Белорусский государственный экономический университет
Студент
Герасенко Владимир Петрович, доктор, профессор, кафедра национальной экономики и государственного управления, Белорусский государственный экономический университет
УДК 338.22.021.4
Введение
В середине ХХ века западные страны сформировали идею «социального благополучия» и взялись за её реализацию. После войны наблюдался серьезный кризис как в экономике, так и в общества. Идея общества «социального благополучия» являлась обнадеживающей для социума. Система была нелостаточно гибкой, сокращала стремление населения к труду путем реализации обширных и всеобъемлющих социальных программ, что содействовало рост налогов. По итогам выхода из кризиса и роста благосостояния приоритеты общества менялись, что привело систему к невозможности ее дальнейшей реализации. К концу ХХ века процесс глобализации, появление новых технологий производства обозначили новые вопросы перед руководством стран, содействуя поиску новых путей формирования и осуществления социальной политике. Универсальной модели социальной политики, которая в полной удовлетворяла бы население, бизнес и государство ещё не найдено.
Актуальность данного исследования заключается в значительном количестве социальных программ, которые не достигают поставленных целей, а также неэффективному расходованию денежных средств при финансировании социальных программ.
Цель работы – определение эффективности финансирования социальных программ и рост эффективности их финансирования.
Задачи работы – выявление неэффективной реализации государственных социальных программ, а также анализ способов повышения эффективности финансирования соответствующих программ.
Материалами статьи являются разработки отечественных и зарубежных исследователей в области оценки эффективности государственных программ, отчеты об эффективности выполнения государственных программ в Республике Беларусь.
Методы, используемые в статье: описание, сравнение, обобщение, индукция, дедукция, систематизация, сравнительный анализ.
Научная новизна обусловлена тем, что в работе предлагаются конкретные механизмы принятия рациональных, эффективных решений по вопросам и методам финансирования государственных социальных программ.
Основной текст:
Государство осуществляет контроль в соответствии с законодательством за деятельностью некоммерческих организаций; целевым использованием фондов денежных средств; разработкой социальных программ; сбором налогов и их перераспределением с целью защиты малообеспеченных и незащищённых категорий граждан.
Бюджет социальной политики – это совокупность источников финансирования, используемых для реализации мероприятий социальной политики. Бюджет социальной политики состоит из консолидированного государственного бюджета (включает республиканский бюджет, бюджеты административно-территориальных единиц), бюджеты государственных внебюджетных фондов социального характера и бюджеты иных целевых фондов, средства работодателей, бюджеты домохозяйств, формируемые за счет поступлений социальных трансфертов и вознаграждений за труд субъектов домохозяйства.
Бюджет социальной политики состоит из следующих элементов:
Любое государство заинтересовано в рационализации расходов своего бюджета, значительная часть которых осуществляется в рамках социальной политики. Поэтому при разработке социальной политики и обосновании ее бюджета важно определить основные направления реализации социальной политики и обеспечить их реализацию в обязательном порядке.
Подавляющее большинство социальных программ и услуг еще на данный момент не подвергается строгой оценке, а из тех, которые были подвергнуты строгой оценке, большинство (75%), включая те, которые опираются на мнения экспертов и менее строгие исследования, оказывают небольшие или нулевые эффекты, а в некоторых случаях негативные последствия. Эта ситуация обусловлена, как правило, отсутствием глубокого анализа программ на стадии их формирования и предложения. [2]
Направления изменений бюджета социальной политики в Республике Беларусь с целью увеличения эффективности:
Наличие большого количества законодательных документов ставит вопрос о доступности информации для населения. Граждане должны быть достаточно информированы о мерах и порядке предоставления социальных услуг и льгот. [4]
Заключение
Получатели денежных средств должны показать, что они тратят финансовые ресурсы на программы, основанные на строгих оценках, свидетельствующих о положительном влиянии на развитие или достижения детей, измеряемых такими результатами, как беременность в подростковом возрасте, успеваемость, трудоустройство и заработок у молодых людей, снижение показателей лишения свободы. Во-вторых, они должны оценивать свои программы с использованием научных разработок и при помощи привлечения независимых аналитиков, чтобы гарантировать, что они продолжают оказывать положительное воздействие и реформировать программы. Социальная защита населения по своей специфике, не приносит прибыль, поэтому её нельзя считать бизнес – структурой. Оказываемые ею услуги, по большому счету, являются благотворительными и носят безвозмездный характер. И именно по этой причине рассчитать точную экономическую эффективность от внедрения разработанных мероприятий не предстает возможным.
Рецензии:
21.05.2019, 10:17 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: статья требует доработки, автор заявляет, что цель исследования-определение эффективности финансирования социальных программ и рост эффективности их финансирования, но в изложенном материале эффективность в принципе отсутствует. представленная статья не может быть рекомендована к публикации
Комментарии пользователей:
19.05.2019, 15:58 Яцкий Сергей Александрович Отзыв: В статье Герасенко В. П. и Козловского Е. Г. сделана заявка на определение эффективности финансирования социальных программ и рост эффективности их финансирования. Однако авторы ограничились общими фразами и не предложили методику оценки эффективности финансирования социальных программ. Цель работы не достигнута. Поэтому данная статья не рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, С. А. Яцкий |