Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 29.04.2019.
Просмотров - 1367

Местное самоуправление в Республике Казахстан: современное состояние и перспективы развития

Есберген Раушан Акимгереевна

кандидат экономических наук

Казахско-русский международный университет

доцент

Мирманова Лаура, студент 1 курса Казахско-русского международного университета


Аннотация:
В научной статье рассмотрены проблемы и перспективы развития местного самоуправления в РК как дальнейшего демократического развития страны. В статье исследованы теоретические вопросы местного самоуправления, проведен анализ развития местного самоуправления в РК и в частности в Актюбинской области. Анализированы пути, проблемы и возможности развития местного самоуправления в РК. Целью статьи является исследование проблем и путей развития системы самоуправления на примере Актюбинской области. При написании статьи использованы научные методы анализа и сравнения.


Abstract:
The scientific article discusses the problems and prospects for the development of local self-government in Kazakhstan as a further democratic development of the country. The article studies the theoretical issues of local self-government, analyzes the development of local self-government in the Republic of Kazakhstan and in particular in the Aktobe region. Analyzed the ways, problems and opportunities for the development of local government in Kazakhstan. The purpose of the article is to study the problems and ways of development of the system of self-government on the example of the Aktobe region. When writing the article used scientific methods of analysis and comparison.


Ключевые слова:
государственное управление; местное самоуправление; демократия; локальные проблемы; маслихат; акимы; сельские округа; децентрализация; урбанизация; реформа регионального развития; местное сообщество; собрание; сходы; разграничение функций; налоговые поступления; самостоятельный бюджет; финансовая самостоятельность; трансформация; Европейская хартия

Keywords:
public administration; local government; democracy; local problems; maslikhat; akims; rural districts; decentralization; urbanization; regional development reform; local community; assembly; meetings; delineation of functions; tax revenues; independent budget; financial autonomy; transformation; European Charter


УДК 352.07

Введение. Одной из проблем современного Казахстана, для дальнейшего демократического развития страны является развитие системы местного самоуправления (МСУ). Децентрализация государственной власти является неотъемлемым атрибутом демократического государства путем дальнейшего поступательного развития гражданского общества[1].

Дальнейшее развитие местного самоуправления усиливает роль граждан в процессе принятия решений и в управлении коммунальной собственностью для благ местного населения. Развитие МСУ показывает, что в стране, наряду с интересами личности и интересами государства, признаются и гарантируются и местные интересы, непосредственно обеспечивающие жизнедеятельность местного населения[2].

Актуальность. В 2015 году Глава государства Нурсултан Назарбаев объявил о плане нации «100 конкретных шагов» [3]. В этом документе подтверждается приверженность Правительства РК к углублению местного самоуправления и расширению участия граждан в вопросах, связанных с жизнью местного населения. В рамках реализации Программы План нации «100 конкретных шагов» от 20 мая 2015 г. и в целях реализации «Пяти институциональных реформ» Министерство национальной экономики Республики Казахстан совместно с Министерством финансов Республики Казахстан на уровне городов районного значения, сел, поселков и сельских округов внедрили с 1 января 2018 года самостоятельный бюджет местного самоуправления, который вызывает потребность образования института «коммунальной собственности местного самоуправления». На основе изученного опыта стран ОЭСР внедрение самостоятельного бюджета местного самоуправления в Республике Казахстан предлагается осуществлять поэтапно[4].

На первом этапе будет сохранен действующий механизм зачисления передаваемых на контрольные счета наличности налогов в районный бюджет, для дальнейшего их перечисления органам местного самоуправления в виде трансфертов. При этом предлагается перечислять из районного бюджета на контрольные счета наличности местного самоуправления бюджетные средства в пределах, равных объему поступлений указанных налогов в областной и районный бюджет от налогоплательщиков, зарегистрированных в данном сельском округе, селе, поселке, городе районного значения. Внедрение самостоятельного бюджета местного самоуправления, как четвертого уровня госбюджета началось с 2018 г. в административно-территориальных единицах с населением более 2 тыс. человек, а повсеместное внедрение — после 2020 г.

Цели и задачи, материалы и методы. В условиях глобализации и интеграции в мировое сообщество система государственного управления в современных условиях характеризуется быстрыми и кардинальными изменениями, сложностью и необходимостью опережающего развития.

В Стратегии-2025 5-реформа «Сильные регионы и урбанизация» направлена на увеличение валового внутреннего продукта (ВВП) страны за счет экономического роста регионов, обеспечиваемого эффективным использованием имеющегося местного потенциала (экономических резервов) при обеспечении базового качества жизни по всей стране [5]. Задачей приоритета «Повышение конкурентоспособности регионов» данной реформы является увеличение экономической, кадровой самостоятельности регионов за счет дальнейшего делегирования полномочий и подотчетности местных властей населению.

По 4-приоритету 5-реформы Стратегии-2025 «Дальнейшее укрепление органов местного самоуправления» будет проработан вопрос создания представительного органа местного самоуправления на уровне городов районного значения, сел, поселков и сельских округов, что позволит местному сообществу участвовать в утверждении бюджета и вопрос дальнейшего увеличения доходных источников бюджетов местного самоуправления, будут реализованы меры по повышению компетенций маслихатов в части бюджетного процесса. Внедрение четвертого уровня бюджета позволит расширить финансовую и экономическую самостоятельность органов местного самоуправления, граждане будут участвовать в процессе принятия решений, что приведет к активному вовлечению населения в решении местных проблем, обсуждений проектов соответствующих бюджетов.

В основу Концепции развития местного самоуправления РК в 2012 году заложены общепризнанные ценности муниципальной демократии и муниципального управления, закрепленные в Европейской хартии местного самоуправления[6].

Основными принципами развития местного самоуправления являются власть, действующая в пределах, установленных законом; наделение местного самоуправления правом самостоятельно рспоряжаться ресурсами; власть, с четко обозначенными функциями и наличие выборных органов местного самоуправления.

В Казахстане реализуются мероприятия по развитию местного самоуправления: выборность сельских акимов, повышение роли населения в решении локальных вопросов через собрания (сходы) местного сообщества, вовлечение части активного населения в процесс принятия управленческих решений, расширение финансовой и экономической самостоятельности нижнего уровня управления в решении вопросов местного значения, формирование местного бюджета.

Концепция развития местного самоуправления РК определила два этапа его развития.

Первый этап (2013−2014 годы) - расширение действующей системы на нижних уровнях управления: закреплены нормы, определяющие полномочия органов МСУ, деятельность собраний местного сообщества, порядок проведения выборов акимов городов районного значения, сел, поселков и сельских округов. А для расширения финансовой самостоятельности акимы сел были наделены правом формирования доходных источников и открытия контрольных счетов наличности.

Второй этап (2015−2020 годы) - дальнейшее разграничение функций местного государственного и самоуправления, формирования бюджета и собственности МСУ. Предусматривается расширение полномочий собрания местного сообщества по согласованию кандидатуры акима села для участия в выборах и инициирования его освобождения. Планируется создание общественных структур для взаимодействия акима с населением, расширение полномочий акима села по контролю за целевым использованием земельных участков, а также вовлечения населения в процесс управления коммунальной собственностью.

В целях реализации первого этапа Плана мероприятий на 2013-2020 годы по реализации концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан, Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития местного самоуправления» закреплены нормы, определяющие полномочия органов местного самоуправления, деятельность схода и собраний местного сообщества. В 2014 году принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения», предусматривающий расширение финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.

В сёлах формируется самостоятельный бюджет из шести видов налоговых и неналоговых поступлений: индивидуальный подоходный налог с доходов, налог на имущество физических лиц, налог на транспорт с физических и юридических лиц, земельный налог с физических и юридических лиц на земли населенных пунктов. А также плата за размещение наружной рекламы в полосе отвода автомобильных дорог, проходящих через территории городов районного значения, сел, поселков и сельских округов. Неналоговые поступления должны сложиться от доходов аренды государственного имущества, добровольных сборов, штрафов, от доходов после продажи коммунальной собственности и трансфертов из районного бюджета.

Доходные источники бюджета МСУ состоят из налоговых и неналоговых поступлений, расходы бюджета осуществляются по действующим 19-ти направлениям, предусмотренным Бюджетным кодексом Республики Казахстан:

  • дошкольное воспитание и обучение;
  • благоустройство и озеленение населенных пунктов;
  • строительство, реконструкция, ремонт и содержание автодорог;
  • организация водоснабжения населенных пунктов и и другие.

Распределение поступлений в бюджет органов МСУ осуществляется по нормативам распределения поступлений в бюджет между республиканским и местными бюджетами. Бюджет МСУ утверждается маслихатом района после его обсуждения на собрании местного сообщества, а исполнение бюджета возлагается на аппарат акима села. Расходы бюджета планируются с учетом интересов местного сообщества.

Чтобы получить эффективность управления сельских акимов необходимо создать стратегическую инновационную систему мышления и новую культуру управления.

Научная новизна. Актуальные вопросы реализации реформы МСУ осуществляется в виде обучения акимов городов районного значения, сельских округов, сел, поселков «Трансформация системы местного самоуправления для развития региона». Образовательная программа (ОП) «Трансформация системы местного самоуправления для развития региона» реализована на базе филиала Академии государственного управления при Президенте РК по Актюбинской области.

Целью данной ОП является усиление потенциала корпуса акимов сел, поселков и сельских округов по решению современных проблем местного самоуправления. В ходе проведения обучения рассматриваются вопросы новых подходов в государственном управлении, система государственного планирования, бюджетные процессы, налоги и налогообложение, государственные закупки, управление коммунальной собственностью. По результатам обучения акимами сельских округов разработаны и презентованы практикоориентированные проекты по решению местных проблем.

В состав Актюбинской области входят 12 районов, 8 городов, 2 поселковых округа и 372 населенных пункта. С 1 января 2018 года на бюджет 4 уровня перешли 38 с/о и 7 городов районного значения.

На базе филиала Академии государственного управления при Президенте РК по Актюбинской области обучение прошли 45 акимов городов районного значения и сельских округов. Перед участниками семинара выступили руководители областных управлений экономики и бюджетного планирования, коммунальной собственности, финансов, представители суда и прокуратуры, областных департаментов внутреннего государственного аудита и государственных доходов. Главная цель проведения семинара - обучение управленческих кадров, способных разрабатывать и реализовывать проекты развития малых город и поселков, создавать новые рабочие места и привлекать инвестиции. 

Семинар «Трансформация системы местного самоуправления для развития региона» разделен на два модуля. В первом модуле  основное внимание уделено инструментам реализации реформы местного самоуправления. Во втором модуле планируется освоить управления проектами в системе государственного самоуправления.

Структурный анализ планируемой доходной части бюджетов городов районного значения и сельских округов на 2018-2020 гг. определил следующее:

  1. На 2018-2020 гг. запланированные поступления в бюджеты городов районного значения и сельских округов в Актюбинской области условно можно разделить на следующие группы:

1 группа (52%) - планируется незначительная (около 10%) положительная динамика доходной части: г.Хромтау (1,2%), Коктауский с/о (3,2%), г.Эмба (4%), Бозойский с/о (2,5%), Кенестуский с/о (9%), Айкенский с/о (5,3%), Аккемерский с/о (1,2%) за счет увеличения налоговых поступлений и трансфертов.

2-группа (14%) – планируется бюджет на 2018-2020 года без изменений Жаркамысский с/о, Колтабанский с/о, Айшуакский с/о, Биршогырский с/о, Кишикумский с/о, Коптагайский с/о.

3- группа (34%) - планируется незначительная (до 20 %) отрицательная динамика доходной части бюджета: г.Алга (18%), Бестамакский с/о (1%), Тамдинский с/о (2%), Маржанбулакский с/о (15%), Комсомольский с/о (2%), Карауылкелдинский с/о (3%), Кызылбулакский с/о (1%), Бадамшинский с/о (10%), Желтауский с/о (4%), Кобдинский с/о (5%), Карабутакский (15%), Жайсанский с/о (3%), Сарыжарский с/о (1%), Мартукский с/о (3%), г.Кандыагаш (20%), Мугалжарский с/о (10%), Енбекский с/о (15%), г.Жем , Батпаккольский с/о (10%), Уилский с/о, Ш.Берсиев с/о, Саралжинский с/о, Шубаркудукский с/о, г.Темир (19%), Шубаршийский с/о (3%), Кенкиякский с/о (10%), Донской с/о. Акжарский с/о, Биршогырский с/о, г.Шалкар (18,5%), Ыргызский с/о, Аманколский с/о, Кызылжарский с/о. Отрицательная динамика доходной части этих административно-территориальных единиц происходит за счет снижения трансферта.

  1. В 38 с/о  запланированы только налоговые поступления и трансферты.
  2. В 7 городах районного значения (Кандыагаш, Эмба, Шалкар, Жем, Темир, Алга, Хромтау) кроме налоговых поступлений и трансфертов запланированы и неналоговые поступления в виде штрафов.
  3. В 6 с/о (Айтекебийский, Байганинский, Кобдинский, Уилский, Хромтауский, Мартукский) и в 1 городе районного значения (Шалкар) помимо налоговых поступлений и трансфертов планируются неналоговые поступления в виде аренды здания и земли для предпринимателей.
  4. Во всех районах области в налоговые поступления не запланирована плата за размещение наружной рекламы.
  5. Львиную долю налоговых поступлений составляют ИПН и налог на транспортные средства.
  6. Неналоговые поступления планируются в виде прочих неналоговых поступлений и сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и коммунальной собственности.

Анализируя вышесказанное и изучив проблемы обеспечения доходной части бюджета МСУ в Актюбинской области можно сделать следующие выводы:

1)        До сих пор налоговые поступления для бюджета 4 уровня поступают в районный бюджет, это вызывает определенные трудности при их возврате. Для этого необходима интегрированная база налогоплательщиков или определенный доступ специалисту бюджета 4 уровня. Наличие базы налогоплательщиков позволит более точнее планировать доходную часть бюджета в сторону увеличения.

2)        При планировании бюджета 4 уровня не планируется плата за размещение наружной рекламы, а это тоже является источником дохода;

3)        Во многих сельских округах основным видом деятельности является животноводство, поэтому для увеличения доходной части бюджета пересмотреть систему налогообложения крестьянских хозяйств – как основных источников налогообложения (земельный налог, налог на технику и на скот и т.д.);

4)        Для развития малого бизнеса основной проблемой является залоговая стоимость. Акимы предлагают выделение финансовых средств поэтапно траншами по итогам реализации этапов проекта и в завершении проекта в залог взять сам объект. Внедрение такого механизма финансирования и залогового инструмента оживит бизнес климат в сельских округах.

5)        Практически не планируются неналоговые поступления, а если и планируются, то незначительная часть видов неналоговых поступлений. Для увеличения доходной части бюджета сельских округов расширить функций по штрафам для физических и юридических лиц (по благоустройству населенного пункта, незаконная рыбалка и охота) и разработать четкий механизм обложения штрафами для акимов;

6)        Для увеличения доходной части бюджета 4 уровня предлагается внесение дополнений в ЕБК 4 уровня как в ЕБК районного бюджета;

7)        Необходимо решение проблем по документированию, паспортизации коммунальных собственностей для увеличения налоговой базы.

После обучения акимы городов районного значения и сельских округов Актюбинской области инициировали свои проекты по развитию городов и сельских округов для создания новых рабочих мест и привлечения инвестиции, в целом для увеличения доходной части бюджета. Проекты 3 акимов сельского округа были связаны с получением технико-экономического обоснования строительства плотины (Комсомольский со Айтекебийского района), дамбы (Кобдинский со Кобдинского района) и системы водоснабжения (Кенкиякский со Темирского района). Реализация данных проектов требует капитальных вложений, но при успешной реализации будет развивать многие виды хозяйства (рыбное хозяйство, личное подсобное хозяйство, птицеводство, различные виды земледелия, школьный туризм на базе бывшего здания пионерского лагеря, места досуга местного населения и т.д.). Многие акимы сельских округов и городов районного значения защитили проекты по насущным проблемам населенного пункта и расширению имеющего потенциала своей местности и спроса населения, например, по сортировке, переработке и утилизации твердобытовых отходов, развитие мясо и молокоперерабатывающей промышленности, местного туризма, нетрадиционного хозяйства (рыбное, страусиное, кроличье, перепелиное, яблоневое, солодковое, тепличное) и другие.

По нашим прогнозам, одним из ожидаемых результатов после окончания семинара станет получение акимами практических навыков по грамотному планированию доходной части и проектному мышлению, что приведет к увеличению доходной части порядка 20%.

Проводимые реформы позволят продолжить процессы в сфере демократизации власти, наделить органы местного самоуправления необходимыми финансовыми и материальными ресурсами, повысить роль населения в решении вопросов местного значения, снизить уровень проявлений бюрократизма и коррупции, повысить заинтересованность органов местного самоуправления в росте налоговой базы, определить дополнительные источники доходов.

Эффективное функционирование местного управления и государственной власти позволит обеспечить:

  • повышение роли населения, его участия в качественном решении вопросов локального значения;
  • повышение уровня жизни населения в регионах;
  • повышение социально-экономической и политической стабильности в регионах и государстве в целом.

Местное самоуправление призвано стать полноценным и сильным звеном в системе управления страной. Этому будет способствовать развитие гражданских инициатив и социальной активности местного населения, их коллективной ответственности за состояние дел на территории проживания.

Библиографический список:

1. Горный М. «Федеральное законодательство о местном самоуправлении: сравнение с Европейской Хартией местного самоуправления», 2004
2. Конституция Республики Казахстан. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.akorda.kz.
3. “План наций – 100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ” Программа Президента РК от 20 мая 2015 г. www.akorda.kz
4. «Казахстан-2025» Стратегический план развития РК до 2025 года. 15 февраля 2018 г. http://adilet.zan.kz/kaz/docs/P1700000799
5. План мероприятий на 2013-2020 годы по реализации концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан. Постановление Правительства РК от 31 января 2013 года №78




Рецензии:

22.05.2019, 20:47 Тарханов Олег Владимирович
Рецензия: РЕЦЕНЗИЯ на статью «Местное самоуправление в Республике Казахстан: современное состояние и перспективы развития» авторов Р.А. Есберген и Лауры Мирмановой 1. На сегодняшний день местному самоуправлению в Республике Казахстан посвящены публикации различного уровня, в чем легко убедиться по информации в интернет поле. При этом, как указывал Первый Президент РК Н. А. Назарбаев, «Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего». 2. И такие публикации имеются. В частности, на сайте QAZAQSTAN TARIHY автором Арманом СУЛЕЙМЕНОВ опубликована статья о современном состоянии местного самоуправления: (см. Местное самоуправление в Республике Казахстан e-history.kz›История Казахстана). Несколько ранее опубликована курсовая работа «Организация местного самоуправления в Республике Казахстан» Опубликовано: 2014-02-18, ИСТОЧНИК «Организация местного самоуправления в Республике... BiblioFond.ru›view.aspx?id=723328 ». 3. В указанных публикациях довольно ясно и подробно изложены пути демократизации органов местного самоуправления в Республике Казахстан в историческом и правовом смыслах. 4. К сожалению, рассматриваемая статья уступает указанным публикациям в части историзма и конкретики. Так, Авторы утверждают и предлагают, что 1) ….Наличие базы налогоплательщиков позволит более точнее (????) планировать доходную часть бюджета в сторону увеличения. 3) …..для увеличения доходной части бюджета ??? пересмотреть (????) систему налогообложения крестьянских хозяйств – как основных источников налогообложения (земельный налог, налог на технику и на скот и т.д.); 4) …. Акимы предлагают выделение финансовых средств поэтапно траншами по итогам реализации этапов проекта и в завершении проекта в залог взять сам объект. Внедрение такого механизма финансирования и залогового инструмента оживит бизнес климат (ПОЧЕМУ????) в сельских округах. 5) …..Для увеличения доходной части бюджета сельских округов расширить функций по штрафам для физических и юридических лиц (по благоустройству населенного пункта, незаконная рыбалка и охота) и разработать четкий механизм обложения штрафами для акимов; 6) Для увеличения доходной части бюджета 4 уровня предлагается внесение дополнений (????) в ЕБК 4 уровня как в ЕБК районного бюджета; 7) Необходимо решение проблем (????? Каким образом) по документированию, паспортизации коммунальных собственностей для увеличения налоговой базы. Однако, как утверждения авторов, так и их предложения либо не ОБОСНОВЫВАЮТСЯ, либо не КОНКРЕТИЗИРУЮТСЯ. ЗАМЕЧАНИЯ: 5. Авторам необходимо сопоставить свой материал с указанными источниками, привести его в соответствие с указаниями Первого Президента РК Н.А. Назарбаева, обосновать недостатки обозначенных публикаций, обосновать достижимость их (авторов) утверждений по пп. 1), 3), 4), 5), 6), 7) и конкретизировать свои предложения. 6. После действий по п.5 настоящей рецензии, авторам необходимо обосновать новизну и полезность для российских читателей научного журнала, как пути, предотвращающего разорение сельских поселений, как это наблюдается в современной России. 7. Авторы упоминают тенденцию ГЛОБАЛИЗАЦИИ. Однако, среди экспертов превалирует мнение о негативных последствиях курса мирового сообщества на ГЛОБАЛИЗАЦИЮ. Без устранения замечаний по п.5 и п.6 публикация не рекомендуется. Тарханов О.В.



Комментарии пользователей:

6.05.2019, 18:09 Шедько Юрий Николаевич
Отзыв: Статья "Местное самоуправление в Республике Казахстан: современное состояние и перспективы развития" представляет интерес, отличается новизной, практической и теоретической значимостью. Эмпирическая база статьи также заслуживает внимания, вероятно, следует продолжать исследования в данном направлении. Статья рекомендуется к публикации. Шедько Юрий Николаевич, доктор экономических наук, доцент профессор кафедры государственного и муниципального управления Финансового университета при Правительстве Российской Федерации


Оставить комментарий


 
 

Вверх