Магистр права и международной экономики
Российский Государственный Гуманитарный университет
Преподаватель
УДК 34
Введение. Образованность человека – ключевой показатель благополучия общества и государства. Экономическое развитие и социальное благополучие социума прямым образом зависит от образования граждан. Примеры мировой истории проводят прямые параллели и очерчивают явную зависимостью между уровнем образования граждан какого - либо государства и его достижений экономического, социального, культурного и политического характера.
Актуальность. Развитие высшего образования в СССР было тесно связано с правовым регулированием данной сферы. Особо место занимало конституционно – правовое регулирование права на высшее образование. В настоящей статье рассматриваются правовые и социальные аспекты развития конституционного права СССР. Автор анализирует правовое регулирование международного сотрудничества СССР в сфере высшего образования.
Целями исследования являются изучение формальных конструкций законодательства СССР и анализ реализации данных правовых конструкций.
Задачи исследования: Раскрыть основные законодательные положения права СССР и выявить последствия влияния социальных явлений в жизни государства на реализацию конституционного права на высшее образвоание.
Новизна исследования заключается в расширении правового и социального анализа и попытке опровержения положений о "замкнутости" советской высшей школы.
В соответствии с Конституцией СССР от 1936 года право граждан на образование включало в себя право граждан на высшее образование поскольку формулировка ст. 121 Конституции СССР устанавливала, что право на образование обеспечивается широким развитием высшего образования. Данная формулировка также являлась основанием для международного сотрудничества в сфере высшего образования. В этих целях в Конституции СССР от 1936 года были закреплены соответствующие конституционные нормы о международных сношениях СССР, заключение, ратификация и денонсация договоров СССР с другими государствами, установление общего порядка во взаимоотношениях союзных республик с иностранными государствами (статья 14); о праве союзных республик вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения (статья 18а). В целях недопущения цензуры на научную литературы и литературу по вопросам высшего образования в ст. 125 Конституции СССР от 1936 года гарантировалось свобода печати [8].
В соответствии с Конституцией РСФСР от 1937 года конституционная формулировка права граждан на образование, в том числе и права граждан на высшее образование не претерпела существенных изменений. Согласно
ст. 125 Конституции РСФСР от 1937 года право на образование обеспечивается бесплатностью высшего образования, с также системой государственных стипендий подавляющему большинству учащихся в высшей школе. В Конституции РСФСР от 1937 года не содержалось конституционных норм, ограничивающих применение интеграционных инструментов в процессе реализации конституционного права на высшее образование посредством международного сотрудничества [6].
Начиная с 60 – х годов XX века конституционное право на высшее образование существенно ограничивалось различными актами применения права, которые так или иначе лимитировали влияние международных элементов не только на реализацию данного права, но и на советскую систему высшего образования. Например, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР о Главном управлении по охране государственных тайн в печати при Совете Министров СССР от 18 августа 1966 года, Постановлением ЦК КПСС «О повышении ответственности руководителей органов печати, радио, телевидения, кинематографии, учреждений культуры и искусства за идейно-политический уровень публикуемых материалов и репертуара» от 7 января 1969 года № 64/1с, Постановлением Совета Министров СССР «О мерах по усилению режима секретности» от 1 октября 1970 года № 840-285 цензуре подвергалась научная литература [4]. Высокопоставленный сотрудник главного управления по делам литературы и издательств Владимир Солодин отмечал, что в СССР осуществлялся контроль над литературой, однако публикации по гуманитарным наукам, а также периодические издания в области физики, химии, биологии и математики государственному информационному надзору не подвергались. Вместе с тем, современники отмечали, что в действительности органы государственной власти СССР по делам печати осуществляли контроль и запрещали к опубликованию научные труды зарубежных авторов [5].В результате такой политики СССР, в стране замедлялось обновление научного знания. Открытия советских изобретателей и исследователей должны были не противоречить марксистско – ленинскому учению и строго базироваться на идеях коммунизма [11]. В письме советских учёных Сахарова А.Д., Турчина В.Ф. и Медведева Р.А. советским руководителям упоминалось о необходимости демократизации науки и образования в СССР [10].
Была полностью ликвидирована автономия вузов. Учебный процесс был унифицирован. Идеологизация поставила прочный заслон интеграции советской системы высшего образования с другими мировыми системами высшего образования. Приём в вузы осуществлялся преимущественно в отношении лиц, не достигших возраста 35 лет, которые имели законченное среднее образование. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 18 сентября 1959 г. «Об участии промышленных предприятий, совхозов и колхозов в комплектовании вузов и техникумов и в подготовке специалистов для своих предприятий» предприятия, совхозы и колхозы направляли в вузы своих работников со стажем не менее двух лет, которые зачислялись во внеконкурсном порядке. Данные обстоятельства существенно ограничивали права на высшее образование лиц, которые были старше 35 лет, а также не имеющие стажа работы.
В статье 45 Конституции СССР от 1977 года и ст. 43 Конституции РСФСР от 1978 года устанавливалось, что граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, широким развитием высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам [7]. Основанием для международного сотрудничества в сфере высшего образования в целях реализации конституционного права на высшее образование являлись конституционные нормы о том, что в ведении СССР подлежит представительство в международных отношениях; связи с иностранными государствами и международными организациями; установление общего порядка и координация отношений союзных республик с иностранными государствами и международными организациями (ч. 10 статья 73 Конституции СССР от 1977 года). Союзная республика имела право вступать в отношения с иностранными государствами, а также участвовать в деятельности международных организаций (статья 80 Конституции СССР от 1977 года). РСФСР имеет право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и участвовать в деятельности международных организаций (статья 75 Конституции РСФСР от 1978 года). Законодательно было установлено недопустимость цензуры. В ст. 46 Конституции СССР от 1977 года и ст. 44 Конституции РСФСР от 1978 года закреплялось, что граждане СССР и РСФСР имеют право на пользование достижениями культуры, посредством развития телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети бесплатных библиотек; расширением культурного обмена с зарубежными государствами. В соответствии со ст. 50 Конституции СССР от 1977 года и ст. 48 Конституции РСФСР от 1978 года гражданам СССР гарантировались свободы слова и печати [7].
Результат исследования. Таким образом, несмотря на то, что конституционно – правовое регулирование права на высшее образование не отрицало международной интеграции изоляционная политика, проводимая руководством СССР в годы холодной войны и не обоснованной опорой на «собственные силы», переоценкой собственного опыта, а также недооценкой «сталинского» собственного положительного опыта международного сотрудничества, а также опыта зарубежных стран, в сфере высшего образования появилась понятие пролетарского высшего образования и буржуазного высшего образования, что привело к значительному снижению качества высшего образования в СССР [3]. А это в свою очередь привело к практическому отставанию страны в различных сферах и отказом от реализации научно – технической революции (далее – НТР) которая происходила в мире [9]. СССР пропустил НТР следствием чего явилось потеря конкурентной экономики по сравнению с западными странами.
Заключение. Зарубежные страны сотрудничали в сфере высшего образования поэтому добились передовых результатов в НТР [1]. Выпускники западных вузов успешно работали на основных направлениях НТР: электроника, компьютеризация, биомедицина, генная инженерия, термоядерный синтез и др, внедрение которых обеспечивало рост производительных сил [2]. К сожалению, выпускники советских вузов таких результатов не достигли.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий