Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №69 (май) 2019
Разделы: Экономика
Размещена 05.05.2019.
Просмотров - 1432

Розничная торговля как составная часть финансов торговых организаций

Панасовец Юлия Александровна

Полесский государственный университет

Студентка

Киевич Александр Владимирович, профессор, кафедра финансов, Полесский государственный университет


Аннотация:
В данной статье был проведен анализ розничной торговли как части финансов торговых организаций. В рамках данного вопроса была проанализирована розничная торговля в Республике Беларусь в целом и по областям. Был проведен анализ розничного товарооборота в разрезе продовольственных и непродовольственных товаров. Сделаны выводы о важности розничной торговли.


Abstract:
This article analyzed the retail trade as part of the finance of trade organizations. As part of this issue, the retail trade in the Republic of Belarus as a whole and by regions was analyzed. The analysis of retail turnover in the context of food and non-food products was carried out. Conclusions about the importance of retail.


Ключевые слова:
розничная торговля; предприятие; деятельность; потребитель; рынок; конкуренция; область; товарооборот

Keywords:
retail; company; activity; consumer; market; competition; region; turnover


УДК 339.37

В современных условиях трудно представить жизнь человека без соответствующих организаций, занимающихся торговлей. Розничная торговля является важным звеном в обеспечении населения необходимыми товарами.

Актуальность данной работы заключается в том, что с каждым годом растет востребованность у населения к соответствующим организациям. В областных и районных центрах, деревнях появляются новые организации, занимащиеся обеспечением населения необходимыми товарами. Следовательно, данный вопрос вызывает необходимость в более подробном изучении и анализе.

Розничная торговля – продажа (т.е. передача за определенную плату) потребителю товара. Розница самый древний, широко распространенный и понятный вид торговли. Она отличается тем, что одним из ее участников непременно выступает конечный потребитель продукта.

Постановлением Минторга РБ № 24 «О классификации форм розничной торговли» от 26 июня 2014 г. выделены следующие виды торговли:

· комиссионная торговля – торговля в ходе которой продавец (комиссионер) принимает у владельца (комитента) какой-либо товар, продает его своими силами потребителю. Право собственности на объект купли-продажи переходит от владельца (комитента) покупателю в момент продажи. Комиссионер в результате сделки получает комиссионное вознаграждение по факту продажи;

· торговля в стационарных торговых объектах – продажа в специально предназначенных для торговли помещениях;

· торговля в нестационарных торговых объектах – торговля во временных, не оборудованных специально помещениях и с транспортных средств;

· торговля без (вне) торговых объектов – тоже самое, но без всякого, постоянного или передвижного торгового объекта;

· торговля по образцам – при такой торговле покупателю демонстрируется образец товара или его модель, изображение. После оплаты покупка передается покупателю, в т.ч. почтовым отправлением

· развозная торговля – продажа товаров в оборудованных специально для торговли транспортных средствах;

· разносная торговля – торговля с лотков, тележек, корзин и т.п.;

· торговля на ярмарках;

· торговля на аукционах – продажа вещей на специально организованных торгах, в ходе которых потенциальные покупатели предлагают свои варианты цены, товар переходит к тому, кто предложит наибольшую цену;

· торговля на рынках.

Основными актами, определяющими ведение розничной торговли, являются: «Закон о торговле», «Постановление Совета Министров Республики Беларусь» №384 от 24.04.2004 года, другие документы более низкого порядка.

Такой важный вопрос как максимально допустимый уровень торговых надбавок регулируется «Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь» №6 от 26.01.2015 года. Ограничение наценки в розничной торговле относится, в основном, к социально значимым товарам, продуктам питания, и колеблется от 10 до 30 процентов [1].

Розничная торговля один из самых динамично изменяющихся видов деятельности. С одной стороны - правила ее ведения определяются законодательством, с другой – управление розницей как централизованной структурой, в принципе, невозможно. Министерство торговли в Республике Беларусь принимает постановления, дает указания, регулирующие различные

аспекты торговли, принимает участие в разработке актов законодательства, но управлять розницей в той же степени, как это делают некоторые другие министерства в рамках своих отраслей, в принципе не может, т.к. каждая покупка – результат индивидуального решения потребителя. Поскольку рынок Беларуси не является закрытым, конкуренция между продавцами и товарами – реальность.

Это одна из главных причин того, что доля частных предприятий (по природе своей более гибких) в розничной торговле особенно велика [1].

Для того, чтобы более подробно проанализировать состояние розничной торговли, изучим структуру и динамику розничного товарооборота (таблица 1).

Таблица 1 – Структурно-динамический анализ розничного товарооборота по областям и г. Минску, миллионов руб.
 

 

2016 год

Удельный вес, %

 

2017 год

Удельный вес, %

Темп роста статей, %

 

2018 год

Удельный вес, %

Темп роста статей, %

                      

ВСЕГО

Республика Беларусь, в т. ч.

36 923,4

100

40 237,3

100

109,0

44 674,9

100

111,0

Брестская

4 506,0

12,2

4 911,8

12,2

109,0

5 468,9

12,2

111,3

Витебская

4 103,4

11,1

4 410,8

11,0

107,5

4 910,1

11,0

111,3

Гомельская

4 426,0

12,0

4 781,4

11,9

108,0

5 380,5

12,0

112,5

Гродненская

3 813,4

10,3

4 129,1

10,3

108,3

4 597,1

10,3

111,3

г. Минск

11 285,4

30,6

12 388,9

30,8

109,8

13 757,5

30,8

111,0

Минская

5 537,5

15,0

6 036,2

15,0

109,0

6 638,9

14,9

110,0

Могилевская

3 251,7

8,8

3 579,1

8,9

110,1

3 921,9

8,8

109,6

 

Продовольственные товары

Республика Беларусь, в т. ч.

18 845,3

51,0

20 383,2

50,7

108,2

21 850,5

48,9

107,2

Брестская

2 401,0

12,7

2 589,8

12,7

107,9

2 779,2

12,7

107,3

Витебская

2 274,7

12,1

2 430,1

11,9

106,8

2 638,9

12,1

108,6

Гомельская

2 497,9

13,3

2 683,8

13,2

107,4

2 868,9

13,1

106,9

Гродненская

1 948,0

10,3

2 153,9

10,6

110,6

2 341,9

10,7

108,7

г. Минск

4 871,8

25,9

5 290,4

26,0

108,6

5 656,7

25,9

106,9

Минская

2 980,4

15,8

3 222,9

15,8

108,1

3 417,2

15,6

106,0

Могилевская

1 871,5

9,9

2 012,3

9,9

107,5

2 147,7

9,8

106,7

 

Непродовольственные товары

Республика Беларусь, в т. ч.

18 078,1

49,0

19 854,1

49,3

109,8

22 824,4

51,1

115,0

Брестская

2 105,0

11,6

2 322,0

11,7

110,3

2 689,7

11,8

115,8

Витебская

1 828,7

10,1

1 980,7

10,0

108,3

2 271,2

10,0

114,7

Гомельская

1 928,1

10,7

2 097,6

10,6

108,8

2 511,6

11,0

119,7

Гродненская

1 865,4

10,3

1 975,2

9,9

105,9

2 255,2

9,9

114,2

г. Минск

6 413,6

35,5

7 098,5

35,8

110,7

8 100,8

35,5

114,1

Минская

2 557,1

14,1

2 813,3

14,2

110,0

3 221,7

14,1

114,5

Могилевская

1 380,2

7,6

1 566,8

7,9

113,5

1 774,2

7,8

113,2

Примечание – Источник: собственная разработка на основании: [2]

Анализируя данные таблицы 1, можно сделать следующие выводы. Так, за анализируемый период розничный товарооборот достиг максимума в 2018 году с показателем 44 674,9 миллионов рублей. За период 2016-2017 гг., товарооборот увеличился на 3 313,9 миллионов рублей, а за 2017-2018 гг. – на 4 437,6 миллионов рублей.

Розничный товарооборот состоит из реализации продовольственных и непродовольственных товаров. Из вышеприведенного анализа следует, что данные виды продукции практически в равных долях образуют розничный товарооборот. Так, в 2016 году розничный товарооборот состоял на 51% из реализации продовольственных товаров и на 49% - непродовольственных товаров. В 2017 году ситуация незначительно изменилась в пользу увеличения удельного веса непродовольственных товаров, доля которых составила 49,3%, что на 3 п.п. больше, чем за прошлый анализируемый период. В 2018 году в розничном товарообороте стали преобладать непродовольственные товары, их удельный вес увеличился до 51,1%, что на 1,8 п.п. больше, чем в 2017 году. В то же время в 2018 году уменьшилась доля продовольственных товаров, удельный вес которых в общем объеме розничного товарооборота составил 48,9 %.

Однако, вместе с тем, проанализировав темпы роста, заметна картина по увеличению общего объема реализации как продовольственной, так и непродовольственной продукции. Таким образом, при анализе розничного товарооборота в 2017 году по сравнению с 2016 годом, общая реализация продукции увеличилась на 9%. Наибольший прирост товарооборота наблюдался в Могилевской области, где по сравнению с 2016 годом он увеличился на 10,1%. Наименьшее увеличение товарооборота было в Витебской области, там прирост составил 7,5%. Изучая общий товарооборот в 2018 году, можно прийти к выводу о том, что в данном периоде произошло увеличение товарооборота на 11%, что выше, чем аналогичный показатель предыдущего года на 2 п.п. Наибольшее увеличение товарооборота наблюдалось в Гомельской области с показателем 12,5% прироста. Наименьший прирост товарооборота был в Могилевской области с показателем 9,6% прироста.

Как уже известно, реализация продовольственной продукции за анализируемый период характеризуется общим уменьшением удельного веса в объемах розничной торговли. Вместе с тем, наблюдается рост реализации продовольственной продукции. Таким образом, за 2017 год наблюдается прирост в объеме 8,2%, а в 2018 году еще на 7,2%. Лидером по росту реализации продовольственной продукции как в 2017, так и в 2018 году является Гродненская область, где прирост составил 10,6% и 8,7% соответственно.

В росте объемов реализации непродовольственной продукции в 2017 году лидирует Могилевская область с показателем 13,5%, а в 2018 году – Гомельская область с показателем 19,7%.

Далее проанализируем удельные веса розничного товарооборота по областям за 2018 год (рисунок 1):

Анализ структуры розничного товарооборота в Республике Беларусь за 2018 год по областям

Рисунок 1 – Анализ структуры розничного товарооборота в Республике Беларусь за 2018 год по областям

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [2] 

Проанализировав данные вышеприведенного рисунка, заметим, что наибольший удельный вес в розничном товарообороте занимает г. Минск, что является логичным в связи с тем что в Минске расположено огромное количество различных зон, по продаже того или иного товара. К тому же, наибольшее количество туристов и жителей страны в целом, ездят непосредственно в город Минск как по своим, так и по туристическим целям.

На втором месте по объему розничного товарооборота расположена Минска область с удельным весом 15%, что вдвое меньше, чем у г. Минска. Затем, расположены Брестская и Гомельская  области с удельным весом 12%. 10% и 11% имеют Гродненская и Витебская области соответственно. И замыкает данную цепь Могилевская область с удельным весом всего 9%, что на 22 п.п. меньше, чем у города Минска.

Говоря о розничной торговле внутри Республики, следует помнить, что отечественный потребитель приобретает как свои, так и импортные продукты. Доля импорта стабильно велика, что вообще характерно для современных обществ, за исключением живущих натуральным хозяйством.

Доля торговли в ВВП Беларуси не так велика как в других европейских странах. Наибольшее развитие она имеет в г.Минске и существенно меньшее в регионах.

Нужно отметить, что статистические данные, как правило, не учитывают мелкую торговлю, индивидуальных предпринимателей, рынки, интернет-магазины и некоторые другие продажи.

Ввиду способности торговли к резкому росту за короткий период времени, она может выступать своеобразным «локомотивом» экономического развития как источник «быстрых денег». Следует, однако, понимать, что в долгосрочном периоде объемы продаж все равно окажутся ограничены покупательской способностью населения. Увеличение продаж импортных товаров также имеет неоднозначный эффект для экономики, т.к. может вести к превышению импорта над экспортом, ухудшению положения отечественных производителей.

Библиографический список:

1. Розничная торговля // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://myfin.by/wiki/term/roznichnaya-torgovlya. Дата доступа: 08.04.2019.
2. Розничный товарооборот по областям и г. Минску // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/vnytrennia-torgovlya/roznichnaya-torgovlya/godovye-dannye/roznichnaya-torgovlya/roznichnyy-tovarooborot-po-oblastyam-i-g-minsku/. Дата доступа: 08.04.2019.




Рецензии:

7.05.2019, 8:41 Нурмаганбетова Манет Сагингалиевна
Рецензия: В статье Панасовец Ю.А. проведен анализ розничного товарооборота в разрезе продовольственных и непродовольственных товаров в Республике Беларусь. В статье подробно проанализированы состояние розничной торговли, изучена структура и динамика розничного товарооборота в г.Минск. В достаточной степени использованы статистические данные Республики Беларусь. Статья может быть рассмотрена на предмет опубликования в журнале.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх