Полесский государственный университет
Студентка
Киевич Александр Владимирович, профессор, кафедра финансов, Полесский государственный университет
УДК 339.37
В современных условиях трудно представить жизнь человека без соответствующих организаций, занимающихся торговлей. Розничная торговля является важным звеном в обеспечении населения необходимыми товарами.
Актуальность данной работы заключается в том, что с каждым годом растет востребованность у населения к соответствующим организациям. В областных и районных центрах, деревнях появляются новые организации, занимащиеся обеспечением населения необходимыми товарами. Следовательно, данный вопрос вызывает необходимость в более подробном изучении и анализе.
Розничная торговля – продажа (т.е. передача за определенную плату) потребителю товара. Розница самый древний, широко распространенный и понятный вид торговли. Она отличается тем, что одним из ее участников непременно выступает конечный потребитель продукта.
Постановлением Минторга РБ № 24 «О классификации форм розничной торговли» от 26 июня 2014 г. выделены следующие виды торговли:
· комиссионная торговля – торговля в ходе которой продавец (комиссионер) принимает у владельца (комитента) какой-либо товар, продает его своими силами потребителю. Право собственности на объект купли-продажи переходит от владельца (комитента) покупателю в момент продажи. Комиссионер в результате сделки получает комиссионное вознаграждение по факту продажи;
· торговля в стационарных торговых объектах – продажа в специально предназначенных для торговли помещениях;
· торговля в нестационарных торговых объектах – торговля во временных, не оборудованных специально помещениях и с транспортных средств;
· торговля без (вне) торговых объектов – тоже самое, но без всякого, постоянного или передвижного торгового объекта;
· торговля по образцам – при такой торговле покупателю демонстрируется образец товара или его модель, изображение. После оплаты покупка передается покупателю, в т.ч. почтовым отправлением
· развозная торговля – продажа товаров в оборудованных специально для торговли транспортных средствах;
· разносная торговля – торговля с лотков, тележек, корзин и т.п.;
· торговля на ярмарках;
· торговля на аукционах – продажа вещей на специально организованных торгах, в ходе которых потенциальные покупатели предлагают свои варианты цены, товар переходит к тому, кто предложит наибольшую цену;
· торговля на рынках.
Основными актами, определяющими ведение розничной торговли, являются: «Закон о торговле», «Постановление Совета Министров Республики Беларусь» №384 от 24.04.2004 года, другие документы более низкого порядка.
Такой важный вопрос как максимально допустимый уровень торговых надбавок регулируется «Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь» №6 от 26.01.2015 года. Ограничение наценки в розничной торговле относится, в основном, к социально значимым товарам, продуктам питания, и колеблется от 10 до 30 процентов [1].
Розничная торговля один из самых динамично изменяющихся видов деятельности. С одной стороны - правила ее ведения определяются законодательством, с другой – управление розницей как централизованной структурой, в принципе, невозможно. Министерство торговли в Республике Беларусь принимает постановления, дает указания, регулирующие различные
аспекты торговли, принимает участие в разработке актов законодательства, но управлять розницей в той же степени, как это делают некоторые другие министерства в рамках своих отраслей, в принципе не может, т.к. каждая покупка – результат индивидуального решения потребителя. Поскольку рынок Беларуси не является закрытым, конкуренция между продавцами и товарами – реальность.
Это одна из главных причин того, что доля частных предприятий (по природе своей более гибких) в розничной торговле особенно велика [1].
Для того, чтобы более подробно проанализировать состояние розничной торговли, изучим структуру и динамику розничного товарооборота (таблица 1).
2016 год |
Удельный вес, % |
2017 год |
Удельный вес, % |
Темп роста статей, % |
2018 год |
Удельный вес, % |
Темп роста статей, % |
|
|
ВСЕГО |
|||||||
Республика Беларусь, в т. ч. |
36 923,4 |
100 |
40 237,3 |
100 |
109,0 |
44 674,9 |
100 |
111,0 |
Брестская |
4 506,0 |
12,2 |
4 911,8 |
12,2 |
109,0 |
5 468,9 |
12,2 |
111,3 |
Витебская |
4 103,4 |
11,1 |
4 410,8 |
11,0 |
107,5 |
4 910,1 |
11,0 |
111,3 |
Гомельская |
4 426,0 |
12,0 |
4 781,4 |
11,9 |
108,0 |
5 380,5 |
12,0 |
112,5 |
Гродненская |
3 813,4 |
10,3 |
4 129,1 |
10,3 |
108,3 |
4 597,1 |
10,3 |
111,3 |
г. Минск |
11 285,4 |
30,6 |
12 388,9 |
30,8 |
109,8 |
13 757,5 |
30,8 |
111,0 |
Минская |
5 537,5 |
15,0 |
6 036,2 |
15,0 |
109,0 |
6 638,9 |
14,9 |
110,0 |
Могилевская |
3 251,7 |
8,8 |
3 579,1 |
8,9 |
110,1 |
3 921,9 |
8,8 |
109,6 |
|
Продовольственные товары |
|||||||
Республика Беларусь, в т. ч. |
18 845,3 |
51,0 |
20 383,2 |
50,7 |
108,2 |
21 850,5 |
48,9 |
107,2 |
Брестская |
2 401,0 |
12,7 |
2 589,8 |
12,7 |
107,9 |
2 779,2 |
12,7 |
107,3 |
Витебская |
2 274,7 |
12,1 |
2 430,1 |
11,9 |
106,8 |
2 638,9 |
12,1 |
108,6 |
Гомельская |
2 497,9 |
13,3 |
2 683,8 |
13,2 |
107,4 |
2 868,9 |
13,1 |
106,9 |
Гродненская |
1 948,0 |
10,3 |
2 153,9 |
10,6 |
110,6 |
2 341,9 |
10,7 |
108,7 |
г. Минск |
4 871,8 |
25,9 |
5 290,4 |
26,0 |
108,6 |
5 656,7 |
25,9 |
106,9 |
Минская |
2 980,4 |
15,8 |
3 222,9 |
15,8 |
108,1 |
3 417,2 |
15,6 |
106,0 |
Могилевская |
1 871,5 |
9,9 |
2 012,3 |
9,9 |
107,5 |
2 147,7 |
9,8 |
106,7 |
|
Непродовольственные товары |
|||||||
Республика Беларусь, в т. ч. |
18 078,1 |
49,0 |
19 854,1 |
49,3 |
109,8 |
22 824,4 |
51,1 |
115,0 |
Брестская |
2 105,0 |
11,6 |
2 322,0 |
11,7 |
110,3 |
2 689,7 |
11,8 |
115,8 |
Витебская |
1 828,7 |
10,1 |
1 980,7 |
10,0 |
108,3 |
2 271,2 |
10,0 |
114,7 |
Гомельская |
1 928,1 |
10,7 |
2 097,6 |
10,6 |
108,8 |
2 511,6 |
11,0 |
119,7 |
Гродненская |
1 865,4 |
10,3 |
1 975,2 |
9,9 |
105,9 |
2 255,2 |
9,9 |
114,2 |
г. Минск |
6 413,6 |
35,5 |
7 098,5 |
35,8 |
110,7 |
8 100,8 |
35,5 |
114,1 |
Минская |
2 557,1 |
14,1 |
2 813,3 |
14,2 |
110,0 |
3 221,7 |
14,1 |
114,5 |
Могилевская |
1 380,2 |
7,6 |
1 566,8 |
7,9 |
113,5 |
1 774,2 |
7,8 |
113,2 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании: [2]
Анализируя данные таблицы 1, можно сделать следующие выводы. Так, за анализируемый период розничный товарооборот достиг максимума в 2018 году с показателем 44 674,9 миллионов рублей. За период 2016-2017 гг., товарооборот увеличился на 3 313,9 миллионов рублей, а за 2017-2018 гг. – на 4 437,6 миллионов рублей.
Розничный товарооборот состоит из реализации продовольственных и непродовольственных товаров. Из вышеприведенного анализа следует, что данные виды продукции практически в равных долях образуют розничный товарооборот. Так, в 2016 году розничный товарооборот состоял на 51% из реализации продовольственных товаров и на 49% - непродовольственных товаров. В 2017 году ситуация незначительно изменилась в пользу увеличения удельного веса непродовольственных товаров, доля которых составила 49,3%, что на 3 п.п. больше, чем за прошлый анализируемый период. В 2018 году в розничном товарообороте стали преобладать непродовольственные товары, их удельный вес увеличился до 51,1%, что на 1,8 п.п. больше, чем в 2017 году. В то же время в 2018 году уменьшилась доля продовольственных товаров, удельный вес которых в общем объеме розничного товарооборота составил 48,9 %.
Однако, вместе с тем, проанализировав темпы роста, заметна картина по увеличению общего объема реализации как продовольственной, так и непродовольственной продукции. Таким образом, при анализе розничного товарооборота в 2017 году по сравнению с 2016 годом, общая реализация продукции увеличилась на 9%. Наибольший прирост товарооборота наблюдался в Могилевской области, где по сравнению с 2016 годом он увеличился на 10,1%. Наименьшее увеличение товарооборота было в Витебской области, там прирост составил 7,5%. Изучая общий товарооборот в 2018 году, можно прийти к выводу о том, что в данном периоде произошло увеличение товарооборота на 11%, что выше, чем аналогичный показатель предыдущего года на 2 п.п. Наибольшее увеличение товарооборота наблюдалось в Гомельской области с показателем 12,5% прироста. Наименьший прирост товарооборота был в Могилевской области с показателем 9,6% прироста.
Как уже известно, реализация продовольственной продукции за анализируемый период характеризуется общим уменьшением удельного веса в объемах розничной торговли. Вместе с тем, наблюдается рост реализации продовольственной продукции. Таким образом, за 2017 год наблюдается прирост в объеме 8,2%, а в 2018 году еще на 7,2%. Лидером по росту реализации продовольственной продукции как в 2017, так и в 2018 году является Гродненская область, где прирост составил 10,6% и 8,7% соответственно.
В росте объемов реализации непродовольственной продукции в 2017 году лидирует Могилевская область с показателем 13,5%, а в 2018 году – Гомельская область с показателем 19,7%.
Далее проанализируем удельные веса розничного товарооборота по областям за 2018 год (рисунок 1):
Рисунок 1 – Анализ структуры розничного товарооборота в Республике Беларусь за 2018 год по областям
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [2]
Проанализировав данные вышеприведенного рисунка, заметим, что наибольший удельный вес в розничном товарообороте занимает г. Минск, что является логичным в связи с тем что в Минске расположено огромное количество различных зон, по продаже того или иного товара. К тому же, наибольшее количество туристов и жителей страны в целом, ездят непосредственно в город Минск как по своим, так и по туристическим целям.
На втором месте по объему розничного товарооборота расположена Минска область с удельным весом 15%, что вдвое меньше, чем у г. Минска. Затем, расположены Брестская и Гомельская области с удельным весом 12%. 10% и 11% имеют Гродненская и Витебская области соответственно. И замыкает данную цепь Могилевская область с удельным весом всего 9%, что на 22 п.п. меньше, чем у города Минска.
Говоря о розничной торговле внутри Республики, следует помнить, что отечественный потребитель приобретает как свои, так и импортные продукты. Доля импорта стабильно велика, что вообще характерно для современных обществ, за исключением живущих натуральным хозяйством.
Доля торговли в ВВП Беларуси не так велика как в других европейских странах. Наибольшее развитие она имеет в г.Минске и существенно меньшее в регионах.
Нужно отметить, что статистические данные, как правило, не учитывают мелкую торговлю, индивидуальных предпринимателей, рынки, интернет-магазины и некоторые другие продажи.
Ввиду способности торговли к резкому росту за короткий период времени, она может выступать своеобразным «локомотивом» экономического развития как источник «быстрых денег». Следует, однако, понимать, что в долгосрочном периоде объемы продаж все равно окажутся ограничены покупательской способностью населения. Увеличение продаж импортных товаров также имеет неоднозначный эффект для экономики, т.к. может вести к превышению импорта над экспортом, ухудшению положения отечественных производителей.
Рецензии:
7.05.2019, 8:41 Нурмаганбетова Манет Сагингалиевна
Рецензия: В статье Панасовец Ю.А. проведен анализ розничного товарооборота в разрезе продовольственных и непродовольственных товаров в Республике Беларусь. В статье подробно проанализированы состояние розничной торговли, изучена структура и динамика розничного товарооборота в г.Минск.
В достаточной степени использованы статистические данные Республики Беларусь.
Статья может быть рассмотрена на предмет опубликования в журнале.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий