Магистр
Российский государственный аграрный университет - Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева
Студент
Букур Кристина Маратовна, студент, магистр, Российский государственный аграрный университет - Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева. Харитонова Анна Евгеньевна, старший преподаватель,кандидат экономических наук, Российский государственный аграрный университет - Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева
УДК 33
Актуальность. Исследование международного рынка логистического аутсорсинга носит комплексный характер и содержит подробный анализ развития основных сегментов: грузоперевозки и транспортно-экспедиционное сопровождение (далее – экспедирование). В статье рассмотрены оценки объема рынка логистики в натуральном и стоимостном выражении. Представлен анализ конкурентной среды, финансовых результатов работы российских и зарубежных транспортно-логистических компаний.
Цель работы: изучение и прогноз основных макроэкономических показателей, влияющих на международный рынок ТЛУ.
В ходе исследования были поставлены и решены следующие задачи:
Научная новизна обусловлена тем, что в статье используются данные об изменении основных сегментов рынка транспортно-логистических услуг в настоящее время и прогноз до 2022 г.
Основными факторами, определяющими спрос на транспортно-логистические услуги, являются динамика мировой экономики и международного товарообмена, глобализация грузопотоков и усложнение схем доставки, потребности в оптимизации расходов, связанных с перевозкой, хранением и дистрибуцией товаров.
Основным фактором роста мировой экономики и торговли в 2017-2018 гг. стало завершение отрицательной фазы делового цикла и повышение мировых цен на сырьевые товары. По данным МВФ, в 2017 г. темпы роста мирового ВВП относительно предыдущего года повысились до 3,7%, в развитых странах ВВП вырос на 2,3%, в том числе в США – на 2,2%, Еврозоне – на 2,4%. Развивающиеся страны демонстрировали более динамичный экономический рост – 4,7%, в том числе Китай – 6,9%, Индия – 6,7%.
Согласно прогнозу МВФ (октябрь 2018 г.), темпы роста мировой экономики в 2018-2019 гг. составят 3,7% с последующим снижением до 3,6% в 2020-2022 гг. Темпы прироста ВВП США в 2018 г. оцениваются в 2,9%, однако удержать их на таком уровне в последующие три года, скорее всего, не удастся. Понижен прогноз роста экономики Еврозоны и Японии, что отражает более низкую динамику внутреннего спроса и экспорта.
По оценке МВФ, наблюдаемое ускорение глобального роста в значительный степени носит циклический характер, обусловленный восстановлением после периода слабой экономической динамики.
Рисунок 1 – Динамика роста ВВП мировой экономики в 2008-2017 гг., прогноз до 2022 г., % к предыдущему году
Источник: МВФ - Международный Валютный Фонд [Электронный ресурс]
В среднесрочной перспективе сохраняются риски ухудшения ситуации и снижения темпов роста на фоне развития таких явлений как протекционизм, санкционное давление, расширение торговых войн, которые способны негативно повлиять на динамику мировой экономики и торговли. Это может подорвать восстановление экономики и снизить среднесрочные перспективы роста, как за счет прямого воздействия на распределение ресурсов и товаропотоков, так и за счет повышения неопределенности и уменьшения инвестиций. По оценке МВФ, последствия торговых войн в полной мере скажутся в 2019 г.
По данным МВФ, в 2017 г. темпы роста мирового импорта (за базисный период принимается предыдущий год) повысились до 5,6%. Важнейшими факторами роста стало оживление инвестиционного спроса и увеличение импорта как развитыми, так и развивающимися странами. В 2018 г. рост мирового импорта по оценке должен был составить 5,0%, в том числе развивающихся стран – 6,3%. В последующие четыре года прогнозируется снижение динамики с 4,4% до 4,0%.
Рисунок 2 – Динамика мирового импорта товаров в 2008-2017 гг., прогноз до 2022 г., %
Источник: МВФ - Международный Валютный Фонд [Электронный ресурс]
В странах с формирующимся рынком и развивающихся странах ожидается повышение темпов экономического роста с 4,7% в 2018-2019 гг. до 4,9% в 2020-2021 гг., чему будет способствовать снижение инфляции, базовых процентных ставок, проведение политики по стимулированию инвестиций и внутреннего потребления. Данная группа стран испытывает мощное влияние следующих факторов: рост цен на нефть, повышение доходности в США, укрепление доллара США, напряженность в торговой сфере и геополитические конфликты. Прогнозы для регионов и отдельных стран, таким образом, отличаются в зависимости от того, как эти глобальные силы взаимодействуют с внутренними специфическими факторами. Финансовые условия в целом по-прежнему благоприятствуют росту, хотя между странами наблюдаются различия в силу экономических детерминантов и политической неопределенности.
В Китае продолжится политика управляемого умеренного снижения темпов роста при сохранении платежеспособности ведущих китайских банков и корпораций. В 2018-2022 гг. темпы роста ВВП Китая снизятся – с 6,6 до 5,7%, прежде всего в результате замедления роста кредитования и инвестиций на фоне сворачивания стратегической поддержки государства и ужесточения налогово-бюджетной политики. Рост будет поддерживаться мерами по стимулированию внутреннего спроса за счет повышения доходов и потребления домашних хозяйств, а также развитием инфраструктурных проектов.
Замедление глобального роста будет оказывать сдерживающее влияние на динамику спроса на сырьевые товары. В частности, снижение темпов роста китайской экономики в среднесрочной перспективе негативно скажется на конъюнктуре рынков базовых металлов и угля, где Китай является крупнейшим потребителем.
Риски ухудшения ситуации в мировой экономике. В среднесрочной перспективе основные негативные тенденции могут реализоваться, прежде всего, в результате усиления торгового протекционизма, высокой геополитической неопределенности, ухудшения ситуации на финансовых рынках. Сохранение бюджетного дефицита во многих развивающихся странах может привести к увеличению бремени внешнего долга и снижению возможностей государства по стимулированию роста.
Среди долгосрочных тенденций развития мировой экономики и торговли, способных изменить динамику и направление грузопотоков в международном сообщении, можно выделить следующие:
В 2016 г. глобальные совокупные затраты на транспорт и логистику оценивались в US$ 8,23 трлн (порядка 10,9% мирового ВВП). Наиболее высокие темпы роста (свыше 30%) за последнее десятилетие были зафиксированы в 2007 г., что объяснялось бурным развитием азиатского рынка, в частности Китая, а также ряда других стран, таких как Россия, Индия, Бразилия. На долю логистического аутсорсинга (собственно рынка транспортно-логистических услуг в формате 2PL, 3PL, 4PL) приходится 50% мировых затрат на транспорт и логистику. В 2016 г. объем глобального рынка ТЛУ составил US$ 4,14 трлн, показав рост по сравнению с предыдущим годом в 1-1,2%.
В среднем мировой рынок ТЛУ растет темпами, превышающими динамику глобальной экономики (в текущих US$). При этом его доля в мировом ВВП после резкого падения в кризисном 2009 году (до 4,9%) постепенно увеличивалась и в 2016- 2017 гг. составила 5,6-5,7%. В 2017 г. на фоне роста мирового ВВП на 5,8% (в текущих US$) объем рынка логистического аутсорсинга увеличился на 7,6%, до US$ 4,46 трлн. Существенно возросли доходы от международных грузоперевозок вследствие ускорения роста мировой торговли, повышения цен на топливо и фрахтовых ставок. Причем увеличение объема ВВП и рынка ТЛУ в долларовом эквиваленте в той или иной степени ощутили на себе и страны ЕС, и развивающиеся государства, включая Россию.
Рисунок 3 - Динамика мирового ВВП (номинальный рост) и рынка логистического аутсорсинга, 2008-2018 гг., US$ млрд и %
Источник: МВФ - Международный Валютный Фонд [Электронный ресурс]
Согласно октябрьскому прогнозу МВФ, в 2018 г. номинальные темпы роста мирового ВВП должны были составить 6%, физический объем мировой торговли увеличиться более чем на 5%, что должно было позволить глобальному рынку ТЛУ вырасти на 7,7%, сохранив положительные тенденции 2017 г.
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Рынок ТЛУ |
||||||||||
Стоимостной объем, US$ млрд |
2983 |
3490 |
3835 |
4027 |
4137 |
4261 |
4098 |
4144 |
4457 |
4799 |
Индекс роста, % |
88,0% |
117,0% |
109,9% |
105,0% |
102,7% |
103,0% |
96,2% |
101,1% |
107,6% |
107,7% |
Грузоперевозки и экспедирование |
||||||||||
Стоимостной объем, US$ млрд |
1849,5 |
2024,2 |
2147,6 |
2255,1 |
2316,6 |
2343,5 |
2171,7 |
2175,4 |
2345,1 |
2532,7 |
Индекс роста, % |
80,2% |
109,4% |
106,1% |
105,0% |
102,7% |
101,2% |
92,7% |
100,2% |
107,8% |
108,0% |
Складские услуги |
||||||||||
Стоимостной объем, US$ млрд |
686,1 |
872,5 |
997,1 |
1047 |
1075,6 |
1129,1 |
1126,8 |
1160,2 |
1213,6 |
1281,6 |
Индекс роста, % |
101,2% |
127,2% |
114,3% |
105,0% |
102,7% |
105,0% |
99,8% |
103,0% |
104,6% |
105,6% |
Управленческие услуги |
||||||||||
Стоимостной объем, US$ млрд |
447,5 |
593,3 |
690,3 |
724,9 |
744,6 |
788,3 |
799 |
808 |
898,2 |
985 |
Индекс роста, % |
110,0% |
132,6% |
116,3% |
105,0% |
102,7% |
105,9% |
101,4% |
101,1% |
111,2% |
109,7% |
Мировой ВВП (МВФ) |
||||||||||
Стоимостной объем, US$ млрд |
60386 |
66011 |
73230 |
74619 |
76750 |
78833 |
74602 |
75653 |
80051 |
84836 |
Индекс роста, % |
94,7% |
109,3% |
110,9% |
101,9% |
102,9% |
102,7% |
94,6% |
101,4% |
105,8% |
106,0% |
Доля ТЛУ в ВВП, % |
4,9% |
5,3% |
5,2% |
5,4% |
5,4% |
5,4% |
5,5% |
5,5% |
5,6% |
5,7% |
Результаты. Объективно, Россия занимает относительно высокие позиции на мировом рынке транспортно-экспедиторских услуг (2,3% в 2017 г.), при этом существенно уступает в развитии складских и управленческих услуг. Именно в этих сегментах, по оценке экспертов, существует наибольший потенциал роста логистического аутсорсинга. Выручка в сегменте 3PL-услуг в 2017 г. составила US$ 3,6 млрд, а его доля в объеме российского рынка ТЛУ, оцениваемого в US$ 57,1 млрд (без трубопроводного транспорта) – 6,3%. Россия занимает весьма скромные позиции на мировом рынке 3PL-услуг, по объему операций российские логистические компании на порядок уступают мировым логистическим провайдерам, притом, что выручка последних на территории России составляет менее 1% от объема операций в Европе, Китае или США. В 2017 г. на фоне укрепления рубля и положительной динамики ВВП увеличилась доля России на мировом рынке ТЛУ – до 1,3%, главным образом за счет роста операций в сегменте грузоперевозок и экспедирования. Доля сегмента комплексных логистических услуг осталась на уровне 0,4%. В долларовом эквиваленте рынок логистического аутсорсинга России вырос на 25,2%, сегмент 3PLуслуг – на 27,1%.
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Рынок ТЛУ |
|||||||||||
Стоимостной объем,$ млрд |
2,0% |
1,7% |
1,8% |
1,9% |
2,0% |
2,0% |
1,6% |
1,1% |
1,1% |
1,3% |
1,2% |
Грузоперевозки и экспедирование |
|||||||||||
Стоимостной объем, $ млрд |
2,8% |
2,5% |
2,9% |
3,3% |
3,4% |
3,3% |
2,8% |
2,0% |
2,0% |
2,3% |
2,2% |
Складские услуги |
|||||||||||
Стоимостной объем, $ млрд |
0,4% |
0,3% |
0,3% |
0,3% |
0,3% |
0,3% |
0,3% |
0,3% |
0,3% |
0,3% |
0,3% |
Управленческие услуги |
|||||||||||
Стоимостной объем,$ млрд |
0,15% |
0,09% |
0,09% |
0,09% |
0,09% |
0,09% |
0,09% |
0,09% |
0,09% |
0,09% |
0,09% |
Рынок 3PL-услуг |
|||||||||||
Стоимостной объем,$ млрд |
0,5% |
0,4% |
0,5% |
0,5% |
0,6% |
0,7% |
0,6% |
0,4% |
0,4% |
0,4% |
0,4% |
Доля ВВП РФ в мировой экономике |
|||||||||||
Стоимостной объем, $ млрд |
2,8% |
1,7% |
1,8% |
1,9% |
2,0% |
2,0% |
1,6% |
1,1% |
1,1% |
1,3% |
1,2% |
Заключение.
В основу прогноза рынка ТЛУ до 2022 г. положен анализ динамики в 2012-2018 гг. и предполагаемое изменение темпов роста основных сегментов рынка (физических и стоимостных показателей) с учетом прогнозных показателей развития экономики РФ (консервативный прогноз МЭР РФ, октябрь 2018 г.).
Консервативный сценарий основывается на предположении о существенном замедлении темпов роста мировой экономики, что обусловит снижение спроса на энергоресурсы и другие товары, следствием чего станет снижение мировых цен на них. Соответственно негативное воздействие на экономический рост в консервативном сценарии будет оказывать слабый глобальный спрос на товары российского экспорта.
Согласно прогнозу МЭР РФ, в 2018-2022 гг. среднегодовые темпы роста (номинальные) российского ВВП составят 3,3%. Показатель темпа роста за этот же период в целом по рынку логистического аутсорсинга прогнозируется на уровне 4,7%, доля ТЛУ в ВВП РФ в 2022 г. составит 3,45%.
Рецензии:
19.05.2019, 17:24 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Харитоновой А. Е., Букур К. М. и Разумовой В. Н. рассмотрены основные макроэкономические показатели, влияющие на рынок транспортно-логистических услуг, дан анализ развития основных сегментов глобального логистического рынка в 2017-2018 гг. и прогноз до 2022 г. Авторы установили, что доля ТЛУ в ВВП РФ в 2022 г. составит 3,45%. Цель работы достигнута. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, С. А. Яцкий
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий