Северо-Кавказский Федеральный университет
студентка
Сороченко Е. Н., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Северо-Кавказского федерального университета
УДК 80.0
Актуальность работы обусловлена, во-первых, изучением языковых репрезентаций универсальной слуховой категории восприятия, проявляющей индивидуальный взгляд на мир. Что вписывает данную работу в круг работ, выполненных в рамках антропоцентрического подхода к исследованию языка;
во-вторых, необходимостью систематического и многоаспектного описания лингвопоэтики А.Н. Майкова, т.к. до настоящего момента подробный анализ
лексических особенностей его поэтики с позиции категории перцептивности не проводился, что заключает в себе научную новизну данного исследования. Ограничение материала творчеством одного автора нацелена на выявление идиостилевых особенностей исследуемых поэтических произведений, описание индивидуально-авторской картины мира.
Цель исследования – выявление традиционных и
индивидуально-авторских способов репрезентации ситуации слухового
восприятия в поэзии А.Н. Майкова и их анализ в идиостилевом аспекте.
Цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1) анализ лексики слухового восприятия как средства передачи авторского мировидения;
2) выявление слухового восприятия и его вербализации в поэтическом тексте А.Н. Майкова;
3) анализ функций лексики слухового восприятия.
Вербализация чувственного восприятия как важнейшего фрагмента отражения общеязыковой картины мира является одной из актуальных проблем в исследовании перцептивной лексики. Умение человека воспринимать реальный мир относится к числу его фундаментальных возможностей наряду со способностью чувствовать, воображать, думать, понимать. «Результаты процесса восприятия (чувственные ощущения, представления и перцептивные образы) связаны между собой, эта связь основана на приобретенном опыте. Восприятие является своего рода связующим звеном между действительностью и мышлением человека» [2, с. 68]. В толковом словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой восприятие имеет такую трактовку: «Восприятие - 1. Действие по знач. глаг. воспринять. 2. Психол., филос. Отражение в человеческом сознании действующих в данное время на органы чувств, предметов и явлений материального мира, включающее в себя понимание и осмысление их на основе предшествующего опыта» [3, с. 764].
Для передачи восприятия каждого из пяти органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса) в языке существует особый круг слов. В своей совокупности все эти слова формируют семантическое поле чувственного восприятия. Через восприятие человека осуществляется отражательная функция языка.
Структура процесса восприятия всегда двухсторонняя: имеется субъект и объект перцепции. Категория перцепции в поэтическом тексте активно участвует в образной интерпретации субъектом восприятия как явного (внешнего) в окружающем мире, так и скрытого (внутреннего) мира индивида. Перцептивный аспект в художественном тексте выполняет различные функции: служит механизмом индивидуально-авторского смыслообразования, является средством описания слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний, но прежде всего, раскрывает оценочные характеристики, которые «направляют» образную интерпретацию, и, таким образом, объединяет продукт художественного восприятия автора и читателя. Слуховое восприятие одно из ведущих, хотя его объектные значения менее выражены материально, нежели объекты зрительного восприятия. Слух не только самый главный источник информации для человека, но и самый надежный способ в ее верификации.
Мысли об особой значимости чувственных оснований человеческого бытия и бытия Вселенной занимали центральное место в философских системах Ф. Гегеля, И.Г. Гердера и других мыслителей. Так, древнегреческий философ Эпикур основывает свою теорию познания на чувственном восприятии как единственном критерии истины.
Русский поэт девятнадцатого столетия А.Н. Майков взял за основу эпикурейскую философию восприятия жизни как прекрасным и отразил ее в своих «антологических стихотворениях». Это представление о жизни А.Н. переносит и на окружающую . В данном цикле стихотворений поэт обращается к Античности, к и событиям, к пантеистическому природы, к «языческому», миросозерцанию. Из противоречий жизни он уйти в мир гармонической античного искусства, ясную трезвость, равновесие жизнью человека и , совершенную пластичность .
В стихотворениях « цикла», «итальянского », циклов «Века и » и «Отзывы истории» А.Н. Майкова слуховое восприятие занимает центральное место, являясь смысловой доминантой в системе структурообразующих циклов. Важнейшую роль это чувственное ощущение играет и на уровне языковой системы, оно выполняет эмотивную функцию, например, в стихотворении «Звуки ночи» лирический герой, благодаря слуховому восприятию звуков ночи, испытывает ощущение спокойствия и умиротворения, состояния влюбленности и духовного влечения, на что указывают такие лексемы, как влюбленный, обвороженный:
«...Стою я, как влюбленный,
Стою и слушаю, тобой обвороженный...
Какая музыка под ризою твоей!»
Слуховой процесс выполняет и функцию аккумулятивную, которая передаёт сведения о культурной деятельности человека, реализация этой функции ярче всего проявляется в исторических циклах поэта. Так, например, в « Рима» поэт рисует культурного и красоту , людей и жизнь античного мира и мира, в котором живёт сам, используя при этом соответствующую лексику, описывающую или передающую слуховые ощущения.
Слуховое восприятие может осуществлять и когнитивную функцию, которая позволяет фиксировать результаты мыслительной деятельности субъекта восприятия и использовать их в актах коммуникации: «...Поэт! Ты слышишь эти звуки... Долой броню! Во прах копье!» (« Н. А. Некрасову по прочтеньи «Музы»).
Лексические единицы слухового лексико-семантического поля (слух, слышать, слышу, слушают, слышится и т.д.) в поэтических текстах А. Н. Майкова указывают, например, на результативность чувственного процесса, помогают в осмыслении услышанного: «...Даже сами мысли В слухе отдаются Музыкой чудесной...» («Только пир полночный»); «...Слышат бояре и шепчут, крестясь...» («В городце в 1263 г.»); или же указывают на то, воспринят предмет или отсутствует его целенаправленное восприятие: «...Господь, услышь мои моленья...» («Савонарола»); «...Ты не услышишь зова...» («Только пир полночный») и т.д.
Такие глаголы слухового восприятия, как слышать, слышу, послушайте, услышать и т.д., в стихотворениях А.Н. Майкова приобретают факультативные семы локативности, выражающие различение, восприятие звука в точке пространства и дополняющие лексическое значение данных глаголов в определенных контекстах (слышится, слышен, ослушался, прослушать): «…Слышится в келье порой лишь болящего бред...» («В городце в 1263 г») или «…Внизу — обрыв, где слышен рев драконов…» («Миньон») – где лексемы келья и обрыв называют конкретное место, в котором реализуется процесс данного чувственного восприятия. Также автор при помощи метафоры изображает локализацию слухового восприятия лирического героя, например, в стихотворении «Импровизация»: «...Мне сердца слышатся горячие порывы...».
Основными средствами вербализации слухового восприятия в поэтических текстах А.Н. Майкова являются и:
· устойчивые глагольные и прилагательные словосочетания c существительным (быть внимательным, закрывать уши, длинные уши, навострить уши, чуткий слух), например: «…И князь внимательнее слышит…» («Суд предков»); «…Его пленяли чуткий слух…» («Эпикурейские песни») и т.д.
· прилагательные, обозначающие звуковые характеристики (громкий, бесшумный, оглушительный; тихий, неслышный): «…Тихие речи вела…» («Вот уж и гроб!»); «…Этот звонкий, этот ясный Женский голос по рядам…» («Жанна Д'арк»); «…И эта жизнь не шумный пир…» («Барышне») и т.д.
· ряд существительных, которые репрезентируют звуковой объект и имеют в значении сему звучания (шум, звук, шорох, гул, рокот, вскрик, скрипение, треск, посвистывание, шелест, шуршание, шепот, фырканье, выкрик, говор, гомон, аханье, шушуканье), например, «…Под грохот бури…» («Вчера ‒ и в самый миг разлуки»); «…Он рос под говор вод и шелест тростников…» («Вакх»); «…Лишь шепот слышится в собраньи…» («Клермонтский собор») и т.д.
· безличные конструкции и инфинитив: «...Мне слышится, чей лик я всюду нахожу...» («О чем в тиши ночей таинственно мечтаю»); «...Слышать, как сучья трещат...» («Осень»).
Таким образом, анализ лексических единиц слуховой перцепции даёт понять, что для А.Н. Майкова «слух» связан с процессом познания окружающего мира и действительности. Семантическая многофункциональность слуховой лексики в языке лирики А. Н. Майкова не только участвует в формировании идиостиля автора, но и даёт представление о модели чувственного восприятия в русском языковом сознании.
Рецензии:
16.05.2019, 0:39 Глазырина Светлана Аркадьевна
Рецензия: Статья посвящена актуальной проблеме восприятия и репрезентации картины мира на материале поэзии А.Н. Майкова. Объектом исследования явилась малоизученная проблема: роль лексики звукономинации и звуковосприятия в идиостиле поэта. Проведенный анализ перцептивной (слуховой) лексики делает значимым и убедительным вывод о стилеобразующей значимости данного слоя лексики в поэтическом творчестве А.Н.Майкова. Статья имеет определенную научную значимость и может быть рекомендована к публикации.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий