Магистр права и международной экономики
Российский Государственный Гуманитарный университет
Преподаватель
УДК 34
Введение. Развитие высшего образования в России было тесно связано с правовым регулированием данной сферы. Особо место занимало регулирование прав студентов в сфере высшего образования.
Актуальность. В настоящее время многими историками и правоведами предпринимаются попытки историко-культурного и правового анализа отечественной высшей школы. Данная статья - повествует и анализирует законодаетльные положения и академические отношения в России конца XVIII века начала XIX века.
Целями исследования являются изучение формальных конструкций законодательства и анализ реализации данных правовых конструкций.
Задачами исследования являются раскрытие основных законодательных положений права Российской Империи и выявление последствий влияния социальных явлений в жизни государства на реализацию академических прав студентов.
Новизна исследования заключается в расширении правового и социального анализа и попытке подтверждения положений о интернационализации отчественно высшей школы.
На основании различных университетских уставов, государственных указов, и других правовых актах, до конца XVIII века в России уже была сформирована система прав студентов высших учебных заведений. Основными из них были право на обучение наукам, диспут, получение аттестата (диплома), изучение иностранной литературы, объединения в различные кружки и коллективы по интересам, а также обучение в иностранных университетах, участвовать в различных семинарах и научных конференциях, в том числе в иностранных государствах [1]. Однако, при Павле I объём и реализация прав студентов в сфере высшего образования, которые были приняты ещё при Петре I и Елизавете Петровне претерпели изменения. Это было связано со значительным ослаблением российского и европейского сотрудничества в сфере высшего образования. Император был ярым противником революции во Франции. Считал западные идеи угрозой для России. В вязи с этим различными указами Императора и другими актами исполнения права были введены ограничения прав студентов в сфере высшего образования. В 1800 году Император Павел I подписал именной указ «О запрещении ввоза в Россию иностранных книг и нот» [2]. Был введен запрет на обучение в европейских университетах [3]. В связи с этим, при Павле I сократилось число иностранных профессоров (в Московском государственном университете с 17 до 12), а также ослаблен престиж преподавания таких наук как философия, химия, литература, история[4].
Вошедший в 1801 году на престол Александр I поставил задачу преобразования высшей школы. Сознавая основные тенденции развития идей просвещения, уважения прав и свобод человека, при Александре I создается Комиссия об учреждении народных училищ. Её целью являлась проведение реформы в сфере высшего образования. Был заявлен курс на создание новых университетов. В. Н. Каразин предлагал учредить новые вузы по примеру французских университетов[5].
В Дерптского университете в 1802 году предлагалось внести изменения в статут об университете. В итоге были внесены поправки об автономии вуза, увеличение жалования и пенсионного содержания преподавателям, расширения самоуправления и др [6]. В 1803–1804 годах свои грамоты об университетах получили вузы Вильнюса, Казани и Харькова.
В XVIII веке вновь продолжала развиваться деятельность студенческого самоуправления. Студентам, также не запрещалось учиться в иностранных вузах. Указом Императора Александра I от 22 марта 1801 года вновь разрешалось свободно пересекать государственную границу Империи [7]. Указом Императора Александра I от 31 марта 1801 года был отменен запрет бывшего Императора Павла I на ввоз иностранной литературы и нот [8]. Указом сената от 9 февраля 1802 года была ликвидирована цензура и были открыты вольные типографии [9].
В университетском уставе Императорского Московского университета от 5 ноября 1804 г. в § 109 не содержалось норм, которые ограничивали право на поступление в вузы, однако, закреплялось положение о том, что никто не может быть принят в университет студентом, не имея нужных познаний для слушания курсов, преподаваемых в университете, студенты имели право на получение диплома и наград и др. В главе 5 университетского устава Императорского Московского университета закреплялись нормы о том, что Московский государственный университет присваивает почетные звания как российским, так и иностранным профессорам. Отмечено, что Московский государственный университет в сотрудничестве с западными университетами извлекал пользу, поэтому его деятельность должна была быть направлена на привлечение иностранных профессоров. В § 56 университетского устава Императорского Московского университета была закреплена норма в котором Совет МГУ ежегодно проводит церемонии награждения согласно традициям иностранных вузов [10].
Преобразования Императора Александра I в сфере высшего образования, направленные на укрепление и развитие сотрудничества российских и западных вузов ознаменовали ряд либеральных перемен. В России зарождались капиталистические отношения. Однако их развитие невозможно было без применения свободного труда. Крепостное право существенно ослабляло формирование в России вольной рабочей силы. Западные идеи просвещения, которые преподавались российским студентам, а также сторонником которых был лично Император Александр I повлияли на частичное решение крестьянского вопроса (указ о вольных хлебопашцах, положение о лифляндских крестьянах и др.).
Ввиду того, что в начале XIX века революционные студенческие настроения охватили Европу, особенно Германию в 1818 году, с которой у России были наиболее тесные связи в сфере высшего образования и науки, князь А. Н. Голицын поднял вопрос о запрещении обучения российских студентов в Европе. Мотивировав это тем, что идеи свободы и свободных нравов оказывают негативное влияние [11]. Изначально инициативу А. Н. Голицына в Сенате отклонили, однако в 1820 году Александр I лично поставил этот вопрос на рассмотрение. Публичным манифестом министерства духовных дел и народного просвещения от 22 февраля 1823 года российские студенты были отозваны с учебы в Германии [12].
Революционные события в России в декабре 1825 года предопределили дальнейшее развитие высшего образования в России. Николай I видел в российском образовании недостатки, которые в первую очередь выражались в связях российской высшей школы с западноевропейской. Либеральные идеи западной Европы, которые противоречили самодержавному строю России, а также влияние этих идей на мировоззрение российских студентов, возвращавшихся в Россию с учёбы из европейских университетов, побудило Императора провести ряд консервативных реформ.
Министр народного просвещения С.С. Уваров в своих первых выступлениях критиковал российскую высшую школу об отсутствии у неё оригинальности, чрезмерном копировании западного образца организации вуза. Он отмечал, что именно российские вузы, скопированные в предыдущие годы по западной системе, не приносят результата [13]. Он скептически относился к поездкам российских студентов на учёбу в Европу и отмечал: «о необходимости быть Русским по духу прежде, нежели стараться быть Европейцем по образованию» [14].
Реформа высшей школы при Императоре Николае I ознаменовала потерю академической свободы вузов. Российские вузы не могли самостоятельно назначать и снимать с должности руководящие органы вуза. Эти функции были переданы Министерству народного образования и просвещения.
Комитет по устройству учебных заведений разработал устав императорских российских университетов, который был подписан Императором Николаем I 26 июля 1835 года. Стоит отметить, что в уставе императорских российских университетов не содержалось норм, которые существенно ограничивали бы свободу студентов. Например, в уставе императорских российских университетов в § 155 студенты педагогических факультетов имели право на получение руководства в практических упражнениях по избранной каждым из них отрасли наук, в § 94 устава Императорского Московского университета закреплялась норма о том, что студент, начавший лекции в одном из русских университетов, мог окончить их в другом, с зачетом времени пребывания в первом и др [15]. Однако, ещё в 1827 году, указом Николая I был установлен надзор городской полиции над студентами [16]. Особому контролю подвергались студенты, изучавшие зарубежную литературу. Отправка студентов за границу в целях обучения стала индивидуальной и регулировалась специальными Императорскими указами. Приглашение иностранных преподавателей в Россию резко снизилось.
Таким образом, результаты реформ Императора Павла I в сфере высшего образования, направленные на изоляцию России от Европы отразились на качестве подготовки студентов в вузах России. В связи с этим, в России ощущалась нехватка специалистов в экономике, физике, химии, лингвистике и др. Данные обстоятельства явились причиной недовольства дворянства, которое в то время поддерживало очень тесные связи с Европой в различных отраслях человеческой деятельности, что безусловно требовало наличие на рынке труда квалифицированных кадров. Экономические интересы дворянства были ущемлены и это привело к ухудшению их экономического положения, что явилось причиной свержения Императора Павла I.
В начале XIX века реализация прав студентов была существенно расширена. В сотрудничестве с западными вузами российским студентам активно преподавались инженерные специальности, что повлияло на развитие промышленности в России. Вчерашние выпускники успешно применяли на практике опыт зарубежных стран в сфере инженерии и конструирования. При Александре I появляется первый российский пароход, системы Мариинского и Тихвинского каналов, увеличивается рост городов и др. Изучение иностранных языков российскими студентами явилось фактором, повлиявшим на победоносный исход для России в Отечественной войне 1812 года, поскольку российские военные переводчики владели в совершенстве иностранными языками, в том числе французским, что помогло российской разведке работать в тылу врага.
Резельтаты. Императорский курс Николая I на укрепление самодержавия и борьба с революционерами, непринятие передовых мировых идей и разработок того времени в области науки и образования не могли плодотворно сказаться на качестве высшего образования в стране. Реформы, направленные на ограничение сотрудничества российской и западной высших школ явились причиной экономического отставания России от зарубежных государств. Выпускники европейских университетов, которые получали высшее образование в условиях более развитого образовательного и научного сотрудничества, в отличии от своих российских сверстников в средине XIX века уже умели работать на передовой машинной индустрии, применяли новейшие знания в торговом и таможенном деле, а также новом для того времени банковском деле, особенно в кредитно – денежной сфере, а также разбирались в связанных с вышеперечисленными областями юридических вопросах, а также вопросов зарождающегося в то время международного права.
Заключение. Даже несмотря на то, что при Николае I были построены первые железнодорожные полотна, соединяющие крупные города России, развивалась легкая промышленность, наблюдался рост городов и др., что было продиктовано ещё политикой Александра I, запаздывание экономического развития России от передовых стран запада, выявленные неудачи в Крымской войне, вынудили правительство пойти на политические и экономические преобразования, одной из которых была университетская реформа 1863 года.
Комментарии пользователей:
6.06.2019, 16:41 Манин Константин Владимирович Отзыв: Уважаемый Игорь Васильевич! Ваша статья является интересной и своевременной работой заслуживающей публикацию в журнале. Однако, позвольте дать несколько рекомендаций для улучшения качества восприятия работы: 1. В названии статьи не хватает отсылки на исторический характер работы (например: Исторический экскурс реализации прав студентов в сфере высшего образования на примере международного сотрудничества в конце XVIII века начале XIX века Российской Империи), что однозначно заложило основу для современных объединений. 2. У Вас в тексте есть важные мысли о ходе развития этих прав, но очень плохо эта мысль отражена в резюме. Желательно более чётко отразить взлёты и падения, при Павле I, международного сотрудничества на примере ВУЗов. 3. Непонятная боязнь Павла I этого международного сотрудничества, хотя сам император придерживался всего прусского, и, как мне кажется, прусский король Карл наоборот развивал в Пруссии такие сотрудничества. С наилучшими пожеланиями к.б.н. Манин К.В. |
2.08.2019, 2:35 Киселев Игорь Васильевич Отзыв: Большое спасибо Константин Владимирович за Вашу оценку! Очень важные замечания! В ближайшее время обязательно внесу коррективы. |