Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №69 (май) 2019
Разделы: Экономика
Размещена 15.05.2019. Последняя правка: 15.05.2019.
Просмотров - 2236

ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

Разумова Виктория Николаевна

Магистр

Российский государственный аграрный университет - Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева

Студент

Букур Кристина Маратовна, студент, магистр, Российский государственный аграрный университет - Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева. Харитонова Анна Евгеньевна, старший преподаватель,кандидат экономических наук, Российский государственный аграрный университет - Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева


Аннотация:
В статье рассматриваются основные макроэкономические показатели, влияющие на рынок транспортно-логистических услуг, анализ развития основных сегментов глобального логистического рынка в 2017-2018 гг. и прогноз до 2022 г. Среди долгосрочных тенденций развития мировой экономики и торговли, способных изменить динамику и направление грузопотоков в международном сообщении, можно выделить нестабильную мировую экономическую конъюнктуру, переходное состояние глобальной экономики, повышение стоимости заемных средств, высокая изменчивость финансовых рынков, рост конкуренции.


Abstract:
The article discusses the main macroeconomic indicators affecting the market of transport and logistics services, an analysis of the development of the main segments of the global logistics market in 2017-2018. and forecast up to 2022. Among the long-term trends in the global economy and trade that can change the dynamics and direction of international traffic, unstable global economic conditions, the transition state of the global economy, rising cost of borrowed funds, high volatility of financial markets, increased competition.


Ключевые слова:
транспорт; логистика; макроэкономика; ВВП; импорт товаров; экспедирование

Keywords:
transport; logistics; macroeconomics; GDP; import of goods; forwarding


УДК 33

Актуальность. Исследование международного рынка логистического аутсорсинга носит комплексный характер и содержит подробный анализ развития основных сегментов: грузоперевозки и  транспортно-экспедиционное сопровождение (далее – экспедирование). В статье рассмотрены оценки объема рынка логистики в натуральном и стоимостном выражении. Представлен анализ конкурентной среды, финансовых результатов работы российских и зарубежных транспортно-логистических компаний.

Цель работы: изучение и прогноз основных макроэкономических показателей, влияющих на международный рынок ТЛУ.

В ходе исследования были поставлены и решены следующие задачи:

  • Рассмотрены основные макроэкономические показатели, влияющие на рынок;
  • Изучена динамика и структура мирового рынка ТЛУ;
  • Определены позиции России на мировом рынке ТЛУ и 3PL-услуг .

Научная новизна обусловлена тем, что в статье используются данные об изменении основных сегментов рынка транспортно-логистических услуг в настоящее время и прогноз до 2022 г.

Основными факторами, определяющими спрос на транспортно-логистические услуги, являются динамика мировой экономики и международного товарообмена, глобализация грузопотоков и усложнение схем доставки, потребности в оптимизации расходов, связанных с перевозкой, хранением и дистрибуцией товаров.

Основным фактором роста мировой экономики и торговли в 2017-2018 гг. стало завершение отрицательной фазы делового цикла и повышение мировых цен на сырьевые товары. По данным МВФ, в 2017 г. темпы роста мирового ВВП относительно предыдущего года повысились до 3,7%, в развитых странах ВВП вырос на 2,3%, в том числе в США – на 2,2%, Еврозоне – на 2,4%. Развивающиеся страны демонстрировали более динамичный экономический рост – 4,7%, в том числе Китай – 6,9%, Индия – 6,7%.

Согласно прогнозу МВФ (октябрь 2018 г.), темпы роста мировой экономики в 2018-2019 гг. составят 3,7% с последующим снижением до 3,6% в 2020-2022 гг. Темпы прироста ВВП США в 2018 г. оцениваются в 2,9%, однако удержать их на таком уровне в последующие три года, скорее всего, не удастся. Понижен прогноз роста экономики Еврозоны и Японии, что отражает более низкую динамику внутреннего спроса и экспорта.

По оценке МВФ, наблюдаемое ускорение глобального роста в значительный степени носит циклический характер, обусловленный восстановлением после периода слабой экономической динамики.

 

Рисунок 1 – Динамика роста ВВП мировой экономики в 2008-2017 гг., прогноз до 2022 г., % к предыдущему году

Источник: МВФ - Международный Валютный Фонд [Электронный ресурс]

В среднесрочной перспективе сохраняются риски ухудшения ситуации и снижения темпов роста на фоне развития таких явлений как протекционизм, санкционное давление, расширение торговых войн, которые способны негативно повлиять на динамику мировой экономики и торговли. Это может подорвать восстановление экономики и снизить среднесрочные перспективы роста, как за счет прямого воздействия на распределение ресурсов и товаропотоков, так и за счет повышения неопределенности и уменьшения инвестиций. По оценке МВФ, последствия торговых войн в полной мере скажутся в 2019 г.

По данным МВФ, в 2017 г. темпы роста мирового импорта (за базисный период принимается предыдущий год) повысились до 5,6%. Важнейшими факторами роста стало оживление инвестиционного спроса и увеличение импорта как развитыми, так и развивающимися странами. В 2018 г. рост мирового импорта по оценке должен был составить 5,0%, в том числе развивающихся стран – 6,3%. В последующие четыре года прогнозируется снижение динамики с 4,4% до 4,0%.

 

Рисунок  2 – Динамика мирового импорта товаров в 2008-2017 гг., прогноз до 2022 г., %

Источник: МВФ - Международный Валютный Фонд [Электронный ресурс]

В странах с формирующимся рынком и развивающихся странах ожидается повышение темпов экономического роста с 4,7% в 2018-2019 гг. до 4,9% в 2020-2021 гг., чему будет способствовать снижение инфляции, базовых процентных ставок, проведение политики по стимулированию инвестиций и внутреннего потребления. Данная группа стран испытывает мощное влияние следующих факторов: рост цен на нефть, повышение доходности в США, укрепление доллара США, напряженность в торговой сфере и геополитические конфликты. Прогнозы для регионов и отдельных стран, таким образом, отличаются в зависимости от того, как эти глобальные силы взаимодействуют с внутренними специфическими факторами. Финансовые условия в целом по-прежнему благоприятствуют росту, хотя между странами наблюдаются различия в силу экономических детерминантов и политической неопределенности.

В Китае продолжится политика управляемого умеренного снижения темпов роста при сохранении платежеспособности ведущих китайских банков и корпораций. В 2018-2022 гг. темпы роста ВВП Китая снизятся – с 6,6 до 5,7%, прежде всего в результате замедления роста кредитования и инвестиций на фоне сворачивания стратегической поддержки государства и ужесточения налогово-бюджетной политики. Рост будет поддерживаться мерами по стимулированию внутреннего спроса за счет повышения доходов и потребления домашних хозяйств, а также развитием инфраструктурных проектов.

Замедление глобального роста будет оказывать сдерживающее влияние на динамику спроса на сырьевые товары. В частности, снижение темпов роста китайской экономики в среднесрочной перспективе негативно скажется на конъюнктуре рынков базовых металлов и угля, где Китай является крупнейшим потребителем.

Риски ухудшения ситуации в мировой экономике. В среднесрочной перспективе основные негативные тенденции могут реализоваться, прежде всего, в результате усиления торгового протекционизма, высокой геополитической неопределенности, ухудшения ситуации на финансовых рынках. Сохранение бюджетного дефицита во многих развивающихся странах может привести к увеличению бремени внешнего долга и снижению возможностей государства по стимулированию роста.

Среди долгосрочных тенденций развития мировой экономики и торговли, способных изменить динамику и направление грузопотоков в международном сообщении, можно выделить следующие:

  • Нестабильная мировая экономическая конъюнктура, переходное состояние глобальной экономики, повышение стоимости заемных средств, высокая изменчивость финансовых рынков, рост конкуренции.
  • Переориентация капиталов с рынков развивающихся стран на рынки США (в отрасли и производства нового технологического цикла), частичное возвращение высокотехнологичных промышленных производств на территорию развитых стран (реинсорсинг/решоринг).
  • Замедление темпов роста китайской экономики, ориентация на развитие внутреннего рынка, изменение структуры инвестиций: от материало- и трудоемких производств – к капиталоемким и высокотехнологичным.
  • Рост деглобализационных, протекционистских и изоляционистских тенденций, усиление влияния геополитики на внешнюю торговлю и инвестиции, возможный отход от многосторонней системы торговли на основе устоявшихся правил.
  • Повышение торговых барьеров – нарушение глобальных цепочек поставок, замедление распространения новых технологий.

В 2016 г. глобальные совокупные затраты на транспорт и логистику оценивались в US$ 8,23 трлн (порядка 10,9% мирового ВВП). Наиболее высокие темпы роста (свыше 30%) за последнее десятилетие были зафиксированы в 2007 г., что объяснялось бурным развитием азиатского рынка, в частности Китая, а также ряда других стран, таких как Россия, Индия, Бразилия. На долю логистического аутсорсинга (собственно рынка транспортно-логистических услуг в формате 2PL, 3PL, 4PL) приходится 50% мировых затрат на транспорт и логистику. В 2016 г. объем глобального рынка ТЛУ составил US$ 4,14 трлн, показав рост по сравнению с предыдущим годом в 1-1,2%.

В среднем мировой рынок ТЛУ растет темпами, превышающими динамику глобальной экономики (в текущих US$). При этом его доля в мировом ВВП после резкого падения в кризисном 2009 году (до 4,9%) постепенно увеличивалась и в 2016- 2017 гг. составила 5,6-5,7%. В 2017 г. на фоне роста мирового ВВП на 5,8% (в текущих US$) объем рынка логистического аутсорсинга увеличился на 7,6%, до US$ 4,46 трлн. Существенно возросли доходы от международных грузоперевозок вследствие ускорения роста мировой торговли, повышения цен на топливо и фрахтовых ставок. Причем увеличение объема ВВП и рынка ТЛУ в долларовом эквиваленте в той или иной степени ощутили на себе и страны ЕС, и развивающиеся государства, включая Россию.

 

Рисунок 3 - Динамика мирового ВВП (номинальный рост) и рынка логистического аутсорсинга, 2008-2018 гг., US$ млрд и %

Источник: МВФ - Международный Валютный Фонд [Электронный ресурс]

Согласно октябрьскому прогнозу МВФ, в 2018 г. номинальные темпы роста мирового ВВП должны были составить 6%, физический объем мировой торговли увеличиться более чем на 5%, что должно было позволить глобальному рынку ТЛУ вырасти на 7,7%, сохранив положительные тенденции 2017 г.

Таблица 1 - Динамика мирового ВВП и рынка ТЛУ в текущих ценах, 2009-2018 гг., US$ млрд и %               

 

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Рынок ТЛУ

Стоимостной объем, US$ млрд

2983

3490

3835

4027

4137

4261

4098

4144

4457

4799

Индекс роста, %

88,0%

117,0%

109,9%

105,0%

102,7%

103,0%

96,2%

101,1%

107,6%

107,7%

Грузоперевозки и экспедирование

Стоимостной объем, US$ млрд

1849,5

2024,2

2147,6

2255,1

2316,6

2343,5

2171,7

2175,4

2345,1

2532,7

Индекс роста, %

80,2%

109,4%

106,1%

105,0%

102,7%

101,2%

92,7%

100,2%

107,8%

108,0%

Складские услуги

Стоимостной объем, US$ млрд

686,1

872,5

997,1

1047

1075,6

1129,1

1126,8

1160,2

1213,6

1281,6

Индекс роста, %

101,2%

127,2%

114,3%

105,0%

102,7%

105,0%

99,8%

103,0%

104,6%

105,6%

Управленческие услуги

Стоимостной объем, US$ млрд

447,5

593,3

690,3

724,9

744,6

788,3

799

808

898,2

985

Индекс роста, %

110,0%

132,6%

116,3%

105,0%

102,7%

105,9%

101,4%

101,1%

111,2%

109,7%

Мировой ВВП (МВФ)

Стоимостной объем, US$ млрд

60386

66011

73230

74619

76750

78833

74602

75653

80051

84836

Индекс роста, %

94,7%

109,3%

110,9%

101,9%

102,9%

102,7%

94,6%

101,4%

105,8%

106,0%

Доля ТЛУ в ВВП, %

4,9%

5,3%

5,2%

5,4%

5,4%

5,4%

5,5%

5,5%

5,6%

5,7%

               

Результаты. Объективно, Россия занимает относительно высокие позиции на мировом рынке транспортно-экспедиторских услуг (2,3% в 2017 г.), при этом существенно уступает в развитии складских и управленческих услуг. Именно в этих сегментах, по оценке экспертов, существует наибольший потенциал роста логистического аутсорсинга. Выручка в сегменте 3PL-услуг в 2017 г. составила US$ 3,6 млрд, а его доля в объеме российского рынка ТЛУ, оцениваемого в US$ 57,1 млрд (без трубопроводного транспорта) – 6,3%. Россия занимает весьма скромные позиции на мировом рынке 3PL-услуг, по объему операций российские логистические компании на порядок уступают мировым логистическим провайдерам, притом, что выручка последних на территории России составляет менее 1% от объема операций в Европе, Китае или США. В 2017 г. на фоне укрепления рубля и положительной динамики ВВП увеличилась доля России на мировом рынке ТЛУ – до 1,3%, главным образом за счет роста операций в сегменте грузоперевозок и экспедирования. Доля сегмента комплексных логистических услуг осталась на уровне 0,4%. В долларовом эквиваленте рынок логистического аутсорсинга России вырос на 25,2%, сегмент 3PLуслуг – на 27,1%.

Таблица 2 - Доля РФ в мировом рынке ТЛУ и ВВП, 2008-2018 гг. 

 

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Рынок ТЛУ

Стоимостной объем,$ млрд

2,0%

1,7%

1,8%

1,9%

2,0%

2,0%

1,6%

1,1%

1,1%

1,3%

1,2%

Грузоперевозки и экспедирование

Стоимостной объем, $ млрд

2,8%

2,5%

2,9%

3,3%

3,4%

3,3%

2,8%

2,0%

2,0%

2,3%

2,2%

Складские услуги

Стоимостной объем, $ млрд

0,4%

0,3%

0,3%

0,3%

0,3%

0,3%

0,3%

0,3%

0,3%

0,3%

0,3%

Управленческие услуги

Стоимостной объем,$ млрд

0,15%

0,09%

0,09%

0,09%

0,09%

0,09%

0,09%

0,09%

0,09%

0,09%

0,09%

Рынок 3PL-услуг

Стоимостной объем,$ млрд

0,5%

0,4%

0,5%

0,5%

0,6%

0,7%

0,6%

0,4%

0,4%

0,4%

0,4%

Доля ВВП РФ в мировой экономике

Стоимостной объем, $ млрд

2,8%

1,7%

1,8%

1,9%

2,0%

2,0%

1,6%

1,1%

1,1%

1,3%

1,2%

Заключение.

В основу прогноза рынка ТЛУ до 2022 г. положен анализ динамики в 2012-2018 гг. и предполагаемое изменение темпов роста основных сегментов рынка (физических и стоимостных показателей) с учетом прогнозных показателей развития экономики РФ (консервативный прогноз МЭР РФ, октябрь 2018 г.).

Консервативный сценарий основывается на предположении о существенном замедлении темпов роста мировой экономики, что обусловит снижение спроса на энергоресурсы и другие товары, следствием чего станет снижение мировых цен на них. Соответственно негативное воздействие на экономический рост в консервативном сценарии будет оказывать слабый глобальный спрос на товары российского экспорта.

Согласно прогнозу МЭР РФ, в 2018-2022 гг. среднегодовые темпы роста (номинальные) российского ВВП составят 3,3%. Показатель темпа роста за этот же период в целом по рынку логистического аутсорсинга прогнозируется на уровне 4,7%, доля ТЛУ в ВВП РФ в 2022 г. составит 3,45%.

Библиографический список:

1. Международная статистика : учебник для магистров / под ред. Б. И. Башкатова, А. Е. Суринова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 701 с. — Серия : Учебники НИУ ВШЭ.
2. Основы международной статистики: Учебник/Под ред.Ю.Н. Иванова.-М.:ИНФРА-М,2011.-621с / А. Н. Воробьев, Ю. Н. Иванов, С. Е. Казаринова и др. — ИНФРА-М г. Москва, 2011. — 621 с.
3. Организация статистики за рубежом /Л. И. Нестеров. -Науч.-попул. изд. -М.:ИИЦ "Статистика России",2006. -155 с.
4. Российский статистический ежегодник. 2018: Стат.сб./Росстат. - Р76 М., 2018 – 694 с.
5. Россия и страны мира. 2018: Стат.сб./Росстат. - M., 2018. – 375 c.
6. Рынок логистического аутсорсинга. Итоги 2017-2018 и прогноз до 2022 г. - M.A. Research (ИП Симонова Л.Н.), 2018 – 450 стр.
7. Транспорт в России. 2018: Стат.сб./Росстат. -Т65 М., 2018. - 101 с.
8. Министерство экономического развития Российской Федерации Фонд [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/main - Дата доступа: 22.04.2019
9. МВФ - Международный Валютный Фонд [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.imf.org/external/russian/index.htm - Дата доступа: 22.04.2019
10. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.customs.ru/ - Дата доступа: 22.04.2019




Рецензии:

19.05.2019, 17:24 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Харитоновой А. Е., Букур К. М. и Разумовой В. Н. рассмотрены основные макроэкономические показатели, влияющие на рынок транспортно-логистических услуг, дан анализ развития основных сегментов глобального логистического рынка в 2017-2018 гг. и прогноз до 2022 г. Авторы установили, что доля ТЛУ в ВВП РФ в 2022 г. составит 3,45%. Цель работы достигнута. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, С. А. Яцкий



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх