Полесский государственный университет
студент
Володько Ольга Владимировна,кандидат экономических наук, доцент, кафедра «Экономики и бизнеса»
УДК 334. 764
Введение: Успешное развитие экономики во многом зависит от функционирования всех ее звеньев. Важную роль играет организация процессов интеграции производства промышленных предприятий, обеспечивающих повышение устойчивости, управляемости и эффективность деятельности предприятий в условиях конкурентной борьбы. Многогранность и сложность выделенного процесса приводит к тому, что большинство исследований в настоящее время ведется в условиях неопределенности, а выводы и рекомендации имеют недостаточную достоверность. Поэтому практика выработки и принятия решений по управлению интеграцией идет зачастую методом проб и ошибок с соответствующими результатами, которые не всегда являются положительными и отвечающими объективным требованиям производства.
Актуальность: Необходимость реструктуризации белорусской экономики и формирования компаний, способных обеспечить рост производства и инвестиций и конкурировать на мировом рынке. Опыт развитых стран показывает, что такими компаниями могут стать крупные объединения, сформированные на основе интеграции финансового и промышленного капитала.
Цель данной статьи: определение интеграционных перспектив промышленных предприятий Республики Беларусь.
Таким образом, основной задачей исследования является анализ интеграционных процессов в промышленности Республики Беларусь.
Для анализа основных показателей применения новых форм инвестирования были использованы:
1) метод сравнительного анализа;
2) метод синтеза.
Успешное развитие экономики во многом зависит от функционирования всех ее звеньев. Именно поэтому интеграция выступает важным аспектом современной мировой экономической системы и одним из доминантных двигателей, что касается всех сфер общественного развития.
Особая роль отдается интеграционным процессам на уровне предприятий, поскольку именно предприятия являются генераторами экономического роста страны, обеспечивая приток трудовых, технических, финансовых и других ресурсов, позволяющих наилучшим образом соединить интересы производства, переработки и реализации, уменьшая зависимость от посредников.
Как правило, интеграцию можно рассматривать как процесс и как результат.
Интеграция как процесс представляет собой слияние ранее дифференцированных элементов в единое целое, в следствие чего появляются новые качественные и потенциальные возможности этой целостности и изменение свойств самих элементов. Интеграция как результат — это целостность и упорядоченность функционирования элементов целого [1].
В настоящее время объединение промышленного и финансового капитала является насущной проблемой Беларуси. По мере накопления финансовых средств банками и укрупнения промышленности на базе объединений формируются предпосылки для возникновения определенных организационных форм объединения промышленного и банковского капиталов.
Интерес производственных структур к объединению с банковским капиталом объясняется тем, что благодаря интеграции финансово-промышленные объединения получают возможность расширять производство, осуществлять научно-технические программы, обновлять номенклатуру выпускаемой продукции, снизить вероятность банкротства, повысить привлекательность предприятий и усилить позиции на международном рынке [2].
На протяжении некоторого периода времени на территории страны объединения юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в соответствии с законодательством могли создаваться лишь в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп, а также государственных объединений. Однако, с подписанием Президентом РБ Указа № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» 28 декабря 2009 года, была создана правовая основа для создания и функционирования еще одной формы объединения – холдинга, которая на сегодняшний день является наиболее распространенной в нашей стране.
Первый холдинг на территории страны был зарегистрирован Министерством экономики РБ в апреле 2010 года, а на конец года их общее количество уже составляло 10, из которых 7 было с участием государства.
По состоянию на 19 сентября 2018 года в Государственном реестрехолдингов зарегистрировано 115 холдингов, объединяющих 835 организаций.
Касаемо состава участников холдингов по организационно-правовой форме выделяют холдинги с участием государства и без ведомственного подчинения. Так, по состоянию на 1 января 2018 года доля холдингов с участием государства составила 50,4% от общего количества (рисунок 1).
Рисунок 1 – Динамика количества зарегистрированных холдингов в РБ
Примечание - Источник: Собственная разработка на основе [3].
В таких холдингах преобладающей (75,2%) организационно-правовой формой юридического лица выступает открытое акционерное общество. А среди холдингов без ведомственного подчинения наблюдается обратная ситуация: преобладают общества с ограниченной ответственностью (50%) и унитарные предприятия (20,3 %). При том, что для открытых акционерных обществ характерна относительно небольшая доля (12 %).
Холдинги с участием государства в отдельных показателях экономики Республики Беларусь − это более 17% объема промышленного производства и столько же экспорта товаров, почти 12% общереспубликанской выручки от реализации, 8,4% использованных инвестиций в основной капитал, около 9,5% занятых в экономике [3].
Кроме этого, достаточно распространенной формой интеграционных объединений являются государственные объединения. Наибольшую долю в нашей стране занимают объединения, находящиеся в подчинении Совета Министров РБ – концерны. Они представляет собой объединение предприятий, при котором они сохраняют свою юридическую самостоятельность, но финансовый контроль и определенные функции предприятий взяты под единое управление.
На 1 января 2018 года в Республике Беларусь зарегистрировано 6 государственных концернов: «Белнефтехим», «Белгоспищепром», «Беллегпром», «Беллесбумпром», «Белэнерго», «Белресурсы», среди которых крупнейшими являются «Белресурсы» и «Белгоспищепром» [4].
Первый концерн «Белресурсы» был создан в соответствии с Указом Президента РБ от 7 октября 1996 г. № 401 в целях повышения эффективности системы оптовой торговли материальными ресурсами, обеспечения поставки товаров для государственных нужд организациям республики. Затем 29 января 2007 г. №53 концерн был переименован в Государственное торгово-производственное объединение, а 28 января 2014 года был зарегистрирован как холдинг с управляющей компанией ГО «Белресурсы» [5].
Основным производителем пищевой продукции в стране является Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром», включающий 57 организаций и представляющий следующие основные отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности: сахарная, кондитерская, масложировая, алкогольная, пивоваренная, консервная, табачная, пищеконцентратная и прочие [6].
Таким образом, можно сделать вывод, что в последнее время проблема трансформации механизма интеграции предприятий в промышленности, а также моделирования управления этим процессом на уровне субъекта РБ становится наиболее актуальной. Однако, тенденция увеличение интеграционных объединений во всех сферах экономики предполагает как положительные, так и отрицательные последствия.
К факторам, осложняющим интеграцию и препятствующим ее эффективному течению, можно отнести следующие моменты: существование больших различий между участниками интеграционных процессов по уровню развития и темпам развития, незащищенность инвестиций и собственности, рассогласованность в протекании процесса интеграции по направлениям и уровням вследствие множественности организационных форм, в которых протекают интеграционные процессы, бюрократический произвол (коррупция и взяточничество), недостаточная степень организованности базовых субъектов интеграции (бизнес-сообщества, экспертного сообщества, институтов гражданского общества) и прочие [7].
Таким образом, поскольку сложившиеся формы взаимодействия основных субъектов интеграционного процесса в целом оцениваются как малоэффективные, то возникает необходимость в поиске более эффективных форм. В качестве первого направления такого поиска можно рассматривать создание надгосударственных полномочных органов управления интеграцией, что позволит повысить реализуемость принимаемых решений и исполнительскую дисциплину. Второе направление касается стимулирования возникновения неформальных интеграционных объединений, которые могли бы выступать как самостоятельные субъекты интеграционного процесса, что позволит в значительной степени повысить объективность видения интеграционных процессов.
Отметим, что создание финансово-промышленных объединений в нашей стране - это явление, вызванное необходимостью концентрации и интеграции финансового и промышленного капитала. Оно должно стать одним из стратегических элементов государственной политики, а в перспективе все виды финансово-промышленной интеграции видятся как мощные многопрофильные межрегиональные объединения. Однако, в условиях нарастающих процессов интеграции объективно возникает задача эффективного управления хозяйственными образованиями с целью обеспечения их конкурентоспособности и получения максимального эффекта синергии.
Рецензии:
9.12.2018, 18:56 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Володько О. В. и Рося А. С. на основе статистических данных описаны основные формы интеграционных объединений, имеющихся в Республике Беларусь. Проведён анализ данных форм, а также выделены основные проблемы их функционирования и приведены ос-новные перспективы, направления совершенствования с целью развития экономики страны. Вместе с тем авторы обозначили не все угрозы у этого в целом позитивного процесса (выпала проблема монополизации рынков). Но в целом работа дает вполне определенное преставление о состоянии интеграционных объединений в Республике Беларусь. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий