьников по отношению подобного воспитательного компонента.Так как адаптация проявляется разной степени личностнной адаптивностю по моему нужно разширить присутствие тематических занятии в апробационной программой "...Формирование социальной компетености .....". Рекомендую к опубликования при следущих условиях и структурных перемен(они наверное существуют в концепцию и полного текста статьи):1/На каком интерпретационном етапе находится понятие С.К.2/Что нового вносим в данном конструкте.3/Разширить списк занятии, имеющие формирующее значение по поводу подобных намерении.

20.11.2018, 10:01 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Полностью согласен с уважаемым рецензентом. Статью доработать. внести исправления.

6.12.2018, 10:19 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема статьи является актуальной и значимой. Но имеет ряд недочетов: 1). отсутствуют сноски на использованную литературу; 2) ожидаемые результаты реализованной программы звучат как задачи (например, Помочь участникам самоопределиться, сформировать у них социальную компетентность, способствовать реализации их творческого потенциала); 3) обратить внимание на согласованность предложений (например, управления формирования социальной компетентности); 4) в научной новизне автор заявляет о конкретизации понятия «управление формированием социальной компетентности младших школьников»,а таком случае автору следовало бы представить определение данного понятия; 4) уточнить и расширить выводы; 5) уточнить формулировку уровней сформированности компетентности, сначала автор говорит о низком среднем и высоком, в заключении речь идет о стартовом, низком и среднем уровнях; 6) в заключении автор говорит о когнитивном, мотивационном, адаптационном компонентах социальной компетентности, хотя выше в тексте статьи об этом не упоминается; 7) если автор заявляет о проверке достоверности результатов экспериментальной работы с помощью φ* критерию Фишера, то следовало бы их представить. Статью рекомендуется доработать.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх