Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экология, Науки о Земле
Размещена 25.12.2018. Последняя правка: 25.12.2018.
Просмотров - 5026

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ФАКТОР ГЛОБАЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА

Сова Анна Владиславовна

Волгоградский государственный аграрный университет

Студент

Щепотько Наталья Александровна, преподаватель института непрерывного образования волгоградского государственного аграрного университета


Аннотация:
Статья посвящена одной из серьезнейших глобальных проблем современности – изменению климата, истории его изменения. Отдельное внимание в работе уделено теме формирования экологического сознания человека, как одного из факторов, влияющих на изменение глобального климата.


Abstract:
Article is devoted by one of the most serious global problems of the present – to climate change, the history of its change. Special attention in work is paid to a subject of formation of ecological consciousness of the person as one of the factors influencing change of global climate.


Ключевые слова:
изменение; климат; потепление; экология; сознание; человек

Keywords:
change; climate; warming; ecology; consciousness; person


УДК 551.5+574

Введение

В любой точке Земли погода в разные годы меняется по-разному. Однако при всех различиях отдельных дней, месяцев и лет каждую местность можно характеризовать вполне определенным климатом. [8] Климат складывается на протяжении веков и претерпевает различные изменения.

Локальным климатом называется совокупность атмосферных условий за многолетний период, свойственных тому или иному месту в зависимости от его географической обстановки. Локальный климат устойчив, если распределение климатов на земном шаре сравнительно мало меняется. [8]

Глобальным климатом называется статистическая совокупность состояний, проходимых системой атмосфера – океан – суша – криосфера – биосфера за периоды времени в несколько десятилетий. [8] Можно сказать, что климатическую систему Земли в целом формирует всё, что нас окружает. [2] Состояние глобальной климатической системы определяет характер климатообразующих процессов: теплооборот и влагооборот, атмосферная циркуляция.

Величина климатических колебаний изменялась и изменяется в широких пределах – от десятков градусов до десятых градуса, на протяжении миллионов лет, тысячелетий и столетий. Так, на большей части земного шара и особенно в средних и высоких широтах Северного полушария в первой половине текущего столетия замечено потепление климата, которое  сменилось похолоданием. В настоящее время снова заметна тенденция к потеплению.

Климат, являясь одной из физико-географических характеристик среды, окружающей человека (и все живое), оказывает решающее влияние на хозяйственную деятельность людей: на специализацию сельского хозяйства, размещение промышленных предприятий, воздушный, водный и наземный транспорт и т.п. [8]

Также и сам человек, являясь существом биосоциальным, оказывает большое влияние на окружающую его среду и, как следствие, на климат. Это происходит потому, что все элементы Природы взаимосвязаны, и за изменением одного из них – следует цепочка изменений в гораздо больших масштабах.
Научная новизна статьи сосотоит в том, что в ней раскрывается как развитие такого сознания у человека влияет на глобальный климат, то есть доказывается необходимость развития экологической культуры человечества ради будущего всей планеты.

Глобальное изменение климата

Тема является актуальной, потому что необычные погодные явления, наблюдающиеся во всем мире в последние десятилетия, говорят о том, что человечество стоит на пороге глобальной катастрофы. Цель этой статьи - донести как проблема изменения климата зависит от развития экологического сознания человека. Задача - объяснить связь между экологическим сознанием и глобальным потеплением. Материалом послужили знания, полученные из указанных и других источников, личные наблюдения за отношением людей к природе. Методом является наблюдение, а также опрос людей на тему экологического сознания (приведен ниже).

Климат Земли  многократно изменялся на протяжении всей истории планеты. [9] Начиная с ледникового периода и до 1880 года изменение климата (в среднем) выражалось чередованием высоких и низких температур. С 1550 по 1880 гг. Европа даже пережила «малый ледниковый период» - температура опускалась до минимума. После 1880 года климат постепенно становился теплее до 1950-х гг., когда средние показатели вновь понизились на 0,2-0,3ºС.

Однако, в течение 1970-80-х гг. среднемесячные температуры снова повысились. Стало очевидным, что с 1880 среднемесячные температуры увеличились примерно на 0,5 ºС. Это сопровождалось необычными погодными условиями: более жаркое лето, мягкие зимы, засухи и временами сильные бури. Все эти явления указывают на то, что климат Земли становится теплее. [9] Ученые считают, что эти изменения связаны с загрязнением атмосферы.

 Глобальное повышение температуры

Наряду с этим происходят изменения и в глобальном распределении осадков на планете. Вслед за изменением глобальной температуры происходит изменение их количества и характера. Многолетнее, среднемесячное, сезонное, годовое количество осадков, их распределение по земной поверхности, годовой и суточный ход, повторяемость, интенсивность являются определяющими характеристиками климата. [13] Например, в феврале 2018 г. на Европейской части России по данным Гидрометцентра месячное количество осадков предполагалось на большей части территории около многолетнего количества;  в Центральном федеральном округе, на западе Приволжского федерального округа, в Калининградской, Волгоградской и Ростовской областях, в Крыму и Краснодарском крае – больше. 

Факторы, влияющие на изменение климата

Один из основных факторов – увеличение содержания углекислого газа (СО2)  в атмосфере. Его содержание увеличивается в результате сжигания древесины и ископаемого топлива. Кроме того, с уничтожением лесов остается все меньше растений, поглощающих этот газ из воздуха. [9] К другим основным загрязнителям относят оксиды азота NOx (как правило, NO2); диоксид серы SO2, к нему наиболее чувствительны хвойные и лиственные леса; соединения свинца; атмосферная пыль различного химического состава и происхождения. Суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферу над территорией России в 1991 году составил 53 млн т, из них выбросы от стационарных источников – 32 и от автотранспорта – 21 млн т. [7] Здесь очень важен уровень развития экологического сознания – чем он выше – тем больше очистных сооружений, фильтров воздуха на предприятиях, а также, стремление к переходу на экологичное топливо для транспорта.

С развитием экологического сознания человечество открыло альтернативные источники энергии, которые не загрязняют биосферу. Вместо АЭС и ТЭС и потребления нефтепродуктов в огромных количествах  – альтернативные источники энергии: энергия ветра, Солнца, биогаз и др. Переход на «Зеленую» энергетику в настоящее время наблюдается во многих странах, включая Россию. Например, наибольшей мощностью обладает Зеленоградская ветроэнергоустановка в Калининградской области (5,1 МВт), в Волгограде построена солнечная электростанция мощностью 10 МВт. Понятие энергосбережения также появилось с развитием экологического сознания. Энергосбережение заключается в более эффективном применении энергии, при котором обеспечивается такой же или более высокий уровень отопления, освещения, транспортных услуг, производительность труда и т. д. при меньших затратах энергии.

К «зеленой энергетике» также относятся геотермальная энергия, энергия приливов и отливов, гидроэнергия, ядерная энергия, энергетическое применение биомассы.

Эти виды чистой энергетики не так близки к экологическому сознанию, как ветровая и солнечная энергии. В случае геотермальной энергии это объясняется тем, что в недрах Земли в результате распада природных радиоактивных веществ происходит постоянное высвобождение энергии, а внутренняя часть планеты представляет собой расплавленную горную породу, которая время от времени вырывается наружу в виде вулканических извержений и других загрязнителей, например, соединений серы. [7] Эти примеси вызывают коррозию оборудования станции и выбрасываются в окружающую среду, загрязняя воздух и воду. Отходы геотермальных станций, содержащие серу, можно сравнить по вредности воздействия на окружающую среду с теми, которые выделяют ТЭС. Также, горячий рассол, который спускают в реки, может привести к экологической катастрофе.

В приливах и отливах заключена большая энергия. Для получения этой энергии поперек устья морского залива строится плотина с турбинами. Вода проходит через отверстия в плотине и приводит в движение турбины, генерируя электроэнергию. Но плотина нарушит уже сложившиеся механизмы перемешивания и циркуляции вод, помешает миграции морских организмов, будет задерживать наносы т. д.

Экологические проблемы приливно-отливных электростанций схожи с проблемами гидроэнергии. Строительство плотин приводит к затоплению речных долин и, как следствие, к гибели их растительного и животного мира, исчезновению лесов, сельскохозяйственных угодий и т.д.

Ядерная энергия (АЭС) гораздо экологичнее ТЭС, но проблема захоронения радиоактивных отходов существует в обоих случаях. Радиоактивные отходы ТЭС составят около 100 тыс. т золы, а отходы АЭС – около 2 т. Также тревогу вызывают возможности аварии на АЭС.

Биомассу применяют в виде топлива или перерабатывают в различные его виды. Способ прямого сжигания порождает загрязнение воздуха дымом от дровяных печей, к тому же, снова возникает проблема сведения лесов. Получение метана (природного газа) в результате питания бактерий органикой в анаэробных условиях и получение спирта в результате питания дрожжей в анаэробных условиях сахаром или крахмалом, являются полностью экологичными.

СО2  накапливается в атмосфере, что является причиной парникового (тепличного) эффекта. Парниковый эффект поддерживает тепловой баланс планеты и наиболее полно проявляет себя ночью, но с увеличением количества парниковых газов все больше исходящего от поверхности излучения задерживается атмосферой, что ведет к росту температуры.
Также, остро стоит проблема озоновых дыр. Одни из главных разрушителей озонового слоя – ХФУ (хлорфторуглеводы). Они применяются при производстве холодильников, моющих средств, товаров из пенопласта. [6]
В процессе химических реакций с участием солнечного света хлор «отнимает» у озона атом кислорода, превращая его в обычный кислород.
Загрязнение атмосферного воздуха является и причиной кислотных дождей. Такие кислоты, как серная (H2SO4), соляная (HCl), азотная (HNO3) и др. вымываются из атмосферы осадками, образуя кислотные дожди. [5] Также, кислотные дожди может вызвать сжигание ископаемого топлива, при котором выделяется SO2. У нормального дождя pH=5,6, то есть он слабокислый. [7] Вобрав в себя диоксиды азота и серы, дождь становится заметно кислым. Ежегодный выброс в тропосферу сернистого газа составляет 145 млн т. [7] Негативное воздействие кислотных дождей на биосферу проявляется в деградации лесов, подкислении рек и озер, повышении кислотности почвы. В России площадь значительного закисления от выпадения кислотных осадков достигает несколько десятков млн га. [3]

Огромные изменения в климат вносит сельское хозяйство. В частности, сопутствующая ему мелиорация земель. Строительство мелиоративной системы изменяет направленность и интенсивность природных процессов в почве и приземном слое атмосферы, вызывая изменения всей экосистемы региона. [4] Большой ущерб почвам наносят пестициды. Важные особенности пестицидов - высокая биологическая активность и токсичность. Их применение в глобальных масштабах обеспечивает неизбежное поступление пестицидов в биосферу.

Непрерывное сведение лесов сильно осложняет экологическую обстановку на Земле. Расчеты показывают, что современный человек в течение своей жизни применяет около 200 деревьев (это мебель, игрушки, тетради, спички и т. д.). [7] Это число можно сократить если производить печатную продукцию, мебель и др. из переработанного второсырья.  Вырубки приводят к эрозии почв, опустыниванию и, как следствие, к глобальному потеплению. Велик человеческий фактор и в лесных пожарах. Снова очевидно проявление экологического сознания, точнее его отсутствия в ситуациях с преднамеренным или случайным поджогом леса.

Экологическое сознание человека

Если обобщить все перечисленные и многие другие факторы глобального изменения климата, можно сделать вывод, что большая их часть происходит от деятельности человека, является антропогенной.

По мере развития, человечество оказывало на природу влияние разного масштаба. Постепенно, с научным и техническим процессами шло и духовное развитие. Осознав, какой вред наносит планете, человечество стало учиться его минимизировать. Стали разрабатываться и создаваться экологичные технологии производства, призванные снизить отрицательное воздействие на природу.

Тот день, когда человек впервые задумался о наносимом им ущербе, можно считать днем появления такого понятия, как «экологическое сознание». В то же время, экологическое сознание можно считать и новым фактором, влияющим на изменения в климате планеты.

Становление экологического сознания характеризуется такими признаками, как глобальность, переосмысление всех основных мировоззренческих вопросов [1], осознание себя частью природы, а не ее «царем».
 Экологическое сознание - это рассмотрение любых производственных и социальных вопросов с учетом экологических факторов и последствий, это экологический подход к решению определенных проблем. В настоящее время экологическое сознание начинает прививаться с детства.

Экологическое сознание проявляется в переходе на экологичное топливо для транспорта, или, на так называемый «эко-газ»; переработка твердых и очистка жидких бытовых отходов; вторичное применение сырья; создание большого количества заповедников, природных парков и т.д. Это и характеризует экологическое сознание как фактор, влияющий на изменение климата.

Чем ниже уровень такого сознания у людей – тем сильнее страдают экология и климат. Это сопровождают вырубки лесов, свалки отходов, неограниченный выброс вредных веществ от промышленности, слив отходов в реки и моря.

Соответственно чем выше уровень экологического сознания – тем больший процент сырья применяется повторно, меньше выбросов в атмосферу, больше древесной растительности, а вместе с этим – постепенное прекращение сведения лесов, очищение воздуха, уменьшение количества озоновых дыр, т.е. нормализация экологического и климатического состояния Земли.

Экоцентризм и антропоцентризм

Практически во всех сферах жизни человека в его сознании укрепилось представление о себе, как о хозяине планеты. Поведение людей по отношению к окружающей среде основано на парадигме «человеческой исключительности», и это одна из главных причин экологического кризиса на планете. [3]

Антропоцентрический тип сознания основан на представлениях «человеческой исключительности». В нем можно выделить основные черты:

  1. Человек – высшая ценность, а природа ему подчинена и существует ради его интересов.
  2. Иерархическая картина мира – на вершине пирамиды стоит человек, немного ниже – вещи, созданные человеком, а еще ниже – объекты природы.
  3. Смысл и цель взаимодействия с природой – получение выгоды, пользование ей.
  4. Этические взгляды распространяются только на мир людей.
  5. Развитие природы – процесс, подчиненный развитию человека.

Такое мировоззрение господствовало в эпоху роста промышленности, когда человек хотел владеть природой, быть ее хозяином. Но существовали и другие представления, по которым человек считался неотделимым от природы. Развитие таких представлений началось на рубеже ⅩⅠⅩ и ⅩⅩ вв. К. Марксом и Ф. Энгельсом были высказаны положения, суть которых заключалась в том, что человек не может изменять законы природы, главенствовать над ней, потому что он находится внутри нее. По словам К. Маркса: «Человеческие проекты, не считающиеся с великими законами природы, приносят только несчастье». За это время человек уже успел значительно загрязнить биосферу и разрушить множество экосистем, что отразилось на глобальном климате, вызвав опасения по поводу глобального потепления.

Промежуточным этапом между антропоцентризмом и экоцентризмом можно считать биоцентризм. В его основе – равенство всех живых существ, признание духовности Природы. Мыслитель-гуманист А. Швейцер отмечал, что «только этика благоговения перед жизнью совершенна во всех отношениях». По его мнению, недостатком существующих этических систем являлось исключение из них любых живых существ, отличных от человека.

Постепенное развитие сознания пришло к экоцентризму – рассмотрению природы как самостоятельной ценности. Ее охрана осуществляется не ради человека, а ради самой природы. Сюда входит также понимание необходимости коэволюции человека и биосферы.

Особенности экоцентризма:

  1. Гармоническое развитие человека и природы – высшая ценность. Человек – часть природы, так же, как и другие живые существа.
  2. Отказ от иерархической картины мира. [3]
  3. При взаимодействии с природой удовлетворяются потребности и человека и всего природного сообщества.
  4. Взаимодействие человека и природы правильно только тогда, когда не нарушается существующее экологическое равновесие.
  5. Этические воззрения распространяются и на взаимодействия между людьми и на взаимодействия с природой.
  6. Развитие природы и человека проходит в гармонии, коэволюции.

Однако стоит учесть, что не все люди стремятся к развитию экологического сознания и остаются на ступени антропоцентризма. Им присуще потребительское отношение к природе и следование высказыванию русского советского биолога и селекционера И.В. Мичурина:«Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача». Такой подход все еще довольно распространен среди людей, но в последнее время становится заметнее развитие экоцентризма среди людей всех возрастов.

Человечество не сможет существовать без экологического сознания. Подтверждение этому можно найти в изменении климата, проследив динамику температуры с 1881 по 2010 гг. в мире:

 Динамика температуры с 1881 по 2010 гг. в мире

Из диаграммы видно, что температура постепенно растет. В основном изменение климата происходит из-за антропогенного воздействия, а значит, человеку надо уменьшить количество парниковых газов в атмосфере, меняющих ее температурную структуру, путем применения чистой «зеленой» энергетики, установки фильтров и очистительных сооружений; развивать переработку и повторное применение второсырья, создавать как можно больше зеленых насаждений и др. Развитие экологического сознания и активные действия в области экологии и охраны природы помогут планете восстановить атмосферу до состояния, в котором она была до промышленной революции, а значит, вновь сделать изменение климата естественным и гармоничным, а не антропогенным со всеми вытекающими из него негативными последствиями.

О том же свидетельствует динамика температуры в России с 1880 по 2010 год:

 Динамика температуры в России с 1880 по 2010 год

ООН относит Россию к странам с наихудшей экологической обстановкой: 15 % ее территории – зоны экологического бедствия и экологического неблагополучия. [7] В сфере охраны окружающей природной среды задействованы все рычаги управления, включая природоохранные органы, нормативно-правовую базу, экономический механизм и т. д. Но ситуация остается критической из-за низкого уровня экологической культуры граждан.  Экологическая культура – это экологическая грамотность, информированность, способность людей применять свои экологические знания и умения в повседневной деятельности. К проявлению экологической культуры в повседневной деятельности можно отнести раздельный сбор твердых бытовых отходов.

Экологической культуре предшествует экологическое образование. Экологическое образование – целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками. [7]
В настоящее время экологическое образование начинается еще в школе. Цель таких уроков и курсов – привить детям любовь и уважение к природе, формирование знаний и убеждений, обеспечивающих развитие ответственного отношения школьников к окружающей их среде во всех видах их деятельности. Особую роль здесь играет психология, так как  эмоциональные и эстетические чувства в совокупности с научным восприятием природы являются основой для развития у детей любви и бережного отношения к окружающему их миру.

В настоящее время в школах России изучение экологии может проходить в рамках одного учебного предмета, например «Окружающий мир», «Экология», «Основы экологии» и т .д.; с помощью включения экологических тем и вопросов во все школьные предметы; проведением отдельных учебных курсов по экологии. Также велика роль внеурочной деятельности, например выезд со школьниками в заповедники, природные парки, уборка леса и др., что формирует у детей видение прекрасного в обычных природных явлениях. Формируется забота о природе, всех живых существах, которая распространяется на друзей и близких, проявляется, например, в уходе за комнатными растениями и т. д.

В будущем развитое с детства экологическое сознание поможет в решении глобальных экологических проблем, сделает планету чище, продвинет развитие альтернативных источников энергии, а как следствие – поможет остановить глобальное изменение климата от вышедшего за рамки антропогенного воздействия на природу.

Специалисты экологического профиля готовятся в настоящее время более чем в 40 университетах и академиях и 30 педагогических вузах России [7], например, в Волгоградском государственном аграрном университете.

Экологическое воспитание – это воздействие на чувства людей, их взгляды, с целью повышения сознательности, прививания бережного отношения к природе, интереса и озабоченности экологическим состоянием и развития осознанного и нравственного поведения в природной среде.

Основные понятия экологического воспитания:

  1. Жизнь каждого живого существа ценна и уникальна;
  2. Основа отношений с Природой – взаимопонимание и помощь, а не ее подчинение и уничтожение;
  3. Осознание уже недопустимого антропогенного воздействия на Природу;
  4. Осознание необходимости перемен в потребительском укладе жизни человека;
  5. Готовность к изменению системы ценностей и существующего поведения.

Действующим законодательством провозглашена всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования.

  • Всеобщность заключается в том, что экологическое воспитание и образование должны охватывать все общество.
  • Комплексность означает, что разные процессы воздействия на сознание граждан должны быть осуществлены в совокупности (комплексе) с учетом научно обоснованных методических требований и рекомендаций.
  • Непрерывность заключается в обязанности и праве граждан, деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую среду, проходить повышение своей квалификации по системе экологического образования и воспитания.

Цель экологического образования - формирование взглядов и образа жизни находящегося в гармонии с природой и постепенный выход из ситуации экологического кризиса. При этом обучение должно фиксировать достигнутый уровень и носить поисковый характер. [7]

Кроме системы экологического образования и воспитания существует просветительская деятельность, которой занимаются общественные экологические объединения. Просветительской деятельностью могут заниматься и не относящиеся к объединениям люди.
Цель просветительских мероприятий – привлечь внимание людей к экологической обстановке в стране и в мире, доступно и понятно объяснить суть глобальных экологических проблем, сформировать ответственное отношение к окружающей среде, развить желание участвовать в природоохранных мероприятиях.

Процесс преодоления экологического кризиса должен содержать не только научную, правовую и техническую, но и нравственную составляющие.

Одним из самых известных экологических объединений является международная общественная независимая экологическая организация «Гринпис». Благодаря этой организации люди во всех странах свободно узнают о существующих экологических проблемах, в том числе, о глобальном изменении климата, участвуют в мероприятиях по охране природы и тем самым повышают уровень своего экологического сознания.

Мной был проведен опрос 25 лиц в возрасте от 16 до 35 лет с целью выявления у них представления об экологическом сознании. Полученные ответы представлены в таблице:

Индивидуальный номер

Знаете ли вы, что такое «экологическое сознание»?

Как вы понимаете этот термин?

1

Нет

-

2

Нет

-

3

Нет

-

4

Нет

-

5

Да

«Отношение человека к Природе, осознание наносимого вреда или пользы»

6

Да

«Как человек воспринимает влияние его деятельности на окружающую среду»

7

Да

«Общение всех живых существ между собой»

8

Да

«Переживания человека об экологической обстановке»

9

Да

«Восприятие экологии, окружающего мира»

10

Да

«Как человек понимает экологическую ситуацию в мире»

11

Нет

-

12

Нет

-

13

Да

«Взаимоотношения человека и Природы»

14

Нет

-

15

Да

«Охрана Природы, усилия для поддержания здоровья Земли»

16

Да

«Действия, мысли человека, работающие во благо экологии, переживания за экологическое состояние Земли»

17

Да

«Отношение человека к Природе»

18

Да

«Понимание общей экологической ситуации и невозможности продолжения жизни и деятельности так же, как сейчас»

19

Да

«Осознание важности экологии, правила, позволяющие каждый день делать вклад в экологию (раздельный сбор мусора, например)»

20

Нет

-

21

Нет

-

22

Да

«Осознание ответственности за окружающую среду во всех смыслах этого слова: природную среду, среду жизни, общения»

23

Да

«Осознание личной ответственности перед природой, понимание последствий своей деятельности, стремление минимизировать (по возможности исключить) наносимый вред»

24

Да

«Осознание того, как важна экология, стремление каждый день делать жизнь экологичнее»

25

Нет

-

 

Результат: из таблицы видно, что большинство опрошенных (60%) понимают термин. На основе полученных ответов можно сделать вывод, что современный человек понимает важность экологического сознания, проявляет стремление сделать свою жизнь экологичнее.

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

Одним из важнейших проявлений экологического сознания является международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Его можно представить как глобальное экологическое сознание. Оно проявляется в объединении усилий всего человечества для предотвращения глобальной экологической катастрофы. Первое международное мероприятие по вопросам охраны окружающей природной среды было проведено в 1972 году на Стокгольмской конференции ООН, а в 2015 году было принято Парижское соглашение по климату (ограничение странами-участницами выбросов парниковых газов).

Природа едина, ей не важны государственные границы. В настоящее время ни одна страна не сможет решить экологические проблемы самостоятельно, поэтому люди понимают необходимость объединения. Например, если промышленные предприятия Англии выбрасывают в атмосферу с недопустимо высоким процентом вредных примесей, то это негативно сказывается не только на этой стране, но и на соседних Скандинавских странах. Экология стоит в ряду высших приоритетов глобальной системы международных отношений. Это прогресс в сознании людей, обусловленный регрессом состояния биосферы.

Человечество объединяется для решения экологических проблем и предотвращения глобального изменения климата, но в разных точках планеты продолжаются военные действия. Необходимо осознать, что войны – также являются следствием низкого развития сознания, понять, что планета Земля – одна и человеческий вид един перед всеми экологическими проблемами и вообще.

Любое действие человека тем или иным образом отражается на состоянии биосферы. Объединив все вышеизложенное можно сделать вывод, что экологическое сознание всегда играло важнейшую роль в деятельности человека, а в настоящее время оно должно помочь предотвратить глобальную экологическую катастрофу. Итогом антропогенного воздействия на биосферу является глобальное изменение климата, глобальное потепление. Не стоит забывать о том, что полностью остановить изменение климата невозможно, так как изменяется он не только под воздействием антропогенных факторов, но также и естественным путем. Но в наших силах помочь природе восстановить чистоту рек, биоразнообразие, снизить количество озоновых дыр и нормализовать теплообмен. Все это и многое другое возможно с развитием экологического сознания у человека. Помогать формированию такого сознания нужно с детства, а развивать его надо всю жизнь, воспитывая экологическое сознание и в других людях с помощью экологического образования и просвещения.

Прогнозирование климата

О климатических тенденциях принято судить по приземной температуре воздуха и режиму увлажнения за период в последние 100-120 лет.

Ученые предполагают, что в Сибири и на северо-востоке европейской территории России будет наблюдаться повышение температуры, увеличится испарение в теплое время года, что приведет к уменьшению влажности почвы в районах с избыточным увлажнением и усилению засушливости в районах с недостаточным увлажнением. В холодное время года возможно увеличение количества осадков в районе Северо-Восточной Европы и Сибири. Кроме того, моря Российской Арктики могут полностью освободиться ото льда.

Изменчивость увлажнения хорошо заметна в Нижнем Поволжье в 1990-е годы: в начале периода и в его конце осадков выпало больше нормы этого региона, что стало причиной замедления опустынивания. Однако середина и вторая половина 1990-х была очень засушливой.

В оценку и прогнозирование климатических условий важно включать степень развития экологического сознания. Как видно, на самых начальных стадиях развития экологического сознания у людей естественное изменение климата сильно «подгонял» антропогенный фактор, что способствует глобальному потеплению в настоящее время. Но по мере развития сознания, люди постепенно учились уменьшать, и по возможности, исключать вредное воздействие на окружающую природную среду.
Вывод: можно сделать прогноз - изменение климата под влиянием антропогенного фактора будет замедлено вследствие улучшения экологической обстановки сначала в отдельных регионах (с более развитым экологическим сознанием), а потом и в остальных регионах и в их совокупности.

Заключение

В наше время нельзя жить без экологической грамотности, экологической культуры, потому что от каждого зависит будущее всей планеты.

Библиографический список:

1. Деларю В.В., Социальная экология и массовое сознание. ВолГАСА, 2000.
2. Карлин Л.Н., Самусевич И.Н. Осмысление ноосферы. Глобальный климат, история и культура. – 2010.
3. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. Учебник для вузов. Изд. 9-е, доп и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 576 с. (Высшее образование)
4. Маслов Б.С., Минаев И.В. Мелиорация и охрана природы. – М.: Россельхозиздат, 1985. – 271 с., ил.
5. Платонов Г.В. Оптимизация отношения общества к природе и некоторые вопросы формирования экологического сознания. - Вест. Моск. ун-та. Сер.7 «Философия», 1986.
6. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
7. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования: Учебник для колледжей и средних специальных заведений. – Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2003. – 352 с.
8. Хромов С.П., Петросянц М.А. Метеорология и климатология. Издание московского университета, 2001. – 527 с.
9. Древо познания. М.: МС Ист Лимитед «Маршалл Кавендиш», 2002.
10. Парниковый эффект, изменение климата и экосистемы. Под редакцией Болина Б., Дееса Б.Р., Ягера Дж., Уоррика Р. Перевод с англ. Л., 1989.
11. Глобальный климат. Под редакцией Хотон Дж.Т. Л., Гидрометеоиздат, 1987. С. 501.
12. Климатология. Под редакцией Дроздова О.А., Кобышевой Н.В. Л., 1989.
13. Атмосферные осадки. Материал из Википедии – свободной энциклопедии. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Атмосферные_осадки (дата обращения 24.02.2018)




Рецензии:

26.12.2018, 10:13 Ахмадиев Габдулахат Маликович
Рецензия: Рецензент: Ахмадиев Габдулахат Маликович. Уважаемые коллеги! Работа в методологическом и методическом отношении не правильно построена. Как правильно написать научную статью, в этом отношении информации достаточно. После устранения этих замечаний возможно можно будет предоставить работу для открытой печати. Удачи Вам и с новым годом.

26.12.2018 13:13 Ответ на рецензию автора Сова Анна Владиславовна:
Спасибо Вам за замечания, мы намерены исправить все недостатки и предоставить исправленную статью! С Новым годом!



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх