Иркутский энергетический колледж
преподаватель английского языка
УДК 377
Введение. Психологам, педагогам, преподавателям и людям, занимающимся самообразованием, широко известен тот факт, что результат деятельности человека на 70-80 процентов зависит от мотива. Поэтому мотивация рассматривается как высшая форма регуляции деятельности людей.
Актуальность. Современная действительность предъявляет к молодому поколению такое требование, как способность адаптироваться к жизни в современном обществе. Эффективность обучения неразрывно связана с развитием мотивации у студентов к учению. Этого можно достичь путем перехода к личностно-ориентированным технологиям в обучении, которые помогают сформировать компетенции, необходимые для адаптации молодых людей в современном мире.
Проблема, поставленная в данной статье, заключается в развитии мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность обучающихся.
Цель статьи состоит в том, чтобы доказать, что проектно-исследовательская деятельность способствует развитию мотивации к учению у студентов.
Предметом исследования является влияние проектной деятельности на мотивацию обучающихся к изучению английского языка.
Основная проблема, с которой сталкиваются преподаватели английского языка в колледже, заключается в отсутствии мотивации к изучению иностранного языка у некоторых студентов. Часто обучающиеся приходят после школы с низким, почти нулевым уровнем владения иностранным языком. В основном это молодые люди, приезжающие из далеких деревень в город учиться. Такие студенты не верят в свои силы, поэтому не прилагают усилий для овладения иностранным языком. Другие студенты главной целью при изучении английского языка считают получение хорошей оценки или получение зачета. Для основной массы студентов английский язык не является обязательной учебной дисциплиной. Обучающиеся считают, что английский язык в жизни им никогда не пригодится, то есть у них отсутствуют мотивы познавательной деятельности при изучении английского языка.
Одним из решений этой проблемы мы считаем использование проектно-исследовательской деятельности при обучении различным предметам, в том числе, и английскому языку.
Этот метод изучается и применяется теоретиками и практиками в учебной деятельности давно, но от этого эффективность его воздействия на обучающихся не уменьшается, так как главное место в нем отводится самостоятельной работе студентов. Об этом говорится в примерной программе по английскому языку «организация образовательного процесса предполагает выполнение индивидуальных проектов, участие обучающихся в ролевых играх, требующих от них проявления различных видов самостоятельной деятельности: исследовательской, творческой, практико-ориентированной и др.».[1]
В нашем учебном заведении в 2017-2018 учебном году студентам 1-го курса предлагалось провести проектно-исследовательскую работу по одной из тем дисциплин по выбору.
Десять студентов из различных групп выбрали в качестве своих исследований проекты по английскому языку под руководством преподавателей. Студентами были созданы группы из 2-х или 3-х человек. Так как у студентов возникла сложность с формулировкой тем по английскому языку в силу специфики предмета, преподавателями был предложен список тем, как страноведческого, так и поликультурного характера, из которого студенты выбрали те темы, которые их интересуют. Темы были следующими: «связь языка и национального характера», «традиции и обычаи англичан», «видеоэкскурсия по достопримечательностям Иркутска на английском языке для иностранных туристов», «игра по странам изучаемого языка».
Для участия в научно-практической конференции студентам, работающим над проектами, предлагалось представить свои проекты в учебных группах. В итоге лучший проект был выбран студентами и одобрен преподавателями, это был проект «Видеоэкскурсия по достопримечательностям Иркутска на английском языке для иностранных туристов», который представили студенты 1-го курса группы КСК «Компьютерные системы и комплексы»: Наумова Анастасия, Добшинов Айдар и Минин Антон. В этом проекте преподаватели выполняли роль не наставника, вкладывающего знания в студентов, а консультанта и фасилитатора.
«Фасилитатор –(от англ.to facilitate-помогать, способствовать)- это в теории К. Роджерса, тот, кто оказывает содействие личности, становлению индивидуума, помогает ему в поиске и создании благоприятных условий для самоактуализации.» [2]
Выбор темы проекта был продиктован необходимостью узнать и рассказать больше информации об Иркутске и донести эту информацию до туристов. Основываясь на отзывах гостей города, студенты считают, что существует малая информированность туристов об интересных достопримечательностях Иркутска, поскольку Иркутск считается только транспортным узлом и дорогой на Байкал.
Студенты поставили перед собой такие задачи: расширить краеведческие знания об Иркутске, улучшить фонетические, лексические, грамматические навыки и навыки устной и письменной речи по английскому языку, повысить интерес иностранных туристов к городу как к культурному и историческому центру Восточной Сибири, создать авторскую видеоэкскурсию по достопримечательностям Иркутска, освоить программные средства для создания видео.
Работа студентов над проектом проходила в несколько этапов:
1. Знакомство с проблемой;
2. Формулирование темы исследования;
3. Определение объекта и предмета исследования;
4. Обсуждение плана работы в группах и индивидуально;
5. Самостоятельная работа студентов по обсуждению задания каждого в группе;
6. Самостоятельная работа группы по выполнению задания;
7. Подготовка к защите проекта, написание инженерной книги, создание презентации;
8. Защита проекта на конференции.
Студенты самостоятельно работали над всеми этапами своего исследования, Минин Антон выполнял роль оператора и монтажера, Наумова Анастасия выполняла роль руководителя проекта среди студентов и роль переводчика, а Добшинов Айдар выступал в роли диктора и переводчика. Первоначально предполагалось, что экскурсию будет проводить один гид с двумя туристами, но так как, по мнению студентов, это противоречило формату видеоэкскурсии и отсюда возникли сложности с реализацией видео, было принято решение изменить состав экскурсии на трех гидов. Студенты самостоятельно освоили программные средства для создания видео и успешно справились с этой задачей.
После окончания работы над практической частью студенты подготовили отчетную документацию в виде инженерной книги, презентации и успешно выступили с защитой своего проекта на научно-практической конференции «Проектная деятельность».
Итак, проектно-исследовательская деятельность обучающихся под руководством преподавателя в учебной работе выводит процесс обучения на новый уровень и несомненно способствует повышению мотивации обучающихся к изучению английского языка с помощью проектной деятельности.
Рецензии:
6.02.2019, 7:41 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: В статье представлен несомненно позитивный опыт использования личностно ориентированных технологий в учебном процессе, к которым относится проектно-исследовательская. Однако, важно понимать, что научная статья предполагает достаточно жесткий формат описания результатов своего научного исследования на основании принципов научности, доказательности, аргументированности и других. В этом контексте много противоречий .Если «Цель статьи состоит в том, чтобы доказать, что проектно-исследовательская деятельность способствует развитию мотивации к учению у студентов», то без экспериментального исследования (в комплексе констатирующего, формирующего этапов) ее реализовать невозможно. Далее, с одной стороны, автор ставит задачу доказать…, с другой представляете эту позицию как аксиому «Тот факт, что проектно-исследовательская деятельность обучающихся в действительной степени способствует формированию положительной мотивации к учению в настоящее время ни для кого не является секретом».
Утверждение «основная проблема, с которой я сталкиваюсь как преподаватель английского языка в колледже, заключается в отсутствии мотивации к изучению иностранного язика» не соответствует действительности, поскольку фундаментальные исследования проблемы мотивации свидетельствуют о значительной дифференциации мотивационной сферы как учащихся, так и студентов. Нет четкости в понятийном аппарате: в одном случае автор исследует проектно-исследовательскую деятельность, в другом – метод проектов, в выводах – использование творческих заданий. В таком виде статья не может быть опубликована в научном журнале.