студент
Амурский Государственный Университет
студент
Щека Наталья Юрьевна, доцент кафедры социальной работы, кандидат социологических наук, Амурский Государственный Университет
УДК 364.23
Введение. Данная публикация посвящена актуальной теме научного и прикладного значения – изучению теоретических аспектов социальной работы с безработными.
Безработица сегодня представляет собой значительную проблему в Российской Федерации.
Выведение человека из затруднительной ситуации, нормальная жизнь в социуме находится в основе социальной работы, поэтому в первую очередь безработного, у которого сокращается способность адаптироваться к незнакомым и трудным для него жизненным обстоятельствам, вспомоществует социальный работник. Здесь он становится посредником между государством, призванным быть заступником прав своих граждан и человеком. Социальный работник на основе знания социальных закономерностей и различных моделей их практической реализации приспосабливает интересы государства и человека.
Проблему безработицы рассматривали такие научные работники как Е.П. Агапов, который исследовал проблему безработицы в контексте социально-правовой защиты населения, Г.Б. Челнокова, изучившая проблему бедности населения как следствие безработицы, а также Т.С. Пантелеева и Г.А. Червякова, отслеживаюшие экономическую значимость и последствия безработицы, и др.
Целью работы стало изучение теоретических аспектов социальной работы с безработными.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
Научная новизна состоит в анализе и обобщении теоретических основ социальной работы с безработными, а также изучение специфики служб занятости.
Сначала определимся, что представляет собой понятие «безработица» и «безработный». Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть работоспособного населения, не смотря на желание, не находит применения своего труда. Безработными считаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, которые зарегистрированы в органах службы занятости с целью поиска соответствующей работы, ищущие работу и готовы приступить к ней.
Такие люди составляют особую категорию клиентов социальной работы – безработных граждан.
Социально-психологический портрет безработного изображает человека, с повышенным уровнем тревожности, воспринимающего себя как слабую личность, не обладающую свободой выбора. Конечно, такой человек не испытывает довольство своим положением. Мужчины куда сильнее переживают подобное состояние, чем женщины. Женщина более сознательно относится к своим целям, возможности компенсации в семье у нее гораздо разнообразнее [1, с. 12].
За последнее время в России практически не подвергся изменениям уровень безработицы. По итогам Росстата численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше в феврале 2018г. составила 75,8 млн. человек. Среди них 72,0 млн. человек – занятые экономической деятельностью и 3,8 млн. человек классифицировались, как безработные с применением критериев Международной организации труда.
В феврале 2018г. уровень безработицы составил 5,0% (отношение численности безработных к численности рабочей силы)
Среди сельских жителей уровень безработицы (8,1%) превышает среди городских жителей (4,1%). Это превышение в феврале 2018г. составило 2,0 раза [6].
Переходим к рассмотрению наиболее острых социальных проблем безработного:
Ещё одну проблему, которую я хотела бы отметить – это отсутствие желания у безработных обратиться в службы занятости. Люди не посещают центры занятости, ибо не находят в этом смысла. Они считают, якобы вакансий мало, зарплаты низкие, работу будут предлагать непрестижную и непосредственно в муниципальных структурах. В связи с этим, в службу чаще обращается молодежь, плохо знающая рынок, и люди предпенсионного возраста.
Необходимость разрешения проблем безработных граждан стимулирует развитие законодательства в области социальной защиты безработных граждан.
Значительным дοкументοм в сфере международной защиты прав челοвека является Всеобщая декларация прав челοвека. Котοрая быларазработана пο инициативе США и одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. 10 декабря. Рассмотрим статью 23, она οсведомлена праву на труд, в которой соοбщается: «Каждый челοвек имеет правο на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы».
Ещё οдним специализированным учреждением ООН, вοзникшим в 1919г. для вырабοтки и принятия международных трудοвых нοрм в области трудοвых отношений– Междунарοдная организация труда (МОТ) .Главными целями οрганизации являются защита интересов и прав рабοтающих путем регламентации рабοчего времени; борьба с безработицей. Наиболее значимοй функцией МОТ – принятие конвенций и рекοмендаций, устанавливающих международные трудοвые нормы.
Вдобавок на федеральном и региональном уровне существуют постановления и приняты законы, такие как: «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий несовершеннолетних граждан» Согласно этому закону, директоры Центров занятости направляют несовершеннолетних граждан, особо нуждающихся в трудоустройстве, в организации для трудоустройства в счет установленной квоты. Региональным органом исполнительной власти является Министерство социальной защиты. Также, весомое значение, имеют: территориальное отделение Пенсионного фонда, управление государственной службы занятости и др.
Социальная работа с безработными гражданами осуществляется в пределах деятельности центра занятости населения, являющееся учреждением социальной сферы, и осуществляющее на своей территории исполнение гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы.
Центр занятости населения – местное отделение службы занятости, предоставляющее государственные услуги населению в сфере занятости и собственно работающие с населением в области труда и занятости.
Главной целью и конечным результатом деятельности центров занятости является обеспечение максимального трудоустройства неработающего, ищущего работу трудоспособного населения и высвобождаемых работников, а также их социальная защита.
В обязанности служб занятости входит:
– регистрировать безработных;
– выдавать пособия по безработице и приостанавливать их выплату;
– анализ и форсайт спроса и предложения на рабочую силу;
– оказание услуг по трудоустройству;
– организация бесед о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости;
– организовывать профессиональную подготовку и переподготовку граждан, и оплачивать их стоимость;
– организация разработки программ занятости с учтенными в них мерами социальной защиты различных групп населения.
Заключение. В процессе написания статьи была достигнута ее цель и решены основные задачи. В связи с чем, можно сделать следующие выводы.
Рецензии:
15.11.2018, 20:36 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья на данную тему вызывает несомненный практический интерес и является актуальной. Однако необходимо добавить ряд обязательных разделов, которые являются главными для такого рода работ, а именно Введение, цели, задачи, материалы и методы, а также Заключение. См., пожалуйста, раздел Авторам, Требования к статьям в журнале "SCI-ARTICLE.RU" (URL: http://sci-article.ru/verxx.php?i=10). В результате Вы наполните все необходимые разделы текстом, в том числе новым по своему содержанию; автоматически прибавится текст статьи. Заключение также нужно сделать более значимым и оригинальным, более тщательно и зримо сформулировать выводы. Нужно также убрать подчеркивание слов в тексте статьи, расширить аннотацию. Статью следует доработать.