Полесский государственный университет
студент
Володько Ольга Владимировна кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и бизнеса, Полесский государственный университет. Дайнеко Ксения Николаевна, студентка, Полесский государственный университет
УДК 331.5
Введение: Пенсионное обеспечение населения в старости во всех государствах имеют конкретные трудности. Население стремительно стареет в результате повышения продолжительности жизни и понижения темпов рождаемости. Республика Беларусь может очутиться в затруднительном состоянии и иметь проблемы с выплатой своему пожилому населению пенсий и снабжению их медицинской и социальной помощью.
Актуальность темы заключается в том, что в силу данных проблем, вопрос реформирования системы пенсионного обеспечения населения сегодня особенно остро стоит перед Республикой Беларусь.
Цель работы: рассмотреть перспективы развития пенсионной системы Республики Беларусь.
В Республике Беларусь пенсионное обеспечение унаследовано от СССР и с распадом Союза видоизменилось мало. На сегодняшний день действует государственная распределительная пенсионная система (как в Германии и Франции). На размер пенсионного обеспечения оказывают воздействие продолжительность стажа и величина заработной платы работника, из которой выплачивались ежемесячно взносы. Современные пенсионеры получают пенсию благодаря работающим и нанимателям.
Трудовые пенсии выплачиваются из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (ФСЗН). ФСЗН не входит в состав государственного бюджета и формируется за счет страховых взносов работодателей, страховых взносов работающего населения, а также части средств государственного бюджета Республики Беларусь. Практически для всех работодателей взносы составляют 28% фонда заработной платы, а для работников – 1% от личного заработка.
Проанализируем основные показатели пенсионного обеспечения за 2013 - 2017 годы в Республике Беларусь.
Таблица 1 – Основные показатели пенсионного обеспечения в Республике Беларусь за 2013 – 2017 гг.
|
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Темп роста, 2017/2013,% |
Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, тыс. человек |
2 537,3 |
2 559,7 |
2 592,8 |
2 619,3 |
2 593,7 |
102,2 |
Средний размер назначенных пенсий, |
257,50 |
277,95 |
182,84 |
151,03 |
147,34 |
57,22 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [2]
Из таблицы 1 следует, что рост количества пенсионеров с 2014 г. по 2015 составил 33,1 тысячи человек, а пенсия уменьшилась на 95,11 $. Однако с 2016 г. по 2017 г. произошло снижение количества пенсионеров на – 25,6 тыс. человек, но пенсия вместо увеличения – уменьшилась на 3,69 $. При этом, в 2015 г. при количестве пенсионеров в 2 592,8 тыс чел. пенсия составляла 182,84 $ , а в 2017 г. при количестве пенсионеров в 2 593,7 тыс. чел. (больше всего на 0,042 %) пенсия составляла 147,34 $, т.е. уменьшилась на 19,205 %.
Таким образом, из таблицы 1 видно, что размер пенсий в Республике Беларусь недостаточен. Для увеличения пенсий необходимо развивать накопительную пенсионную систему в стране.
Отметим, что накопительное страхование – финансовый инструмент, помогающий поднять размер будущей пенсии. Сущность взносов в накопительной системе заключается в накоплении денежных средств, которые вырастают за счет начисляемых на них процентов. Очевидно, что чем раньше приступить к накоплению, тем крупнее получится сумма, образованная для выхода на заработанный отдых. Продуктивнее всего будет начинать накапливать с самого начала трудовой деятельности или как можно раньше.
Население Республики Беларусь всё ещё не так интенсивно принимают участие в накопительных программах, как европейцы. Лишь за последние пару лет белорусы начали присоединяться в накопительную систему.Например, за 2011 год в Республиканском дочернем унитарном страховом предприятии «Стравита» было подписано около 679 договоров, а за 2016 год - 9,5 тысяч [1].
Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду занятости и социальной защите в Республике Беларусь, представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду занятости и социальной защите, на конец 2017 года по областям и г. Минску (тысяч человек)
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [2]
Наименьшая численность пенсионеров на конец 2017 г. наблюдалась в Гродненской области (293,3 тысяч человек). Наибольший её показатель в г. Минске (484,4 тысяч человек).
Рассмотрим численность проживающих в областях и в г. Минске на конец 2017 г.
Таблица 2. Численность населения по областям и г. Минску, на конец 2017 (тысяч человек)
|
Брестская |
Витебская |
Гомельская |
Гродненская |
г. Минск |
Минская |
Могилевская |
2017 |
1 384,5 |
1 180,2 |
1 415,7 |
1 043,7 |
1 982,4 |
1 426,5 |
1 058,8 |
Удельный вес пенсионеров от численности населения, % |
24,5 |
29,2 |
27,9 |
28,1 |
24,4 |
27,7 |
28,4 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [2]
Проанализировав рисунок 1 и таблицу 2, сделаем вывод, что в Республике Беларусь проблемой является старение нации. Доля граждан, достигших 65-летняго возраста, по итогам 2017 года составила 14,7. От общей численности, что является одним из самых высоких показателей на постсоветском пространстве (в Украине – 15%, в России – 13%, а в республиках Средней Азии и Закавказья – 4-10%). При этом в соответствии с критерием ООН население страны считается старым, если доля пожилых людей старше 65 лет составляет 12%.
Для реформирования пенсионной системы Республики Беларусь можно предложить:
1. переход к системе, которая бы включала накопительный частный компонент с установленными взносами;
2. повышение возраста выхода на пенсию женщин до 60 лет. Это позволит исключить гендерный дисбаланс и поддерживать финансовую стабильность пенсионной системы до 2020 года. Постепенное поднятие пенсионного возраста не станет значительным социальным шоком, так как около 60% женщин в возрасте 55-59 продолжают активно участвовать на рынке труда;
3.поднятие пенсионного возраста женщин и мужчин до 65 летс дальнейшей привязкой пенсионного возраста к средней продолжительности жизни. Возраст выхода на пенсию лучше поднимать равномерно. По предоставленным данным Министерства труда и социальной защиты, если бы решение о повышении пенсионного возраста не было принято 11 апреля 2016 г. Указом Президента Республики Беларусь № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения», в соответствии с которым возраст выхода на пенсию возрос на три года, то к 2020 г. на 100 работников приходилось бы 66 пенсионеров, а в 2030 - 78. По оценкам экспертов увеличение пенсионного возраста позволит до 2020 г. сохранить на нынешнем уровне количество жителей в трудоспособном возрасте (около 5,5 млн. человек, а также удержать до 2027 г. действующее соотношение численности граждан трудоспособного возраста и старше трудоспособного) [5, с. 25-26].
Таким образом, осуществление всех вышеперечисленных мер должно будет обеспечивать достойный уровень пенсионного обеспечения, высокую степень гарантии и свободу принятия решений со стороны граждан.
Рецензии:
18.12.2018, 10:50 Тарханов Олег Владимирович
Рецензия: РЕЦЕНЗИЯ на статью «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ» авторов В.А. Горбачевской, О.В. Володько, К.Н.Дайнеко
Замечания:
1. В статье отдельные ее части не увязаны между собой:
1.1. Статья называется «Совершенствование ПСРБ»,
1.2. В АННОТАЦИИ указано «В данной статье рассматривается пенсионная система Республики Беларусь».
1.3. Во ВВЕДЕНИИ: ««Стареющие» страны могут очутиться в затруднительном состоянии»
1.4.В разделе Цель работы: «исследование отечественного опыта формирования пенсионной системы»
2. Из таблицы №1 следует, что рост количества пенсионеров с 2014 г. по 2015 составил 33,1 тысячи человек, а пенсия уменьшилась на 95,11 $. Однако с 2016 г. по 2017 г. произошло снижение количества пенсионеров на – 25,6 тыс. человек, но пенсия вместо увеличения – уменьшилась на 3,69 $. При этом, в 2015 г. при количестве пенсионеров в 2 592,8 тыс чел. пенсия составляла 182,84 $ , а в 2017 г. при количестве пенсионеров в 2 593,7 тыс чел. (больше всего на 0,042 %) пенсия составляла 147,34 $, т.е. уменьшилась на 19,205 %.
Очевидно, что цифры в таблице свидетельствуют о явном казусе в поведении пенсии и числа пенсионеров. Но, к сожалению, в статье этот казус даже не отмечен. Но раз не отмечен, то в статье нет выявления и причин этого казуса.
3. В статье изложен вывод: «размер пенсий в Республике Беларусь недостаточен», но не приведены обоснования этого вывода. Ведь цифровое снижение пенсии - не есть обоснование недостаточности уровня пенсий. Т.е. вывод не опирается на конкретные исследования, из которых должен был бы следовать вывод о недостаточности пенсий.
4. Вывод в статье: «Также следует заметить, что все сотрудники и наниматели должны уплачивать страховые взносы» - не понятен. По крайне мере, этот вывод свидетельствует о том, что авторы статьи как бы указывают на нарушения гражданами Белоруссии (Республики Беларусь) принятого в республике законодательства. Стало быть, этот вывод должен опираться на судебные решения и статистику по наказанию нарушивших закон. Но этого в статье нет.
5. Вывод в статье: «Для увеличения пенсий необходимо развивать накопительную пенсионную систему в стране», - сделан, но никак не обоснован. В отсутствии обоснований нет оснований для принятия этого вывода.
6. В статье нет исследований о благополучии нанимателей и работодателей БЕЛАРУСИ на фоне уменьшения пенсий пенсионеров.
7. В статье не анализируется поведение пенсионеров во Франции, в которой за последние несколько лет произошло увеличение стоимости еды на 300%. Не ясно, помогает ли Франции и другим странам развитого капитализма отдых в них нанимателей Беларуси? Ведь в Беларуси, несмотря на уменьшение пенсий, белорусы не выходят на улицы, а надеются на улучшения ситуации с пенсиями.
8. В статье вывод: «в Республике Беларусь проблемой является старение нации» не опирается на исследования в смысле выявления обоснований именно для этого вывода О ПРОБЛЕМЕ. Ведь в Средней Азии, а это также республики бывшего СССР, СТАРЕНИЕ не превышает 4%. Стало быть, нужны исследования этого парадокса.
9. Выводы в статье под № 1, 2, 3 – не подкреплены обоснованиями. Поэтому, в отсутствии обоснований соглашаться, в научном смысле, с этими выводами нет никаких оснований.
10. Возможно, авторам статьи могут быть полезны исследования, показавшие, что развитию экономического организма в настоящий исторический период мешают положения в аграрных, экономических, философских науках, не соответствующие сути экономических явлений в экономике. Эти исследования приведены в статье Тарханов О.В. Кризис международной безопасности как следствие системы научных заблуждений // Национальная безопасность и стратегическое планирование. № 3 (19), 2017, С. 94 – 100
ВЫВОД. Без устранения отмеченных недостатков статья не может быть рекомендована к опубликованию. Тарханов О.В.