Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №68 (апрель) 2019
Разделы: История, Политология
Размещена 23.04.2019. Последняя правка: 23.04.2019.
Просмотров - 9055

Трансформация Сингапура из отсталого в передовое государство. Реформы, результаты, перспективы

Овсянников Евгений Александрович

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

студент

Аронов Дмитрий Владимирович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедры истории правовых учений Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева


Аннотация:
В статье рассматривается процесс превращения Сингапура из беднейшего, отсталого государства в мирового лидера по экономическому и технологическому развитию. Оценивается личность “архитектора” сингапурских реформ Ли Куан Ю, а также анализируются сами реформы и их результаты. Также в статье рассматриваются перспективы развития Сингапура в современное время, опыт страны и возможность заимствования его, пусть даже частично, нашим государством.


Abstract:
The article discusses the process of transforming Singapore from the poorest, backward state into the world leader in economic and technological development. The personality of the “architect” of the Singapore reforms, Lee Kuan Yew, is assessed, and the reforms themselves and their results are analyzed. The article also discusses the prospects for the development of Singapore in modern times, the country's experience and the possibility of borrowing it, albeit partially, by our state.


Ключевые слова:
Сингапур; реформы; технологии; Ли Куан Ю; коррупция; инвестиции; образование

Keywords:
Singapore; reforms; technology; Lee Kuan Yew; corruption; investment; education


УДК 930.009(100)

Введение

Большинство людей, даже далеких от политики и истории слышали о таком государстве как Сингапур. Это неудивительно, ведь за несколько последних десятилетий это государство сделало невероятный экономический и технологический прорыв. За счет чего удалось достичь этому маленькому городу-государству таких успехов, и возможно ли применить опыт Сингапура для развития нашей страны?

Актуальность проблемы

В эпоху всеобщей глобализации и массового развития IT-технологий, Сингапур показывает себя лидером и примером для многих государств в этих сферах. Сингапур дал понять всем, что сейчас главными ресурсами являются не полезные ископаемые и природные богатства, а человеческий капитал и потенциал людей создавать что-то новое, двигать прогресс. Актуальность этой темы состоит том, что необходимо разобраться: Сингапур - это исключение из правил, или наоборот, пособие и наглядный пример того, как из беднейшей небольшой территории сделать государство мирового значения.

Цели и задачи исследования:

Цель исследования – проанализировать “Сингапурское чудо” с экономической, политической, технологической и иных сторон, рассмотреть действия властей этой страны и последствия всех реформ, проводимых ими, а также оценить будущее и перспективы Сингапура. Основные задачи исследования:

1) Рассмотреть исторический процесс преображения Сингапура из слаборазвитого государства, использовавшегося лишь как военная база для Великобритании, в страну-лидера по показателям образования, доходам и информатизации населения, всей страны.

2) оценить реформы правительства Сингапура, а также деятельность премьер-министра страны Ли Куан Ю.

3) выделить основные перспективы развития Сингапура в более поздний период 21 века, а также возможность этой маленькой страны и дальше показывать такие темпы развития.

4) оценить опыт Сингапура и спроецировать его на Россию. Возможны ли в нашей стране те реформы, которые вывели на новый уровень Сингапур?

Объект исследования- это общественные отношения, внутригосударственного и международного характера,  связанные с деятельностью правительства Ли Куан Ю в Сингапуре.

Предмет исследования- экономические, демографические и политические показатели, характеризующие Сингапур как государство.

Научная новизна.

Высокая степень научной новизны данной работы связана с тем, что Сингапур, являясь государством без территорий и природных ресурсов, смог добиться лидерства в важнейших отраслях экономики и жизни 21 века, а именно в  информационных технологиях, образовании, высокотехнологичных производствах, финансах.

Основная часть.

Сингапур - абсолютно уникальное, невероятное государство. На описание всех реформ, проведенных в этой стране, не хватит и 10 научных работ. Однако это город-государство не всегда было настолько развитым и современным, к примеру, в 1965 году, когда Сингапур получил независимость от Малайзии, эта территория была покрыта трущобами, доход на душу населения был на уровне африканских государств, а уровень образования был крайне низок. В среднем житель Сингапура в то время имел лишь 3 года образования! [1, ст. 169] Проблемы Сингапура 1960-х годов были традиционными для Азии- это невероятная коррупция, слабый уровень образования( в стране не было ни одного крупного университета), отсталость в технической сфере от передовых стран. Наряду с традиционными, у Сингапура были свои, уникальные сложности, а именно, полное отсутствие природных ресурсов, отсутствие армии, сложная демографическая ситуация. Сказывалась и национальная проблема, 70% населения острова составляли китайцы и 14% малайцы, между ними были явные противоречия. Также не стоит забывать и о географическом положении Сингапура - он граничит с двумя конфликтующими странами- Малайзией и Индонезией. Основной доход для Сингапура 1960-х годов- это выплаты Великобритании за нахождение здесь военно-морской базы. Страна импортировала не только привычные для всех природные ресурсы, но и пресную воду и песок, что говорит о критическом положении страны в начальный период независимой истории. Все стало меняться с того момента, когда пост премьер-министра страны занял Ли Куан Ю. Ли Куан Ю родился в бедной китайской семье 16 сентября 1923 года в Сингапуре.  Он имел склонность к обучению, получил блестящее западное образование, окончив Кембриджский университет, и прекрасно разбирался в праве и устройстве современных капиталистических государств.[3, ст. 341] Вернувшись на родину в 1949 году, Ли Куан Ю стал работать в адвокатской конторе, а после стал оказывать правовую поддержку профсоюзным движениям Сингапура. Благодаря своей активности и настойчивости ему удалось создать в 1954 году свою партию под названием "Партия народного действия". Именно эта партия победила на первых в истории страны свободных выборах, которые проходили в Законодательное собрание в 1958 году. Являясь генеральным секретарем партии, Ли стал премьер-министром Сингапура. Победа партии Ли Куан Ю была обусловлена ее программой, которая базировалась на независимости, деколонизации и декоммунизации, хотя сторонников коммунистического течения в стране было немало. Однако, люди, желавшие повышения уровня жизни, проголосовали за будущего реформатора.  Ли Куан Ю сделал ставку на рыночные отношения, на жесточайшую борьбу с коррупцией, на высокий уровень образования и на привлечение иностранных инвестиций- эти принципы и стали основой процветания Сингапура. Все реформы правительства Сингапура растянулись уже более чем на 6 десятилетий, однако самый невероятный рывок был сделан в период 1965-1990 год. Стоит сравнить основные экономические и социальные показатели Сингапура сейчас и в 1960-х годах и все станет на свои места. К примеру, важнейший показатель внутреннего национального продукта на душу населения в Сингапуре 1960 года равнялся 400 долларов, в том время как в 2018 году составил 57000 тысяч долларов!(Данные МФВ за 2018 год) Уровень образованности населения в Сингапуре в 1960-х годах составлял 83%, то есть 17% населения были безграмотны. Сейчас же процент безграмотности меньше 1,5%, а среднее математическое и техническое образование Сингапура считается лучшим в мире (отчет директора по образованию “Организации экономического сотрудничества и развития” Андреаса Шлейхера за 2017 год). В конце 60-х и начале 70-х валютный рынок в Сингапуре отсутствовал, сейчас же Сингапурская фондовая биржа имеет капитализацию более 1 триллиона долларов и количество компаний, работающих на бирже, приближается к 800. Для сравнения, капитализация Московской биржи всего 200 миллиардов долларов, то есть в 5 раз меньше. По всем остальным экономическим, финансовым и образовательным показателям Сингапур находится если не на 1 месте, то в десятке самых развитых стран. Рассмотрим основные реформы, коренным образом изменившие жизнь сингапурцев и прогресс страны.

Реформы Ли Куан Ю

С именем Ли Куан Ю связаны целая серия уникальных реформ, которые, возможно, не состоялись бы нигде, кроме Сингапура. После получения независимости, первым шагом молодого премьер-министра был запрет азартных игр и казино, а также колоссальное повышение цен на алкоголь. По мнению Ли Куан Ю, эти институты в таком маленьком государстве будут мешать развитию умной и законопослушной нации, которую он хотел построить. [1, ст. 173]  Однако самой важной и одной из первых реформ была борьба с коррупцией, с явлением, развращающим общество и органы власти, съедающим огромную часть бюджетных денег. Думаю, все слышали знаменитую фразу политика: “Начните с того, что посадите трех своих друзей. Вы точно знаете за что, и они знают за что”. Борьба с коррупцией в Сингапуре включала сразу несколько последовательных действий со стороны власти. Первое - это упрощение законодательства и процедуры принятия решений. То есть, были убраны барьеры для иностранных инвесторов и предпринимателей, которые могли создать компанию за минимальное время, так как процедура получения лицензий и разрешений была фактически отменена. Роль чиновника была уменьшена. Второе - были повышены зарплаты важнейшим чиновникам и судьям, которые стали получать сотни тысяч долларов в год, а зарплата судей доходит до миллиона долларов! Такие условия и вознаграждения отбивают желание получить взятку и рискнуть своей жизнью. Третье- было повышено качество кадров, связанных с государственной деятельностью. Туда брали самых образованных людей, юристов, экономистов, имеющих опыт и высшее образование. Одним из важнейших методов борьбы с коррупцией было создание специального органа- Бюро по борьбе с коррупцией. Этот орган проверял и следил за каждым служащим, в том числе за высшими чиновниками, близкими министрами Ли Куан Ю.  Все сингапурцы знали о деятельности бюро и со временем у них выработалось полное отвращение к коррупции. Многие из министров были посажены, казнены, а некоторые кончали жизнь самоубийством. Все эти меры помогли Сингапуру искоренить главное зло - коррупцию и перейти к следующим реформам.

Следующим шагом была реформа образования, а также создание мощного класса активных, честных, предприимчивых граждан. Какие действия предпринял Ли Куан Ю? Была введена единая система образования, основанная на английском языке, в страну приглашались перспективные специалисты, преподаватели, а самих сингапурцев отправляли учиться в лучшие вузы Европы, а впоследствии и США. Все это делалось за государственный счет. Принцип “Учиться, учиться и еще раз учиться” стал синонимом жизни молодых жителей страны, ведь все остальные заботы, даже личную жизнь граждан, решало государство. Приоритет в образовании отдавался техническим, наукоемким, информационным направлениям. Именно благодаря этому сейчас в Сингапуре самый качественный интернет, максимальная компьютеризация жизни, а также лидерство в производстве новых технологий. Конечно, у такой политики есть обратная сторона медали - люди в Сингапуре ставят карьеру превыше семьи, гуманитарных, талантливых людей почти не осталось, так как они стране не так нужны, культура страны также испытывает сложный период. [4, ст. 89]. Людей со средней или низкой квалификацией в Сингапуре такой дефицит, что их приходиться ввозить из других стран. Для коренных сингапурцев также нет проблем и с трудоустройством, так как с самого раннего детства к ним присматриваются крупные корпорации, коих в стране сотни, для того, чтобы через годы пригласить к себе образованного специалиста. Такая практика не характерна для большинства стран мира, но с учетом маленькой территории и особенности рынка труда в Сингапуре, она отлично себя показывает. Таким образом, Ли Куан Ю и правительство Сингапура сделало ставку на привлечение технологий, людей, денег в свою страну, для того, чтобы создать фундаментальное образование, сделать рывок вперед и уже самим, на основании своих разработок делать нечто новое, уникальное.

Борьба с коррупцией и масштабная реформа в образовании требуют огромных усилий, а главное - финансовых средств. Именно поэтому важнейшей задаче было привлечение в страну иностранных компаний, банков, туристов, предпринимателей. Сингапур создал комфортный налоговый режим, огромное количество льгот для тех, кто хочет инвестировать в страну, создавать рабочие места. К примеру, для предпринимателей действует мера, согласно которой не облагаются налогом первые 100 тысяч долларов доходов предпринимателя. Также можно отметить беспошлинный( за исключением нескольких групп товаров) ввоз товаров в страну. Сингапур сделал ставку на туризм, в 2014 году маленькую страну посетило 14 миллионов человек, что в три раза больше численности местного населения. Стоит сказать, что 73% бюджета Сингапура- это сфера услуг и 27%- промышленность. Огромное значение для Сингапура имеют порт и фондовая биржа, открытая в 1999 году. Сингапурский порт занимает второе место в мире по грузообороту (уступая только порту Шанхая) и имеет мировой значение в торговле. Этот порт является гордостью страны и функционирует он на основе новейшей автоматизированной системе управления. Однако очевидно, что развитие морской транзитной торговли в Сингапуре связано с уникальным геополитическим положением страны - именно в Сингапуре связываются Индийский и Тихий океан, множество морских путей. Сингапурская фондовая биржа также входит в семерку крупнейших бирж мира и занимает второе место в Азии. Также стоит упомянуть и о уровне безработицы в Сингапуре, который на 2018 год составляет всего 2%, что невероятно мало. Этот показатель был достигнут благодаря, во-первых, огромному количеству компаний, предпринимателей и инвесторов, которые создают рабочие места и формируют рынок труда страны. Во-вторых, благодаря реформе образования, которая обеспечила высокий уровень квалификации работоспособного населения, позволяющий удовлетворять потребности рынка в интеллектуальной рабочей силе. 

Не стоит забывать и о повседневной жизни граждан, качество которой, безусловно, стоит у властей в приоритете. Благодаря жесткой антикоррупционной политике, а также введению жестких мер в области порядка, жизнь в Сингапуре является одной из самых безопасных в мире. По данным Numbeo (самая большая в мире база данных, специализирующаяся на статистике городов и стран) Сингапур занимает 3 место в списке самых безопасных стран мира с наименьшей долей преступности. Если говорить о порядке на улицах, дорогах- то тут тоже все на высшем уровне. В стране запрещена живательная резинка, которая выписывается в исключительных случая, по рекомендации врачей, существует ограничение скорости 80 км/ч, установлены невероятные штрафы за нарушения, пусть и небольшие, общественного порядка. [2, ст. 144] Маленькая площадь и концентрация всей инфраструктуры и органов власти в одном месте этому только способствует. Являясь одним из самых “зеленых” городов мира, Сингапур крепко удерживает первенство еще и самого “умного” города.

Таким образом, благодаря жесткой, бескомпромиссной политике Ли Куан Ю, благодаря грамотным, но простым и понятным реформам, Сингапур смог аккумулировать в себе огромные потоки денег, сделать из себя важнейший торговый и научный центр, основу которого составляет человеческий капитал и инновации, а не природные ресурсы и богатства. 

Перспективы развития Сингапура в 21 веке.

Перспективы развития экономики и государства  Сингапура обсуждаются многими политиками, экспертами по всему миру. На этот счет есть две точки зрения. Первая – это скептическая или негативная позиция по поводу дальнейших перспектив экономики Сингапура. Одним из ее сторонников является лауреат Нобелевской премии мира по экономике в 2008 году американец Пол Кругман. Его позиция заключается в том, что “Сингапурский рывок” был похож на период индустриализации в СССР и в скором времени экономический рост замедлится, остановится на уровне 2-3% в год, что сравнимо с  ростом экономик стран Европы. Тем самым Сингапур потеряет свой статус мотора торговли и финансов Юго-Восточной Азии, так как без постоянного прироста экономики, страна не сможет конкурировать с более сильными игроками, даже с Южной Кореей, Вьетнамом, Китаем и другими. Аргументом сторонников этой позиции является и то, что сингапурская экономика слишком зависима от притока иностранного капитала, от изменений в мировой экономике, от технологий из-за рубежа. Данная точка зрения, по нашему мнению, не отражает существующую на 2019 год действительность. Сингапур сделал ставку на финансы, на инновации и компьютеризацию общества, и достиг в этом значительных успехов. Век информационных технологий безусловно ставит перед странами задачу укрепления связей, глобализации, создание “умных” людей и “умного” государства. Сингапур создал условия доверия и надежности для иностранных инвестиций, банков, предпринимателей, найти более простой и верный способ вложить деньги или открыть дело трудно. Статистика красноречива, Сингапур занимает 2-е место в мире рейтинге глобальной конкурентоспособности от Всемирного экономического форума по показателю легкости ведения бизнеса за 2018 год. Другие факторы также говорят за Сингапур. Именно поэтому мы придерживаемся иной точки зрения, согласно которой в 21 веке “восточные тигры”, а также Китай, Индия и Вьетнам потеснят Запад и США на мировом экономическом олимпе. Восточные экономики развиваются гораздо быстрее западных, быстрее приспосабливаются к изменениям, становятся “мировой мастерской”. Единственным их недостатком является отсталость в технологиях и влиянии на мировую политику, однако, эти отставания сокращаются быстрыми темпами.  Сингапур в этом плане выглядит еще более конкурентоспособно, динамично, ведь страна будет иметь еще большее значение в мировой торговле (торговля через порт Сингапура увеличивается с каждым годом), займет еще большую нишу в банковской сфере, ведь конфиденциальность банков Сингапура сравнима со Швейцарской. [10, ст. 5]. Многие стали хранить свои деньги в Сингапуре, что только стабилизирует позиции государства.

Таким образом,  прозрачность, простота и открытость стали принципами Сингапурского государства, неслучайно сами сингапурцы шутят: “Мы обречены быть первыми и одними из самых лучших и передовых. Иначе просто нас не будет, не будет нашего государства”.

Реформы Сингапура в России. Возможно ли это?

В процессе общения со своими сверстниками, с преподавателями или просто с людьми, желающими процветания России, невольно задаешься вопросом - а почему нельзя сделать также как в Сингапуре? Ответ на этот вопрос сформулировать сложно, ведь по сравнению с Сингапуром наша страна имеет ряд очевидных преимуществ. Огромные, просто несметные природные богатства, большая численность населения и наличие множества умных и талантливых людей, невероятная история, которая должна лишь укрепить наши позиции, научить нас анализировать свои ошибки. Сингапурские преобразования не произошли бы без победы над коррупцией. Это, по нашему мнению, и есть самая главная проблема России, решить которую в нашей стране практически невозможно. На это есть сразу несколько базовых причин. Первая – это историческая склонность к коррупции не только во власти, но и в народе. Казнокрадство у нас развивалось огромными темпами еще в период Древней Руси, когда князья владели казной и распоряжались ей на свое усмотрение – тогда это было неудивительно. Однако тенденция продолжалась и в царское время и в период империи, даже в советский период, особенно в период застоя, когда сформировался класс партийной и государственной бюрократии, использовавший свое служебное положение в личных интересах, интересах родных и близких. Тем самым за сотни лет у людей возник менталитет и убежденность в том, что коррупция во власти, коррупция в среде чиновников и госслужащих – это часть жизни, необходимость, традиция. Никто не хочет бороться с коррупцией, создается лишь видимость борьбы с ней, когда раз в несколько лет за взятки и воровство ловят министров или крупных чиновников. Вторая причина – это отсутствие единого антикоррупционного органа, который бы не зависел от власти и осуществлял тотальный контроль за ее деятельностью. Создание такого органа в России трудно представить. Сингапур поборол коррупцию жестокостью, огромной массой смертных казней, в России же вся система пропитана связничеством и кумовством, что делает коррупцию выгодной всем, кто в ней участвует, люди не боятся наказания. Россия занимает 136 место по индексу восприятия коррупции за 2018 год по данным Transparency International (международная неправительственная организация), тогда как Сингапур в этом рейтинге занимает 6 место, уступая только Скандинавским странам и Швейцарии.

Сингапур маленькая страна и навести порядок в ней, как это не банально прозвучит, гораздо легче, тем более жестким административным методом. Сделать ремонт в одной квартире гораздо легче, чем во всем доме. Сингапур сделал ставку на инвестиции и образование, в то время как из России постоянно “утекает” капитал, страна находится под санкциями и полностью зависит от цен на природные богатства. Уровень образования в России падает с каждым годом, в Сингапуре растет, Сингапур лидер в области компьютеризации, финансов и стартапов, а Россия лидер по добыче нефти и газа. Сингапур сделал невероятный рывок вперед, у него можно многому научиться, однако Россия пока не готова к этим переменам, наше общество еще не созрело для смены политического и экономического курса. Нам нужно понять – что является приоритетом развития в 21 веке, только тогда мы сможем достигнуть результата. Сингапур это понял.

Заключение

Таким образом, маленькое островное государство Сингапур благодаря грамотному и жесткому руководству, решительным действиям по искоренению коррупции в обществе смогло сделать рывок из “Третьего мира в первый” – именно так называется знаменитая книга Ли Куан Ю, в которой он описал преобразования и судьбу своей страны. Пример Сингапура уникален, его опыт не подойдет большинству стран мира, однако базовые принципы развития всегда одинаковы – доверие, открытость, законность и образование. На них строиться современный Сингапур – это его путь развития.

Библиографический список:

1. Василенко Ирина Алексеевна "сингапурское чудо" в фокусе политического анализа: искушение и разочарование в азиатской хай-тек-утопии // Власть. 2018. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/singapurskoe-chudo-v-fokuse-politicheskogo-analiza-iskushenie-i-razocharovanie-v-aziatskoy-hay-tek-utopii (дата обращения: 13.04.2019).
2. Кравченко Н.А., Юсупова А.Т. "АЗИАТСКОЕ ЧУДО" - СИНГАПУР (ЗАПИСКИ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ) // ЭКО. 2012. №3 (453). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aziatskoe-chudo-singapur-zapiski-puteshestvennikov (дата обращения: 14.04.2019).
3. Романов Дмитрий Борисович Уроки новейшей истории Сингапура // Проблемы развития территории. 2015. №6 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uroki-noveyshey-istorii-singapura (дата обращения: 14.04.2019).
4. Золотухин Иван Николаевич Киасу как обратная сторона "сингапурского чуда" // Известия Восточного института. 2013. №1 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kiasu-kak-obratnaya-storona-singapurskogo-chuda (дата обращения: 14.04.2019).
5. Transparency International “Индекс восприятия коррупции” публикация за 2018 год. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://transparency.org.ru/research/v-rossii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2018-28-ballov-iz-100-i-138-mesto.html
6. Рейтинг конкурентоспособности стран по данным Всемирного экономического форума за 2018 год. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://basetop.ru/10-samyih-konkurentosposobnyih-stran-mira-2018/
7. Конституция Сингапура, принятая 16 сентября 1963 года и вступившая в силу в 1965 году. (статья 15) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=294&page=4
8. Прусова В.И., Безновская В.В., Губжокова Д.Х. Особенности экономического развития Сингапура // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ekonomicheskogo-razvitiya-singapura (дата обращения: 15.04.2019).
9. Данилова Лариса Николаевна Образовательное лидерство Сингапура как социокультурный феномен // Ярославский педагогический вестник. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnoe-liderstvo-singapura-kak-sotsiokulturnyy-fenomen (дата обращения: 16.04.2019).
10. Кудинов А.С. Глобализация: плюсы и минусы этого процесса [Электронный ресурс] «SCI-ARTICLE.RU». 2018. №60. С. 18-19. URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1533380625 (дата обращения: 16.04. 2019).




Рецензии:

23.04.2019, 10:40 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Овсянникова Е.А. удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к научным публикациям и достойна печати. Она показывает немало отличий преобразовательных действий во взятой стране от того, что сделано, продолжает делаться в России. Автор предлагает внимательно отнестись к преобразования во взятой стране, использовать подходящие действия. Но ему стоит сделать дополнения, если он их примет. Следует указать год рождения Ли Куан Ю, даже национальность, год выхода на занимаемую должность. Кто с ним соперничал на выборах за эту должность? Как случилось, что преданные коррупции лица не овладели властью? Есть ли в стране безработица? Какова была коррупция в СССР; если не такая как сейчас в России, то в чем причина?

23.04.2019 21:21 Ответ на рецензию автора Овсянников Евгений Александрович:
Уважаемый Оганес Александрович, спасибо большое за рецензию. Я учел ваши замечания и добавил в первый параграф информацию о Ли Куан Ю в более широком варианте - указал место и дату рождения, развитие карьеры. Также рассмотрел его победу на выборах и то, чем эта победа была обусловлена. Добавил сведения о безработице в параграф о реформах в Сингапуре, а в заключительной части добавил свою мысль по поводу коррупции в СССР.

20.05.2019, 18:54 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья выполнена на актуальную тему и вызывает практический интерес. Материал работы хорошо структурирован, приведены теоретические выкладки как подтверждение выводов. Работа структурирована в соответствии с требованиями журнала. Аннотация соответствует содержанию статьи, равно как и её англо-русский перевод. Выводы сделаны. Могу рекомендовать данный материал к публикации в научном журнале в открытом доступе.
20.05.2019 20:20 Ответ на рецензию автора Овсянников Евгений Александрович:
Уважаемый Игорь Анатольевич, спасибо большое за рецензию. Буду стараться и в дальнейшем совершенствовать свои работы.

20.05.2019, 20:57 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Овсянникова Евгения Александровича достойна публикации.
20.05.2019 22:22 Ответ на рецензию автора Овсянников Евгений Александрович:
Спасибо большое за отзыв, Оганес Александрович.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх