Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №67 (март) 2019
Разделы: История
Размещена 05.03.2019. Последняя правка: 05.04.2019.
Просмотров - 1174

РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОНБАССЕ В 1970-х – 1980-х ГГ. (НА ПРИМЕРЕ ДОНЕЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Терзи Елена Станиславовна

кандидат исторических наук, доцент

Донбасская аграрная академия

преподаватель кафедры юриспруденции

Аннотация:
Данная статья посвящена изучению вопроса о развитии высшего образования в Донбассе в 70-х–80-х гг. ХХ в. на примере деятельности Донецкого государственного университета (ДонГУ) – первого классического вуза региона. Основное внимание уделено организационной структуре, а также материально-техническому обеспечению кафедр и подразделений университета.


Abstract:
This article is devoted to the study of the development of higher education in the Donbass in the 1970s – 1980s on the example of the activities of the Donetsk State University (DonSU) – the first classical university in the region. The main attention is paid to the organizational structure, as well as the material and technical support of the departments and divisions of the university.


Ключевые слова:
Донбасс; образование; наука; университет; факультет; кафедра; студенты; деятельность; коммунистическая идеология

Keywords:
Donbass; education; the science; university; faculty; department; students; activity; communist ideology


УДК 930

Современная парадигма «новой исторической науки» базируется на изучении локальной, региональной истории [9, с. 335–337]. Осмысление нынешнего состояния развития высшего образования в Донецком регионе невозможно без изучения опыта предыдущих поколений. В данной связи, исследование истории развития Донецкого государственного университета – первого классического вуза Донбасса особенно актуально. Созданный в 1965 г., в 70-х–80-х гг. ХХ в. ДонГУ переживал наиболее бурный период своей истории, связанный с организационными переменами и подъемом на всех  уровнях материально-технического обеспечения. Таким образом, цель данной статьи оправдывает ее научную новизну и заключается в  том, что на основе подходов, принципов и методов современного исторического исследования была предпринята попытка комплексного анализа особенностей динамики развития Донецкого государственного университета в 70-х–80-х гг. ХХ в.

В указанный период Донецкий государственный университет развивался на фоне политических и социально-экономических событий, происходивших в стране. Главенство и руководящая роль Коммунистической партии в жизни советского общества непосредственно отразились на формировании научных знаний в Донецком регионе, что выразилось в полном контроле партийных органов за ходом педагогической деятельности в стенах университета. Такое положение вещей требовало расширения и улучшения организационной структуры вуза как ведущего научно-исследовательского центра в Донбассе, а также укрепления его материальной базы.

В 1970-е гг. ДонГУ развивался в плоскости технического переоснащения. В связи с увеличением студенческого контингента, который в  1973 г. составил 6344 человека, что на 748 человек больше, чем в 1965 г., в университете началось строительство студенческого городка [2, л. 61]. Проект его строительства был разработан еще в конце 1960-х гг., когда решением Донецкого горсовета была утверждена трехэтапная программа застройки [8, с. 51]. В этот период были построены главный корпус университета, здание химического факультета, а также были введены в эксплуатацию два новых 12-этажных общежития.

Второй этап строительства начался в середине 70-х гг. ХХ в. и был связан с активной деятельностью ректората университета – Г.Я. Пономаренко. В этот период было завершено строительство корпуса биологического факультета, введено в эксплуатацию здание подготовительного факультета для обучения иностранных граждан, продолжалось переоборудование и перепланировка старых университетских помещений. В 1976–1977 гг. был полностью переоборудован университетский оздоровительный пансионат «Наука», созданный еще при Сталинском пединституте на берегу Азовского моря. В 1979 г. было отремонтировано старое вузовское общежитие, находящееся по улице Челюскинцев, и передано семьям молодых ученых. В мае этого же года на территории студгородка начал функционировать пищевой блок под названием «Бригантина», обеспечивающий питание более, чем 1150 студентам [8, с. 54].

Расширение материально-технической базы университета также позволило решить проблему размещения двух новых факультетов – учетно-финансового и экономико-правового. Для осуществления научно-педагогической деятельности в эксплуатацию указанным факультетам было передано 5-этажное здание по улице Челюскинцев общей площадью 50 тыс. кв.м. [8, с. 54].

После завершения внутренней застройки для первостепенных нужд университета, во второй половине 70-х – начале 80-х гг. ХХ в. началось строительство зданий спортивно-оздоровительного направления. На протяжении 6 лет продолжались работы по созданию плавательного бассейна, возведение которого было приостановлено в 1972 г. из-за нехватки денежных средств, а в 1986 г. состоялось его торжественное открытие.

Улучшение материально-технической базы университета в начале 1970-х гг. позволило расширить сеть научно-образовательных структур вуза. Так, в 1973 г. с целью укрепления международных связей и увеличения студенческой базы в рамках Донецкого государственного университета был открыт подготовительный факультет для иностранных граждан. В Приказе по университету от 4 июня 1973 г. указано: «Организовать в Донецком госуниверситете с 1 сентября 1973 года подготовительный факультет для иностранных граждан с контингентом в 200 человек» [1, л. 133]. В сентябре того же года на подготовительном факультете был создан Ученый Совет, на который были возложены обязанности по координированию образовательного процесса и научной деятельности иностранных студентов [2, л. 46]. Для обучения в ДонГУ приглашались студенты из различных стран мира – Германской Демократической Республики (ГДР), Никарагуа, Алжира, Анголы, Кубы, Сирии, Мали и т.д.

Организационная инфраструктура факультета представляла собой две кафедры – естественных и общественных наук, каждая из которых имела в своем составе различные секции. Так, в рамках кафедры естественнонаучных дисциплин работали секции физики, химии, черчения и математики, а на кафедре общественных наук – истории и филологии [5, л. 4]. Штат кафедры естественных наук в 1973 г. состоял из 10 преподавателей, возглавлял которых кандидат педагогических наук Г.С. Евтухов. Кафедра общественных дисциплин объединяла 7 человек, во главе которых стоял кандидат исторических наук А.Н. Казанцев [3, л. 10].

В начале 1980-х гг. в рамках подготовительного факультета ДонГУ начался процесс объединения секций, вследствие чего были созданы три новые кафедры – общественных наук (с подсекцией «история»), естественных наук и русского языка (с подсекциями «русский язык – 1» и «русский язык – 2») в соответствии с гуманитарной или математической специализацией иностранных студентов. Кафедра русского языка занимала особое место в учебной и научной деятельности факультета, так как обучение основам русского языка было важным в подготовке иностранных студентов всех специальностей. В этот период контингент обучающихся на подготовительном факультете ДонГ составил 252 человека из 300 запланированных [6, л. 7].

Необходимо отметить, что в исследуемый период историческая наука мыслилась как неотъемлемая составляющая советской идеологической пропаганды, поэтому изучение данной дисциплины на подготовительном факультете имело особую значимость. Приоритетными темами для изучения были вопросы интернационального воспитания молодежи и прививания ей «коммунистической убежденности» [5, л. 15]. В целом, научная и педагогическая деятельность историков кафедры общественных дисциплин была направлена на формирование у иностранных студентов идеи единой «коммунистической народности» [4, л. 24 – 26].

В конце 1980-х гг. на подготовительном факультете произошли структурные изменения. С 1987 г. началась подготовка иностранных студентов по экономическим, химическим и биологическим специальностям. Высокий профессионализм преподавателей подготовительного факультета продемонстрировал положительные результаты в научной подготовке студентов вуза. В годовом отчете о работе факультета указывается, что на 24 мая 1988 г. 14 выпускников–иностранцев являлись студентами вузовской аспирантуры (в основном по химическим, биологическим и экономическим специальностям) [7, л. 25].

Подготовительный факультет для иностранных граждан стал важной структурной единицей университета, главной задачей которого являлась подготовка высококвалифицированных специалистов коммунистической убежденности. Это играло значительную роль в процессе налаживания международных контактов университета как в научной сфере, так и политической.

В целом, за 20 лет существования университета количество факультетов возросло с 7 до 12, а количество кафедр - с 51 до 67, из которых 46 были выпускающими. Усилиями кафедр к концу 1980-х гг. для народного хазяйства страны было подготовлено около 40 тыс. высококвалифицированных специалистов.

Таким образом, в 1970-х–1980-х годах был заложен фундамент для дальнейшего развития Донецкого университета как одного из ведущих исследовательских центров в регионе. Мощная материально-техническая база вуза позволила ему не только расширить сеть факультетов и кафедр, но и повлияла на качественные изменения, произошедшие в учебной и научно-исследовательской работе преподавателей.

Лаборатории и научно-исследовательские кабинеты вуза были оснащены передовым оборудованием и большим количеством наглядных пособий, которые способствовали полноценному развитию научных знаний в университете. Благодаря усилиям ректората вуза, а также городской партийной администрации, был решен ряд важнейших социально-экономических проблем студентов ДонГУ, связанных с жильем и питанием. Все эти мероприятия позволили Донецкому государственному университету стать одним из передовых центров научных знаний в Донбассе.

Библиографический список:

1. Государственный архив Донецкой Народной Республики (ГА ДНР). Ф. Р-6146. Оп. 1. Д. 1895. 257 л.
2. ГА ДНР. Ф. Р-6146. Оп. 1. Д. 1896. 186 л.
3. ГА ДНР. Ф. Р-6146. Оп. 1. Д. 2412. 157 л.
4. ГА ДНР. Ф. Р-6146. Оп. 1. Д. 3160. 59 л.
5. ГА ДНР. Ф. Р-6146. Оп. 1. Д. 3540. 71 л.
6. ГА ДНР. Ф. Р-6146. Оп. 1. Д. 5142. 91 л.
7. ГА ДНР. Ф. Р-6146. Оп. 1. Д. 7786. 99 л.
8. Донецкий национальный университет / В.П. Шевченко и др. Донецк, 2002. – 340 с.
9. Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь / Отв. ред. А.О. Чубарьян – М.: Аквилон, 2014. – 576 с.




Рецензии:

5.04.2019, 8:38 Сильванович Станислав Алёйзович
Рецензия: Статья Терзи Елены Станиславовны «Развитие высшего образования в Донбассе в 1970-х – 1980-х гг. (на примере Донецкого государственного университета) соответствует требованиям, предъявляемым к публикациям в «Sci-article» и рекомендуется к публикации. Автору, с моей точки зрения, можно дополнить текст перечнем факультетов, которые были в университете в рассматриваемый период, и , быть может, правильнее буде написать «строительство корпуса биологического факультета» или «создание биологического факультета» (если речь идет о факультете), а не «строительство биологического факультета». С уважением С.А.Сильванович

05.04.2019 19:19 Ответ на рецензию автора Терзи Елена Станиславовна:
Спасибо большое за рецензию и замечания. Согласно им, в текст статьи были внесены коррективы. с уважением, Терзи Е.С.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх