-
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым "Крымский инженерно-педагогический университет"
аспирант
Абдуллаев Рает Алядинович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита ГБОУ ВО РК «КИПУ»
УДК 338.012
Введение. Более чем за 100 лет индустрия кино проникла во многие сферы жизни людей. Определение вектора развития отрасли кинобизнеса не представляется возможным без изучения и анализа исторических аспектов его формирования. Данное направление нашло отражение в работах Сахаровой И.Н. [6], Кабановского С.Н. [2]. Кинобизнес как отдельная ветка предпринимательской деятельности прошел долгий путь становления от полностью контролируемой государственной сферы до рыночных условий конкуренции.
Актуальность выбранной темы определяется, главным образом, важностью кинематографа, как для культуры, так и для национального хозяйства страны в целом. Благодаря современным тенденциям развития сферы кинобизнеса появилась реальная возможность переформирования национальных доходов от ресурсной зависимости в сферу услуг.
Целью исследования является проведение аналитического обзора основных аспектов развития кинобизнеса в России в конце XX – начале XXI века для дальнейшего формирования предложений по развитию данной отрасли в современных условиях хозяйствования.
Для начала следует отметить, что преобразование кино в сферу деятельности и бизнеса в условиях рыночной экономики произошло в России относительно недавно. Данный процесс начался в конце 1980-х гг. с попыток проведения модернизации киноотрасли. В рамках этого получили свое научное обоснование идеи новой организации индустрии: увеличение хозяйственной автономности студий, комбинирование государственного и общественного управления предприятиями, строительство кинотеатров-многозальников, формирование постоянной зрительской аудитории. Данные идеи получили возможность практического внедрения, в рамках чего была создана система, при которой наряду с госучреждениями разрешалась организация независимых (коммерческих) студий и кинотеатров. С целью взаимодействия данных организаций был создан «Союзкинорынок». Задачей его работы стало создание условий для осуществления сделок между дистрибьюторами и кинотеатрами, что позволило бы сделать прокат фильмов самоокупаемым [4]. Несмотря на очевидное новшество данных идей и принятых мер, доминирующая роль государственной собственности в кино была сохранена и желаемый эффект полностью достигнут не был.
После распада Советского Союза кинопромышленности был нанесен наиболее болезненный удар. В 1991 г. выпуск фильмов достиг рекордной величины: более 350 были выпущены в массовый показ. Причиной столь высокого выпуска стала реализация картин, которые не были выпущены в широкий прокат во времена СССР по различным причинам [2]. В последствие прослеживается довольно резкий спад фильмовыпуска: в 1996 г. было выпущено всего 30 фильмов, что на данный момент является абсолютным минимумом в истории кинобизнеса России.
В сфере показа также прослеживается отрицательная тенденция. Так, средняя посещаемость на душу населения в 1989 г. находилась на уровне 11-12 кинобилетов на человека, а в 1991 г. данный показатель упал до 6 кинобилетов на человека, в 1993 г. установился на уровне 2. Помимо этого уменьшалось и количество кинотеатров: в 1987 г. насчитывалось 4865 постоянных кинотеатров и более 153000 киноустановок, в 1991-1992 гг. их количество составило около 2000 и 40000 штук соответственно.
В кризисное время важную роль на себя принял Комитет Российской Федерации по кинематографии (Госкино). Данный комитет занимался поддержкой сохранности музеев и архивов, помогал кинофестивалям и фильмопроизводству.
Биргит Бимерс отметил, что система кинобизнеса держалась на «самозаказе», поскольку государство продолжало осуществлять финансирование отрасли на «советских» принципах – на базе безвозмездного субсидирования и без поддержки обратной связи с потребителями [7]. Параллельно с этим, образовавшиеся в результате либеральных преобразований пустоты рынка быстро были заполнены мелкими частные компании. По различным данным в 1991 г. в стране насчитывалось от 200 до 400 независимых студий [5]. Новые предприниматели в кинематографической сфере быстро обнаружили более перспективную с точки зрения краткосрочной прибыли область деятельности – дистрибуцию.
Все эти тенденции в совокупности с высоким уровнем неопределенности в отрасли и рынком, не имеющим должного контроля, привели к расширению теневого сектора экономики и развитию «видеопиратства». После падения «железного занавеса» и проведения рыночных реформ ожидалось, что в России установятся долгосрочные партнерские отношения с западными прокатчиками и, в частности, с американскими мейджорами. Но видя рост сбыта нелицензионного контента, суперстудии в лице MPAA в 1991 г. объявили эмбарго на ввоз в Россию голливудских кинокартин.
Во второй половине 1990-х гг. были предприняты первые серьезные попытки вывода кинопромышленности из кризиса, к которым можно отнести:
- создание Российской антипиратской организации (РАПО) в 1997 г.;
- принятие Федерального закона «О государственной поддержке кинематографа Российской Федерации» [1];
- формирование основной финансовой схемы проката – 50/50, которая работает и сейчас;
- распространение новых технологий кинопоказа.
Все это заложило основы той модели отечественной кинематографической сферы, которая сформируется в конце 2000-х гг.
В первое десятилетие XXI века впервые после распада СССР отечественный кинематограф, поддерживаемый растущими доходами от кинопроката и подъемом киносети, встал на путь интенсивного развития.
Организация и развитие современных киносетей, технический прогресс в индустрии, интеграция, образование крупных коммерческих компаний – все это повлияло на создание в начале XXI в. особой модели ведения кинобизнеса в России.
Заключение. Таким образом, в результате социально-экономического развития кинобизнеса в России в период конца XX начала XXI века была сформирована система, в которой центральную роль в финансовом поддержании отрасли играет дистрибуция, в пределах которой зарубежный контент занимает ключевые позиции. При этом в России были сформированы все основные рыночные институты для успешного развития кинобизнеса.
Рецензии:
26.04.2019, 21:34 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Абдуллаева Р. А. и Новикова О. С. сделана попытка аналитического обзора ос-новных аспектов развития кинобизнеса в России в конце XX – начале XXI века. Авторы сделали акцент на проблемах социально-экономического развития кинематографической сферы. Такой подход представляется интересным и продуктивным. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, С. А. Яцкий
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий