Полесский государственный университет
студент
Чернорук Светлана Васильевна,старший преподаватель кафедры финансов, Полесский государственный университет
УДК 336.24
Среди многообразия инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности основным выступает таможенно-тарифное регулирование, которое представляет собой метод государственного регулирования внешней торговли товарами осуществляемый путем установления, ведения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу государства.
Таможенные платежи являются важным регулятором участия государства в системе внешнеэкономических связей, определяют место страны в международном разделении труда и обеспечивают значительную часть доходов бюджета. Поскольку Республика Беларусь в настоящее время является страной-членом Евразийского экономического союза, то на таможенной территории государств-участников данного союза проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран посредством таможенно-тарифного регулирования. Применение одинаковых ставок ввозных таможенных пошлин обеспечивает свободное перемещение иностранных и отечественных товаров на территории ЕАЭС.
Основной целью таможенного регулирования внешнеторговой деятельности, а также контроля за перемещением товаров через таможенную границу является в первую очередь получение Республикой Беларусь доходов от импорта и экспорта товаров, процент по которым является значительным в бюджете страны. Рассмотрим динамику поступлений таможенных пошлин в Республику Беларусь, представленную в таблице 1.
Наименование пошлины |
Объем поступлений, млн. руб. |
||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
Вывозные таможенные пошлины |
684,1 |
2992,4 |
2408,4 |
2233,1 |
3908,00 |
Ввозные таможенные пошлины |
1155,7 |
864,4 |
958,9 |
1129 |
1271,60 |
Всего |
1839,8 |
3856,8 |
3367,3 |
3362,1 |
5501,50 |
Примечание - Источник: [Cобственная разработка на основании источника 1,2,3]
Общий объем поступивших таможенных пошлин, начиная с 2015 по 2017 год имел тенденцию к снижению, в 2015 году он составил 3856,8 млн. руб., 2016 году –3367,3 млн. руб., 2017 году – 3362,1 млн. руб., однако в 2018 году произошло резкое увеличение таможенных платежей на 2139,4 млн. руб. (или 63,6%) по отношению к 2017 году. Данный скачок связан, прежде всего, с увеличением вывозных таможенных пошлин на 1674,9 млн. руб. (или 75%). В 2017 году ввозные таможенные пошлины составили 1129,0 млн. руб., что на 142,6 млн. руб. ( или 15,1 %) больше по сравнению с 2016 годом. Вывозные таможенные пошлины в 2017 снизились на 175, 3 млн. руб. (или 7,8% ) по сравнению с 2016 годом и составили соответственно 2233,1 млн. руб. Рассмотрим динамику вывозных таможенных пошлин, представленную в таблице 2.
Наименование пошлины |
Объем поступлений, млн. руб. |
||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
Вывозные таможенные пошлины в отношении нефти сырой, добытой на территории Республике Беларусь |
563,2 |
269,3 |
236,7 |
275,1 |
421,9 |
Вывозные таможенные пошлины при экспорте нефтепродуктов |
78,7 |
2002,5 |
1102,3 |
1310,3 |
2 044,30 |
Вывозная таможенная пошлина на калийные удобрения |
39 |
688,9 |
1065,2 |
644,4 |
1 440,50 |
В структуре вывозных таможенных пошлин наибольший объем занимают пошлины при экспорте нефтепродуктов, в 2018 году они составили 2044,3 млн. руб., в 2017 году – 1310,3 млн. руб., что выше на 734 млн. руб. (или 56%) по сравнению с 2018 годом. В 2018 году значительно увеличился объем вывозных таможенных пошлин на калийные удобрения и составил 1440,5 млн. руб., что на 796,1 млн. руб. (или 123%) больше, чем в 2017 году. Объем вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой, добытой на территории Республики Беларусь в 2018 составил 421,9 млн. руб. Следует также отметить тот факт, что в 2018 все составляющие вывозных таможенных пошлин значительно увеличились.
Таможенные платежи занимают значительную часть республиканского бюджета РБ. Согласно сведениям из официальных источников в 2014 году в бюджет Республики Беларусь перечислено 4,57 млрд. руб., что составило 35,7% от республиканского бюджета. В 2016 году в республиканский бюджет от деятельности таможенных органов Беларуси перечислено 6,5 млрд. руб. По итогам 2015 года таможенная служба перечислила в бюджет более 6,45 млрд. руб. Таким образом, по сравнению с 2016 годом объем поступлений практически не изменился. В 2017 году таможенные органы перечислили в бюджет Республики Беларусь более 7,11 млрд. руб., что на 6,1 млн. руб. (или 9,4%) больше чем в 2016 году. 2018 год стал результативным для белорусской таможни: собрано платежей почти на 9,5 млрд. руб., что на 2,39 млрд. руб. (или 33,6%) больше чем в 2017 году, и составляет 39% республиканского бюджета [4].
Также, следует отметить тот факт, что в настоящее время основной проблемой в таможенном регулировании является невыполнение норм по распределению таможенных платежей среди стран-членов ЕАЭС. Это связано с тем, что на сегодняшний день еще не в полной мере интегрировалась в ЕАЭС Республика Армения и, несмотря на то, что таможенные платежи в адрес этой страны перечисляются, Республика Армения не представляет полных сведений о поступлении таможенных платежей от плательщиков, уплачивающих таможенные платежи на ее таможенной территории. Это приводит к неточностям в расчете объема поступивших и распределенных таможенных платежей. Так, в 2018 сумма, поступившая в союзный бюджет, составила 600 млн. долларов США, однако обратно в бюджет Беларуси сумма вернулась меньше на 77 млн. долларов США. Таким образом, можно сделать вывод, что распределение таможенных пошлин между странами не совсем справедливое. На сегодняшний день вопрос о перераспределении ввозных пошлин продолжает обсуждаться в ЕАЭС, но общее решение пока не найдено, поэтому лидеры страны-участниц ЕАЭС договорились продлить установленные нормативы до 31 декабря 2019 года.
Таким образом, суммы платежей, поступивших в республиканский бюджет от деятельности таможенных органов, являются значительными. В 2014-2018 годы они формировали от 35,7% до 39% доходов республиканского бюджета. Также нельзя недооценивать важность влияния таможенных платежей на регулирование экономических отношений между государствами, так как они являются одним из способов участия государства во внешнеэкономической деятельности.
Рецензии:
26.04.2019, 21:09 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Чернорук С. В. и Карсюк Е. С. сделана попытка проанализировать динамику им-портных и экспортных таможенных пошлин, показать их роль в формировании бюджета Республики Беларусь. Авторы установили, что таможенные платежи занимают значительную часть республиканского бюджета. Более того, их доля возросла с 35,7% в 2014 г. до 39% в 2018 г. С другой стороны авторы считают, что распределение таможенных пошлин между странами ЕАЭС не совсем справедливое. Такое мнение требует дальнейшего обсуждения. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, С. А. Яцкий
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий