Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №69 (май) 2019
Разделы: Экономика
Размещена 17.05.2019. Последняя правка: 16.05.2019.
Просмотров - 1243

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Бондаренко Екатерина Александровна

Полесский государственный университет

Студент

О.В. Дементьева, студент 3 курс. Научный руководитель: Н.Л. Давыдова, кандидат экономических наук, доцент, Полесский государственный университет


Аннотация:
В данной статье рассматриваются взаимоотношения Республики Беларусь с основными международными финансовыми организациями, проблемы, с которыми сталкивается государство, программы, реализуемые Республикой Беларусь в процессе данного сотрудничества.


Abstract:
This article examines the relations of the Republic of Belarus with the main international financial organizations, the problems faced by the state, the programs implemented by the Republic of Belarus in the process of this cooperation.


Ключевые слова:
международные финансовые организации; финансовая политика; программы сотрудничества; эффективность

Keywords:
international financial organizations; financial policy; cooperation programs; efficiency


УДК 339.7  

Введение: Международные финансовые организации образуются с помощью объединения экономических и финансовых ресурсов странамиучастниками с целью решения определенных проблем в области формирования и развития международной экономики.

Инвестиционная деятельность данных организаций нередко подразумевает узкое совместное сотрудничество с государственными экспортными кредитными агентствами, осуществляющими страхование и управление рисками при осуществлении крупных международных проектов. 

Почти все страны мира, в том числе и Республика Беларусь, нуждаются в сотрудничестве с международными финансовыми организациями. Данный факт обуславливает актуальность выбранной темы.

Целью данной статьи является раскрытие основных направлений сотрудничества и возникающих проблем во взаимоотношениях Республики Беларусь с международными финансовыми организациями. 

Задачи работы:  

  • изучение  деятельности международных  финансовых организаций и анализ степени их участия в развитии экономики страны;
  • рассмотрение возникающих в ходе совместной деятельности проблем и дальнейших перспектив сотрудничества Республики Беларусь с международными финансовыми организациями.

Основная часть. 

Поэтапно формируя отношения с международными финансовыми организациями, в настоящее время Республика Беларусь является членом 49 международных организаций, финансовым посредником в которых со стороны Беларуси выступает Министерство финансов. Все эти организации содействуют либо содействовали финансированию реализации белорусских проектов [1]. Республика Беларусь осуществляет свое взаимодействие в большей степени с Международным валютным фондом (МВФ), Всемирным банком (ВБ), Региональным банком развития. 

Существует 3 главных направлений деятельности Международного валютного фонда в Республике Беларусь. Первое – сотрудничество с Национальным банком и Правительством Республики Беларусь при подготовке программ бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики. Кроме того, для достижения устойчивости платежного баланса, низкого уровня инфляции и вцелом существенного экономического роста осуществляется согласование обменного курса и торговой политики. 

Кроме того, МВФ реализует в Беларуси различные образовательные программы в области финансового программирования и финансовой политики, государственных финансов, статистики платежного баланса и в других сферах. 

От качества данных программ зависит решение вопросов кредитования Республики Беларусь, которое за последние несколько лет существенно снизилось, в особенности за счет низкой кредитной активности МВФ. Согласно условиям, выдвинутым Международным валютным фондом, предоставление кредитной линии возможно лишь при условии проведения экономических реформ со стороны кредитополучателя, т.е. государства, направленных на уменьшение внешнего долга, укрепление курса валюты, повышение равновесия платежного баланса, расширение инвалютных резервов и другое. На данный момент государство – участник вправе получить лишь один вид кредита без каких – либо препятствий – это кредит в рамках кредитной доли (транша) в фонде.

Также для укрепления системности внешнеэкономической деятельности на государственном уровне Министерством иностранных дел Республики Беларусь (МИД) была разработана и реализуется Национальная программа поддержки и развития экспорта на 2016-2020 гг., утвержденный Постановлением Совета Министров от 1 августа 2016 г. № 604, главной целью которого является совершенствование системы государственной поддержки экспорта как важного элемента развития внешнеэкономических отношений. [2] 

В рамках реализации данной программы каждый год осуществляется формирование прогнозных показатели внешней торговли товарами и услугами, разрабатываются планы совместных действий Министерства иностранных дел с республиканскими органами государственного управления по развитию торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с зарубежными странами и т.д. [3] 

Помимо реализации данной программы, Республика Беларусь рассчитывает на реализацию программы сотрудничества с фондом, запрашивая кредит у МВФ на 3 млрд. долларов под 2,28% годовых сроком на 10 лет с целью обслуживания обязательств по внешним долгам и дальнейшего развития экономики. Для предоставления данной суммы главными условиями МВФ являются повышение тарифов в ЖКХ и общественном транспорте, увеличении доли частного сектора, проведении гибкой курсовой политики, либерализации цен, реформировании сектора госпредприятий, сокращении финансирования госпрограмм и другое. Привлечение на более выгодных условиях ресурсов МВФ для государства является крайне важным. 

Однако существуют определенные экономические трудности, препятствующие получению от МВФ кредита. Среди них неблагоприятные изменения условий торговли, падение спроса со стороны торговых партнеров, трудности с получением внешнего финансирования. Для решения данных проблем необходимо предпринять ряд мер: 

  1. Повысить качество делового климат. В частности, необходимо осуществить определенные реформы во взаимоотношениях госпредприятий с целью повышения их конкурентоспособности и снижения бюджетных рисков. К числу данных мер относятся более надежное корпоративное управление и контроль, а также более четкие механизмы по работе с проблемными структурами; 
  2. Реализовать осмотрительную денежно-кредитную политику, включающую в себя поддержание гибкости обменного курса и восстановление внешних буферных резервов и др. 

Всемирный банк также играет важную роль в осуществлении Республикой Беларусь внешнеэкономической деятельности. В особенности кредитную поддержку осуществляет проводимая Группой Всемирного банка политика, которая заключается в концентрации усилий на обслуживание уже возникших кредитных проектов, а также  рассмотрение вопросов расширения кредитной программы, обязательными условиями которой является рыночное реформирование страны и режима обменного курса, стимулирование конкуренции, либерализация цен, активизация процесса приватизации, усиление кредитной политики Национального банка Республики Беларусь и гарантирование его независимости в проведении финансовой политики. 

В 2018 году совместная работа Республики Беларусь с Всемирным банком осуществлялась в рамках реализации действующих и подготовке новых кредитных проектов, в подготовке программ международной технической помощи, аналитической и консультативной помощи. В настоящее время в Республике Беларусь реализуются следующие инвестиционные проекты Всемирного банка: 

-            «Использование древесной биомассы для централизованного теплоснабжения в Республике Беларусь»;

-            «Развитие систем водоснабжения и водоотведения»;  

-            «Модернизация транзитного коридора»;

-            «Развитие лесного сектора Республики Беларусь»; 

-            «Модернизация системы образования Республики Беларусь» и многие другие. 

Кроме того, осуществляется подготовка программы, направленной на получение трех займов для представления на рассмотрение Совета исполнительных директоров Всемирного банка в 2019 финансовом году. Данные программы имеют следующие направления:

-            «Повышение устойчивости энергетического сектора;  

-            «Повышение эффективности и качества коммунальных услуг. [4] 

Таким образом, в Республике Беларусь ведется довольно активная политика в области международного сотрудничества. Как и в экономике любой страны, в экономике Беларуси есть определенные факторы и условия, осложняющие осуществление данного сотрудничества. Тем не менее предполагается последовательно развивать и совершенствовать сотрудничество с МВФ, Всемирным банком, иными институтами отталкиваясь от того, что совместная работа с международными финансовыми структурами является необходимым условием скорейшего реформирования экономики государства и интеграции ее в мировую экономику.

Библиографический список:

1. Колесов, В.П. Международная экономика: Учебное пособие / В.П. Колесов – М.: Инфра- М, 2004. – 474 с.
2. Обзор итогов внешней политики Республики Беларусь и деятельности Министерства иностранных дел в 2018 году [Электронный ресурс]/ Министерство иностранных дел Республики Беларусь. – Режим доступа: http://mfa.gov.by/publication/reports/b7fe6b330b96c9b7.html. – Дата доступа: 03.03.2019
3. Национальная программа поддержки и развития экспорта Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы [Электронный ресурс]: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 01.08.2016, № 604 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.– Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/fileaff83a3fc04eb9c0.PDF. – Дата доступа: 03.03.2019
4. Группа Всемирного банка [Электронный ресурс]/ Министерство финансов Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/ministerstvo/cooperation/wbg.pdf. – Дата доступа: 03.03.2019




Рецензии:

19.05.2019, 17:14 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Н.Л. Давыдовой, О.В. Дементьевой, Е.А. Бондаренко рассматриваются взаимоотношения Республики Беларусь с основными международными финансовыми организациями, проблемы, с которыми сталкивается государство, программы, реализуемые Республикой Беларусь в процессе данного сотрудничества. Авторы проанализировали проблемы, возникающие в ходе совместной деятельности, и дальнейшие перспективы сотрудничества Республики с международными финансовыми организациями. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, С. А. Яцкий



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх