студент
Иркутский государственный университет, Юридический институт, Факультет международного права
студент
Колобов Роман Юрьевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права и сравнительного правоведения Юридического института Иркутского государственного университета
УДК 349.6
На сегодняшний день охрана Байкала является одним из приоритетных направлений для России, поскольку именно в Байкале сосредоточено около 20 % мировых запасов озёрной пресной воды и более 80 % запасов страны. В 1996 году озеро Байкал было включено в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО c присвоением номера 754 [1]. Сегодня обнаруживаются различные проблемы, нарушающие состояние Байкала, каждая из которых требует определённого пути её решения. Среди таковых можно выделить следующие:
Таким образом, с учётом данных факторов следует задаться вопросом о целесообразности возведения гидроэлектростанций на реках, впадающих в Байкал.
Проект строительства ГЭС в Монголии, будучи разработанным более 20 лет назад, начал претворяться в жизнь в начале 2010-х. По итогам 18-ого заседания Российско-Монгольской межправительственной комиссии по торгово-техническому и научно-техническому сотрудничеству сторонами было принято решение об организации совместной встречи в целях обсуждения и оценки воздействия на окружающую среду проекта ГЭС «Шурэн» и иных гидротехнических сооружений на Селенге – крупнейшем притоке Байкала. На последующих заседаниях и консультациях были высказаны опасения российской стороны. По мнению российских экологов строительство и работа таких гидросооружений в бассейне реки Селенги, как ГЭС «Шурэн», может негативно сказаться на экологии озера Байкал и дельте самой Селенги [3].
Помимо данного проекта Монголией рассматривается вариант строительства ГЭС на притоке Селенги – реке Орхон (проект носит название «Орхон-Гоби», имеет своей целью «борьбу с опустыниванием»).
В 2013 году появился проект возведения ГЭС на реке Эгийн-Гол. В 2015 году правительство Монголии заключило концессионный договор с China Gezhuba Group Ltd о создании ГЭС, а кроме того, монгольский Парламент одобрил Соглашение Правительства Монголии с Экспортно-импортным банком Китая (The Export-Import Bank of China), предусматривающее кредит от этого банка в 1 миллиард долларов на льготных условиях сроком на 20 лет. Причем свыше 700 миллионов от суммы предназначается для ГЭС «Эгийн-Гол». Примечательно, что с 2016 года финансирование данного проекта китайской стороной приостановлено.
Помимо вышеуказанных трёх ГЭС, существует проект строительства четвёртой – ГЭС «Чаргайт».
Международное сотрудничество РФ и Монголии по вопросам охраны и использования трансграничных рек на начальном этапе сотрудничества России и Монголии в данной сфере регулировалось Соглашением между СССР и Правительством Монгольской Народной Республики о рациональном использовании и охране вод бассейна реки Селенги от 3 июля 1974 года (не применяется в настоящее время) [4]. Впоследствии вступило в силу Соглашение между правительством Российской Федерации и Правительством Монголии по охране и использованию трансграничных вод от 11 февраля 1995 года предусматривают рациональное использование вод бассейна реки Селенги [5].
Принимая во внимание значимость озера как особого ресурса и уникального объекта экосистемы, проект MINIS (Mining Infrastructure Investment Support Project), осуществляющий свою деятельность под руководством Всемирного банка,на базе Министерства природных ресурсов республики Бурятия разрешает ряд вопросов относительно влияния строительства и функционирования ГЭС, планируемых к возведению [6]. Как проект по поддержке инвестиций в развитие инфраструктуры, MINIS осуществляет техническую помощь, направленную на проведение технико-экономических исследований, выраженную в рассмотрении возникающих приоритетных вопросов, оценке экономических последствий и воздействии на окружающую среду предлагаемых проектов в области гидроэнергетики [7]. Согласно требованиям операционной Политики Всемирного банка применительно к экологической оценке (OP 4.01), по предварительным результатам региональной экологической оценки должны проводиться консультации с обеими сторонами – как с Монголией, так и с Россией [8].
Участники консультаций, в свою очередь, сходятся во мнении, что разработка проекта Шурэнской ГЭС (и, в меньшей степени, проекта «Орхон») невозможна без причинения существенного вреда экосистеме озера Байкал. Основная критика со стороны заинтересованных сторон касается озера Байкал и долин крупных водотоков бассейна Селенги. Обеспокоенность относительно действий по проектам ГЭС находит отражение в вышеупомянутых Протоколах заседаний Российско-Монгольской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, а также в авторитетных частных мнениях экспертов. Так, к примеру, на заседаниях российско-монгольской рабочей подгруппы по научному сопровождению разработки материалов для комплексного рассмотрения вопросов, связанных с планируемым строительством в Монголии гидротехнических сооружений на водосборной территории реки Селенги, председатель первого заседания Рабочей группы научный руководитель ИНЦ СО РАН академик Игорь Вячеславович Бычков, а также заведующий лабораторией гидроэнергетических и водохозяйственных систем Института систем энергетики им. Л. А. Мелентьева СО РАН доктор технических наук Вячеслав Михайлович Никитин утверждают, что невозможно гарантировать сохранение экосистем в состоянии, близком к естественной среде.
Ранее указанные Соглашения с Монголией содержат такое понятие, как «негативное воздействие», означающее любые значительные вредные последствия для окружающей среды, человека и материальных объектов, возникающие в результате изменения состояния трансграничных вод, вызываемого деятельностью человека, физический источник которой расположен на территории другой Стороны. Оправдано ли заявление MINIS о «надежном и устойчивом комплексе внутренних источников энергии для удовлетворения растущего спроса, сокращения загрязнения воздуха и выбросов углерода» даже при условии того, что «негативное воздействие» – понятие оценочное? С большой долей вероятности, нет. Каковы предпосылки утверждать обратное, в противовес экспертным исследованиям MINIS?
Во-первых, совокупно планируемых к постройке ГЭС не хватит для энергизации и выход на мировой масштаб, что при привлечении иностранных инвесторов явно является некоторым приоритетом. Возникает вопрос о необходимости привлечения иностранных инвесторов в случае, если база ориентирована на сотрудничество с Россией, при том, что МЭС Сибири (Магистральные электрические сети Сибири) обеспечивают межгосударственные перетоки электроэнергии в Монголию.
Во-вторых, мощность, к примеру, Шурэнской ГЭС планируется составлять 300 МВт, что по утверждению проекта MINIS «позволит удовлетворить растущий спрос на электроэнергию и будет способствовать увеличению доли возобновляемых источников энергии, в то время как объект обеспечивает хранение воды, хранение энергии и смягчение последствий наводнений и засухи». Опровержением данного тезиса является факт отсутствия необходимого объёма приточности Селенги, способного обеспечить беспрерывную и бесперебойную работу ГЭС. Возможна выработка определённых мощностей в периоды многоводья (например, в весенний период таяния снегов или в осенний сезон дождей), однако так как такие периоды кратковременны, то в основной своей массе ГЭС останутся недозагруженными, что, в свою очередь, и повлечёт перебои в их работе. Обратная же ситуация спровоцируют сработку водохранилищ, что опять-таки не свидетельствует о надёжности данных ГЭС и тем более об их экологичности.
ГЭС нельзя назвать абсолютно стабильным механизмом, точно отвечающим своим техническим установкам. Вероятные и непредвиденные ситуации, провоцируемые возможными перебоями в работе, в особенности на этапе ввода в эксплуатацию способны нанести значительный урон экологии определённой местности.
Так, прогнозируя факторы возможного изменения существующих природных и социальных условий, реальные меры по предотвращению возможных последствий были приняты в селе Кеуль, что выразилось в переселении жителей села. Однако, нельзя не отметить, что реализованные предосторожности были оправданы – Кеуль так и не попал в зону затопления Богучанской ГЭС. Говоря об ухудшении состояния окружающей среды, стоит отметить, что споры по поводу чистки местности села, превратившегося в развалины, ведутся и по сей день.
В то же время во второй половине ХХ века, в период строительства Усть-Илимской и Братской ГЭС, непредвиденные подсчётами энергетиков подъёмы воды, повлекшие затопления, покрыли огромные площади. Помимо неблагоприятной экологической обстановки, здесь же отмечаем и экономические последствия, и простои в связи с перепланировкой отдельных объектов.
По итогам 42-ой сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, состоявшейся в 2018 году, было принято Решение по Байкалу (Decision : 42 COM 7B.76) [9, 10].
По данному пункту международная экологическая коалиция «Реки без границ» полагает, что в целях более эффективного российско-монгольского взаимодействия, существует необходимость проведения совместной трансграничной СЭО, выполняемой под эгидой и посредством использования механизмов Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и охватывать все существующие планы развития гидроэнергетики, программ управления водными ресурсами и охраны экосистем бассейна озера Байкал [12]. Таким образом, СЭО будет являться максимально всесторонней и объективной, что позволит полноценно оценить риски и последствия воздействий ГЭС.
В настоящий период времени технические характеристики действующих ГЭС в Монголии не отвечают высоким требованиям, помимо прочего обладая малой мощностью (Дургунская ГЭС – 12 МВт, Тайширская ГЭС – 11 МВт). Постройка новых ГЭС не обозначит прогрессивного развития энергетики в Монголии даже несмотря на усиленные мощности, а самое главное – не оправдает строительство, потому как новые ГЭС нужны были бы для обеспечения развивающейся промышлености, запрашиваемой большие объёмы энергии, чего в Монголии нет. Здесь, возвращаясь к вопросу об инвесторах, стоит отметим, что вложенные инвестиции не будут оправданы, так как их окупаемость остаётся под сомнением.
Как отмечается, помимо гидроэнергии существует, по меньшей мере, четыре альтернативных, а главное – доступных способа получения энергии в Монголии:
1. Использование солнечной энергии.Несмотря на резко континентальный климат, количество солнечных дней в Монголии превышает в среднем 250/365(6), что значит более 2000 световых часов. Таким образом, за год с территории в один кубический метр можно получить от 1200 до 1600 кВт, где за один день мощность энергии составит 4,3-4,7 кВт.ч.;
2. Использование ветроэнергии.Открытые равнинные местности способствуют образованию ветров, усиливающихся в особенности весной, достигая 20-25 м/с. Ветроэнергетика как способ получения энергии отличается особой доступностью, в связи с отсутствием особых затрат на получение;
3. Получение геотермальной энергии.Несмотря на недостаточную изученность геотермальных источников, а также вне зависимости относительно ГЭС малой производительности геотермальных электростанций (ГеоЭС) с 1966 года данный метод получения энергии используется на территории РФ. 3/5 существующих станций располагаются на Камчатке, 2/5 – на Курильских островах (острова Итуруп и Кунашир). Практически на всей территории Монголии имеются холодные, тёплые, горячие и гипертермальные воды с температурой, достигающей 90°C;
4. Использование энергии биомассДанный способ получения энергии является, несомненно, самым древним и самым доступным. Общая площадь монгольского лесного фонда, часть из которого могла бы подлежать использованию в качестве энергии, составляет 15,2 млн. Га. У монголов есть возможность использования биомассы, однако вместе с доступностью использования энергии биомасс надлежит признать данный способ и самым сомнительным из всех перечисленных.
Исследования Национального центра возобновляемой энергии Монголии показали, что возобновляемая энергия может надежно генерировать необходимое топливо без образования при этом выбросов углерода или радиоактивных отходов [13].
Понимая возможность использования возобновляемой энергии, ещё в 2011 году Монголия заключила контракт с General Electric на создание ветропарка, оснащенного 31-ой ветровой турбиной мощностью 1,6 мегаватт, способного выработать 5% от общего объёма энергии Монголии [14]. Ветропарк Салхит расположен в 75 км. от Улаанбаатара. Он начал свою деятельность в июне 2013 года.
По заключениям некоторых авторов причиной нынешней политики Монголии является кризис, последовавший распаду СССР. Не будучи вовлечённой в мировые интеграционные процессы, Монголия изыскивает вероятные пути взаимодействия. Одним из таких вариантов стала энергетика. Привлечение материальных ресурсов, а также отношения с крупными мировыми организациями и сообществами, коими выступают в данной работе GE и ЮНЕСКО, оценивается Монголией как шаг к выходу из кризисной ситуации, погашение имеющихся долгов, существующих и по сей день, несмотря на списание ранее наличествующих.
Вне зависимости от того, какие именно проекты по строительству ГЭС будут реализованы (при их реализации), в большей или меньшей степени окружающей среде будет причинён ущерб, выражающийся в следующем:
Тесно сотрудничая в области энергетики, фактически между Монголией и РФ сегодня сложно говорить о реальной нормативной основе, отвечающей тенденциям современности. Как можно сделать вывод, при заключении / обновлении существующих договоров можно прийти к тем решениям, которые бы устраивали обе стороны без ущерба для окружающей среды.
Как видится вероятный вариант развития событий при отказе от идеи строительства ГЭС? Здесь, по опыту отношений с Монголией в данном сегменте, возможно говорить о модернизации ЛЭП и снижении тарифов на использование энергии.
Реальной обоснованности для сооружения ГЭС в Монголии не было и нет. Условия для обеспечения страны энергией созданы и поддерживаются на протяжении длительного периода времени Российской Федерацией. Обладая мощной энергетической базой и не используя на максимум потенциал МЭС Сибири ни РФ, ни Монголией (несмотря на транспортировку энергии) вряд ли вероятно говорить о действительно существующей необходимости установки вообще каких-либо способов получения энергии. Помимо прочего, существуют альтернативные способы получения энергии, на которые, при серьёзной необходимости, стоило бы обратить внимание в большей степени, учитывая, что опыт получения энергии не от ГЭС у Монголии уже имеется.
Рецензии:
16.12.2018, 18:12 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья на данную тему вызывает несомненный практический интерес и является актуальной. Однако необходимо добавить ряд обязательных разделов, которые являются главными для такого рода работ, а именно Цели, задачи, материалы и методы, а также Научная новизна. См., пожалуйста, раздел Авторам, Требования к статьям в журнале "SCI-ARTICLE.RU" (URL: http://sci-article.ru/verxx.php?i=10). В результате Вы наполните все необходимые разделы текстом, в том числе новым по своему содержанию; автоматически прибавится текст статьи. Заключение также нужно сделать более значимым и оригинальным, более тщательно и зримо сформулировать выводы. Нужно также расставить ссылки на библиографические сноски в тексте статьи: в тексте - 15, а в списке - 18. Статью следует доработать.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий