кандидат исторических наук, доцент
Донбасская аграрная академия
преподаватель кафедры юриспруденции
УДК 930
Современная парадигма «новой исторической науки» базируется на изучении локальной, региональной истории [9, с. 335–337]. Осмысление нынешнего состояния развития высшего образования в Донецком регионе невозможно без изучения опыта предыдущих поколений. В данной связи, исследование истории развития Донецкого государственного университета – первого классического вуза Донбасса особенно актуально. Созданный в 1965 г., в 70-х–80-х гг. ХХ в. ДонГУ переживал наиболее бурный период своей истории, связанный с организационными переменами и подъемом на всех уровнях материально-технического обеспечения. Таким образом, цель данной статьи оправдывает ее научную новизну и заключается в том, что на основе подходов, принципов и методов современного исторического исследования была предпринята попытка комплексного анализа особенностей динамики развития Донецкого государственного университета в 70-х–80-х гг. ХХ в.
В указанный период Донецкий государственный университет развивался на фоне политических и социально-экономических событий, происходивших в стране. Главенство и руководящая роль Коммунистической партии в жизни советского общества непосредственно отразились на формировании научных знаний в Донецком регионе, что выразилось в полном контроле партийных органов за ходом педагогической деятельности в стенах университета. Такое положение вещей требовало расширения и улучшения организационной структуры вуза как ведущего научно-исследовательского центра в Донбассе, а также укрепления его материальной базы.
В 1970-е гг. ДонГУ развивался в плоскости технического переоснащения. В связи с увеличением студенческого контингента, который в 1973 г. составил 6344 человека, что на 748 человек больше, чем в 1965 г., в университете началось строительство студенческого городка [2, л. 61]. Проект его строительства был разработан еще в конце 1960-х гг., когда решением Донецкого горсовета была утверждена трехэтапная программа застройки [8, с. 51]. В этот период были построены главный корпус университета, здание химического факультета, а также были введены в эксплуатацию два новых 12-этажных общежития.
Второй этап строительства начался в середине 70-х гг. ХХ в. и был связан с активной деятельностью ректората университета – Г.Я. Пономаренко. В этот период было завершено строительство корпуса биологического факультета, введено в эксплуатацию здание подготовительного факультета для обучения иностранных граждан, продолжалось переоборудование и перепланировка старых университетских помещений. В 1976–1977 гг. был полностью переоборудован университетский оздоровительный пансионат «Наука», созданный еще при Сталинском пединституте на берегу Азовского моря. В 1979 г. было отремонтировано старое вузовское общежитие, находящееся по улице Челюскинцев, и передано семьям молодых ученых. В мае этого же года на территории студгородка начал функционировать пищевой блок под названием «Бригантина», обеспечивающий питание более, чем 1150 студентам [8, с. 54].
Расширение материально-технической базы университета также позволило решить проблему размещения двух новых факультетов – учетно-финансового и экономико-правового. Для осуществления научно-педагогической деятельности в эксплуатацию указанным факультетам было передано 5-этажное здание по улице Челюскинцев общей площадью 50 тыс. кв.м. [8, с. 54].
После завершения внутренней застройки для первостепенных нужд университета, во второй половине 70-х – начале 80-х гг. ХХ в. началось строительство зданий спортивно-оздоровительного направления. На протяжении 6 лет продолжались работы по созданию плавательного бассейна, возведение которого было приостановлено в 1972 г. из-за нехватки денежных средств, а в 1986 г. состоялось его торжественное открытие.
Улучшение материально-технической базы университета в начале 1970-х гг. позволило расширить сеть научно-образовательных структур вуза. Так, в 1973 г. с целью укрепления международных связей и увеличения студенческой базы в рамках Донецкого государственного университета был открыт подготовительный факультет для иностранных граждан. В Приказе по университету от 4 июня 1973 г. указано: «Организовать в Донецком госуниверситете с 1 сентября 1973 года подготовительный факультет для иностранных граждан с контингентом в 200 человек» [1, л. 133]. В сентябре того же года на подготовительном факультете был создан Ученый Совет, на который были возложены обязанности по координированию образовательного процесса и научной деятельности иностранных студентов [2, л. 46]. Для обучения в ДонГУ приглашались студенты из различных стран мира – Германской Демократической Республики (ГДР), Никарагуа, Алжира, Анголы, Кубы, Сирии, Мали и т.д.
Организационная инфраструктура факультета представляла собой две кафедры – естественных и общественных наук, каждая из которых имела в своем составе различные секции. Так, в рамках кафедры естественнонаучных дисциплин работали секции физики, химии, черчения и математики, а на кафедре общественных наук – истории и филологии [5, л. 4]. Штат кафедры естественных наук в 1973 г. состоял из 10 преподавателей, возглавлял которых кандидат педагогических наук Г.С. Евтухов. Кафедра общественных дисциплин объединяла 7 человек, во главе которых стоял кандидат исторических наук А.Н. Казанцев [3, л. 10].
В начале 1980-х гг. в рамках подготовительного факультета ДонГУ начался процесс объединения секций, вследствие чего были созданы три новые кафедры – общественных наук (с подсекцией «история»), естественных наук и русского языка (с подсекциями «русский язык – 1» и «русский язык – 2») в соответствии с гуманитарной или математической специализацией иностранных студентов. Кафедра русского языка занимала особое место в учебной и научной деятельности факультета, так как обучение основам русского языка было важным в подготовке иностранных студентов всех специальностей. В этот период контингент обучающихся на подготовительном факультете ДонГ составил 252 человека из 300 запланированных [6, л. 7].
Необходимо отметить, что в исследуемый период историческая наука мыслилась как неотъемлемая составляющая советской идеологической пропаганды, поэтому изучение данной дисциплины на подготовительном факультете имело особую значимость. Приоритетными темами для изучения были вопросы интернационального воспитания молодежи и прививания ей «коммунистической убежденности» [5, л. 15]. В целом, научная и педагогическая деятельность историков кафедры общественных дисциплин была направлена на формирование у иностранных студентов идеи единой «коммунистической народности» [4, л. 24 – 26].
В конце 1980-х гг. на подготовительном факультете произошли структурные изменения. С 1987 г. началась подготовка иностранных студентов по экономическим, химическим и биологическим специальностям. Высокий профессионализм преподавателей подготовительного факультета продемонстрировал положительные результаты в научной подготовке студентов вуза. В годовом отчете о работе факультета указывается, что на 24 мая 1988 г. 14 выпускников–иностранцев являлись студентами вузовской аспирантуры (в основном по химическим, биологическим и экономическим специальностям) [7, л. 25].
Подготовительный факультет для иностранных граждан стал важной структурной единицей университета, главной задачей которого являлась подготовка высококвалифицированных специалистов коммунистической убежденности. Это играло значительную роль в процессе налаживания международных контактов университета как в научной сфере, так и политической.
В целом, за 20 лет существования университета количество факультетов возросло с 7 до 12, а количество кафедр - с 51 до 67, из которых 46 были выпускающими. Усилиями кафедр к концу 1980-х гг. для народного хазяйства страны было подготовлено около 40 тыс. высококвалифицированных специалистов.
Таким образом, в 1970-х–1980-х годах был заложен фундамент для дальнейшего развития Донецкого университета как одного из ведущих исследовательских центров в регионе. Мощная материально-техническая база вуза позволила ему не только расширить сеть факультетов и кафедр, но и повлияла на качественные изменения, произошедшие в учебной и научно-исследовательской работе преподавателей.
Лаборатории и научно-исследовательские кабинеты вуза были оснащены передовым оборудованием и большим количеством наглядных пособий, которые способствовали полноценному развитию научных знаний в университете. Благодаря усилиям ректората вуза, а также городской партийной администрации, был решен ряд важнейших социально-экономических проблем студентов ДонГУ, связанных с жильем и питанием. Все эти мероприятия позволили Донецкому государственному университету стать одним из передовых центров научных знаний в Донбассе.
Рецензии:
5.04.2019, 8:38 Сильванович Станислав Алёйзович
Рецензия: Статья Терзи Елены Станиславовны «Развитие высшего образования в Донбассе в 1970-х – 1980-х гг. (на примере Донецкого государственного университета) соответствует требованиям, предъявляемым к публикациям в «Sci-article» и рекомендуется к публикации. Автору, с моей точки зрения, можно дополнить текст перечнем факультетов, которые были в университете в рассматриваемый период, и , быть может, правильнее буде написать «строительство корпуса биологического факультета» или «создание биологического факультета» (если речь идет о факультете), а не «строительство биологического факультета». С уважением С.А.Сильванович