Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №65 (январь) 2019
Разделы: Политология
Размещена 10.01.2019. Последняя правка: 09.01.2019.
Просмотров - 1861

Тенденции внешней политики государств тихоокеанского региона

Будаев Михаил Сергеевич

бакалавр философии

ГУО "Скирмантовский учебно-педагогический комплекс ясли-сад - средняя школа"

заместитель директора по основной деятельности

Аннотация:
Статья посвящена исследованию проявлений внешнеполитической активности государств Океании, связанной с балансированием между интересами более крупных государств с целью получения экономической выгоды. Предпринимается попытка обозначить причины и следствия данной модели поведения, а также общие черты характерные для дипломатии государств тихоокеанского бассейна.


Abstract:
The article is devoted to the study of the manifestations of the foreign political activity of the states of Oceania, which is associated with balancing between the interests of larger states in order to obtain economic benefits. An attempt is made to identify the causes and effects of this model of behavior, as well as common features characteristic of diplomacy of the states of the Pacific ocean.


Ключевые слова:
международная политика; признание государств; Океания; политика балансирования; оказание экономической помощи; непризнанные государства

Keywords:
international politics; recognition of states; Oceania; balancing policy; economic assistance; unrecognized states


УДК 327.81

Введение

Государства, расположенные в Океании, в большинстве своем, не имеют в наличии ни большого экономического и политического потенциала, ни потенциала символического, что сказывается на малом удельном весе данных государств в мировой политике. Однако традиционные для региона экономические трудности правительства стремятся решать за счет балансирования на противоречиях более крупных государств. В мировой прессе большинство упоминаний стран Океании появляется как раз-таки на фоне участия последних в торговле признаниями, дипломатических конфликтах и офшорных скандалах. Удачное позиционирование себя в качестве сторонника или противника одной из сторон определенного противостояния может принести бонус в размере нескольких десятков миллионов долларов. Подобного рода случаи имеют место быть в истории государств Океании довольно часто и позволяют, как заявить о себе из ситуации практически полного небытия, так и пополнить бюджет, что уже отмечалось выше. Влияние тихоокеанского региона на мировую дипломатию мало изучено и представляет интерес для таких дисциплин как теория международных отношений, регионалистика, политология и ряда других. Актуальность настоящего исследования заключается в необходимости теоретизации разрозненных и отрывочных сведений о роли государств Океании в международной политики. Цель – проанализировать место и влияние стран тихоокеанского бассейна в международных дипломатических отношениях. Задачи – рассмотреть существующие факты балансирования государств Океании между противоборствующими сторонами международных конфликтов, конкретизировать проявления активности данной группы стран в международной политике, привести факты экономического и политического поощрения тихоокеанских государств со стороны стран первого мира за определенную линию поведения.

Предпосылки политики балансирования

Страны тихоокеанского бассейна, несмотря на определенную привлекательность в качестве объектов для туризма, не имеют потенциала для выступления в качестве реальных субъектов международных отношений, что объясняется относительно невыгодным географическим положением и предельной отдаленностью от центров мировой политики, слабой экономической активностью региона и малой численностью населения [2, с.15]. В то же время, встречаются и исключения из общих правил. Так на протяжении второй половины ХХ века микронезийское государство Науру имело отличные экономические перспективы, обусловленные значительными запасами фосфоритов на острове. Однако недальновидная политика правительства уже к концу века привела республику к серьезному экономическому и политическому кризису.

  Перечисленные характеристики описывают данную часть земного шара как слабо развитый, депрессивный регион. Вместе с тем, страны Океании периодически имеют шанс включиться в решение насущных международных проблем и представляют повышенный интерес для государств, пытающихся выйти из статуса непризнанных и получить мировое признание.

Определенную роль в позиционировании тихоокеанских государств на поле международной политики играет следующий факт: три государства Океании из двенадцати независимых (не считая Австралии и Новой Зеландии, а также Папуа – Новой Гвинеи) находятся в свободной ассоциации с Соединенными Штатами Америки. Это – Федеративные Штаты Микронезии, Республика Палау и  Республика Маршалловы Острова. Данный статус предусматривает наличие общей внешней политики Соединенных Штатов и ассоциированных государств, финансовое дотирование экономик ассоциированных государств и обязательство Соединенных Штатов Америки по обороне территорий данных стран. Таким образом, три вышеперечисленных микронезийских государства взамен поддержки Соединенных Штатов в международных организациях, например при принятии решений Генеральной Ассамблеи ООН, получают дополнительные вливания в свои скромные государственные бюджеты.

Гораздо больший интерес вызывают случаи так называемой «торговли признаниями», когда финансовые средства странами Океании получаются взамен официального дипломатического признания того или иного государства, стремящегося перейти из разряда непризнанных и получить статус признанных. Такие случаи требуют более детального рассмотрения.

Признание и непризнание

Тихоокеанский регион, как уже отмечалось выше, находится вдали от тяжеловесов мировой политики. Однако существует ряд относительно влиятельных государств, которые стремятся заполучить поддержку государств Океании с целью реализации тех или иных собственных интересов. Китайская Народная Республика обширно инвестирует средства в экономики Океании, как и непризнанная Китайская Республика, стремящаяся заполучить признание стран региона в обмен на финансовые потоки. Государства Океании, в свою очередь, при получении очередного финансового транша выражают горячую поддержку одному из китайских государств. Стоит отметить, что когда средства подходят к концу, то или иное тихоокеанское государство, не испытывая угрызений совести, может выразить свою поддержку уже противоположной стороне, ожидая очередного инвестирования в свою экономику. Маршалловы Острова, Кирибати, Науру, Палау, Соломоновы Острова и Тувалу – шесть тихоокеанских государств из семнадцати стран мира, признавших независимость Тайваня. Особый интерес вызывает то, что Науру разрывало дипломатические отношения с Китайской Республикой в 2002 году, а спустя три года снова восстановило их. Красноречивым доказательствам существования «обратной связи» между дипломатическим признанием и «финансовой помощью» является анализ национального дохода стран, признавших Тайвань в год признания и последующий год. К примеру, Тувалу признало Китайскую Республику в сентябре 1979 года. Национальный доход этого островного государства в указанном году составлял 0,0074 млрд. долларов, а уже в последующий год возрос до 0,0080 млрд [3]. Кирибати признало островной Китай гораздо позже Тувалу, в 2003 году, однако общая тенденция сохраняется – в год признания независимости национальных доход Кирибати возрос с 0,093 до 0,11 млрд. долларов [4].

Государства Океании пытаются влиять и на более отдаленные от тихоокеанского региона политические процессы. Признание независимости Косова стало еще одним моментом проявления внешнеполитической активности таких стран как Маршалловы Острова, Науру, Федеративные Штаты Микронезии, Палау, Вануату, Кирибати, Тувалу, Фиджи, Тонга. Как и в случае с тайваньским вопросом, страны Океании склонны «пересматривать» ранее принятые решения в связи с изменение политической конъюнктуры. Соломоновы Острова в 2014 году решили отозвать признание Косова как независимого и суверенного государства.

В 2008 году у стран Океании появился очередной шанс проявить себя. Признание Абхазии и Южной Осетии помогло некоторым из них повысить свое внешнеполитическое влияние и получить определенные финансовые бонусы. Науру, Вануату и Тувалу решили выразить поддержку непризнанным северокавказским республикам и получить политическую и экономическую поддержку со стороны России. После признания Абхазии и Южной Осетии со стороны Науру, руководство этого островного государства активизировало внешнеполитические связи с Россией, что выразилось в нескольких официальных визитах делегаций Науру на территорию Российской Федерации [1].

По сложившейся традиции, спустя некоторое время, Вануату и Тувалу впоследствии отказались от признания, что очевидно было вызвано попыткой получить выгоду от государств, конкурирующих с Российской Федерацией на международной политической арене.

Выводы

Проведенный анализ показал, что попытка играть на противоречиях стран первого мира является для стран Океании значительным инструментом для достижения экономических целей. Данный вывод подтверждается активизацией внешнеполитической деятельности государств региона на фоне той или иной борьбы за признание очередного непризнанного государства. Экономические показатели указывают на существование реальных дотаций со стороны заинтересованных стран в бюджеты тихоокеанских государств.

Балансирование стран тихоокеанского бассейна доходит до крайностей в ситуациях, когда официальные дипломатические признания могут иметь место и отзываться, а затем вновь иметь место, что обуславливается предельно конъюнктурной политикой океанских стран в дипломатических вопросах.

Ряд государств Океании в принятии внешнеполитических решений сильно зависимы от Соединенных Штатов Америки, в свободной ассоциации с которыми они находятся.

Проведенное исследование показывает отсутствие какой-либо четко выраженной дипломатической линии стран Океании в международных отношениях и позволяет убедиться в ситуативном характере принятия большинства решений, связанных с признанием тех или иных государств.

Основной предпосылкой такой ситуации является низкий уровень экономического развития государств Океании, низкий уровень политической культуры правящих элит данных стран, а также небольшой возраст собственной независимости большинства государств тихоокеанского бассейна.

Библиографический список:


1. Пале С.Е. Российские интересы в Океании // Новое восточное обозрение (интернет-журнал) URL: https://ru.journal-neo.org/2018/01/10/rossijskie-interesy-v-okeanii/ (дата обращения: 03.01.2019)
2. Окунев И.Ю. Моделирование пространственных факторов развития микрогосударств и территорий Океании: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. полит. н.: Москва: 2011. – 33 с.
3. Кушнир И.В. Институт экономики и права Ивана Кушнира [Электронный ресурс] // Экономика Тувалу: сайт. – URL: http://be5.biz/makroekonomika/profile/tv.html (дата обращения: 03.01.2019)
4. Кушнир И.В. Институт экономики и права Ивана Кушнира [Электронный ресурс] // Экономика Кирибати: сайт. – URL: http://be5.biz/makroekonomika/profile/ki.html (дата обращения: 03.01.2019)




Рецензии:

10.01.2019, 16:11 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Будаева М.С. политологически ценная, облегчает понимание трудностей действий российской власти за рубежом. Немаловажно затрагивание судьбы взятых Кавказских республик. Ясно показано значительное, если не решающее влияние на политику рассмотренных государств власти США. Статья достойна публикации. Чтобы облегчить восприятие содержания работы читателями, стоит оговорить иммиграционный характер роста численности населения территорий, добавить бывшую ранее колониальную зависимость, перешедшую в привычку. Но сильно важно заключить о базисном влиянии экономического фактора на политический, который просматривается как надстроечный, что в историческом материализме.



Комментарии пользователей:

29.01.2019, 12:01 Котилко Валерий Валентинович
Отзыв: статья написана на актуальную и мало исследованную тему. представленная попытка обобщить разрозненные сведения об этом районе мира представляет интерес. статья может быть опубликована


Оставить комментарий


 
 

Вверх