Полесский государственный университет
студент
Володько Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра «Экономики и бизнеса», Полесский государственный университет
УДК 334.758
Введение: Преобразование экономики Республики Беларусь связано со становлением эффективных рыночных условий хозяйствования, базирующихся на стимулировании предпринимательской инициативы и развитии предпринимательской деятельности. Поэтому имеют большое значение и сложнопредпринимательские структуры в экономической политике, в частности для увеличения занятости и доходов населения страны.
Актуальность: Развитие предпринимательских структур за счет ресурсов определенной территории должно содействовать развитию данной территории, что порождает классификацию предпринимательских структур в целях управления содержанием их деятельности в общих интересах. Развитие данных структур в Беларуси и за рубежом продиктовано высокой конкурентоспособностью данных структур как на национальном рынке, так и на международном.
Цель данной статьи: изучить поведение сложнопредпринимательских структур Республики Беларусь и дать качественную характеристику данных структур по сравнению с зарубежными.
Таким образом, основной задачей исследования является анализ функционирования сложнопредпринимательских структур Республики Беларусь. Научная новизна данной статьи обусловлена практической значимостью (безработицей, чрезмерной монополизацией экономики, необходимость модернизации производства, низкой эффективностью труда и др.). Именно развитие сложнопредпринимательских структур способно, в современных условиях, решить эти проблемы, так как они являются основой рыночной экономики и охватывают широкий спектр экономической деятельности.
Для анализа основных показателей функционированиясложнопредпринимательских структур Республики Беларусь использовались следующие методы:
1) метод сравнительного анализа;
2) метод дедукции.
Развитие предпринимательства играет важную роль в достижении экономического роста страны, высоких темпов развития промышленного производства. Оно является основой инновационного, эффективного, динамичного характера экономики. Предпринимательская структура — совокупность организационно-хозяйственных единиц, целью деятельности которых является получение прибыли [1].
Основными принципами создания сложнопредпринимтельских структур (объединений) являются: добровольность вхождения и выхода в объединение исходя из условий, определяемых его уставом; сохранение хозяйственной самостоятельности организации; свобода выбора организационной формы объединения; соблюдение антимонопольного законодательства и др.[2].
К сложным предпринимательским образованиям относятся концерны, консорциумы, картели, синдикаты, холдинги, финансово-промышленные группы (ФПГ), пулы, транснациональные корпорации (ТНК) и др.[3].
При вхождении предприятий в сложные предпринимательские образования, они частично или полностью теряют свою самостоятельность. Существует множество целей и причин, обуславливающих объединение нескольких предприятий. Одними из необходимых условий являются: законность данного объединения и направленность на получение каждым из участников дополнительных выгод и преимуществ на рынке [4].
Для более полного определения положения сложнопредпринимательских структур в экономической системе Республики Беларусь необходимо сравнить зарубежный опыт с белорусским по данной категории.
Зарождение предпринимательских структур в Российской Федерации и начало их развития произошло в конце 20-ого в. Наибольшее развитие получили такие формы, как холдинги и финансово-промышленные группы. Особенности современного этапа развития российской экономики определяют специфичность формирования ФПГ.
ФПГ образуют смешанную экономику, поскольку в них могут участвовать государственные предприятия и предприятия частной формы собственности, стартовое участие первых наряду с членством ряда некоммерческих организаций (научных, учебных заведений) придает ФПГ необходимую стойкость в период перестройки экономических отношений. Одним из путей создания ФПГ является возможностью формирования ФПГ на основе крупных экономических структур, созданных в свое время по решению Президента или Правительства, таких, как «Газпром», «Лукойл». Из всех видов ФПГ в России получили широкое распространение банковские финансово-промышленные группы. Крупнейшими из которых являются «Газпром», «Луокйл», «Роснефть» и др.
Исследуя зарубежный опыт формирования ФПГ, можно сказать, что в США и Германии, данный вид ФПГ получил также широкое распространение. Среди наиболее известных банковских объединений, которые имеют подконтрольных себе предприятий можно назвать: «Чейз», «Морган», «Меллон», др. В свою очередь во главе трех ведущих ФПГ Германии стоят крупнейшие банки: «Дойче Банк», «Дрезднер Банк», «Коммерц банк»[7].
Приоритетным направлением формирования ФПГ в Беларуси сегодня является организация производства изделий электроники, машиностроения, химической продукции, а также сельскохозяйственного оборудования. Уже в 1997 г. было завершено формирование трех ФПГ - "Формат", "Гранит" и "БелРусАвто". Следующим этапом можно выделить создание еще четырех ФПГ - "Белорусский автобус", "Радионавигация", "Развитие электронных отраслей", "Межгосметиз". Опыт создания ФПГ определил необходимость улучшения нормативно-правовой базы в этой сфере.
Некоторое время назад на территории Республики Беларусь объединения юридических лиц, в частности сложнопредприниматльские структуры, осуществляющих различного род деятельность в сфере предпринимательства, могли создаваться в форме финансово-промышленных и иных государственных объединений.
С подписанием 28 декабря 2009 года Главой государства Указа № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» создана правовая основа для создания и функционирования еще одной формы объединения юридических лиц – холдинга. В настоящее время в РБ функционирует 80 холдингов. Данные по некоторым из них представлены в таблице 1.Таблица 1 – Крупнейшие национальные промышленные и сельскохозяйственные холдинги в Республике Беларусь
Холдинг |
Общее число филиалов и дочерних предприятий |
Филиалы и подразделения |
Минский автомобильный завод |
17 |
ОАО «БААЗ» г. Барановичи, ОАО «БРЕСТМАШ» г. Брест, ОАО "Волмет" г. Волковыск, ОАО «Гродненский механический завод» г. Гродно и другие. |
Минский тракторный завод |
8 |
Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов, Витебский завод тракторных запчастей, Минский завод шестерен, Сморгонский агрегатный завод и другие. |
Белорусский металлургический завод |
16 |
ОАО «Речицкий метизный завод», ОАО «Могилевский металлургический завод», ОАО «Завод "Легмаш», ОАО «Белвторчермет», ОАО «Белцветмет» и другие. |
Амкодор |
29 |
«Ударник», «Дормаш», «Дормашмет», ЗАО «АМКОДОР-УНИКАБ», ЗАО «Амкодор-Пинск», ОАО «Амкодор-Унимод», ОАО «Амкодор-Белвар» и другие. |
БАТЭ |
11 |
ОАО «БАТЭ» г. Борисов, ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель», г. Борисов, ОАО «Борисовский завод агрегатов», г. Борисов, ОАО «Белкард», г. Гродно, другие |
Примечание – Источник: [6]
Положение сложнопредпринимательских структур на внутреннем и внешнем рынке во многом зависит от инвестиционной политика страны. Для проведения эффективной инвестиционной политике стране необходимо иметь благоприятный инвестиционный климат как комплекс объективных условий инвестирования, включающий экономические, политические и социальные компоненты, а также инвестиционный имидж страны.
Основными причинами, препятствующими вливанию прямых иностранных инвестиций в экономику страны, являются: система валютного регулирования, высокая инфляция, нестабильность нормативно-правовой среды для бизнеса, система применения санкций за нарушения условий и порядка ведения бизнеса, уровень налоговой нагрузки и др.[7].
Данные о положении Республики Беларусь в международных экономических рейтингах представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Положение стран в международных экономических рейтингах
Рейтинг |
Позиция страны в рейтингах |
||
Беларусь |
Россия |
Украина |
|
Рейтинг ведения бизнеса (Doing Business) 190 стран |
37-е, улучшение позиции по сравнению с минувшим годом на 13 позиций |
40-е |
80-е |
Глобальный индекс инноваций (The Global Innovation Index) 127 стран |
88-е |
45-е |
50-е |
Рейтинг экономической свободы (Index of Economic Freedom) |
104-е, улучшение позиции на 53 уровня по сравнению с минувшим годом |
114-е |
166-е |
Примечание - Источники: собственная разработка на основании [8]
Международные рейтинги - второй по значимости после СМИ источник, из которого инвесторы получают представление о бизнес-климате иностранного государства.Несмотря на достаточно высокое положение Беларуси в ряде международных экономических рейтингов, настоящее время страна присутствует только в тех, которые являются бесплатными. В то же время Беларусь остается одной из немногих стран в Европе, которые отсутствуют в ряде известных рейтингов, участие в которых платно. Например, The Global Competitiveness Index, World Competitiveness Yearbook, Global Entrepreneurship Index и др. Отсутствие страны в наиболее популярных рейтингах – снижает привлекательность страны для инвесторов и негативно формирует представления о ней.
Опираясь на анализ проведенный в статье сформулируем плюсы создания предпринимательских объединений.
1. Объединение ресурсов производственного, инвестиционного, трудового, интеллектуального, научного характера.
2. Минимизация конкуренции для участников структур по отношению к обособленным производителям, так как участники данных предпринимательских структур, в большинстве случаев не допускают взаимной конкуренции на одном рынке.
3. Объединение капитала, так как его потоками управлять легче, направляя их из одной сферы производственной деятельности в другую.
4. Возможность создания интеграции вертикального типа, включающей в себя стадию производства и предшествующую ей, что позволяет снижать чрезмерное воздействие внешней среды на организационную систему.
5. Возможность регулирования ценообразование для участников объединения, что позволяет каждому из участников обеспечить для себя оптимальный уровень рентабельности.
Итак, можно сделать вывод, что существующие в Беларуси сложнопредпринимательские структуры все еще находятся в стадии становления и пока не могут в полной мере удовлетворять интересы отечественного предпринимательства и потребителей. Перспективы развития сложнопредпринимательских структур определяются решением двух фундаментальных задач. Во-первых, одним из самых необходимых мер является осознание участников рынка потребности в эффективно работающей структуре саморегулируемых предпринимательских объединений, способствующей динамичному развитию, выявлению и искоренению неэффективных участников рынка и дальнейшему решению спорных вопросов. Во-вторых, государство должно способствовать обеспечению реальных возможностей для сложнопредпринимательских структур стать полноправными партнерами.
Институциональные задачи необходимо решать путем создания работоспособных стимулов, например: защиты интересов членов сложнопредпринимательских структур; добровольного обмена опытом и поиском новых технологий; возможности организованно участвовать в процессе создания законов.
В связи с тем, что многие сложнопредпринимательские структуры имеют общие канали и рынки сбыта в Беларуси целесообразно разрабатывать комплексную программу, предусматривающую:
1) анализ перспективных рынков сбыта для различных видов экспортоориентированной продукции;
2) поиск потенциальных деловых партнеров на уже существующих и разрабатываемых рынках сбыта;
3) информационное сопровождение субъектов сложнопредпринимательских структур, осваивающих новые рынки сбыта и организовывающие дилерские сети.
Вышеуказанные меры будут способствовать повышению конкурентоспособности продукции предпринимательских структур на зарубежных рынках, привлечению инвестиций в развитие существующих и создание новых структур.
Рецензии:
26.02.2019, 19:09 Ямилов Рамиль Могатович
Рецензия: Тема сложная, но перспективная и требует дальнейших исследований.
Автор очертил тему исследования только пунктирно. В следующий раз советую, если автор будет исследовать данную проблематику взять тему поуже.
Рекомендую статью к публикации.
P.S. только исправьте ошибку в слове "сложнопредпринимтельские"